Философский словарь

Юркевич Памфил Данилович

(16(28).02.1827, с. Липлявое Полтавской губ. - 4(16).10.1874, Москва) - философ. Представитель киевской школы философского теизма, экстраординарный проф. Киевской духовной академии, проф. философии Московского ун-та, учитель В. С. Соловьева. В 1847-1851 гг. учился в Киевской духовной академии, где слушал лекции архим. Феофана (П. С. Авсеньева). По окончании академии был назначен на должность наставника по классу философических наук. В 1852 г. получил степень магистра с переименованием в бакалавры академии. В 1854 г. назначен на должность помощника инспектора академии, но через 2 г. подал прошение об отставке с административной службы. С 1857 г., помимо философского курса, стал преподавать нем. язык, а в 1858 г. возведен в звание экстраординарного проф. В 1861 г. перешел на кафедру философии Московского ун-та, вновь открывшуюся после долгого перерыва, где читал лекции по логике, психологии, истории философии и педагогике. Группа студентов под его руководством занималась переводом различных соч. западноевропейских мыслителей, и после его редактирования был опубликован курс "Истории философии" А. Швеглера. Философские лекции Ю. современники оценивали неоднозначно. К числу немногочисленных слушателей, увидевших в них тонкость философского анализа, относятся Соловьев, Чичерин, Ключевский. В целом же лекции Ю. были встречены холодно и критически. Большую известность принесла Ю. полемика вокруг работы Чернышевского "Антропологический принцип в философии", против к-рой он выступил со ст. "Из науки о человеческом духе" (1860). Ответом явилась ст. Чернышевского "Полемические красоты", в к-рых взгляды Ю. были подвергнуты уничижительной критике, исходящей из идеологических оснований. В этой полемике общественное мнение было настроено против духовно-академического философа, критика модного тогда материализма, к тому же поддерживаемого консервативным журн. Каткова "Русский вестник". С 1869 по 1873 г. Ю. был деканом историко-филологического ф-та Московского ун-та и почти совсем отошел от философских занятий, сосредоточившись на теоретических проблемах педагогики ("Курс общей педагогики", "Чтения о воспитании" и др.). Нельзя не отметить интерес его в эти годы к спиритизму и органологической натурфилософии Э. Сведенборга, что, с одной стороны, объяснялось влиянием его учителя архим. Феофана, а с другой - той ролью, к-рую сам Ю. отводил мистической стороне познавательных способностей человека. Он неоднократно высказывал мысль о смысловом и сущностном несовпадении абсолютного знания и знания об Абсолюте. Абсолютное знание, по его мнению, в принципе невозможно, знания же об Абсолюте достигнуть можно, т. к. к нему ведут 3 пути: путь сердечного чувства, путь добросовестного философского размышления и путь мистического познания. Характеризуя теоретическое наследие Ю. в целом, важно учитывать тот факт, что он был одновременно философом и богословом. В критико-философских отрывках "По поводу статей богословского содержания, помещенных в Философском лексиконе" Ю. четко разграничивал предмет богословских и философских наук, но при изучении его собственных соч. нередко бывает трудно уловить грань, когда общие философские рассуждения выливаются в выводы метафизическо-богословского характера. Уже одно из первых произв. Ю. "Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия" было написано по традиционной богословской схеме средневекового религиозно-философского трактата с подчеркнуто выраженной ориентацией на византийские образцы. Оно начиналось рядом аргументов из Священного писания, затем шли ссылки на авторитет отцов и учителей церкви, и лишь в конце приводились авторские рассуждения "по разуму", содержащие философско-антропологичес-кую концепцию о сердце как фундаментально-определяющей основе человека в его физической, нравственной и духовной жизни. Христианско-телеологический идеализм Ю. развивался в сторону "конкретного" идеализма, в основании к-рого лежал "широкий эмпиризм", свободный от произвольных и предвзятых ограничений, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, поскольку и то, и другое, считал он, прежде всего также существует эмпирически в универсальном опыте человечества, как и все видимое и осязаемое. Для Ю., как и для всей духовно-академической философии 2-й пол. XIX в., был характерен глубинный интерес к христианизированному платонизму. Почти во всех своих соч. он постоянно стремился показать "характеристическую черту платонического мышления". В речи "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта", произнесенной 12 января 1866 г. на торжественном собрании в Московском ун-те, Ю. подчеркивал, что "вся история философии разделяется на две неравные эпохи, из которых первая открывается Платоном, вторая - Кантом". Их учения составили, по мнению Ю., фундамент общеевропейской философской мысли в ее совр. состоянии и будущем развитии. При этом истина учения Канта об опыте возможна только исходя из истины учения Платона о разуме. Ю. возражал против определения платоновской идеи как постоянного, вечного в смене явлений, как единого и равного самому себе в разнообразии бытия, под тем предлогом, что этому требованию удовлетворяют различные системы материалистического атомизма и реализма. Для Ю. в большей мере соответствует сути учения Платона определение идеи как истинно сущего, благодаря чему истина разума выступает критерием и "мнимо-вечного" бытия вещей. Вместе с тем, как философ и как богослов, он считал, что мышление не исчерпывает всей полноты духовной жизни человечества и, перерабатывая платонизм в плане личностно-теистического понимания Абсолюта, стремился к определенному сближению знания и веры. Любое подлинное философствование, по Ю., должно начинаться с понятия "идея", т. к. оно выступает исследованием о том, в чем состоит истинное знание. Одним из выводов его трактата "Идея" (1859) была мысль о том, что философия как целостное миросозерцание является делом всего человечества, а не отдельного человека. Человечество, как правило, никогда не живет отвлеченно-логическими созерцаниями. Духовной жизни человечества свойственно раскрывать свое содержание во всей полноте и целостности своих составных элементов. И поэтому нет необходимости в том, чтобы то или иное доброе убеждение доказывало свою правомерность исходя из общих логических оснований. Критикуя материализм, Ю. отмечал, что духовное начало не может быть выведено из материального, т. к. последнее приобретает формы, знакомые нам из опыта, только во взаимодействии с началом духовным. При определенных условиях у материализма, по Ю., существует возможность стать подлинной философией с развитой метафизикой, однако его опытным установкам противоречит понятие чувственного воззрения как сущего в себе, постороннего для субъекта и потому способного объяснить этот субъект и его сознание. Материализм же рассматривает опыт в рамках понятия безусловного механизма и строгих причинных отношений. Подлинная философия, по убеждению Ю., должна относиться к механизму как к принципу вторичному, поскольку бытие и сущность не определяются физическими началами: и механизм, и причина лишь фиксируют изменения в системе уже существующего мира явлений и бытия. Обращенность к платонизму вылилась у Ю. в разработку еще одной характерной для рус. философской мысли темы, к-рую можно было бы определить как метафизику любви и философию сердца. Философское осмысление таких, понятий, как сердце и любовь, было непосредственно воспринято Ю. у Сковороды, он постоянно обращался к ним в своих соч. "Человек, - писал он, - начинает свое нравственное развитие из движений сердца, которое... везде хотело бы встречать существа радующиеся, согревающие друг друга теплотою любви, связанные дружбой и взаимным сочувствием. Только в этой форме осуществленного всеобщего счастия мир представляется ему как нечто достойное существовать" (Из науки о человеческом духе//Филос. произв. М., 1990. С. 181). Гносеологические и аксиологические установки философских воззрений Ю. роднят их "с некоторыми исходными интуициями значительно более поздних философских направлений - философии жизни, экзистенциализма и персонализма. Противопоставление Ю. конкретного знания, формирующего способ существования человека, отвлеченному мышлению стало характерным для рус. религиозной и экзистенциалистской мысли конца XIX - начала XX в." (Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 603). Анализ философского наследия Ю., построенный на методе ассоциативных сопоставлений, делает особенно убедительной общность философских идей Ю. с персонализмом, если учесть их антропологическую устремленность, рассмотрение личности как активного гносеологического субъекта. Непосредственное влияние философского учения Ю. на развитие рус. философской мысли было невелико. Его соч. были малодоступны даже для публики, интересующейся философскими вопросами. В целом же это влияние сказалось опосредст-венно через Соловьева, охватывая и такое мощное культурно-историческое явление кон. XIX - нач. XX в., как рус. религиозно-философский ренессанс.


Смотреть значение Юркевич Памфил Данилович в других словарях

Горелов Дмитрий Данилович — (? - ?). Член ПЛСР. Служащий. В конце 1921 жил в Тульской губернии и работал в Афанасьевском депо. Местными чекистами характеризовался как входивший в «Люковскую организацию».........
Политический словарь

Евсевий Памфил, Епископ Кесарийский — (ок.260-ок.340) – православный святой, богослов. Является родоначальником христианской историографии и "отцом" церковной истории, написал первую систематическую историю христианской церкви.
Политический словарь

Памфил — (2-я четверть - сер. 4 в. до н. э.) - древнегреческий художник изАмфиополя (Македония), ученик Евпомпа и учитель Апеллеса, Павсия иМеланфия. Живописец сикионской школы. Написал........
Большой энциклопедический словарь

Юрий Данилович — (кон. 70-х - нач. 80-х гг. 13 в. - 1325) - князь московский(с 1303). Боролся с Тверью за великое княжение; женитьбой на сестре ханаЗолотой Орды Узбека укрепил власть; убит Дмитрием Тверским в Орде.
Большой энциклопедический словарь

Юркевич — Памфил Данилович (1826-74) - российский религиозный философ.Разрабатывал проблемы христианской антропологии (учение о "сердце" какдуховном средоточии человека).
Большой энциклопедический словарь

Агранович, Евгений Данилович — Сценарист, драматург, автор текстов песен; родился 14 ноября 1919 г. в г. Орле. Окончил литературный институт им. М. Горького (1948). Сценарист игровых и анимационных фильмов,........
Большая биографическая энциклопедия

Айпин, Еремей Данилович — (р. 27. 06. 1948)
Род. в пос. Варьеган Тюменской обл. в семье охотни-ка-ханта. Окончил Ханты-Мансийское пед. училище (1971) и Литинститут (1976; семинар прозы Б. Бедного). Работал........
Большая биографическая энциклопедия

Аксенов, Николай Данилович — Народный депутат РФ (1990—1993); родился в 1942 г.; окончил Кемеровский государственный медицинский институт; работал главным врачом территориально-медицинского объединения........
Большая биографическая энциклопедия

Александр Данилович — князь моск., внук Александра Невского; † 1308
Большая биографическая энциклопедия

Александров, Александр Данилович — [р. 23 июля (5 авг.) 1912] — сов. математик, чл.-корр. АН СССР (с 1946). Чл. КПСС с 1951. Ректор Лен. ун-та. А. является основателем сов. школы геометрии в "целом". Им построена при........
Большая биографическая энциклопедия

Афанасий Данилович — Из рода Московских вел. кн. Сын Даниила Александровича. Кн. Новгородский в 1314-1315,1319-1322. Жена: кн. Анна. В 1315 году Юрий Данилович, вызванный ханом Узбеком в Орду,........
Исторический словарь

Андрей Данилович — посадник новгородский (брат Ф. Д. Ахмыла) XIV
Большая биографическая энциклопедия

Басманов Алексей Данилович — - см. в статье Басмановы (А.Д., Ф.А., П.Ф., И.Ф.) .
Исторический словарь

Белороссов Николай Данилович — Белороссов, Николай Данилович - историк церкви (умер в 1907 г.), воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. Был священником в Брюсселе (при домовой церкви посланника........
Исторический словарь

Бескровный Алексей Данилович — - род. ок. 1780 г.; атаман Черноморских Казаков. Будучи сыном Днепровского Казака, прибыл на Кубань с родителями двенадцати лет отроду. Как и все сверстники, рано вступил........
Исторический словарь

Антонович, Павел Данилович — — учитель греческого и латинского языков в гимназиях Московского университета, а затем чиновник почтамта, ум. в 1831 году. Составил "Азбуку греческую или начальное........
Большая биографическая энциклопедия

Апанасенко, Владимир Данилович — (1. 01. 1936—11. 05. 1998)
Род. на хуторе Исаев Ростовской обл. Окончил Азово-Черноморский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Был членом КПСС. Работал........
Большая биографическая энциклопедия

Апостол, Павел Данилович — сын гетмана, полковник миргородский, † 1768
Большая биографическая энциклопедия

Апостол, Петр Данилович — сын гетмана, полковник лубенский 1742
Большая биографическая энциклопедия

Аршинский, Даниил Данилович — — сын выходца из Литвы, нерчинский воевода и начальник Даурской области; род. в г. Таре, Тобольской губ., ум. 19-го октября 1676 года в г. Тобольске. Службу начал сыном боярским........
Большая биографическая энциклопедия

Аршинский, Иван Данилович — — тюменский воевода, сын нерчинского воеводы Даниила Даниловича. В 1674 г. служил стрелецким головою в г. Тобольске и в этом году был послан в степь отцом своим, годовавшим........
Большая биографическая энциклопедия

Афанасий Данилович — князь Москов., † 1322
Большая биографическая энциклопедия

Бурнашев Степан Данилович — Бурнашев, Степан Данилович - администратор и писатель (1743 - 1824). В третьей четверти XVIII века состоял в чине полковника при грузинском царе Ираклии Теймуразовиче . Отличаясь........
Исторический словарь

Бурухин Иван Данилович — Бурухин (Иван Данилович) - академик мозаического искусства (с 1867 г.), почетный вольный общник Императорской Академии Художеств (с 1877 г.), классный художник по исторической........
Исторический словарь

Ахмыл, Федор Данилович — — посадник новгородский, 1327 г., послан был от всего Новгорода с архиепископом Моисеем во Псков, уговаривать тверского великого князя Александра Михайловича ехать в........
Большая биографическая энциклопедия

Бабкин, Григорий Данилович — — генерал от инфантерии, родился в 1804 г., умер 12 марта 1888 г. В июне 1821 г. поступил юнкером в л.-гв. Семеновский полк, где через два года был произведен в прапорщики. Выступив........
Большая биографическая энциклопедия

Бабкин, Николай Данилович — ген.-майор (1867 г. командир гарнизонного баталиона); р. 1819 г. 11 ноября; † 1887 г. 17 апр., в чине ген.-лейтенанта, в
Большая биографическая энциклопедия

Балуев, Анатолий Данилович — Режиссер, сценарист; (р.1946). Окончил ВГИК (1973). Режиссер неигрового кино. Живет в Екатеринбурге. Режиссер фильмов: "Холм" (1990); "Быкобой " (автор сценария, 2000).
Большая биографическая энциклопедия

Барсуков, Александр Данилович — Народный депутат, член Совета Республики Верховного Совета РФ (1990—1993); родился в 1938 г.; окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт, кандидат биологических........
Большая биографическая энциклопедия

Барсуков, Степан Данилович — [8(20). 12.1872, с. Сороковка Харьков. губ. — ?] — арт. оперы (ли-рико-драм. тенор) и педагог. Род. в крестьянской семье. Пению обучался в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. С. Бижеича), с 1893........
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :