Музыкальный словарь

Слух

Быть может, вы знаете, что великий Бетховен страдал болезнью органов слуха, и к концу жизни совершенно ничего не слышал. Не мог он слышать и исполнения своих последних сочинений. Как же так, спросите вы. Ведь всем известно, что слух - главное для музыканта. Детей с плохим слухом не принимают даже в музыкальную школу, а тут - великий композитор, автор гениальных произведений, оказывается, писал их, будучи совсем глухим! Дело в том, что слух, то есть способность воспринимать звучащий мир, бывает различным. Физический слух дает нам возможность слышать в физическом смысле: воспринимать звуки, которые все время нас окружают. Шум волн, шорох листьев, жужжание пчелы, потрескивание сучьев... Здесь у человека очень много соперников: почти все животные слышат лучше, чем мы, слух у них значительно острее. Вы сами, наверное, не раз могли убедиться в этом, если любите животных. Собака настораживает уши и начинает лаять, когда вы еще не слышите чужих шагов, кошка хищно выгибает спину и бесшумно крадется к стене, за которой вы еще никак не можете уловить мышиного царапанья.
Но есть другой слух - музыкальный, присущий только человеку. Музыкальный слух - это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавая их художественное значение. Вот этот-то слух и необходим каждому музыканту. В том или ином виде музыкальный слух есть у каждого. Просто у некоторых он выражен очень ярко, а у других слабее. Но музыкальный слух можно развить, если очень хотеть и настойчиво добиваться этого. Действительно, в музыкальные школы берут тех детей, у которых слух лучше, но есть педагоги, которые занимаются со всеми. И через несколько лет уже не понять, кто был когда-то лучшим, а у кого. казалось, слуха нет вовсе: умному педагогу удалось развить музыкальный слух всех его учеников.
Правда, существует так называемый абсолютный музыкальный слух, который считают важным для музыканта качеством. этот - способность слышать абсолютную высоту звука. Его обладатель может сказать, какой по высоте звук издали отходящий от причала теплоход или ложечка, звякнувшая в стакане. Если ему сыграть мелодию, он не только повторит ее голосом, но и назовет при этом все ее звуки. Однако завидовать обладателям абсолютного слуха не стоит. Он вовсе не является признаком особой музы-кальности. Сколько угодно бывает, что человек с абсолютным слухом совершенно равнодушен к музыке, а если и начинает ею заниматься, то особых успехов не достигает. В дополнение к абсолютному слуху необходимы музыкальность, умение слышать и воспроизводить логику гармонического или полифонического развития. Можно слышать, как обладатели абсолютного слуха даже жалуются на это свойство: «ноты лезут в уши», мешая сосредоточиться на музыке. Так что если у вас нет абсолютного слуха, не огорчайтесь, а развивайте относительный, данный вам природой
. Кстати, далеко не все композиторы обладали абсолютным слухом. Он был, очень изощренный, у Римского-Корсакова. Каждая тональность казалась ему окрашенной в определенный, только ей присущий цвет (это так называемый цветной слух). Например, ми-бемоль мажор казался ему цветом морской волны, поэтому многие страницы музыки, посвященной морю, написаны им в ми-бемоль мажоре. Ре-бемоль мажор казался золотистым. А вот у Чайковского абсолютного слуха не было. Ну и что? Разве он писал музыку более плохую? Значительно важнее для композитора, да и для любого музыканта, иметь хорошо развитый внутренний слух, то есть уметь слышать музыку «внутри себя», не воспроизводя ее вслух. Именно великолепный внутренний слух дал возможность оглохшему Бетховену продолжать творить: он слышал всю сочиняемую им музыку и записывал услышанное, хотя воспроизведения ее музыкантами, ее реального звучания, услышать уже не мог. Внутренний слух поддается развитию. Его можно тренировать различными упражнениями. Например, брать несложные ноты, сначала только мелодию, и пытаться представить, как это звучит, а потом проверять себя, проигрывая мелодию на рояле. Профессиональные музыканты могут воспроизводить внутренним слухом даже сложные оркестровые партитуры. Без этого умения нельзя, например, стать дирижером.
А теперь вернемся к «цветному слуху». Он был не только у Римского-Корсакова. У многих музыкантов определенные тональности вызывают ассоциации с определенным цветом. Ассоциации эти имеют субъективный характер. То есть у разных музыкантов одна и та же тональность может вызвать различные цветовые впечатления. Но есть, по-видимому, и общие закономерности. Так, наверное, не случайно, многие мрачные, скорбные произведения написаны в тональности си минор, а радостные, солнечные - в ре мажоре. Проблемами связи звука и цвета заинтересовался Скрябин. Одно из его произведений, симфоническая поэма «Прометей», даже задумано как не только музыкальное, но и цветовое; музыка в нем должна сопровождаться цвето-световыми эффектами.


Смотреть значение Слух в других словарях

Слух — весть
молва
слушок
Словарь синонимов

Слух — м. одно из пяти чувств, коим распознаются звуки; орудие его ухо. тупой, тонкий. У глухих и безухих животных слух заменяется чувством сотрясения. Идти на слух, искать по........
Толковый словарь Даля

На Слух Нареч. — 1. В процессе слушания, в результате прослушивания.
Толковый словарь Ефремовой

Слух М. — 1. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки при помощи специального органа - уха. // Способность правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные........
Толковый словарь Ефремовой

Слух — -а; м.
1. только ед. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки; способность слышать. Острый с. Чуткий с. Слух слабеет у кого-л. Потерять с. (стать........
Толковый словарь Кузнецова

Слух — Это слово образовано от той же основы, что и глагол слыть, ведь слыть буквально означает "быть услышанным".
Этимологический словарь Крылова

Абсолютный Слух — см. в ст. Слух музыкальный.
Большой энциклопедический словарь

Слух — , функция восприятия ЗВУКА (звуковых колебаний). Человек и многие другие млекопитающие могут слышать, когда звуковые колебания воздействуют на барабанную перепонку........
Научно-технический энциклопедический словарь

Слух — (auditus) восприятие звуковых колебаний, осуществляемое органом слуха и слуховым анализатором.
Большой медицинский словарь

Слух Абсолютный — (auditus absolutus) вид музыкального слуха: способность определять на слух высоту звука.
Большой медицинский словарь

Слух Бинауральный — (a. binauralis, лат. bini по два, пара + auris ухо) С. при восприятии обоими ушами; обеспечивает способность определять направление на источник звука.
Большой медицинский словарь

Слух Болезненный — (acusalgia) см. Акузалгия.
Большой медицинский словарь

Слух Вербальный — способность распознавать на слух слова.
Большой медицинский словарь

Слух Моноауральный — (a. monoauralis; греч. monos один + лат. auris ухо) С. при восприятии одним ухом, т. е. при глухоте на другое ухо или искусственном выключении его функции.
Большой медицинский словарь

Слух Музыкальный — способность человека воспринимать оттенки музыкальных звуков и функциональные связи между ними.
Большой медицинский словарь

Слух Тональный — (auditus tonalis) способность различать звуки по высоте.
Большой медицинский словарь

Слух Фонематический — (auditus phonematicus) способность распознавания на слух минимальных различительных элементов речи (фонем).
Большой медицинский словарь

Слух Цветной — см. Фонопсия.
Большой медицинский словарь

Слух — восприятие звуковых колебаний органами слуха. У человека и высшихживотных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку ислуховые косточки (среднее........
Большой энциклопедический словарь

Слух Музыкальный — способность человека воспринимать отдельные качествамузыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Виды слухамузыкального: абсолютный - способность........
Большой энциклопедический словарь

Слух — способность организма человека и животных воспринимать звуки. С. есть у мн. насекомых, всех позвоночных и наиб, развит у млекопитающих. У большинства позвоночных звуковые........
Биологический энциклопедический словарь

Абсолютный слух — см. Слух музыкальный.
Музыкальная энциклопедия

Слух музыкальный — способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности. С. м. - основа муз. мышления и муз. оценочной........
Музыкальная энциклопедия

Цветной слух — синопсия (нем. Farbenhцren, франц. audition coloree, англ. colour hearing), - исторически сложившееся определение зрительно-слуховых, гл. обр. внепредметных, "синестезий" ("соощущений"). Следует........
Музыкальная энциклопедия

Абсолютный (идеальный) Слух — Редкая способность распознавать и воспроизводить отдельные музыкальные ноты без всякого музыкального эталона или стандарта.
Психологическая энциклопедия

Абсолютный Слух — (англ. Absolute pitch, perfect pitch) - способность правильно определять (называть) и воспроизводить голосом высоту от отдельных звуков без соотнесения их с др. звуками, высота которых........
Психологическая энциклопедия

Бинауральный Слух — (от лат. bini -два + auricula - ухо) - восприятие звуков с помощью обоих ушей и симметричных (правой и левой) частей слуховой системы. Б. с. позволяет локализовать источник звука........
Психологическая энциклопедия

Моноуральный Слух — - см. Бинаураль-ный слух.
Психологическая энциклопедия

Музыкальный Слух — (англ. music hearing) - звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный........
Психологическая энциклопедия

Псевдоабсолютный Слух — Словообразование. Происходит от греч. pseudos - ложь + лат. absolutus - неограниченный. Категория. Характеристика слуховой чувствительности. Специфика. Способность........
Психологическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :


Перевести Слух на язык :