Юридический словарь

Гегель (hegel) Георг Вильгельм Фридрих

(1770- 1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии, мыслитель-диалектик. Г. родился в Штутгарте в 1770 г. в семье чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1801 - 1806 гг. Жил в Йене, с 1808 по 1816г. был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. и до конца жизни преподавал философию в университетах Гейдельберга (1816- 1818)и Берлина (1818-1831). Проблемы государства и права Г. разрабатывал на разных этапах своей деятельности. Главные произведения в этой области: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 года». Учение о государстве и праве наиболее полно изложено в «Философии права». Право, а также мораль и нравственность Г. рассматривал в качестве объективации, внешнего обнаружения и образования объективного духа(одна из ступеней саморазвития мирового духа. охватывающая сферу социальной жизни). Философская идея Г. о тождестве мышления и бытия выступает в его правовом учении в тезисе о тождестве действительного и разумного, причем у Г. действительное - не то же самое, что и существующее; только необходимое и существенное в существующем можно назвать действительным. Тем самым Г. реализует исторический подход в философии права, рассматривает объективированные государственно-правовые формообразования через призму развития, где то, что перестает быть разумным и необходимым, перестает быть и действительным, хотя и может продолжать существовать. Если юриспруденция изучает юридические закономерности(позитивное право), то философская наука о государственно-правовых образованиях постигает мысли, лежащие в основе права. Идея права - это единство понятия права и его осуществления: право осуществляется путем диалектического процесса конкретизации этого понятия - путем движения от абстрактных форм к конкретным. Понятие «право» у Г. имеет несколько значений: право как свобода («идея права»), право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), право как закон («позитивное право»). Система права как реализованной свободы - это система «особых прав», переходящих от абстрактных форм к конкретным. Ступени изменения идеи свободы предполагают ее определенное наличное бытие. А значит, конкретизация понятия права есть бытие свободной воли, «особое право». Это относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. «Особые права» ограничены, соподчинены и взаимосвязаны. Г. раскрывает их в историческом и хронологическом порядке в пределах одной формации объективного духа. Каждое «особое право» по отношению к предыдущему «особому праву» представляет его основание и истину. По гегелевской системе истинно лишь право вышестоящей ступени. Подобным «особым правом» обладает государство. Позитивное право является одним из «особых прав». Право в себе превращается в закон посредством «законодательствования». Г. не противопоставляет право и закон, хотя допускает, что право может искажаться в процессе создания законов. Не все данное в форме закона есть право. Г. считает, что только закономерное в положительном праве законно и правомерно. В гегелевском учении различаются основные ступени развития права: абстрактное право, мораль и нравственность. Проблемы собственности, договора и неправды (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление) относятся к абстрактному праву, а умысел, вина, намерение, благо, добро, совесть - к морали; семья, общество, государство - к нравственности. Г. полагает, что в основе права лежит свобода отдельного человека(в этом смысл абстрактного права). Свобода личности проявляется прежде всего в праве собственности, причем все формально равны в их одинаковом праве на частную собственность (но не в размере владения ею). Поэтому Г. подверг критике проект идеального государства Платона, где говорилось о фактическом равенстве людей. Сознательное нарушение права Г. рассматривал как преступление. Наказание - не только средство восстановления права, оно является и правом самого преступника действовать в качестве свободной личности. Когда персона абстрактного права становится субъектом свободной воли, можно говорить о целях и мотивах поступков субъекта. В итоге Г. приходит к мысли, что о человеке надо судить по его самоопределению. Закон действует тогда, когда имеет место поступок, т.е. субъективная воля переходит в объективность, а моральная воля ненаказуема. Абстрактное право и мораль связаны с понятием гражданского общества и государства. Г. дает характеристику гражданскому обществу и политическому государству. Гражданское общество у Г. понимается как буржуазное, антагонистическое общество, где идет война всех против всех. У гражданского общества есть свои признаки: система потребностей, правосудие, полиция и корпорации. В его структуру включены три сословия. Первое - субстанциальное (землевладельцы-дворяне и крестьяне), второе - промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), третье - всеобщее (чиновники). Гражданское общество - это опосредованная трудом система потребностей, которая имеет в основании частную собственность и формальное равенство людей. Такое общество Г. связывает с утверждением буржуазного строя. Гражданское общество, считает Г.. не может решить проблему бедности, поэтому оно стремится выйти за свои пределы (международной торговлей и колонизацией). Гражданское общество в своем основании уже имеет государство. В государстве заключена идея разума. права и свободы, а нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность. Идея государства проявляется как непосредственная действительность, как индивидуальное государство (государственный строй, внутреннее государственное право), в отношениях между государствами (внешнее государственное право) и во всемирной истории. Индивидуальное государство в своем разумном виде представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Политическое государство имеет в своем составе законодательную, правительственную власть и власть государя. Г. соглашался со своими предшественниками Дж. Локком и Ш. Монтескье, что разделение властей есть «гарантия публичной свободы», но имел свое представление о характере и составе этих трех властей в государстве. Г. не приемлет идею народного суверенитета. Он обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. В конституционной монархии объективная сторона государственного управления определяется законами, а монарх лишь соглашается с этим. присоединяя свое субъективное: «Я хочу». Правительственная власть понимается Г. как «власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее». Задача этой власти - поддерживать существующие законы и учреждения, а также выполнять волю монарха. Поэтому чиновничество Г. считал опорой государства. Законодательная власть нужна в государстве для того, чтобы определять и устанавливать всеобщее. Так как политический идеал Г. - конституционная монархия, то он рассчитывал на компромисс дворянства и буржуазии, на постепенный и мирный переход от полуфеодального строя в Германии к буржуазному. При всех противоречиях Г. все-таки занимал прогрессивные позиции для своего времени. Идея государства наиболее четко проявляется, по мнению Г., в идеальности суверенитета. Государства относятся друг к другу как независимые, самостоятельные индивидуальности. Суверенитет государства - это абсолютная власть идеального целого над всем единичным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Международное право - это не действительное право, каким является внутреннее государственное право, а долженствование. Суверенные государства сами решают вопрос о действительности этого долженствования. Над ними никто не властен. Г. не отрицал сам принцип международного права и возможность договоров между государствами. Принцип международного права, с его точки зрения, состоит в том, что «трактаты, на которых основаны обязательства государств в отношении друг друга, должны выполняться». Г. допускал, что несогласие государств может решаться войной, и критиковал кантовскую идею вечного мира, подкрепленного союзом государств. Но даже во время войны должны действовать морально-правовые принципы, видится перспектива мира. Мировой дух обладает наивысшим правом судить отдельные государства (духи отдельных народов). Таким образом, всемирная история есть всемирный суд. Всемирная история состоит из четырех царств: восточного, греческого, римского и германского. Отсюда четыре формы государств: восточная теократия (свобода одного), демократия или аристократия (свобода некоторых), конституционная монархия (свобода всех). «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Мировой дух дает право быть «носителем степени развития» какому-нибудь народу, и этот народ получает возможность составить эпоху всемирной истории. Все новое время Г. считал эпохой германской нации. К недостаткам его исторической теории относятся националистические предрассудки. Г. помещает историю в рамки, заранее определенные идеей как началом, которое реализуется в истории. Учение Г. о государстве и праве оказало большое влияние на развитие политико-правовой мысли. Философия Г. дала почву как для консервативных, реакционных учений, так и для критических, прогрессивных взглядов.


Смотреть значение Гегель (hegel) Георг Вильгельм Фридрих в других словарях

Бирин Вильгельм Петрович — (ок. 1879 - ?). Социал-демократ. Образование среднее. Член РСДРП. В конце 1921 работал машинистом на станции Калуга. Местными чекистами характеризовался как "агитатор", "активный"........
Политический словарь

Вильгельм — (? - 28.11.1920). Анархист. Сын польского колониста. Крестьянин Александровского у. Екатеринославской губ. Анархист-коммунист с 1917. Осенью 1918 организовал партизанский отряд........
Политический словарь

Гегель Георг Вильгельм Фридрих — (1770-1831) – немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие – «развитие» – есть характеристика........
Политический словарь

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — - выдающийся представитель немецкой классической философии. Гегель разработал фундаментальные принципы развития мировой истории. Среди них: разумность того,........
Политический словарь

Гельдерлин Фридрих — (1770–1843) – немецкий поэт-романтик. В стихах и гимнах описал сакральный мир, опираясь на греческое мировосприятие Античности и проецируя его на окружающую германскую........
Политический словарь

Гихтель Иоганн Георг — (1628-1710) – называемый часто «амстердамским теософом», последователь мистика Якова Беме, разработал теорию духовного устройства человека как «божественного отражения»,........
Политический словарь

Гумбольдт Вильгельм — (1767 – 1835) – немецкий этик, философ, представитель гуманистического направления, активный деятель Просвещения.
Политический словарь

Засс Фридрих Николаевич — (ок. 1878 - ?). Социал-демократ. Фельдшер. Член РСДРП с 1894. В конце 1921 жил в Тюменской губ., работал заведующим топливной части ГЗО. Местными чекистами характеризовался как........
Политический словарь

Лист Фридрих — (1789 – 1846) – немецкий экономист, автор теории «автаркии больших пространств», настаивал на осуществлении «таможенного союза» между Германией, Пруссией и Австрией.
Политический словарь

Ницше Фридрих — (1844–1900) – немецкий философ, принадлежит переломному моменту в истории западной философии и этот самый момент ярче других отражает и представляет. Ницше последовательно........
Политический словарь

Райх (reich) Вильгельм (1897-1957) — - австрийский психолог и социальный мыслитель, основатель фрейдомарксизма. Р. утверждал, что социальная революция невозможна без сексуальной революции, поскольку сохранение........
Политический словарь

Ратцель (ratzel) Фридрих — - немецкий географ и этнолог "отец" геополитики. Мировоззрение Р., основанное эволюционизме и дарвинизме, окраин но ярко выраженным интересом к биологии. Он рассматривал........
Политический словарь

Ратцель Фридрих — (1844–1904) – основатель политической географии. Изложил свою концепцию культуры в многотомных исследованиях: «Антропогеография» (1882—1891) и «Народоведение» (1885—1895). Главный........
Политический словарь

Фридрих Ii Гогенштауфен — (1194–1250) – германский император, сицилийский и иерусалимский король, активно противостоявший папству в многочисленных войнах. Начал решительную борьбу за объединение........
Политический словарь

Фридрих Барбаросса Гогенштауфен — (1122–1190) – германский император, активно противостоявший папству. Совершил пять завоевательных походов, возглавил Третий крестовый. При нем средневековая Священная........
Политический словарь

Хайек Фридрих Август Фон (1899-1992) — - австрийский экономист и политический философ. Лауреат Нобелевской премии в области экономики. В книге Хайека "Дорога к рабству" (1944) генезис тоталитаризма связывался........
Политический словарь

Хайек Фридрих Фон — (1899–1992) – австрийский философ либерал-консервативного толка, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 года. Развил основные положения политического либерализма,........
Политический словарь

Хильшер Фридрих — (1902–1990) – немецкий философ-антифашист, участник движения «консервативная революция», работал над воссозданием древнегерманского мировоззрения. Друг еврейского философа........
Политический словарь

Шеллинг Фридрих Вильгельм — (1775–1854) – немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы диалектики природы как живого организма, диалектически движущейся........
Политический словарь

Шиллер Фридрих — (1759–1805) – великий немецкий поэт, создавший вместе с Гете классическую школу в немецкой литературе, начал свою поэтическую деятельность в эпоху «бури и натиска». К романтическому........
Политический словарь

Шлегель Август Вильгельм — (1767–1845) – немецкий историк литературы, критик, переводчик и поэт. Как и его брат Ф. Шлегель, А. Шлегель – ведущий теоретик романтизма, впервые дал систематическое изложение........
Политический словарь

Шлегель Фридрих — (1772–1829) – немецкий критик, философ культуры, языковед, писатель. Брат А.В. Шлегеля. Ведущий теоретик йенских романтиков (учение о «романтической иронии» и др.). Один из........
Политический словарь

Шмидт Вильгельм — (1868–1954) – католический священник, основатель «венской школы этнографии». С помощью теории «культурных кругов» доказывал теорию «прамонотеизма», т.е. существования........
Политический словарь

Юнгер Фридрих Георг — (1898–1977) – писатель, эссеист, брат Эрнста Юнгера, один из предводителей движения «Консервативная Революция», выступал за «поход молодых варварских народов против престарелого........
Политический словарь

Визер (wieser) Фридрих (1851-1926) — австрийский экономист, ученик К.Менгера. Министр торговли в правительстве Австро-Венгрии 1917-1918 гг. Развивая один из вариантов теории предельной полезности, выдвинул........
Экономический словарь

Гюгли, Фридрих (1833-1902) — -
представитель швейцарской бухгалтерской мысли. Выдвинул концепцию "константной бухгалтерии", выражавшую идею
синтеза камеральной и двойной бухгалтерии.
........
Экономический словарь

Зиммель (simmel) Георг (1858-1918) — немецкий экономист и социолог. Зиммель являлся сторонником функциональной теории природы денег, согласно которой сущность денег заключается в их функциях, с ними связывается........
Экономический словарь

Кнапп (knapp) Георг Фридрих (1842-1926) — немецкий экономист и статистик. Сочинения по истории аграрных отношений и теории денег. Выдвинул «государственную теорию денег», в которой государству приписывал........
Экономический словарь

Лексис (lexis) Вильгельм (1837-1914) — немецкий
экономист и статистик.
Специалист по проблемам денежного обращения; сторонник металлической теории денег. Известен также работами по теории статистики........
Экономический словарь

Лист (list) Фридрих (1789-1846) — немецкий экономист. В своем основном сочинении «Национальная система политической экономии» (1841) Лист заявил себя поборником национального единства Германии и превращения........
Экономический словарь

Посмотреть еще слова :