Философский словарь

А.швейцер: Этика И Мистика

Мировоззрение, а вслед за ним и вся культура начинаются с этики. Этика предшествует гносеологии, она не выводится из окружающего мира. Откуда же она берется? Этика, считает Швейцер, должна родиться из мистики. При этом мистику он определяет как прорыв земного в неземное, временного в вечное. Мистика бывает наивной и завершенной; наивная мистика достигает приобщения к неземному и вечному путем мистерии, магического акта, завершенная - путем умозрения. Тем самым проблема возможности этики приобретает еще большую остроту, ибо неземное и вечное не может быть выражено в языке. Язык способен охватить лишь земную и конечную реальность. Эту неразрешимую проблему Альберт Швейцер решил с такой же простотой, с какой Александр Македонский разрубил гордиев узел. Этика возможна не как знание, а как действие, индивидуальный выбор, поведение. "Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами" (с. 221). Это высказывание Швейцера нельзя рассматривать только в педагогическом аспекте - как утверждение первостепенной роли личного примера в нравственном воспитании. Гораздо важнее его теоретическое содержание. Поскольку этика есть бытие, данное как воля к жизни, то и разворачиваться она может в бытийной плоскости. Она совпадает с волей к жизни, которая утверждает себя солидарно с любой другой волей к жизни. Этика существует как этическое действие, соединяющее индивида со всеми другими живыми существами и выводящее его в ту область неземного и вечного, которая закрыта для языка и логически упорядоченного знания. Вчитаемся внимательно в необычные слова Швейцера, смысл которых не умещается в предзаданные им масштабы, как если бы великан натягивал на себя детскую распашонку: "Воля к жизни проявляется во мне как воля к жизни, стремящаяся соединиться с другой волей к жизни. Этот факт - мой свет в темноте. Я свободен от того незнания, в котором пребывает мир. Я избавлен от мира. Благоговение перед жизнью наполнило меня таким беспокойством, которого мне не может дать мир, которого мир не знает. Я черпаю в нем блаженство. И когда в этом ином, чем мир, бытии некто другой и я понимаем друг друга и охотно помогаем друг другу там, где одна воля мучила бы другую, то это означает, что раздвоенность воли к жизни ликвидирована" (с. 219-220). Только через волю к жизни, через деятельное возвышение и утверждение жизни осуществляется "мистика этического единения с бытием" (с. 217). Этика, как ее понимает Швейцер, и научное знание - разнородные явления: этика есть приобщение к вечному, абсолютному, а научное знание всегда конечно, относительно, этика творит бытие, а научное знание описывает его. Этика умирает в словах, застывая в них, словно магма в горных породах, а научное знание только через язык и рождается. Но из этого было бы неверным делать вывод, будто этика может осуществиться вне мышления. Этика есть особый способ бытия в мире, живое отношение к живой жизни, которое может, однако, обрести бытийную устойчивость только как сознательное, укорененное в мышлении. Дело в том, что воля к жизни раздвоена, раздвоена опасным образом. Одна жизнь утверждает себя за счет другой. Поэтому самоутверждение воли к жизни в ее стремлении к солидарному слиянию с любой другой волей к жизни, не может протекать стихийно. Только в человеке как сознательном существе воля к жизни проистекает из мышления, которое доказывает, что этика содержит свою необходимость в себе и что индивид должен "повиноваться высшему откровению воли к жизни" (с. 220) в себе. И ничему больше! Жизнеутверждающее начало воли к жизни находит свое продолжение и выражение в этическом мышлении. Мышление дает индивиду силу противостоять жизнеотрицанию каждый раз, когда его жизнь сталкивается с другой жизнью. "Сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе. Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию" (с. 203). Здесь развивается единственная в своем роде диалектика мистики и рациональности, столь характерная для этического мировоззрения Швейцера. Последовательная рациональность, не находя "вещества" этики в эмпирическом мире, постулирует ее мистическую сущность. Мистическая природа этики реализуется в рационально осмысленных и санкционированных разумом действиях человека.


Смотреть значение А.швейцер: Этика И Мистика в других словарях

Мистика — ж. ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, -чный, сокровенный, скрытый,........
Толковый словарь Даля

Мистика — мистики, мн. нет, ж. (от греч. mystikos - таинственный). 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. наз. потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика.........
Толковый словарь Ушакова

Мистика Ж. — 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром. 2. перен. разг. Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.
Толковый словарь Ефремовой

Мистика (мистицизм) — Вера в таинственное, сверхъестественное, божественное, в непосредственное общение человека с якобы существующим потусторонним, фантастическим миром.
Политический словарь

Мораль (от Лат. Mos – Нрав) Или Этика — – учение об основных принципах нравственности. Мораль сводится к учению о добродетелях, совести или сознании долга. Поскольку моральное определяется теми или иными........
Политический словарь

Мистика — -и; ж. [от греч. mystikos - таинственный]
1. Вера в существование сверхъестественных, фантастических сил, с которыми таинственным образом связан и может общаться человек.........
Толковый словарь Кузнецова

Деловая Этика — правила и нормы служебного поведения.
Экономический словарь

Депутатская (парламентская) Этика — (греч. ethika, от ethos -
привычка, нрав) -
совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения депутатов. Соблюдение норм Д.э. - не только моральная,........
Экономический словарь

Деловая Этика — - правка и нормы служебного поведения.
Юридический словарь

Депутатская (парламентская) Этика — (гр. ethika, от ethos - привычка, нрав) - совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения депутатов. Необходимость соблюдать Д. э. является не только........
Юридический словарь

Парламентская Этика — - см. Депутатская этика.
Юридический словарь

Судебная Этика — - один из разделов профессиональной этики, составляющий учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, определяющих нравственное содержание........
Юридический словарь

Автономная Этика — см. в ст. Этика.
Большой энциклопедический словарь

Гетерономная Этика — см. в ст. Этика.
Большой энциклопедический словарь

Мистика — (от греч. mystikos - таинственный) - религиозная практика, имеющаяцелью переживание в экстазе "непосредственного единения" с Богом, а такжесовокупность теологических и философских........
Большой энциклопедический словарь

Швейцер — Михаил Абрамович (р. 1920) - российский кинорежиссер, народныйартист СССР (1980). Фильмы: "Чужая родня" (1956), "Мичман Панин" (1960),"Воскресение" (1960-62), "Золотой теленок" (1968), "Бегство........
Большой энциклопедический словарь

Мистика — — вера в сверхъестественное, божественное, потусторонние силы, а также доктрины, оправдывающие и объясняющие эту практику, различные формы магии в быту.
Исторический словарь

Мистика — (от греч. mystikos - таинственный) средневековая - религ.-философ. направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. созерцании и........
Советская историческая энциклопедия

Швейцер — (Schweitzer), Иоганн Баптист (12.VII.1833 - 28.VII.1875) - деятель герм. рабочего движения. Адвокат. Ш. увлекался идеями Ф. Лассаля и вступил в основанный последним Всеобщий германский........
Советская историческая энциклопедия

Швейцер Каспар-готфрид (богдан Яковлевич) — Швейцер (Каспар-Готфрид или, как все его звали, Богдан Яковлевич, 1816 - 1874) - астроном; образование получил в Цюрихском и Кенигсбергском университетах. С 1841 г. работал в........
Исторический словарь

Швейцер Ал. — (Schweitzer) Альберт (14 I 1875, Кайзерсберг, Эльзас - 4 IX 1965, Ламбарене, Габон) - мыслитель, богослов, органист, музыковед, протестантский миссионер. Род. в семье лютеранского пастора;........
Музыкальная энциклопедия

Швейцер Ан. — (Schweitzer) Антон (крещён 6 VI 1735, Кобург - 23 XI 1787, Гота) - нем. дирижёр и композитор. Первоначальное муз. образование получил в Кобурге. С 1745 служил в придв. капелле в Хильдбургхаузене.........
Музыкальная энциклопедия

Автономная Этика — Аспект нравственного развития, который характеризует переход ребенка от безоговорочного подчинения правилам взрослых к представлениям о порядочности, основанным........
Психологическая энциклопедия

Координированная Этика — См. архетипическая форма.
Психологическая энциклопедия

Профессиональная Этика — (professional ethics) Этика представляет собой совокупность норм, к-рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей........
Психологическая энциклопедия

Психодиагностика: Этика Профессиональная — - практическая психодиагностика - весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать........
Психологическая энциклопедия

Психолог: Этика Профессиональная — - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения - как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так........
Психологическая энциклопедия

Швейцер, Богдан Яковлевич — (29 янв. 1816 — 24 июня 1873) — рус. астроном-геодезист. В 1841—45 работал на Пулковской обсерватории, а с 1845 — в Моск. ун-те; с 1856 — дир. Моск. университет. обсерватории. Проводил........
Большая биографическая энциклопедия

Швейцер, Богдан Яковлевич (каспар Готфрид) — — профессор астрономии Московского университета, доктор философии Кенигсберского университета; умер в Москве 24-го июня 1873 г. Родился 29-го января 1816 г. в Виле, в Цюрихском........
Большая биографическая энциклопедия

Швейцер, Каспар Готфрид (богдан Яковлевич) — (1816—1874) — астроном; образование получил в цюрихском и кенигсбергском университетах. С 1841 г. работал в Пулково; в 1845 г. назначен был сверхштатным астрономом университетской........
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :