Философский словарь

Уайтхед Альфред Норт (1861- 1947)

- британский философ, математик, логик, методолог. Учился и в первый период своего творчества работал в Кембридже. Был известен как ученый, вместе с Расселом (его учеником) разрабатывал проблемы символической логики, дал логический анализ оснований математики. Увлекшись работами кардинала Ньюмена (1801-1890), пережил в 1890-х кризис религиозных воззрений, пытаясь сделать выбор между англиканством и католицизмом. До 40 лет философской проблематикой специально не занимался. Первые работы философского характера были написаны в русле неореализма. В 1910 переехал в Лондон, где стал деканом в Лондонском университете. Был преподавателем городского Академического совета по образованию, затем профессором Имперского колледжа науки и техники в Кенсингтоне. Начало второго этапа его философской эволюции (третий этап творческой биографии) приблизительно совпадает с его переездом в США по приглашению философского факультета Гарвардского университета (1924), где он проработал до выхода в отставку в 76 лет (последняя лекция была прочитана У. в 80-летнем возрасте). Философскую доктрину У. этого периода определить однозначно достаточно сложно. Сам он говорил о необходимости разработки спекулятивной (умозрительной) философии (метафизики), в которой усматриваются мотивы платонизма, а также аристотелизма. В целом же речь шла о рациональном обосновании науки в ряду других возможных систем знания (искусство, религия, философия). У. акцентировал в своем позднем творчестве, отмеченном многовекторностью интересов и многообразием обсуждаемых тем, несколько ключевых идей, по которым его философию обозначают как "философию организма" ("органицизм"), как "клеточную теорию актуальности", как "философию процесса" ("философию становления") и т.д. Несмотря на многоплановость философских построений У, смену тем и доминант, о его творчестве можно говорить как о целостном явлении, в котором многие поздние идеи обнаруживаются или предвосхищаются в более ранних работах, часто даже "дофилософского" периода. В 1960-е отмечают "уайтхедовский ренессанс" в американской, а затем и европейской философии и методологии знания. Известна версия объединения взглядов У. с "критической онтологией" Н.Гартмана (Г.Вайн). В последнее время активно осваивается и развивается круг его идей и следствий из них, имеющих отношение к частным философским и социальным дисциплинам (прежде к эстетике и социологии - его версия социального символизма, в частности). Основные работы: "Трактат об универсальной алгебре" (1898), "О математических понятиях материального мира" (1906), "Principia mathematica" (т. l-3, 1910-1913, совместно с Расселом), "Организация мышления" (1917, при переиздании получила новое название: "Цели образования"), "Исследование оснований естествознания" (1919), "Понятие природы" (1920), "Принцип относительности" (1922), "Наука и современный мир" (1925), "Религия в процессе развития" (1926), "Символизм, его значение и действие" (1927), "Функция разума" (1929), "Процесс и реальность" (1929), "Приключения идей" (1933), "Способы мышления" (1938 - последняя книга) и др. Творчество У. изначально задано осознанием несоответствия привычной, господствовавшей в науке несколько веков онтологической схемы и скрывающейся за ней субъектно-предикатной логики реалиям науки (прежде всего физики и математики рубежа веков). Это породило программу критического пересмотра и перестройки исходных понятий науки по двум основаниям: приближения их к "действительному опыту" на основе последовательного проведения принципа философского монизма (через критику как материалистически-позитивистского механицизма, так и гегельянской философии тождества бытия и сознания). Системообразующими принципами у У. выступают тезисы о том, что действительность всегда есть ее становление ("принцип процесса"), а всякая объективность есть возможность для становления ("принцип относительности"), требующие преобразования представлений о реальности, сложившихся в философии и нашедших отражение в классической физике. Последние исходят из идеи "простой локализации" объекта "здесь и теперь" качества в пространственном субстрате, непосредственно данном через органы чувств. Но это не есть реальный опыт и реальное знание объекта. Дополнительный фактор их искажения - язык, позволяющий скрывать беспорядочность и бессвязность данных, из которых исходит наука. Это относится как к естественному языку, так и языку математики, уводящим от "затемненности" и противоречивости выражаемого в них содержания (к тому же сам язык не анализировался как "тело мысли"). Язык, будучи неразрывно связан с развитием практически необходимых абстракций, упрощает и деформирует отображаемую реальность, приводит при неотрефлектированном использовании к гипостазированию абстракций, понимаемых как выражение данных опыта, т.е. к "подмене конкретности". Это приводит к обоснованию "пустой реальности" ("круглый шар", картезианская доктрина "протяженной вещи") и "бифуркации" (раздвоению) природы ("зеленый лист", сенсуалистская концепция первичных и вторичных качеств). Природа же едина в своем становлении. Но развертывание этого постулата требует предварительной критики языка и его адекватного концептуального понимания. У. предлагает и разрабатывает в этом качестве символическую концепцию языка. Он исходит из того, что одни компоненты человеческого опыта (символы) вызывают мысли, эмоции, привычки и т.д. относительно других компонентов опыта (значения символов). Отношение символа и значения задается в символическом (языковом) отношении, не подчиняющемся каузальным зависимостям, обратимом (символ и значение могут меняться местами), определяемом коммуницирующими субъектами на основе чувственного восприятия. Последнее задает символическое отношение через взаимодействие (сопряжение) двух своих модусов: модуса каузальной обусловленности (первичный опыт тела) и модуса презентативной непосредственности (вторичный опыт расчлененных чувственных данных). Таким образом, истина - это соотношение видимости (чувственного восприятия) и реальности (мотив Брэдли). Она такая их корреляция (символическая, не связанная отношениями причинности), при которой восприятие видимости ведет к восприятию реальности и проливает свет на реальность, что должно быть адекватно "схвачено" в языке. Тогда объективные данные в познавательном акте - это пропозиция как идеальный принцип, чистая форма или структура. Субъективная форма пропозиции - истинное или ложное суждение, но она же выражает и определенный интерес, служит формой выражения эмоции. Следовательно, пропозиция - это синтез ак- туальных явлений, взятых в абстракции, и "вечных объектов". Абстракция, по У., - не свободное изобретение человеческого духа, а выражение определенных черт действительности (по методу экстенсивной абстракции), за ней "скрывается" объект, но локализованный не в абсолютном пространстве (классическая онтологическая картина мира), а в "событии" как пространственно-временном происшествии. Объект связан с событием особым отношением "ситуации", которое предполагает включение объекта в событие, благодаря чему последнее приобретает качественную определенность. Объекты даны непосредственному наблюдению, представимы в "перцептуальном знании", но выражают в событиях инвариантное ("вечное"). У. строит иерархию объектов: от чувственных, перцептуальных к физическим, научным. Изменчивы ситуации, включающие объекты в события, сами же объекты неизменны. Тем самым субъект в разной мере лишь распознает объект в его самостоятельном бытии, но не конструирует его в "тотальности" ситуации, в которой изменение одного влечет изменение всего остального. В итоге и реализуются исходные для У. принципы становления - возможность превращается в действительность. Но они требуют дополнения "реформированным субъективистским принципом" - становление есть становление субъективного единства, вбирающего в себя объективную данность, "стягивающуюся в единство опыта". Согласно У, это акты "прегензии", т.е. "схватывания". Как только этот процесс заканчивается, событие теряет свое субъективное единство, действительность становится возможностью, данностью для нового становления. Таким образом, подлинная действительность проявляется в процессе самостановления, в ходе формирования опыта субъектов. Становление опыта есть одновременно и формирование субъекта и объекта познания - нет субъекта и объекта самих по себе, есть объект, становящийся субъектом, и объективирующийся субъект. Вместо доктрины "простой локализации" У. предлагает "доктрину объективного бессмертия". События атомарны, собственная жизнь "действительных происшествий" эфемерна, они возникают и исчезают. Следовательно, нет непрерывности становления, но есть становление непрерывности, обеспечиваемое "вечными объектами", переходящими из одного субъективного единства в другое и создающими структурную определенность, отображаемую наукой. Неизменность "вечных объектов" обеспечивается Богом, импульсирующим, по У., и возникновение каждого нового события. Однако Бог выступает лишь как соавтор событий, а не их творец. Действующая причина - изначально присущая мирозданию творческая энергия ("креативность"), выражающаяся в актах "схватывания" (прегензии). "Креативность есть актуализация потенциальности, а процесс актуализации - это и есть событие опыта". По У, "процесс творчества является формой единства универсума". Таким образом, пространственно-временный континуум формируется в процессах становления и не является априорной предпосылкой познания. Совокупности событий обнаруживают "социальный порядок" на основе общих элементов формы в конкретных "схватываниях", формирования интерсубъективного пространства и создания условий для воспроизводства сложившегося "сообщества". "Скрепляющей рамкой" выступают также и ценности (блага). В аксиологии У. рассматривает ценности как идеалы ("вечные объекты" божественной природы), приобретающие свое значение в отношении к миру фактов, получающих завершение, воплощаясь в "актуальных сущностях", что превращает ценность во внутреннюю реальность явления, связанную не только с человеческим деянием. В переживаемом опыте проецируются друг на друга мир деятельности (множества конечных событий) и мир ценности (единство скоординированности различных возможностей). Рассмотренный сам по себе, каждый из этих миров является абстракцией. В итоге, согласно У, разум в мире должен проявлять себя не только "прагматически" (как средство целесообразной практической деятельности), но и "спекулятивно", исходить из "незаинтересованного любопытства", позволяющего "прорваться" к подлинной реальности: поставить пределы умозрению означает предать будущее". Систематизируя само накопленное знание, мы способны раздвигать границы собственных возможностей, выходить в область идей, рожденных силой воображения. Необходимо преодолеть "цивилизационную" усталость Европы, потерявшей импульс к обретению нового, противопоставив ей "героизм разума", возможный в результате синтеза науки и философии, обоснования картины новой онтологической реальности. Наука имеет заложенные к этому синтезу интенции, но сама не способна его осуществить. Отсюда необходимость метафизики, "спекулятивной" философии, которая должна дать интерпретацию каждому элементу опыта, объяснить значение абстракций, установить связи между концептами посредством выявления их подлинного эмпирического содержания, выработать систему общих идей, т.е. завершить усилия разума постигнуть природу Вселенной. Наука невозможна без философского мышления, как бы она не противилась этому. По У, "философия мистична", "но цель философии - рационализировать мистицизм", в чем она сродни поэзии в их общей ориентации на предельные смыслы цивилизации (отождествляемой У с культурой).


Смотреть значение Уайтхед Альфред Норт (1861- 1947) в других словарях

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) — - литературный критик, публицист. Революционный демократизм Д. отличался конкретностью и радикальностью, соединенной с верой IB то, что идейно-психологические различия........
Политический словарь

Маккиндер Хэлфорд Джон (1861-1947) — - британский географ и историк, теоретик международных отношений. Первым и самым ярким выступлением X. Маккиндера был его доклад "Географическая ось истории", прочитанный........
Политический словарь

Маннгейм Карл (1893-1947) — - немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания. Автор работ "Идеология и утопия" (1929), "Человек и общество в эпоху преобразования" (1935), "Диагноз нашего........
Политический словарь

Розенберг Альфред — (1893–1946) – главный идеолог нацизма, заместитель Гитлера по вопросам «духовной и идеологической подготовки» членов нацистской партии, рейхсминистр по делам оккупированных........
Политический словарь

Уайтхэд Алфред Норт — (1861–1947) – англо-американский математик, логик и философ, представитель неореализма. С середины 1920-х гг. развил «философскую космологию», родственную платонизму. Автор........
Политический словарь

Вебб (webb) Сидней И Беатриса (1859-1947; 1858-1943; Супруги С 1892) — английские экономисты, историки рабочего движения, идеологи так называемого фабианского социализма. В книге «Индустриальная демократия» они подчеркивали роль обычая........
Экономический словарь

Вебер (weber) Альфред (1868-1958) — немецкий экономист и социолог, брат М.Вебера. Его основная работа — «теория размещения производства» (1909). Эта книга явилась первым трактатом по теории размещения, который........
Экономический словарь

Воронцов Василий Павлович (1947-1918) — русский экономист, социолог и публицист, теоретик либеральных народников 80-90-х гг. XIX в. Один из создателей экономической программы либерального народничества. Воронцов........
Экономический словарь

Даглас Сесил Норт — (1920-)

Douglas Cecil North

является одной из основных фигур неоинституционализма в экономической теории, а именно в области новой экономической истории и теории........
Экономический словарь

Залесский Владимир Францевич (1861-1922) — русский экономист. Основной труд «Учение о происхождении прибыли на капитал» (1893-1898), в котором Залесский зарекомендовал себя сторонником психологической школы. Залесский........
Экономический словарь

Кеннан (cannan) Эдвин (1861-1935) — английский экономист. Основная работа — «Обзор экономической теории» (1929). В книге «Теории производства и распределения» (1917) Кеннан дал классический анализ подхода........
Экономический словарь

Крестьянская Реформа 1861 Г. — - главная из реформ 1860-1870-х IT , отменившая крепостное
право в России. Проводилась на основе "Положений 19 февраля 1861" (опубликованы 5 марта). Крестьяне получили личную........
Экономический словарь

Маршалл (marshall) Альфред (1842-1924) — английский экономист, глава кембриджской школы. Его теория, основы которой изложены в «Принципах экономической науки» (1890) обобщила достижения раннего маржинализма........
Экономический словарь

Норт Дуглас Сесил (род. 1920) — американский экономист, один из основателей клиометрики. Наиболее значительным научным результатом исследований ученого стала разработка эмпирической модели ранней........
Экономический словарь

Селигмен (seligman) Эдвин Роберт (1861-1938) — американский экономист. Селигмен разделял некоторые идеи исторической школы политической экономики (критика системы экономического либерализма, защита протекционизма........
Экономический словарь

Сови (sauvy) Альфред (1898-1990) — французский социолог, демограф и экономист. Специалист по влиянию демографических процессов на общество и экономику. Основной труд: «Общая теория народонаселения»........
Экономический словарь

Файоль (fayol) Анри (1861-1925) — французский горный инженер, 30 лет состоял генеральным директором крупнейшей горнодобывающей и металлургической компании. Файоль обобщил свой опыт управления предприятиями........
Экономический словарь

Фишер (fisher) Ирвинг (1867-1947) — американский экономист, представитель неоклассического направления экономической мысли. Основные работы: «Покупательная сила денег» (1911), «Стабилизация доллара»........
Экономический словарь

Форд Генри (1863-1947) — крупнейший американский автомобилепромышленник, один из создателей теории менеджмента. В своих книгах «Моя жизнь, мои достижения» (1924) и «Сегодня и завтра» Форд разработал........
Экономический словарь

Крестьянская Реформа 1861 Г. — - главная из буржуазных реформ 1860 - 1870-х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе "Положений 19 февраля 1861". Крестьяне получали личную свободу и........
Юридический словарь

Савиньи (savigny) Фридрих Карл Фон (1779-1861) — - германский юрист, специалист по истории римского права, глава исторической школы права, профессор Марбургского и Берлинского университетов. С. резко выступал против........
Юридический словарь

Альфред Великий — (Alfred the Great) (ок. 849 - ок. 900) - корольанглосаксонского королевства Уэссекс с 871. Объединил под своей властьюряд соседних англосаксонских королевств. При Альфреде Великом........
Большой энциклопедический словарь

Виктор Эммануил Iii (1869-1947) — последний (1900-46) король Италии.
Большой энциклопедический словарь

Георг Ii (1890-1947) — король Греции в 1922-23 и с 1935; из династииГлюксбургов. Содействовал установлению в 1936 военной диктатуры И.Метаксаса. С 1941 в эмиграции. Вернулся в страну после реставрации(сентябрь 1946) монархии.
Большой энциклопедический словарь

Гражданская Война В Сша 1861-65 — между северными и южными штатами. Южныештаты подняли мятеж (апрель 1861) с целью сохранения рабства ираспространения его по всей стране. На 1-м этапе (1861-62) война состороны........
Большой энциклопедический словарь

Крестьянская Реформа 1861 — главная из реформ 1860-70-х гг., отменившаякрепостное право в России. Проводилась на основе "Положений" 19 февраля1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу........
Большой энциклопедический словарь

Мексиканская Экспедиция 1861-1867 — вооруженная интервенция Великобритании(1862), Испании (1861-62) и Франции (1862-1867) в Мексику с цельюпревращения ее в колонию европейских держав. Борьба мексиканского народа,а........
Большой энциклопедический словарь

Норт — (North) Дуглас Сесил (р.1920) - американский экономист. Рыночнуюэкономику тесно связывал с социальными и политическими институтами исчитал, что изучение изменений последних........
Большой энциклопедический словарь

Парижские Мирные Договоры 1947 — между государствами - победителями во 2-ймировой войне и бывшими союзниками Германии в Европе - Италией, Болгарией,Венгрией, Румынией и Финляндией. Подписаны 10 февраля,........
Большой энциклопедический словарь

Положения 19 Февраля 1861 — законодательный акт, оформивший отменукрепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861. Состоялиз "Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной........
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :