Философский словарь

Юм (hume) Дэвид (1711-1776)

- британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма. Один из предтечей позитивизма. Основные философские сочинения: "Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам" (1739-1740), "Опыты" ("Эссе" - 1741), "Исследование о человеческом познании" (1748), "Исследование о принципах морали" (1752), "Диалоги о естественной религии" (опубликованы в 1779) и др. В центре философских размышлений Ю. находилась проблема человека. Полагая, что "все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе", Ю. считал особо значимой разработку философской концепции человека. В качестве же первооснования последней, по Ю., призвана выступить теория познания. Человек, согласно Ю., - существо разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к "различным делам и занятиям" вкупе с увлечением наукой. Крайности в философских трактовках человека Ю. осуждал, ибо, по его мнению, "смешанный образ жизни" людей не дает этому достаточных посылок. Ю. стремился преодолеть как традиционно резкое (в духе рационализма) противопоставление опыта и разума, который якобы извне и post factum корригирует материал, предоставляемый органами чувств, так и крайний эмпиризм идеи бездуховного, эмоционально-непредрасположенного субъекта, пользующегося исключительно односторонне-чувственным самодостаточным опытом. Ю. не счел необходимым увязывать построение теории познания с исследованием проблемы способов возникновения ощущений людей, считая этот вопрос уделом "анатомов и естественников". Исходным пунктом собственной модели теории познания Ю. избрал понятие "впечатление". "Впечатления" у Ю. - готовые, имеющиеся в душе, "все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим". Для "впечатлений", - утверждал Ю., - "не существует отдельного имени ни в английском, ни в каком-либо другом... языке". Ю. развел "впечатления рефлексии" и "впечатления ощущения". Последние он элиминировал из своей теоретико-познавательной схемы: "Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и они никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами". Согласно Ю., мышление людей в состоянии лишь связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом: ум снимает "копию" с первоначального впечатления и образует "идею" - "менее живое восприятие". Идеи сохраняются также и в случаях исчезновения породивших их восприятий. Идеи способны формировать последующие идеи и т.д. Опыт у Ю. оказывается сложной чувственно-рациональной структурой. (Вопрос о реальном существовании материальных объектов, источников наших впечатлений как теоретическую проблему Ю. не решал, хотя и не сомневался в их существовании в контексте обыденной практики). Так могут возникать любые идеи: рассудок человека, например, формулирует идею Бога, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всяких границ. Связывание идей возможно лишь как результат деятельности мышления и не зависит от наличия объективного аналога итога такого связывания. Причинно-следственные же связи между фактами открываются лишь посредством опыта. Основанием познания причинности выступает воспроизводящийся опыт того же рода как и обособившаяся привычка мыслить, существующая как закон причинности, неотъемлемо связанный с неким инстинктом причинности". По Ю., в основании соединения идей лежит мягкая, связующая, ассоциирующая сила (начало, качество): "каждый единичный объект, принадлежащий к какому-нибудь виду, постоянно бывает связан с некоторым единичным объектом, принадлежащим к другому виду", и "появление всякого нового единичного объекта того или другого вида, естественно, переносит мысль к его обычному спутнику". Ю. первым по-настоящему серьезно исследовал "причинность" как явление и понятие. По Ю., на основании только лишь примеров мы никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь между явлениями природы... То, что принято называть "причиной", - это не более чем присущая душе человека привычка наблюдать одно явление после другого и заключать из этого, что явление более позднее во времени зависит происхождением от более раннего. Осознание реального характера причинных связей Ю. именовал верой: "Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации". Согласно Ю., причинность выживает как принцип лишь в границах тех дисциплин, которые удается трансформировать в отрасль психологии (религиоведение, гражданская история и этика), ибо "все мнения и понятия о вещах, к которым мы привыкли с детства, пускают корни так глубоко, что весь наш разум и опыт не в силах искоренить их, причем влияние этой привычки не только приближается к влиянию постоянной и нераздельной связи причин и действий, но и во многих случаях превосходит его", при этом "...более половины мнений, преобладающих среди людей, обязаны своим происхождением воспитанию...". Высшая цель человеческого познания - интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин. Закон причинности приложим лишь к сфере опыта: переход от эмпирии к трансцендентному недопустим. Проблема существования сложной объективной структуры индивидуального опыта, которую сформулировал Ю., резуль-тировалась впоследствии в сопряженной концепции Канта. Рассуждения и выводы Ю. по этому вопросу стали теми достижениями философии, которые содействовали ее дальнейшей эволюции и генезису ее новых направлений. Человек у Ю. социален по своей собственной природе и постепенно эволюционирует, адаптируя разнообразные общественные добродетели. Выгода социального устройства жизни людей связана с сопутствующим процессом роста "силы, умения и безопасности". Частная собственность и справедливость, отнюдь не предполагающие социального равенства, - основы процветания общества в понимании Ю.: "Историки и здравый смысл могут просветить нас относительно того, что, какими бы благовидными ни казались идеи полного равенства, реально в сущности они неосуществимы. И если бы это было не так, то это было бы чрезвычайно пагубно для человеческого общества. Сделайте когда-либо имущество равным, и люди, будучи различными по мастерству, прилежанию и трудолюбию, немедленно разрушат это равенство. А если вы воспрепятствуете этим добродетелям, вы доведете общество для величайшей бедности и, вместо того, чтобы предупредить нужду и нищету, сделаете ее неизбежной для всего общества в целом". Религиозные постулаты, возникающие как результат психологической потребности чувства, не могут, по Ю., быть постигнуты, в них можно лишь верить: опыт принципиально невозможен относительно универсума, в качестве первопричины которого примысливается Бог, а, следовательно, связи первопричины и мира не допускают каких-либо содержательных и осмысленных реконструкций. Критика вслед за Беркли "духовной субстанции" переросла у Ю. в отрицание традиционной религии, противопоставление ей "естественной религии" и жесткую полемику с официальной церковью. Ю. придумал и ввел в научный оборот понятие "философская интоксикация", значимое в психотерапевтической диагностике. А. А. Грицанов


Смотреть значение Юм (hume) Дэвид (1711-1776) в других словарях

Истон Дэвид (1917) — - один из ведущих американских политологов. Основной вклад Истона в политическую науку связан с адаптацией и применением принципов и методов системного анализа........
Политический словарь

Кореш Дэвид — (настоящее имя Вернон Вэйл Хауэлл) (1959 –1993) – глава протестантской секты «Ветвь Давидова» (David Branch). В 1993 ФБР разгромила ферму, где закрылись члены этой секты, ожидавшие........
Политический словарь

Рокфеллер Дэвид — (р. 1915) – Президент «Чейз Манхэттен банка», из семьи американских миллиардеров. Последовательный сторонник проведения глобализации. Входит во все руководящие органы........
Политический словарь

Гейл (gale) Дэвид (род. 1921) — американский экономист и математик. Основные труды по математической экономике, теории игр, выпуклым множествам, комбинаторике. Исследовал проблему существования........
Экономический словарь

Дэвид Юм — David Hume

1711-1776

- шотландский философ, историк, экономист и литератор. Родился в Эдинбурге 7 мая 1711. Его отец, Джозеф Юм, был адвокатом и принадлежал к древнему........
Экономический словарь

Юм (hume) Дэвид (1711-1776) — английский философ и
экономист. Выступал за свободную торговлю. Классик монетаристского направления в экономической науке. В «Очерке о
деньгах» (1752) в противовес........
Экономический словарь

Цяньлун (1711-99) — император в 1736-96 маньчжурской династии Цин в Китае.При Цяньлуне велись многочисленные завоевательные войны.
Большой энциклопедический словарь

Варвара, 1711—14 Г. — игуменья Спасо-Преображенского монастыря в
Большая биографическая энциклопедия

Ллойд Джордж Дэвид — (1863- 1945 гг.) - премьер-министр Великобритании в 1916- 1922 гг.; один из лидеров Либеральной партии. В 1906- 1908 гг.- министр торговли, в 1908- 15 гг.- министр финансов. На Парижской........
Исторический словарь

Ллойд-джордж (lloyd George) Дэвид — (1863-1945). Премьер-министр Великобритании в 1916-1922 гг.. один из крупнейших лидеров Либеральной партии. По профессии адвокат. В парламент впервые был избран в 1890 г., где благодаря........
Исторический словарь

Норт, Дэвид — (North, David) - Национальный секретарь Рабочей Лиги в США; ведущий лидер Международного Комитета Четвертого Интернационала. Норт в 1975 году расследовал деятельность сталинских........
Исторический словарь

Декларация Независимости 1776 — декларация, принятая 4 июля 1776 2-м Континентальным конгрессом представителей англ. колоний в период революц. освободит. войны за независимость в Северной Америке 1775-83,........
Советская историческая энциклопедия

Прутский Мирный Договор 1711 Г. — - договор, заключенный между Россией и Турцией в военном лагере на р. Прут русским посланником П.Шафировым и турецким представителем - великим визирем Мехмедом-пашой.........
Исторический словарь

Прутский Поход (1711 Г.) — - поход русской армии под командованием Петра I в европейские владения Турции во время русско - турецкой войны 1710 - 1713 гг. Вследствие того, что турки опередили выход главных........
Исторический словарь

Екатерина, 1776—82 Г. — игуменья Введенского мон. в
Большая биографическая энциклопедия

Ефрем, 1711—14 Г. — игумен Малицк. Никол. м. у
Большая биографическая энциклопедия

Прутский Мирный Договор 1711 — между Россией и Турцией, подписан 12(23) июля вблизи р. Прут под г. Яссы. Завершив Прутский поход 1711, Россия обязалась отдать Турции Азов, срыть вновь построенные крепости........
Советская историческая энциклопедия

Прутский Поход 1711 — важнейшее событие рус.-тур. войны 1710-13. После разгрома швед. войск под Полтавой в 1709, Карл XII, бежавший в Турцию, добился при содействии австр. и франц. дипломатии объявления........
Советская историческая энциклопедия

Сатмарский Мир 1711 — договор между Ш. Каройи, главнокомандующим армиями Ракоци Ференца II, и Габсбургами. Заключен 30 апр. в Сатмаре (Szatmar; ныне город Сату-Маре, СРР). Завершил нац.-освободит.........
Советская историческая энциклопедия

Исаия, 1694—1711 Г. — архимандрит Калязина Макарьева
Большая биографическая энциклопедия

Исихий, 1776—80 Г. — строитель Петровского Ростов.
Большая биографическая энциклопедия

Иустин, 1776—84 Г. — (4-й) архимандр. Сумского Успенск.
Большая биографическая энциклопедия

Бауи Дэвид — (наст. имя Дэвид Роберт Джонс; р.1947) – амер. певец, композитор, актер. Род. в Лондоне. Его ранняя музыкальная продукция претендовала на арт-психоделию с действительно серьезным........
Энциклопедический словарь псевдонимов

Джерролд Дэвид — (наст. имя и фам. Фридман; р.1944) – амер. писатель, сценарист. Получил диплом театроведа. Работал клерком в универмаге, в книжном магазине, продюсером на телевидении. Первая........
Энциклопедический словарь псевдонимов

Копперфилд Дэвид — (наст. фам. Коткин; р.1956) – амер. иллюзионист. Род. в семье потомственных выходцев из России. С детства увлекался фокусами, осваивал нехитрые приспособления, выходил на........
Энциклопедический словарь псевдонимов

1705-1711. — Восстание башкир.
Исторический словарь

1711 — Прутский поход русской армии под командованием Петра I. Русская армия была окружена юго-восточнее Ясс превосходящими силами турок, однако Петру I удалось заключить Прутский мир.
Исторический словарь

1711, 12 Июля. — Заключение Прутского (Ясского) мира между Россией и Турцией. Возвращение Турции Азова, обязательство срыть крепости на Юге и уничтожить Азовский флот.
Исторический словарь

1711, 9-10 Июля. — Окружение русской армии на реке Прут.
Исторический словарь

1711, Май-июль. — Прутский поход русских войск под командованием царя Петра I.
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :