Философский словарь

У-вэй

(кит. - недеяние, действие через неделание) - принцип даосской философии, одно из центральных понятий "Дао-дэ-цзин". У.-в., наряду с цзыжань (естественностью) оформляет и конкретизирует способ движения дао и дэ. "Дао постоянно осуществляет недеяние, тем самым нет ничего, что бы оно не делало" (37 чжан "Дао-дэ-цзин"). Черпая источник внутренней силы в "безмолвии" и "небытии", У.-в., согласно Лао-цзы, первичнее любого деятельного импульса, любой наступательной активности. Доходить до недеяния следует путем непрерывного уменьшения своих желаний, а поскольку недеяние присутствует всюду, способности человека становятся безграничными. В раннем даосизме У.-в. противостоит ритуалам конфуцианцев и законам моистов. Являясь действием особого, внутреннего стиля, У.-в. призывает следовать естественным законам природы и не принуждать природу самого человека. Как внутреннее, Ув. противостоит внешнему, как естественное - искусственному, как истинное - ложному. У Чжуан-цзы недеяние приобретает черты незнания и неслужения. Быть социально ангажированным, служить на государственной службе - значит действовать вопреки внутренней природе, совершать насилие. Не знать - это то, что истина вне учености, а знание мешает жизни и противостоит ей. Конфуциански истолкованное У.-в. сделало акцент на недеянии, как на жертвенном служении во благо общества. Внутренняя интуиция"я", выдвинутая Чжуан-цзы в качестве критерия истины, заменилась общественным законом, требующим забвения личного действия. Однако У.-в. остался сугубо даосским познавательным принципом и практическим критерием любого вида деятельности. В качестве такового У.-в. повлиял на создание и развитие дыхательной гимнастики и внутреннего боевого даосского стиля Тай-цзи-цюань. Превратившись со времени Лао-цзы в психологическую установку, в культурный настрой, У.-в. характеризует собой не только образ китайского мышления, но также распространяется на весь менталитет культур восточного типа. Как понятие, с проникновением буддизма в Китай, У.-в. полностью растворяется в теории школы чань. Характерно, что чаньские ритуалы, восприняв даосский принцип недеяния и трансформировав его на теоретической базе буддизма, отличались жестким аскетизмом, повышенной строгостью в выполнении и четкой регламентацией. Недеяние означает ненужность и невозможность что-либо сделать с идеей "я". Следует предоставить "я" самому себе, чтобы внешние и внутренние привязанности стали восприниматься как помехи личностного роста. Понимание личности как "не-я" предполагает видение нирваны в качестве абсолютного покоя, лишенного каких-либо проявлений жизни, при этом "не-я" личности вынуждено удерживать образ собственной индивидуальности и способствовать спасению других индивидуальностей. Противоречие между принятым логическим постулатом о несуществовании "я" и реальным существованием индивидуального субъекта находит свое разрешение в воле как смысловом ядре недеяния. Волевая концентрация "не-я" лишена индивидуализма, "собственной важности", всех тех гносеологических и психологических характеристик, которые Э. Фромм обозначил как "иметь". Метатеоретический уровень установки У.-в. позволяет применить ее в качестве объяснительного принципа к восточному (Китай, Япония) искусству, различным формам верований, психологическим феноменам. Объяснение энергии всякого действия, всякого творчества, понятых как недеяние, роднит принцип У.-в. с феноменом христианской веры. Внутри веры действие происходит свободным и самостоятельным образом, одновременно полностью оставаясь зависимым от божественного провидения. Л. С. Чернов


Смотреть значение У-вэй в других словарях

Мак Вэй Тимоти — (1968–2001) – террорист, взорвавший федеральное здание в Оклахома-Сити (1995), в результате которого погибли 168 человек. Казнен в 2001 г.
Политический словарь

Ван Вэй — (699 или 701-759 или 761) - китайский живописец и поэт.Основоположник китайской монохромной пейзажной живописи, использующейтональные возможности туши. В лирических пейзажах........
Большой энциклопедический словарь

Вэй Северная — (Тоба Вэй) - государство и династия в 386-535 на территорииСев. Китая. Основано Тоба Гуем - вождем племен тоба.
Большой энциклопедический словарь

Вэй То — в мифологии китайского буддизма хранитель закона, воинственныйстраж. Изображается с мечом и в доспехах.
Большой энциклопедический словарь

Вэй Чанхой (? 1856) — один из руководителей Тайпинского восстания1850-64 в Китае. Командовал крупным соединением тайпинской армии; участникзаговора против Ян Сюцина. Убит по приказу Хун Сюцюаня.
Большой энциклопедический словарь

Вэй Шан-цзюнь — в китайской мифологии даос-исцелитель. Являлся к больным счерной собакой.
Большой энциклопедический словарь

Вэй Юань (1794-1857) — китайский мыслитель, историк, географ и поэт. Автор"Карт и описания заморских стран", одной из первых китайских книг остранах Европы.
Большой энциклопедический словарь

Вэй-гу — в китайской мифологии бог-исцелитель, покровитель врачей.
Большой энциклопедический словарь

Вэй (i) — Китайская княжеская династия, правившая в 1122-209 гг. до Р. Х. в княжестве Вэй. Ветвь Чжоу. Родоначальником династии Вэй был Кан-шу, младший брат первого чжоуского императора........
Исторический словарь

Вэй (ii) — Китайская княжеская династия, правившая в 403-225 гг. до Р. Х. Родоначальник рода Вэй, Гао Би-гун, был, как можно предположить, побочным сыном первого чжоуского императора........
Исторический словарь

Вэй (iii) — Китайская династия, правившая в 220-266 гг. в царстве Вэй (период Троецарствия). Основателем Вэй - одного из трех царств, на которые распалась в первой четверти III в. империя........
Исторический словарь

Вэй Восточная — Императорская династия, правившая в 534-550 гг. в северокитайской империи Восточная Вэй. Империя Восточная Вэй возникла в 534 г. после распада северокитайской империи Северная........
Исторический словарь

Вэй Западная — Императорская династия, правившая в 534-557 гг. в северокитайской империи Западная Вэй. Империя Западная Вэй возникла в 534 г., после распада империи Северная Вэй, когда........
Исторический словарь

Вэй Северная — Сяньбийская династия, правившая в 386-535 гг. в северокитайской империи Северная Вэй. Монголоязычные кочевые племена сяньби издревле населяли Маньчжурию и являлись северо-восточными........
Исторический словарь

Ван Го-вэй — Ван Цзинь-ань (3.XII.1877 - 2.VI.1927), - кит. ученый, историк и филолог, один из лучших знатоков древнекит. эпиграфики. Вместе с Ло Чжэнъ-юем занимался изучением найденных в 1899 иньских........
Советская историческая энциклопедия

Ван Цзин-вэй — (Ван Чжао-мин) (ок. 1884 - 10.XI.1944) - кит. политич. деятель, реакционер. С июня 1925 по март 1926 был пред. гуанчжоуского гоминьдановского пр-ва. С апреля по авг. 1927 был пред. ЦИК гоминьдана........
Советская историческая энциклопедия

Восточная Вэй — одна из двух династий (В. В. и Западная Вэй) в Сев. Китае, правивших после распада в 534-535 гос-ва Северной Вэй (386-535). Единств. императором В. В. был СяоЦзин-ди (534-50), посаженный........
Советская историческая энциклопедия

Вэй — 1
Советская историческая энциклопедия

Вэй Северная — см. Северная Вэй.
Советская историческая энциклопедия

Вэй Чан-хой — (Вэй Чжэн) (ок. 1825 - XI. 1856) - один из руководителей Тайпинского восстания в Китае. Помещик из деревни Цзиньтянь у. Гуйпин пров. Гуанси, В. Ч.-х. в 1849 примкнул к тайному антиманьчжурскому........
Советская историческая энциклопедия

вэй Шу — ("История династии Вэй") - кит. династийная история династии Северная Вэй (386-535). Составлена в 551-554 историком Вэй Шоу (506-572). Первоначально делилась на 130 цзюаней (глав, или........
Советская историческая энциклопедия

Вэй Шэн — (1119-64) - руководитель нар. добровольческих отрядов, боровшихся против чжурчжэньских захватчиков в Китае. В 60-х гг. 12 в. освободил от врага ряд р-нов в пров. Цзянсу и Шаньдун.........
Советская историческая энциклопедия

Вэй Юань — (1794-1857) - кит. мыслитель, историк, поэт. С 1826 был секретарем Гос. совета. В 1830 вместе с Линь Цзэ-сюем и Гун Цзы-чжэнем создал кружок поэтов-патриотов. В 1842 участвовал в сопротивлении........
Советская историческая энциклопедия

Западная Вэй — одна из двух династий (З. В. и Восточная Вэй) в Сев. Китае, правивших после распада в 534-535 гос-ва Северной Вэй (386-535). Столицей гос-ва З. В. был г. Чанъань. Была свергнута в 557........
Советская историческая энциклопедия

Кан Ю-вэй — (Кан Чан-су, Кан Нань-хай) (19.III.1858 - 31.III.1927) - кит. ученый и педагог, руководитель движения за реформы в Китае в кон. 19 в. Род. в семье мелкопоместного шэньши уезда Наньхай........
Советская историческая энциклопедия

Северная Вэй — (Тоба Вэй, Юань Вэй) - династия, царствовавшая в 386-535 на терр. Северного Китая. Основана Тоба Гуем - вождем племен тоба, выделившихся из племенного союза сяньби и завоевавших........
Советская историческая энциклопедия

Тоба Вэй — см. Северная Вэй.
Советская историческая энциклопедия

Юань Вэй — см. Северная Вэй.
Советская историческая энциклопедия

Вэй Гу — в китайской мифологии один из богов - покровителей медицины. Исторический В. Г. явился в китайскую столицу Чанъань между 713 и 742 в головном уборе из флёра, шерстяной одежде,........
Энциклопедия мифологии

Вэй Шан-цзюнь — в китайской мифологии один из богов - покровителей медицины. Реальный даос В. Ш.-ц. жил в кон. 7 - нач. 8 вв., он бродил по стране с чёрным псом по имени Чёрный дракон и занимался........
Энциклопедия мифологии

Посмотреть еще слова :