Философский словарь

Антропология Культурная

(cultural anthropology), реже — социальная или социально-культурная А. — преимущественно в англоязычных странах, в последние десятилетия — во Франции и других странах континентальной Европы — наука о культуре во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. При этом культура понимается в предельно широком смысле как совокупность материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения. Для современной культурной А. характерны холистский подход (см.: Холизм) к изучению культурных явлений, понимание культуры как формы биосоциальной адаптации, а также — этический и методологический принцип культурного релятивизма, постулирующий универсальную ценность каждой культуры вне зависимости от стадиального уровня ее развития. В качестве субдисциплин, отражающих уровень генерализации знаний, выделяют этнографию — описание культуры конкретного современного народа и этнологию — сравнительный анализ культур. Сама же культурная А. выступает как обобщенное знание об основных институтах человеческой культуры, представленных в универсальной интерэтнической форме. Кроме этого существует большое количество сфер специализации, в том числе: экологическая, экономическая, политическая, урбанистическая, аграрная, медицинская А., А. труда, А. образования и т.д. От других социальных наук культурную А. традиционно отличала преимущественная ориентация на изучение культур бесписьменных народов, а также — специфический метод непосредственного наблюдения, используемый для сбора информации при проведении "полевых исследований" (экспедиций). Как самостоятельная наука культурная А., первоначально под названием этнология, оформляется в конце 30-начале 40-х 19 в. Термин А. закрепляется с начала 70-х 19 ст. Преподавание А. как учебной дисциплины начинается в 1879 в США (Рочестерский университет) и в 1884 в Великобритании (Оксфордский университет). Формированию современной А. предшествовал длительный период развития антропологической мысли, истоки которого могут быть прослежены с эпохи античности. Так, Демокритом и Титом Лукрецием Каром были сформулированы оригинальные концепции антропо- и социогенеза, Гиппократ предложил идею о природно-географической обусловленности социально-психологических и политических явлений, Корнелий Тацит противопоставил цивилизованность дикости, отметив моральные преимущества последней. Активизация развития антропологических идей в Европе 16-18 вв. была обусловлена резким увеличением объема этнографической информации в результате Великих географических открытий. Значительную популярность в это время приобрела концепция "счастливого дикаря", развитая в трудах П. Мортира, М. Монтеня, Руссо и Дидро. На формирование А. 19 века большое влияние оказали идеи исторического прогресса, сформулированные А. Фергюсоном, Кондорсе и Тюрго. Значительным было и влияние немецкой классической философии, в первую очередь, работ Гердера, а также так называемой "мифологической школы" — компаративистского направления в европейской фольклористике и этнографии конца 18-начала 19 вв. Исторически первым чисто антропологическим направлением стал сформировавшийся во второй половине 19 в. в Великобритании и США эволюционизм. Его наиболее известные представители Тайлор и Морган полагали, что все народы и отдельные институты культуры (например, семья, религия и т.д.) проходят определенные эволюционные стадии развития. Именно этим обяснялось культурное разнообразие человечества. В отличие от эволюционистов представители так называемого диффузионизма объясняли культурную дифференциацию явлениями межкультурных контактов. Так, лидеры Германо-Австрийской школы диффузионизма Ф. Гребнер и В. Шмидт утверждали, что все значимые элементы культуры были изобретены однажды в пределах нескольких "культурных кругов" и потом распространились (диффузировали) между другими народами. Представители Английской школы диффузионизма У. Смит и Э. Пери полагали, что центром происхождения важнейших элементов цивилизации является древний Египет. В начале 20 в. с критикой эволюционизма выступил основоположник школы культурного партикуляризма в США Боас, который отвергал возможность генерализации в сфере культурных явлений, подчеркивал уникальность каждой культуры и постулировал принцип культурного релятивизма. Боас подчеркивал необходимость собирания как можно большего количества полевых материалов, противопоставляя его схоластическому теоретизированию. Другие критики эволюционизма и диффузионозма британские функционалисты Малиновский и Радклиф-Браун (также как Боас) были сторонниками кропотливого собирания эмпирического материала как базы для создания антропологических теорий. Малиновский полагал, что культура является целостным явлением, каждый элемент которой выполняет определенную функцию по удовлетворению базовых или производных потребностей человека в обществе. В тоже время Радклиф-Браун акцентировал внимание на том, что отдельные элементы культуры служат поддержанию социальной структуры общества, понимаемой как глобальная сеть социальных отношений. В США в 1920-х сложилось еще одно теоретическое направление, получившее название "культура и личность" (реже, психологическое направление). Его создателями стали ученицы Боаса Р. Бенедикт и М. Мид. Отталкиваясь от антиэволюционистских положений Боаса и концепций 3. Фрейда, они утверждали, что основополагающую роль в культурной дифференциации играют вариации форм детского воспитания. Одновременно во Франции в это же время сложилась школа учеников Э. Дюркгейма, известного своим интересом к проблемам этнологии. Лидером этого направления стал Мосс — автор оригинальных исследований по традиционным формам обмена, этнической психологии. К школе Дюркгейма был близок Леви-Брюль, разработавший концепцию о принципиальном отличии первобытного мышления от современного на уровне коллективных представлений. С именами Мосса и Леви-Брюля связано создание института этнологии в Парижском университете в 1926. В послевоенный период во Франции ведущим направлением в А. становится структурализм, лидером которого является Леви-Стросс — один из наиболее известных антропологов современности. Опираясь на приемы, разработанные в лингвистике и когнитивной психологии, Леви-Стросс пришел к выводу о существовании ментальных структур, определяющих культурное и социальное поведение. Краеугольным камнем концепции Леви-Стросса стало положение о бинарных оппозициях как о базовой модели, позволяющей людям классифицировать элементы культуры и вырабатывать свое отношение к ним. В британской послевоенной А. ведущее место занимали продолжатели линии Радклифа-Брауна Эванс-Притчард и Глакман. Последний приобрел известность благодаря исследованию феномена конфликта как составного элемента структуры общества. Для американской послевоенной А. характерным стала реабилитация эволюционизма, что стало заслугой Л. Уайта, автора оригинальной концепции о зависимости прогресса человечества от объема потребляемой энергии (получившей название "закон Уайта"). Другим представителем неоэволюционизма стал Д. Стюарт, предложивший концепцию полилинейной эволюции, учитывавшей специфику развития каждой культуры. Особый интерес Стюарта к проблемам взаимодействия культуры и окружающей среды позволяет считать его основоположником экологической А. Особое место в современной американской А. занимает личность К. Герца, известного своим подходом к изучению традиционной культуры (например, петушиных боев у балийцев) как интерпретации текста. Развитие культурной А. (этнографии) в России и, позже, СССР было отмечено значительным своеобразием. В последней трети 19-начале 20 вв. большинство этнографов-практиков — Н. Миклухо-Маклай, В. Богораз, Л. Штеренберг, М. Довнар-Запольский занималось интерпретацией идей эволюционизма. Наибольший интерес в теоретическом плане представляли работы М. Ковалевского, посвященные общине и общинному землевладению как универсальным стадиальным формам развития социальных отношений. В послереволюционный период канонизация раннего эволюционизма в его марксистской (точнее, энгельсовской трактовке) на долгие годы застопорила развитие теоретической мысли. Этому же содействовала изоляция и, часто, агрессивное отношение к новым тенденциям в "буржуазной" этнологии. На рубеже 60-70-х сформировалось несколько оригинальных концепций в области теории этноса. Их создатели в разной степени отталкивались от концепции, разработанной в 1920-х русским ученым-эмигрантом А. Широкогоровым. Наибольшую известность приобрели работы Ю. Бромлея, попытавшегося соединить концепцию этноса с марксистским учением об общественно-экономических формациях и построить на этой основе модель эволюции этносоциальных общностей. В меньшей степени замеченной оказалась идея А. Арутюнова и Н. Чебоксарова о передаче информации как о механизме существования этносоциальных и биологических групп человечества. Наибольшей оригинальностью отличались, приобретшие впоследствии широкую известность концепции Гумилева, открыто порвавшего с марксистской традицией и рассматривавшего этносы как биосоциальные феномены, развивающиеся согласно своим уникальным законам. П.В. Терешкович


Смотреть значение Антропология Культурная в других словарях

Антропология — ж. греч. наука о человеке; человековедение; учение о человеке, как о животном и о духе; по плоти человека, это анатомия и физиология; по духу его, психология, наука о теле........
Толковый словарь Даля

Антропология — антропологии, мн. нет, ж. (от греч. anthropos - человек и logos - учение). Наука о человеке, как явлении природы, естественной истории.
Толковый словарь Ушакова

Антропология Ж. — 1. Комплексная научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения человека.
Толковый словарь Ефремовой

Антропология — -и; ж. [от греч. anthrōpos - человек и logos - учение]. Наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.........
Толковый словарь Кузнецова

Автономия Национально-культурная — - одна из форм (видов) самоуправления национальностей, базирующаяся на общности национальной культуры ее представителей и призванная обеспечить сохранение,........
Политический словарь

Антропология Политическая — - раздел политической науки, изучающий механизмы и институты власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных обществах. Синонимы: потестарно-политическая........
Политический словарь

Политическая Антропология — (POLITICAL ANTHROPOLOGY) -изучение институтов управления и соответствующей практики у этнических сообществ, в особенности в примитивных обществах и в обществах с племенным строем.........
Политический словарь

Инструментальная Культурная Политика / Социальное И Экономическое Значение Культуры (instrumental Ar — См.: Искусство для искусства.
Экономический словарь

Искусство Для Искусства / Культурная Ценность (art For Art Sake / Cultural Value) — Искусство для искусства - понятие, акцентирующее самостоятельную ценность и роль искусства в противовес его инструментальному или социально-экономическому значению.........
Экономический словарь

Культурная (культурно-национальная) Автономия — - в конституционном праве - предоставление к.-л. обособленной этнической общности, составляющей меньшинство в данном государстве, определенной самостоятельности в........
Экономический словарь

Культурная Идентификация — - установление духовной взаимосвязи между собой и свои народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризация (принятие в качестве своих)........
Экономический словарь

Культурная Среда — элемент внешней маркетинговой сферы предприятия, характеризующий национальные особенности страны. К. С. включает в себя знания, веру, мораль, искусство, обычаи, привычки........
Экономический словарь

Национально-культурная Автономия — - в РФ - форма национально-культурного самоопределения; представляет собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим........
Экономический словарь

Социально-культурная Сфера — несколько условное название отраслей и видов деятельности, не составляющих
материальное производство. В советской экономической статистике к социально-культурной........
Экономический словарь

Автономия Национально-культурная — - форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности для выражения своих национальных духовных, культурных, образовательных и иных интересов. В Российской........
Юридический словарь

Государственная Культурная Политика (политика Государства В Области Культурного Развития) — - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также самодеятельность........
Юридический словарь

Культурная (культурно-национальная) Автономия — - в конституционном праве предоставление обособленной этнической общности, составляющей меньшинство в данном государстве, определенной самостоятельности в вопросах........
Юридический словарь

Культурная Деятельность — - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612-I, ст.3
Юридический словарь

Культурная Ориентация — Обучающие курсы, предоставляемые мигрантам, которые хотят получить сведения о принимающей стране.
Юридический словарь

Национально-культурная Автономия — - в РФ форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным Этническим общностям,........
Юридический словарь

Национально-культурная Автономия В Российской Федерации ... — - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим........
Юридический словарь

Национально-культурная Автономия Российской Федерации — - форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на........
Юридический словарь

Антропология — (антропо- + греч. logos учение) наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.
Большой медицинский словарь

Антропология Физиологическая — раздел антропологии, изучающий нормальные вариации физиологических функций в возрастном, половом, расовом и географическом аспектах.
Большой медицинский словарь

Реинтеграция (культурная) — Повторное принятие возвращающимся мигрантом ценностей, образа жизни, языка, моральных принципов, идеологии и традиций общества страны происхождения.
Юридический словарь

Антропология — (от антропо... и ...логия) - наука о происхождении и эволюциичеловека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальныхвариациях физического строения человека.........
Большой энциклопедический словарь

Антропология Философская — см. Философская антропология.
Большой энциклопедический словарь

Культурная Инициатива — (фонд Сороса) - международный благотворительныйфонд, учрежден в 1988 американским предпринимателем Дж. Соросом,российскими государственными и общественными организациями.........
Большой энциклопедический словарь

Философская Антропология — в широком смысле - учение о природе (сущности)человека; в узком - идеалистическое течение в западноевропейской философии20 в., преимущественно немецкой, основанной в........
Большой энциклопедический словарь

Антропология — (от антропо... и ...логия), наука о человеке. С сер. 19 в. в определении содержания и места А. среди наук наметились две осн. тенденции. Первая, уходящая корнями в систему взглядов........
Биологический энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :