Философский словарь

Александрийская Школа

По целому ряду текстов и свидетельств мы можем утверждать, что в отличие от Афин Александрия постоянно культивировала платонизм, причем не только язычники, но и христианские писатели находились под его влиянием. Достаточно упомянуть Евдора Александрийского, Аммония, учителя Плутарха, перебравшегося в Афины из Александрии в середине I века н.э., Аммония, учителя Плотина, а также старшего современника Плотина христианина Оригена (которого не следует отождествлять с соучеником Плотина у Аммония т.е. Оригеном-язычником), чтобы утверждать наличие платонизма в Александрии в первой половине I и в первой половине III века, то есть тогда, когда об Афинском платонизме сказать нечего. В IV веке в Александрии философию Платона и Аристотеля преподает Гипатия, которая также составила комментарии к Аполлонию, Диофанту и Птолемею, т.е. была профессиональным математиком и астрономом. Гипатия была растерзана толпой фанатиков-христиан в 415 году. Ее учеником был Синесий Киренский, ставший епископом Птолемаиды в 410 году. Его сочинения (трактат «О сновидениях» и гимны) представляют собой смешение христианства и платонизма, затронутого влиянием Плотина и Порфирия. Развитой постямвлиховский платонизм культивируется в Александрии начиная с Гыерокла, ученика Плутарха Афинского. Согласно свидетельству Дамаския («Жизнь Исидора», 54), Гиерокл отличался великолепным языком и богатством мыслей, чем приводил в восхищение своих слушателей, соперничая едва ли не с самим Платоном. Гиерокл толковал платоновские диалоги (в частности, «Горгия»), но до нас дошел только его комментарий к пифагорейским «Золотым стихам», а также сведения о его трактате «О провидении». Комментарий к «Золотым стихам» представлял собой введение в философию, поэтому он носит элементарный характер. Гиерокл подвергся преследованию и изгнанию за приверженность к язычеству, но, вернувшись через некоторое время в Александрию, он продолжал преподавание платоновской философии. В Афинах же, но уже у Сириана, учился Гермий, от которого дошла запись толкований Сириана на платоновского «Федра», а у Прокла учился сын Гермия Аммоний (родился до 445 года, умер между 517 и 526). Он был знаменит своими толкованиями Аристотеля (до нас дошел единственный текст, написанный самим Аммонием, комментарий к трактату «Об истолковании»; изданные его слушателями и носящие имя Аммония комментарии к «Введению» Порфирия и к аристотелевским трактатам «Категории», «Аналитика Первая»; а также комментарии Аммония на «Метафизику» и на «Введение» Никомаха, записанные его учеником Асклепием), но читал также тексты Платона: его толкования Платона слушал Дамаский между 475 и 485 годами; толкование «Горгия» значительно позднее слушал Олимпиодор; о комментариях Аммония к «Теэтету» упоминает Асклепий. И хотя слава Аммония основывалась на его комментариях к Аристотелю, есть все основания предполагать, что при нем в Александрии преподавался развитой курс платоновской философии в духе афинской школы, хотя, может быть, немногие из его учеников достигали вершин — «Парменида» и «Тимея». Вероятно, непосредственным преемником Аммония был Евтокий, читавший курс по «Органону» Аристотеля. Учеником Аммония был также Иоанн Филопон (или Иоанн Грамматик, что свидетельствует о том, что он не был профессиональным преподавателем философии), от которого дошли издания комментариев Аммония на Аристотеля («Категории», «Аналитика I и II», «Метеорологика», «О возникновении и уничтожении», «О душе», «Физика»), переиздание комментария на «Введение» Никомаха, знаменитое сочинение «Против Прокла по вопросу о вечности мира», сочинение «Против Аристотеля», известное нам благодаря цитатам и критике Симпликия, а также поздний трактат «О творении мира», посвященный Сергию, патриарху антиохийскому в 546-549 годах. Иоанн Филопон — фигура чрезвычайно интересная и важная, во-первых, потому, что он был христианином, причем, вероятно, был крещен еще в самом нежном возрасте; во-вторых, потому, что в его развитии мы наблюдаем два периода. Первый представлен комментариями к Аристотелю в духе Аммония: для этого периода свойственно традиционное для позднего платонизма представление о структуре универсума, в целом ряде моментов объединяющее Платона и Аристотеля (вышебытийное единое, ум-демиург, являющийся и производящей, и целевой причиной, трансцендентные умы, рациональные души, сфера небесная, сфера подлунная, четыре элемента, материя). Второй период, начинающийся с 529 года (т.е. времени появления эдикта Юстиниана о закрытии философских школ, что и послужило поводом для декларации новых взглядов), характеризуется упрощенной схемой универсума (личный бог-ум есть высший уровень иерархии, творение мира — результат свободного божественного изволения, мир не является больше божественным) и противопоставлением Платона и Аристотеля. Новая установка Иоанна Филопона прежде всего проявляется в сочинении «О вечности мира», которое было написано в 529 году, в переделке уже составленных комментариев — к «Физике» прежде всего, в сочинении «Против Аристотеля». Впоследствии, вероятно под влиянием монофизитов, почитавших Аристотеля, Иоанн Филопон смягчается в своем его неприятии, о чем можно судить по сочинению «О творении мира» («Семь книг толкований на творение мира по Моисею»). Но это уже не имело никакого отношения к развитию Александрийской школы и потому не входит в задачу данного изложения, тогда как критическое отношение Иоанна Филопона к Аристотелю задевало интересы платоновской школы и потому вызвало резкую критику другого ученика Аммония (учившегося также у Дамаския и вместе с ним покинувшего Афины после 529 г.) — Симпликия. До нас дошли его комментарии к сочинениям Аристотеля «Категории», «О небе», «Физика», а также комментарий к «Руководству» Эпиктета. В комментарии к трактату «О небе» Симпликий называет Филопона новичком, представителем новомодной болтовни (под которой разумеется христианство), чей платонизм поверхностен, в силу чего он не может понять и глубокой согласованности учений Платона и Аристотеля; душа Филопона, согласно Симпликию, одержима не разумом, а страстьми и воображением; то, что он так многословно излагает, не представляет интереса для знатоков, а предназначено для непросвещенной публики, имеет своей целью дерзостно привлечь к себе внимание и продиктовано пустым и бессмысленным честолюбием. Нападки Филопона на Аристотеля Симпликий сравнивает с акцией Герострата, сжегшего храм Артемиды Эфесской. Симпликий остается непоколебим в своей приверженности к язычеству, что поддерживалось исключительной и искусственной атмосферой кружка неоплатоников в Харране близ Эдессы — последнего оплота просвещенного язычества. О том, насколько хорошо была оснащена эта маленькая философская школа всеми необходимыми текстами — источниками языческой премудрости, можно судить по тому же Симпликию, в частности, по его комментарию к «Физике» — одному из важнейших источников наших сведений о ранней греческой мысли. Однако языческая философия развитого платонического толка еще некоторое время могла развиваться и в Александрии. Об этом можно судить по комментариям еще одного ученика Аммония профессора философии в Александрии — Олимпиодора. Олимпиодор родился до 505 года и, во всяком случае, преподавал в 564 году. До нас дошли его комментарии как к Аристотелю (к «Категориям» и «Метеорологии»), так и к Платону (к «Алкивиаду I», «Горгию», «Федону»), что свидетельствует о том, что Олимпиодор вел занятия с продвинутыми слушателями. Из комментария к «Горгию» мы можем заключить, что слушатели Олимпиодора были христианами, а Олимпиодор при этом не скрывал своей принадлежности к язычникам: „Нужно заметить, что и мы [= платоники, философы-язычники] знаем, что первая причина, бог, — един, то есть мы знаем, что нет множества первых причин". "Философы полагают, что есть единое начало всего и единая первейшая надмирная причина". "И не думайте, будто философы почитают камни и изображения как богов: просто мы, живя с опорой на ощущения, не можем подступиться к бестелесной и невещественной силе, и изображения были придуманы ради напоминания о тамошнем, то есть ради того, чтобы, взирая на них и им поклоняясь, мы приходили к мысли о бестелесных и невещественных силах". Однако развитой языческий платонизм Олимпиодора уже не нашел для себя продолжателей: Элиас (Илия), и Давид, преподававшие философию в Александрии во второй половине VI века, были христианами. Об этом свидетельствуют их имена и отдельные пассажи в их сохранившихся текстах. Это же — вкупе с отсутствием каких бы то ни было упоминании об их курсах платоновской философии — заставляет нас предположить, что обучение философии в Александрии сводилось в это время к элементарным курсам по логике Аристотеля. От Элиаса, вероятнее всего непосредственного ученика Олимпиодора, дошли «Введение в философию», комментарий к «Введению» Порфирия, комментарий к «Категориям», комментарий к «Первой Аналитике» (начало — по-гречески, значительная часть — в переводе на армянский). От Давида (которого ни в каком случае нельзя смешивать с Давидом Непобедимым, учеником Месропа Маштоца и Саака Партева, армянином, учившимся греческой философии во второй четверти V века) дошли комментарии к «Введению» Порфирия и (в армянском переводе) к «Аналитикам». Помимо «Органона» Давид комментировал «Физику». К этой же традиции Элиаса-Давида принадлежит еще один комментарий к «Введению» Порфирия. Примечательно, что в этих написанных христианами текстах упоминаются учения о вечности материи, божественности небесных тел, а также идет речь об иррациональных духах-мстителях и нимфах-долгожительницах без высказывания к этим представлениям собственного отношения. Создается впечатление, что философские представления и религиозная истина у Элиаса и Давида разведены и не согласуются между собой. По-видимому, последним представителем александрийской школы был Стефан Александрийский, от которого дошел фрагмент комментария к третьей книге «О душе» Аристотеля, а также комментарий к трактату «Об истолковании». Стефан безусловно признает христианское вероучение и авторитет Библии и вместе с тем излагает языческие учения о вечности мира ("согласно Аристотелю"), о пятой сущности ("согласно некоторым"), о предсуществовании человеческой души и разумном характере небесных тел (не высказывая своего отношения к этим вопросам). Эта сдержанность Стефана объясняется тем, что он—в отличие от Иоанна Филопона — был профессиональным философом и как таковой был связан существующей школьной традицией. После восшествия на трон императора Ираклия (в 610 году) Стефан обретается в Константинополе и становится профессором императорской Академии, где (согласно позднему свидетельству) преподает платоновскую и аристотелевскую философию, квадривиум, алхимию и астрологию. Так языческая образованность постепенно ассимилируется христианством, и начинается ее бытование в Средние века.


Смотреть значение Александрийская Школа в других словарях

Школа — ж. лат. немецк. училище, и бол. низшее. | Лесничее рассадник дерев, посевы и присадки разных возрастов, для разводки плодовых или лесных деревьев. | В верховой езде, манежная,........
Толковый словарь Даля

Школа — школы, ж. (греч. schole). 1. Низшее и среднее учебное заведение. Поступить в школу. Здание школы. Строительство школ. 2. Название учебных заведений (низших, средних, высших, специальных).........
Толковый словарь Ушакова

Школа Ж. — 1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. // здание, в котором помещается такое заведение. // разг. Коллектив одного такого учебного заведения,........
Толковый словарь Ефремовой

Естественно-правовая Школа В Германии — - направление политической мысли Германии ХVII - XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), Х.Томазия (1655-1728), Х.Вольфа (1679-1754) и др. В оценке государства исходили........
Политический словарь

Политического Реализма Школа — - развернутая политологическая система изучения международных отношений, с разработанным концептуальным аппаратом, собственными категориями, понятиями и критическим........
Политический словарь

Русская Государственная Школа — - направление в русской либеральной историографии второй половины XIX - начала XX в. К этому направлению относят идеи У.Чичерина (считающегося основателем данного направления),........
Политический словарь

Чикагская Школа Политических Наук — - занимала доминирующее положение в американской политологии в период между мировыми войнами и оказала значительное влияние на развитие политических наук в целом.........
Политический словарь

Антропологическая Школа Права — - одно из направлений в науке уголовного
права, возникла в 70-х гг XIX в. в Италии. Основоположником А.ш. является итальянский
врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909........
Экономический словарь

Банковская Школа — теория
эмиссии, согласно которой роль
банков состоит в удовлетворении
потребности в денежных средствах, причем
эмиссия этих денежных средств ограничивается........
Экономический словарь

Бизнес-школа — - специализированное учебное
заведение для подготовки лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; обычно это центры при известных университетах.
Экономический словарь

Денежная Школа — теория
эмиссии, согласно которой каждая выпущенная банкнота должна быть обеспечена металлом. Противостояла банковской школе. Основным представителем этой школы........
Экономический словарь

Журнал Коммерческая Школа И Жизнь (1912-1917) — - академическое издание, издаваемое М.В.Побединским в противовес
журналу "Коммерческое
образование". В нем рассматривались проблемы коммерческого образования........
Экономический словарь

Историческая Школа Права — - направление в юридической науке XIX в. Особенно заметное
развитие получила в Германии. Представители И.ш.п. выступали против идей естественного
права. Важнейшим........
Экономический словарь

Классическая Школа — наиболее представительное экономическое учение, имеющее глубокие исторические
корни, получившее широкое распространение и
признание в научной среде. В экономике........
Экономический словарь

Классическая Школа Уголовного Права — - ведущее направление в науке уголовного
права XVIu-XIX вв. Ее представители (Ч. Беккариа, А. Фейербах и др.) выдвинули ряд прогрессивных принципов уголовного права, сохранивших........
Экономический словарь

Классическая Школа Управления — - подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в
организации. Теоретики классической........
Экономический словарь

Научная Педагогическая Школа — -
научное сообщество, выполняющее исследовательскую функцию (создание нового знания), педагогическую функцию (
передача знаний новым поколениям ученых) и создающее........
Экономический словарь

Новая Классическая Экономическая Школа — научная
школа, основывающая
анализ экономических колебаний на
предпосылках классической модели о гибкости цен и нейтральности денег. Новая
классическая........
Экономический словарь

Психологическая Школа Права — - одно из направлений правовой науки, сложившееся на рубеже XX в. одновременно с появлением психологических направлений в социологии и других социальных науках. С точки........
Экономический словарь

Реалистическая Школа Права — - одно из основных направлений правоведения в США, сложившееся в 20-х гг. XX в. и оказавшее существенное
влияние на последующее
развитие американской правовой мысли.........
Экономический словарь

Социологическая Школа Права — - одно из направлений правовой науки XX в. Сторонники С.ш.п. считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным
условиям. В этой........
Экономический словарь

Социологическая Школа Уголовного Нрава — - направление в науке уголовного
права. Возникло в конце XIX - начале XX вв. Представители школы - Ф.
Лист (Австрия), Э. Ферри (Италия), российские ученые И. Я. Фойницкий,........
Экономический словарь

Феноменологическая Школа Права — - направление правовой мысли XX в., опирающееся на феноменологию (одно из течений субъективного идеализма). Основные представители: А. Рейнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио.........
Экономический словарь

Школа — -1. направление в какой-либо области, науке; 2. выучка, достигнутый в чем-либо опыт; 3. учебное
заведение.
Экономический словарь

Школа Бухгалтерского Учета, Амстердамская — - направление в европейской бухгалтерской мысли середины XX в., связанное с именами Т.Лимперга и Л.Перидона. В области теории оценки представители А.ш.б.у. предложили переоценку........
Экономический словарь

Школа Бухгалтерского Учета, Англо-американская — - англоязычное направление в бухгалтерской науке XX в. Расцвет А.-а.ш. пришелся на межвоенный
период. Ее главными представителями можно считать: Шпруга,Литтлтона,........
Экономический словарь

Школа Бухгалтерского Учета, Венецианская — - направление в итальянской бухгалтерской науке XIX - начала XX вв., объединявшее вокруг Ф. Бесты таких его последователей, как В. Альфиери, К. Гидилью и др. В.ш. отличали критика........
Экономический словарь

Школа Бухгалтерского Учета, Институалистская — - современное направление в англоязычной учетной мысли, альтернативное персоналистической школе. Главой И.ш.б.у. стал Д.Мэй. К крупным представителям относятся: Ф. Пикслей.........
Экономический словарь

Школа Бухгалтерского Учета, Итальянская Классическая — - направление в европейской бухгалтерской мысли XIX - начала XX вв., характеризующееся преобладанием юридических аспектов в бухгалтерском
учете. И.к.ш.б.у. отличалась........
Экономический словарь

Школа Бухгалтерского Учета, Ломбардская — - направление в итальянской бухгалтерской науке XIX - начала XX вв., связанное с именем Ф. Виллы, осуществившего
синтез юридических и экономических целей
учета,........
Экономический словарь

Посмотреть еще слова :