Энциклопедия мифологии

Цай-шэнь

(«бог богатства», «боги богатства»), в поздней китайской народной мифологии боги богатства. Ц.-ш. особо почитали торговцы. Ц.-ш., как и китайские чиновники, делились на гражданских и военных. В качестве гражданского Ц.-ш. в одних местах (напр., в северных и северо-западных провинциях) чтили легендарного героя Би-ганя, а в других знаменитого богача 3 в. н. э. Ши Чуна, славившегося также и своей учёностью. В качестве основного военного Ц.-ш. в большинстве районов Китая, но особенно на юге, чтили полководца 3 в. н. э. Гуань Юя (см. Гуань-ди), но в некоторых местах в качестве военного Ц.-ш. выступал полководец и сановник 8 в. Го Цзы-и. На народных картинах обычно изображали одновременно обоих Ц.-ш. (одного в одежде полководца вверху, другого в одеянии сановника - внизу) или встречу гражданским Ц.-ш. как хозяином дома военного Ц.-ш. Такое изображение сулило как бы двойное богатство. В качестве Ц.-ш. почитался некто Чжао Гун-мин или Чжао-юаньшуай; его называют также Сю-аньтань Чжао-юаныцуай («главнокомандующий Чжао Тёмной террасы»). Сюань - черный цвет с красным отливом считался цветом севера, а именно: на северной террасе (алтаре) ему приносились жертвы. В некоторых местностях, например в провинции Цзянсу, его называли бодхисатвой Тёмной террасы и считали гражданским Ц.-ш. Там он почитался более других Ц.-ш. На народных картинах его изображали в виде страшного человека с волосами, торчащими за ушами, с бянь (оружие типа плети, напоминающее тонкий меч, похожий на бамбуковую палку) в руке, сидящим верхом на драконе или тигре. Иногда Чжао изображали, подобно другим божествам, сидящим за длинным жертвенным столом, на котором лежат слитки серебра и стоит курильница. В некоторых местностях Китая, например в Пекине, провинциях Цзянсу, Сычуань, этот Ц.-ш. считается мусульманином, поэтому в качестве жертвенных угощений ему не подают свинину. Мусульманский Ц.-ш. изображается обычно похожим не на китайца, а на иноземца. Такой Ц.-ш. в народе зовётся хуэйхуэй Ц.-ш. («мусульманский Ц.-ш.»).
По даосской мифологии, на небесах существует министерство финансов (богатства), во главе которого стоят Чжао-бао тянь-цзюнь («небесный государь, призывающий сокровища») и На-цянь тянь-цзюнь («небесный государь, приносящий деньги»), иногда считается, что во главе этого министерства главнокомандующий Чжао, которому помогают два сановника: Сяо Шэнь и Цао Бао - реальные исторические деятели, канонизированные после смерти. Однако все эти персонажи, кроме Чжао, мало популярны. Гораздо более известен Цзэнфу ц.-ш. («бог богатства, прибавляющий счастья»), который в одних местностях ассоциируется с Ви-ганем (Пекин), в других с Чжао Гун-мином (провинция Сычуань), в третьих выступает как особое божество (провинция Цзянсу). Цзэнфу ц.-ш. нередко входит в свиту более значительного бога богатства, наряду с Ли-ши сянь-гуанем («бессмертный чиновник торговых прибылей») и Чжао-цай тун-цзы («отрок, призывающий богатства»). К свите Ц.-ш. принадлежат также бог монет Лю Хай и бессмертные двойники Хэ-Хэ. На народных картинах Ц.-ш. нередко изображается вместе с супругой Цай-му («матушка богатства»), часто рисуется встреча Ц.-ш. хозяином дома, что отражает реально существовавший обычай, приуроченный к началу лунного года. В некоторых местностях, например в провинции Фуцзянь, считалось, что Ц.-ш. возвращается на землю вместе с Тянь-гуанем («небесным чиновником»), приносящим счастье, и Си-шэ-нем («духом радости»).
Известны постоянные атрибуты Ц.-ш., набор которых изображался на народных картинах: дракон, составленный из монет (цяньлун), или дракон, изрыгающий деньги, конь, приносящий сокровища (баома), ваза с накопленными драгоценностями (цзюйбаопэнь), слитки серебра (юань-бао), по форме напоминающие туфельку, дерево, на котором растут монеты (яоцяньшу), ветки кораллов, жемчужины и пр. Часто изображается, как весёлые мальчуганы (видимо, из свиты бога богатства) трясут яоцяньшу и монеты сыплются дождём. Не исключено, что образ яоцяньшу восходит к буддийским представлениям о различного рода чудесных деревьях с золотыми плодами или плодами, которые, падая, превращаются в золото.
Особый тип Ц.-ш. называется Улу Ц.-ш. («бог богатства пяти дорог» или «пяти направлений»). Существуют весьма различные истолкования этого образа. По одной версии, этот образ восходит к некоему человеку по имени У-лу («пять дорог») и по фамилии Хэ (14 в.), который был убит разбойниками и потом стал объектом культа. По другой версии, речь идёт не об одном божестве, а о пяти сразу и связывается с именами пяти сыновей евнуха Гу Си-фэна (6 в.), культ которых был популярен на протяжении веков. По третьей версии, речь идёт о пяти раскаявшихся разбойниках, облагодетельствовавших окрестное население. Существует и толкование этого понятия как связанного с пятью направлениями (четыре стороны света и центр) и даже как собирательное обозначение пяти категорий домашних духов-хранителей: духов дома, дверей, очага, переулка (или торгового ряда) и центра жилища. Культ Улу Ц.-ш. распространён главным образом в Центральном и Южном Китае. Поскольку изображения Ц.-ш. нередко вывешивались под новый год на дверях домов, то Ц.-ш. иногда рассматривают и как особый вид богов дверей - мэнь-шэней.
Лит.: Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966, с. 160-71; Нагао Рюдзо, Сина миндзоку си (Описание китайских обычаев), ч. 2, Токио, 1940, с. 166-78; Day С. В., Shanghai invites the God of Wealth, «China Journal», 1928, June.
Б. Л. Рифтин.


Смотреть значение Цай-шэнь в других словарях

Вэнь-шэнь — (кит. духи эпидемий) - в китайской мифологии пять духов,соответствуют сторонам света (четыре стороны + центр) и сезонным эпидемиям.
Большой энциклопедический словарь

Доу-шэнь — в китайской мифологии бог оспы. Защищал от болезни.
Большой энциклопедический словарь

Кайлу-шэнь — в китайской мифологии божество, защищающее могилы от нечистойсилы. Его изображали в красном одеянии, с синим лицом, с копьем и печатьюв руках.
Большой энциклопедический словарь

Мэнь-шэнь — в китайской мифологии духи ворот и дверей.
Большой энциклопедический словарь

Си-шэнь — в китайской мифологии дух - покровитель новобрачных, любви инаслаждения. Изображался в зеленых одеждах, с иероглифом "си" ("радость")в руке.
Большой энциклопедический словарь

У Фан-шэнь — (кит. духи пяти сторон) - в китайской мифологии духи пятинаправлений: четырех сторон света и центра.
Большой энциклопедический словарь

Хо Шэнь — в китайской мифологии дух огня.
Большой энциклопедический словарь

Цай-шень — в китайской мифологии боги богатства: Би-чань, Ши Чун, Гуань Юйи др.
Большой энциклопедический словарь

Цань-шэнь — в китайской мифологии богиня шелководства. Изображалась в видедевицы, иногда с конской головой.
Большой энциклопедический словарь

Целань-шэнь — в китайской мифологии духи - хранители монастырей и храмов.
Большой энциклопедический словарь

Ши Шэнь — китайский астроном (4 в. до н. э.). Автор древнейшего звездногокаталога "Синг-Чинг", содержавшего 800 звезд.
Большой энциклопедический словарь

Шэнь — в китайской мифологии название божеств-духов.
Большой энциклопедический словарь

Шэнь-нун — в китайской мифологии культурный герой-земледелец и собирательтрав.
Большой энциклопедический словарь

Тан Цай-чан — (ум. 23.VIII.1900) - один из руководителей левого крыла бурж.-помещичьего реформаторского движения в Китае в кон. 19 в. (см. "Сто дней реформ"). В 1900 вступил на путь революц. борьбы........
Советская историческая энциклопедия

Цай Лунь — (ум. 114) - кит. гос. деятель и изобретатель бумаги. В 75 попал в императорский дворец в качестве евнуха. Впоследствии дослужился до высоких придворных должностей. В 105 изготовил........
Советская историческая энциклопедия

Цай Хэ-сэнь — (1895-1932) - один из первых пропагандистов марксизма в Китае, деятель Коммунистич. партии Китая (КПК). Род. в семье крестьянина-бедняка. Учился в 1-м пед. училище г. Чанша. В........
Советская историческая энциклопедия

Цай Юань-пэй — (Цай Цзе-мин) (1868-1940) - кит. политич. деятель, ученый. С 1904 - пред. созданного им вместе с др. бурж. революционерами антиманьчжурского об-ва Гуанфухой. В 1907 изучал философию,........
Советская историческая энциклопедия

Цай — Китайская княжеская династия, правившая в 1122-447 гг. до Р. Х. в княжестве , ветвь Чжоу. Родоначальником династии был -шу Ду - младший брат первого императора из рода Чжоу........
Исторический словарь

Цай Лунь — (умер в 114 г.) - китайский государственный деятель и изобретатель бумаги. В 75 г. попал в императорский дворец в качестве евнуха. Впоследствии дослужился до высоких придворных........
Исторический словарь

Цай Юань-пэй — (Цай Хаоцин, 1868-1940) - кит. педагог, ученый и политич. деятель, участник революц.-демократич. движения. Будучи министром просвещения Временного правительства Китайской........
Философский словарь

Посмотреть еще слова :