Философский словарь

А. Камю: Абсурдный Человек

"Что представляет собой абсурдный человек?" - это главный вопрос, от обсуждения которого зависит решение других проблем философии Камю. Абсурдный человек, пишет Камю, "ничего не предпринимает ради вечности и не отрицает этого. Не то чтобы ему вообще была чужда ностальгия. Но он отдает предпочтение своему мужеству и своей способности суждения. Первое учит его вести не подлежащую обжалованию жизнь, довольствоваться тем, что есть; вторая дает ему представление о его пределах. Уверившись в конечности своей свободы, отсутствии будущности у его бунта и в бренности сознания, он готов продолжить свои деяния в том времени, которое ему отпущено жизнью. Здесь его поле, место его действий, освобожденное от любого суда, кроме его собственного. Более продолжительная жизнь не означает для него иной жизни". Камю противопоставляет свой образ абсурдного человека традиционным и современным философско-антропологическим, моральным, религиозным конструкциям, представлениям о человеческой сущности. В философии и творчестве Камю заключена дерзкая претензия на то, что он сможет подойти к действительной сущности человека ближе, чем это удавалось другим исследователям. Тем не менее "абсурдный человек" - тоже специфическая философская конструкция. Ее создание в произведениях Камю - непрерывная полемика. Прежде всего она ведется против религиозного подхода к человеку, а также против учений, навязывающих человеку моральные нормы извне - согласно предписаниями общества, заповедям религии и т.д. "Абсурдный человек готов признать, что есть лишь одна мораль, которая не отделяет от бога: это навязанная ему свыше мораль. Но абсурдный человек живет как раз без этого бога. Что до других моральных учений (включая и морализм), то в них он видит только оправдания, тогда как ему самому не в чем оправдываться. Я исхожу здесь из принципа его невиновности". Позицию абсурдного человека Камю очерчивает словами Ивана Карамазова: "Все позволено". Однако "абсурд не есть дозволение каких угодно действий". Слова Карамазова означают лишь то, что ничего не запрещено. Почему же? Согласно Камю, абсурдный человек не принимает традиционную концепцию, устанавливающую связь между причинами и следствиями поступков. И хотя ум абсурдного человека "готов к расплате", он делает это не потому, что чувствует за собой какую-либо вину или греховность, вменяемую всякому человеку христианством. Для него, абсурдного человека, "существует ответственность, но не существует вины". Формальные правила и поучения этики, расчеты научного ума теряют для абсурдного человека сущностный смысл. Поучительны лишь живые примеры, доносящие до нас дыхание человеческих жизней. "Мною выбраны только те герои, - пишет Камю, - которые ставили своей целью исчерпание жизни (или те, кого я считаю таковыми). Я не иду дальше этого. Я говорю о мире, в котором и мысли и жизни лишены будущего. За всем, что побуждает человека к труду и движению, стоит надежда. Так оказывается бесплодной единственная нелживая мысль. В абсурдном мире ценность понятия или жизни измеряется плодотворностью". Герои, на примере которых Камю высвечивает понятие "абсурдный человек", - это Дон Жуан (и донжуанство), Актер (и актерство), Завоеватель, Писатель-творец. В конце главы об абсурдном человеке Камю замечает: "Приведенные выше образы не содержат моральных поучений и не влекут за собой суждений. Это наброски, в них намечен стиль жизни. Любовник, комедиант или авантюрист ведут абсурдную игру. Но на это способны, при желании, и девственник, и функционер, и президент республики. Достаточно знать и ничего от себя не скрывать... Я выбрал крайние случаи, когда абсурд наделяет поистине царской властью. Правда, это власть принципов, лишенных царства. Но их преимущество перед другими в том, что они знают об иллюзорности всех царств... Как бы то ни было, абсурдному рассуждению надо было вернуть всю Яркость красок. Воображение может добавить немало других его обличий - изгнанников, прикованных к своему времени; людей, которые, не зная слабости, умеют жить соразмерно вселенной без будущего. Этот абсурдный и безбожный мир населен утратившими надежду и ясно мыслящими людьми". Мир абсурдного человека у Камю выписан жестко и сильно. Это человек, не верящий в бога, божий промысел и божью благодать. Он не верит в будущее, лишен надежд и иллюзий. "Чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу". Причина в том, что мир природы и другой человек всегда содержат в себе нечто несводимое к нашему познанию, ускользающее от него. "Бывает, что привычные декорации рушатся. Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, четыре часа работы, трамвай, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме - вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос "зачем?" Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки". Скука выводит человека из колеи рутинной, монотонной жизни. Она толкает его к пониманию того, что приходится взваливать груз безотрадной жизни на свои собственные плечи. "Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение. А за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни". Скука становится чуть ли не действующим лицом и в художественных произведениях Камю. Она изображена так ярко, так мастерски, что путь от поистине "метафизической" скуки к самоубийству не кажется преувеличением. Писатель-философ вскрывает глубокую, с его точки зрения, экзистенциально неразрывную связь между "чуждостью" мира, его "первобытной враждебностью", между отчужденностью от нас других людей, утратой веры в бога и моральные ценности, между угрозой смерти, словим, между всей совокупностью абсурдных (именно для человека) обстоятельств жизни и "абсурдных чувств" - и мучительным желанием человека покончить с непереносимостью жизни, вырваться из круга абсурда. Так на первое место в философии Камю выдвигается вопрос о самоубийстве. "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно". Самоубийство, замечает Камю, чаще всего рассматривается как социальный феномен. "Мы же, напротив, с самого начала ставим вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида. Самоубийство подготавливается в безмолвии сердца...". Основным стремлением Камю как раз оказывается правдивое, лишенное морализма описание того феномена интеллекта и чувств, который можно было бы назвать тягой к самоубийству. Она порождена, как ясно из сказанного, абсурдностью, безнадежностью как отличительными чертами человеческого удела. Мир вне человека не абсурден. "Если абсурд и существует, то лишь во вселенной человека". Однако, настаивает Камю, призвание человека - найти силы жить в состоянии абсурда. "Итак, я вывожу из абсурда три следствия, каковыми являются мой бунт, моя свобода и моя страсть. Одной лишь игрой сознания я превращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, и отвергаю самоубийство". "Все рассуждения и зарисовки данного эссе резюмируются "мифом о Сизифе". Если Ницше предложил утратившему христианскую веру человечеству миф о "вечном возвращении", то Камю предлагает миф об утверждении самого себя - с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним - самоотдача и полнота существования важнее всех вершин. Абсурдный человек избирает бунт против всех богов".


Смотреть значение А. Камю: Абсурдный Человек в других словарях

Абсурдный — абсурдная, абсурдное; абсурден, абсурдна, абсурдно (книжн.). Содержащий в себе абсурд, нелепый. Абсурдное утверждение. вывод. АБСЦЕСС, абсцесса, м. (латин. abscessus) (мед.). Местное........
Толковый словарь Ушакова

Человек — м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка........
Толковый словарь Даля

Человек — человека, в знач. мн. Употр. люди (человеки - устар. и шутл., косв. пад. человек, человекам ит. д. - только в сочетании с колич. словами), м. 1. Живое существо, в отличие от животного........
Толковый словарь Ушакова

Абсурдный Прил. — 1. Нелепый, бессмысленный.
Толковый словарь Ефремовой

Человек М. — 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. // Носитель каких-л. качеств, свойств........
Толковый словарь Ефремовой

Человек-невидимка М. — 1. Тот, кто стал невидимым (в сказках, в фантастической литературе и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Абсурдный — -ая, -ое; -ден, -дна, -дно. Нелепый, противоречащий здравому смыслу; нелогичный. А-ая идея, мысль. А. вывод. А-ое мнение. Задавать а-ые вопросы.
◁ Абсу́рдно, нареч. Такое решение........
Толковый словарь Кузнецова

Рекламная Стоимость Из Расчета На Тысячу Человек (advertising Cost Per Thousand) — Метод измерения ценности спонсорской поддержки путем вычисления стоимости получения доступа к одной тысяче людей посредством печатной или иной рекламной продукции.
Экономический словарь

Человек-реклама — человек с плакатами-объявлениями на груди, на спине, в
руках.
Экономический словарь

Человек — Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение "верх", "высшее качество", а век........
Этимологический словарь Крылова

Человек — -а; лю́ди; (устар. и шутл.) челове́ки; м. (с колич. сл. только косв. мн.: челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках).
1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью........
Толковый словарь Кузнецова

Человек-реклама — - человек с плакатами-объявлениями на груди, на спине, в руках.
Юридический словарь

Человек Прямоходящий — (Homo erectus), разновидность первобытного человека датируемая примерно от 1,5 до 0,2 млн. лет назад. «Человекообразная обезьяна с острова Ява» была первым первобытным человеком,........
Научно-технический энциклопедический словарь

Человек Умелый — (Homo habilis), вид первобытного человека, обнаруженный Луи Лики в 1964 г. в Олдовайском ущелье в восточной Африке. Его окаменевшие остатки датируются между 1,8 и 1,2 млн. лет назад.........
Научно-технический энциклопедический словарь

Брокен-хиллский Человек — родезийский человек, череп и отдельные костискелета человека неандертальского типа (см. Неандертальцы), обнаруженные уг. Брокен-Хилл (Кабве) в Замбии (Сев. Родезии) в 1921.
Большой энциклопедический словарь

Гейдельбергский Человек — ископаемый человек, близкий к питекантропам. В1907 найдена нижняя челюсть гейдельбергского человека в Мауэре, близГейдельберга (Германия). Древность ок. 400 тыс. лет.
Большой энциклопедический словарь

Система Человек — машина - система управления, в которой человек (группа людей) управляет техническим устройством для достижения определенной цели (напр., производства материальных ценностей);........
Большой медицинский словарь

Человек — (Homo sapiens) высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом,........
Большой медицинский словарь

Человек Гейдельбергский — (Homo heidelbergensis) ископаемый человек, относящийся к архантропам.
Большой медицинский словарь

Человек Из Брокен-хилла — ископаемый человек, относящийся к палеоантропам.
Большой медицинский словарь

человек Стандартный — совокупность средних величин антропометрических, анатомических и физиологических показателей, характеризующих человека, обычно конкретизированная для групп населения,........
Большой медицинский словарь

Родезийский Человек — ископаемый примат (неандерталец), обнаруженный возлег. Кабве (Замбия).
Большой энциклопедический словарь

Система Человек Машина — сложная система, в которой человек-оператор(группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессепроизводства материальных ценностей, управления,........
Большой энциклопедический словарь

Снежный Человек — (йети) - существо, которое, как утверждают, обитает вГималаях и др. высокогорных районах Центральной и Северо-Восточной Азии.Название снежный человек - перевод с тибетского........
Большой энциклопедический словарь

Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры. возник на Землев ходе длительного и неравномерного........
Большой энциклопедический словарь

Человек И Биосфера — (англ. Man and Biosphere - МАВ) - долгосрочнаямежправительственная междисциплинарная программа научно-исследовательскихпроблем управления естественными ресурсами. Принята........
Большой энциклопедический словарь

Гейдельбергский Человек — мауэровский человек, ископаемый человек, представитель архант-ропов. Абс. возраст ок. 400 тыс. лет. В 1907 в раннеплейстоценовых отложениях в селении Мауэр, близ г. Гейдельберг........
Биологический энциклопедический словарь

Человек Как Агент Распространения Семян И Плодов —         На протяжении большей части биологической истории зоологический вид человек разумный (Homo sapiens) был всего лишь одним из агентов зоохории. Но с началом развития........
Биологическая энциклопедия

Человек — общественное существо, отличит, чертой к-рого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности. Ч. появился на Земле в итоге сложного........
Биологический энциклопедический словарь

Человек И Биосфера — (англ. «The Man and the Biosphere», MAB), МАБ, межправительственная программа по координации фундаментальных исследований проблем управления естеств. ресурсами. Принята на 16-й сессии........
Биологический энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :