Философский словарь

Аббаньяно (abbagnano) Никола (1901-1990)

- итальянский мыслитель, философ, основоположник концепции "позитивного экзистенциализма". Основные сочинения А., посвященные данной концепции: "Структура экзистенции" (1939), "Введение в экзистенциализм" (1942), "Позитивный экзистенциализм" (1948), "Возможность и свобода" (1956), а также ряд статей, написанных им в 1940-1950-е. Уже в ранних работах "Истоки иррациональной мысли" (1924), "Проблема искусства" (1925), "Новый английский и американский идеализм" (1928) А. приходит к отрицанию автономной диалектики мысли, предполагая действие скрытой силы, господствующей над ней. Мысль выступает у него как символ движений, противоречий, ситуаций самой жизни. Как, по А., символ не является самостоятельным, а черпает свою ценность и значение из того, что являет и выражает, так и мысль, представленная на уровне логичности, не может быть абсолютно чистой, автономной. В "Принципе метафизики" (1936) А. пишет: "Если сердце имеет доводы, которые не понимает разум, значит, необходимо найти разум, который использовал бы, как свои, доводы сердца". Именно экзистенциализм, по мнению А., устраняет отчужденность между мыслью и жизнью. Выводы относительно человеческого существования в мире, осуществленные немецким экзистенциализмом, подтолкнули А., а также А.Карлини, Парейсона, Ф.Ломбарди к спецификации тематики итальянского экзистенциализма с акцентом на ценностном характере бытия человека ("Принцип философии бытия" - Э.Пачи, "Структура экзистенции" - А.). С целью популяризации основных тем экзистенциализма в 1943 журналом "Primato" проводится опрос крупнейших итальянских мыслителей и постепенно вырабатывается новый угол зрения, более оптимистичный, чем в немецком экзистенциализме, который позже был охарактеризован Н.Казине в статье "Отступление и падение экзистенциализма" в "Saturday Review" (1959) таким образом: "Мы считаем, что причину краха экзистенциализма следует искать в нигилистическом повороте, который он принял. Человеческая личность не нигилистична. Может быть, в некоторых обстоятельствах и на какой-то ограниченный период человек может принять добродетель пораженчества, но со временем его чувство меры заявит о себе и он будет жаждать вдохновения и позитивной ценности". Экзистенциализм, делает вывод А., оставил человека на погибель, так как отказался предложить ему какое-то средство, инструмент, установку, способную противостоять неустойчивости человеческих начинаний, позволить смотреть в будущее с разумной, хотя и осмотрительной верой. В связи с этим А. пересматривает назначение философии, анализирует экзистенцию в различных формах ее проявления, формирует новый категориальный аппарат, хотя при этом активно использует ряд терминов Хайдеггера, Ясперса и Сартра. Исходной посылкой учения А. является то, что философия призвана рассматривать человека не как объект или же растворяться в его субъективности, а в проблематичности его собственного существования. Философия должна бороться за свою собственную жизнь, доказывая ее непреложную возможность, тем самым разрешая собственную проблему, но не устраняя ее. А. отрицает божественное познание мира, т.е. полное обладание всем возможным знанием. Он различает необходимое знание, которое характеризует бесконечную мыслительную жизнь, и проблематичное - как выбор и решение проблемы существования конечного человека, которое в качестве своей нормы и высшей категории рассматривает "возможность". Таким образом, проблематичный характер отношения между философией и реальностью, т.е. "возможность", не может формироваться как незаинтересованное самопознание (как это репрезентирует феноменология); поэтому философия не является, по мнению А., познанием или наукой. Привнося ценностный момент в существование отдельного конечного человека, а не абстрактного индивида, выступив с призывом, требующим ответственности за свое решение в выяснении отношения с миром, самим собой и другими людьми, Аббаньяно провозглашает философию экзистенцией, экзистенциальным актом: "Если существует философия как доктрина, должна существовать философия как человеческий акт, как момент или природа человеческой экзистенции. И в этом философствовании всякая доктрина должна находить свои основания...". В данном случае взгляд на природу философии у А. совпадает с точкой зрения Ясперса, согласно которому философия призвана "сообщать" себя людям, давать им путь для понимания себя. (Но если А. предлагает вариант гуманистического оптимизма, веры в возможности человека, то Ясперс проявлял в этом отношении определенный пессимизм, делая упор на жизненных ситуациях, которые остаются неизменными в своем существовании: смерть, страдание, предоставленность человека воле случая, неизбывная виновность Я.) В работе "Структура экзистенции" А. подчеркивает, что экзистенциальный акт - это акт проблематичной неопределенности, с одной стороны, и подлинного решения - с другой. Иногда человек, указывает А., не принимает никаких решений, рассеян, не владеет собой и не владеет по-настоящему своими возможностями. А. выявляет движение экзистенции как самоопределение человека. Он указывает, что структура экзистенции - это призыв к решению, движение, но не само решение. Не услышать призыв - возможность греха, погружение в жизнь такую, как она есть, расслабленность. Альтернативой экзистенции выступает, согласно А., вовлеченность: вовлекаться в экзистенцию - значит выбирать собственное предназначение и оставаться ему верным. Только в силу вовлеченности экзистенциализм может укорениться в своей возможности. Как уже отмечалось, категория "возможного" является одной из основополагающих в концепции А., хотя первым придавшим этому понятию особое значение был Кьеркегор, подчеркнувший негативную перспективу возможного, показавший, как оно разрушает всякое человеческое ожидание. У А. категория возможного выступает как метод - очерчивает всюду возможное быть, которое является возможным не быть. Возможность как отношение с бытием подтверждается замечательной ссылкой А. на Платона в "Софисте": "Я утверждаю теперь, что все обладающее по своей природе /свойством - Т.К./ либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие от чего-то незначительного и только один раз - все это действительно существует. Я даю такое определение существующего: оно есть не что иное, как возможность". Эта же категория является определяющей и в характеристике А. "негативного" экзистенциализма, проявляющегося в различных человеческих ситуациях. Первая ситуация, в которой присутствует равнозначность всех возможностей, где каждый выбор оправдан, описывается философией Сартра и Камю. Каждый человек, будучи абсолютно свободным, проектирует свой мир, будучи ответственным за свой выбор. Но всякий проект, будучи ограниченным отдельно взятым сознанием, наталкивается на реальность и, следовательно, обречен на неудачу. "Неизбежная судьба делает равнозначными все виды человеческой деятельности", - пишет А. в работе о Сартре под названием "Человек - несостоявшийся творец собственной судьбы". Выбор, считает А., который не поддерживается верой в ценность того, что выбирают, - невозможен: это отказ от выбора, невозможность возможности. Другая ситуация, согласно А., возникает, когда существует равнозначность всех возможностей, за исключением одной - возможности смерти. В статье "Существование человека в мире" А. характеризует взгляд Хайдеггера на существование человека, как способного строить проекты на будущее ("проект смысла бытия вообще может быть сделан в горизонте времени"), но посредством выбора возможностей, которые он унаследовал от прошлого. В силу этого человеку достается один выбор - "бытие-для-смерти" - единственный и в силу этого необходимый. Превратить ли свою жизнь в непрерывный похоронный обряд или же отнестись к смерти как к факту среди прочих? Ни позиция Хайдеггера, ни Сартра не удовлетворяют А. Как сгнившее яблоко отсыхает и падает, но дерево остается плодоносным, так и смерть, по его мысли, заставляет нас жить, открывая новые возможности в их прозрачности, отвлекая от всего, что рассеивает человеческую личность, устраняя наносное. Рождение и смерть, считает А., раскрывают нашу связь с другими людьми. А. предлагает третий путь, представляющий возможность в качестве поиска, направленного на установление границ и условий самой возможности. Он называет ее трансцендентальной возможностью, выражающей вовлеченность человека по отношению к бытию; трансцендентальная возможность прикрепляет его к Бытию, вводит в коэкзистенциальное сообщество, в должное в смысле верности самому себе и судьбе. Осуществляется выбор самого себя в соединении прошлого с будущим: решение решать не имеет оттенка предоопределенности и находится в руках человека - "человека выбирающего". С точки зрения А., человеку нужно решиться на судьбу в силу временности своего существования, прикрепиться к Бытию, которое находится за пределами этой временности. Но это решение относительно себя не является у А. ницшеанским мотивом "любви к дальнему" и разрывом с "ближними", или же противопоставлением толпе отдельного индивида, остро ощущающего обезличенность своего существования (Ясперс). Выбор человека, пишет А., вовлекает его в отношения с другими людьми, которые гарантируются нормой собственной возможности: мы понимаем других людей и даем другим способ понять нас лишь в той мере, в какой мы понимаем себя. Одновременно происходит включение человека в мир. Бытие трансцендирует экзистенцию и в то же время формирует индивидуальность человека, включает экзистенцию как свою составную часть, становясь местом встречи и общения человека с другими людьми. Принятие мира как акт самовключения в мир означает принятие чувственного опыта и выступает у А. в форме исследования, где чувственный опыт, с одной стороны, упорядочивается и контролируется, с другой же - выступает как система объективной детерминации. Основной характеристикой природы мира, по мнению А., является телесность, и поэтому, постигая мир, человек исследует телесность как таковую в пространстве и времени. Таким образом, в частности, выявляет себя наука как начало принятия мира и связанность с подлинной природой человека. Человеческий выбор, как полагал А., осуществляется в мире на фоне свободы, которая имеет тройственный смысл: 1) признание возможности как отношение с бытием, упрочение его в реализации Я и своего предназначения; 2) единство Я и предназначения определяет единство мира; 3) Я способно реализовать себя лишь в сообществе людей на основе солидарности, дружбы, любви. Экзистенциализм не постулирует креативной свободы, человек не является центром мира. Мир не устроен и не предопределен для целей человека, иначе бы утратился смысл человеческого существования, его проблематичность. Принятие мира в свойственном ему бытии, в его порядке - необходимое условие самореализации. Человеческая свобода, пишет А., это реальная, ужасная свобода, поэтому экзистенциализм едва ли можно представить как философию, превозносящую человека и его судьбу, дающую полные гарантии. Тем не менее концепция "позитивного экзистенциализма" А., подтверждая проблематичность человеческого существования в мире, содержит конструктивный момент, освещая возможность отношения человека с Бытием как подлинную. А. также автор книг "История философии" (в трех томах, 1946-1950) и "Философия, религия, наука" (1947). [См. также "Введение в экзистенциализм" (Аббаньяно), "Позитивный экзистенциализм" (Аббаньяно).]


Смотреть значение Аббаньяно (abbagnano) Никола (1901-1990) в других словарях

Бомбаччи Никола — (1879-1945) – итальянский политический деятель, в 1921 году вступил в итальянскую Компартию, с 1936 примкнул к Муссолини, занимал высокие посты в Республике Сало. Расстрелян в 1945.
Политический словарь

Канетти (canetti) Элиас (1905- 1990) — - австрийский ученый и писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1983). В трактате "Масса и власть" (1960) К. проанализировал роль массовых процессов в возникновении........
Политический словарь

Блиох Иван Станиславович (1836-1901) — экономист, статистик и финансист. Блиох автор трудов по экономической истории России и работ по экономике промышленности и сельского хозяйства. Его основные труды:........
Экономический словарь

Веселовский Константин Степанович (1819-1901) — русский экономист и статистик. В статье «О ценах на хлеб в России» (1845) Веселовский, используя обширные статистические данные, доказывал, что неустойчивость помещичьих........
Экономический словарь

Закон О Реформе Дешевых Акций 1990 Г. — PENNY STOCK REFORM ACT OF 1990Закон, касающийся правил оформления, процедуры регулирования и надзора за их исполнением при продаже дешевых акций. Дешевыми называются акции стоимостью........
Экономический словарь

Закон О Реформе Рынка 1990 Г. — MARKET REFORM ACT OF 1990Этот закон затрагивал деятельность многих учреждений, к-рым предстояло найти способ перестроить свои методы торговли. Он касался вопросов взаимных расчетов,........
Экономический словарь

Закон Об Усилении Санкций И Реформе Системы Торговли Грошовыми Акциями 1990 Г. — SECURITIES ENFORCEMENT REMEDIES AND PENNY STOCK REFORM ACT OF 1990Федеральное
законодательство, обеспечившее решительное усиление полномочий КОМИССИИ ПО ЦЕННЫМ
БУМАГАМ И
БИРЖАМ (КЦББ)........
Экономический словарь

Кузнец (kuznets) Саймон Смит (1901-1985) — американский экономист, представитель послевоенного институционализма, разработчик современной системы национальной статистики. Нобелевский лауреат 1971 г. Кузнец........
Экономический словарь

Орем (оресм) Никола (около 1323-1382) — французский ученый, крупнейший представитель средневековой экономической мысли. В своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег»........
Экономический словарь

Пребиш (prebisch) Рауль (1901-1986) — аргентинский экономист, специалист по вопросам экономического развития стран Латинской Америки. Критикуя как кейнсианскую, так и неоклассические мирохозяйственные........
Экономический словарь

Сови (sauvy) Альфред (1898-1990) — французский социолог, демограф и экономист. Специалист по влиянию демографических процессов на общество и экономику. Основной труд: «Общая теория народонаселения»........
Экономический словарь

Стрейчи (strachey) Джон (1901-1963) — английский экономист и публицист. С реформистских позиций пытался характеризовать особенности экономического развития современного капитализма. Основная работа........
Экономический словарь

Фурастье (fourasti) Жан (1907-1990) — французский экономист и социолог. Сторонник технологического детерминизма, утверждающий, что техника — определяющий фактор общественного развития; апологет технократии,........
Экономический словарь

Бенин (республика Бенин, До 1975 Г. - Дагомея, В 1975-1990 Гг. - Народная Республика Бенин) — - государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 1 августа 1960 г. Столица - г. Порто-Ново. Административное деление: 6 департаментов, которые делятся на........
Юридический словарь

Закон Об Ответственности За Ущерб, Причиненный Окружающей Среде, 1990 Г. — – акт законодательства ФРГ, до принятия которого ущерб окружающей среде рассматривался как имеющий второстепенный характер. Ситуация коренным образом изменилась........
Юридический словарь

Мозамбик (республика Мозамбик, До Ноября 1990 Г. - Народная Республика Мозамбик) — - государство на юго-востоке Африки. Независимость провозглашена 25 июня 1975 г. Столица - г. Мапуту. Административное деление: 11 провинций, включая столицу. В 1975........
Юридический словарь

Американо-филиппинская Война 1899-1901 Сша — против ФилиппинскойРеспублики (провозглашена в 1898), привела к падению последней ипревращению Филиппин во владение США (в 1934 получили автономию, с 1946независимое государство, см. Филиппины).
Большой энциклопедический словарь

Никола-фавра Болезнь — (J. G. М. Nicolas, род. в 1868 г., франц. дерматолог; М. J. Favre, 1876-1954, франц. дерматолог) см. Лимфогранулематоз паховый.
Большой медицинский словарь

Леопольд Iii (1901-83) — бельгийский король в 1934-51; изСаксен-Кобургской династии. 28.5.1940 подписал акт о капитуляции Бельгииперед фашистской Германией и добровольно объявил себя военнопленным........
Большой энциклопедический словарь

Ли Хунчжан (1823-1901) — китайский сановник. Начал карьеру подавлениемТайпинского восстания. 1850-64. С 1870 наместник столичной провинции,руководил внешней политикой правительства.
Большой энциклопедический словарь

Милан Обренович (1854-1901) — сербский князь в 1868-82, король (Милан I) в1882-89, из династии Обреновичей. Стремился установить самодержавныйрежим, проводил авантюристическую внешнюю политику. Покинул........
Большой энциклопедический словарь

Никола I Петрович Негош (1841-1921) — в 1860-1910 князь, в 1910-18 корольЧерногории; из династии Негошей. Участвовал в войнах с Турцией, добилсямеждународного признания независимости Черногории и ее территориальногорасширения........
Большой энциклопедический словарь

Обуховская Оборона 7.5.1901, — столкновение рабочих Обуховского завода вСанкт-Петербурге с полицией; одно из первых массовых политическихвыступлений. Рабочие, вооруженные камнями, несколько часов........
Большой энциклопедический словарь

Павел I (1901-64) — король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, братгреческого короля Георга II. Участник греко-турецкой войны 1919-1922. С1935 наследный принц.
Большой энциклопедический словарь

Суванна Фума (1901-84) — премьер-министр королевских правительств Лаоса в1951-54, 1956-58, 1960-62. С 1962 глава временного коалиционногоправительства (правительства национального единства), после расколакоалиции........
Большой энциклопедический словарь

Филиппино-американская Война 1899-1901 — см. Американо-филиппинская война1899-1901.
Большой энциклопедический словарь

Хирохито (1901-89) — император Японии с 1926; в 1921-26 регент.
Большой энциклопедический словарь

Никола-заразской — см. Зарайск
Географический словарь

Свети-никола — вершина, см. Столетов
Географический словарь

Барбье Никола-александр (barbier) — Барбье (Barbier), Никола-Александр (1789 - 1864), французский живописец, ученик Лепренса. В царствование Павла I приехал в Россию; посещал классы Академии Художеств. Писал портреты,........
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :