Советская историческая энциклопедия

Евангелия

(от. греч. eyaggelion - благая весть) - раннехрист. сочинения, повествующие о земной жизни мифич. основателя христианства Иисуса Христа. Из неск. десятков написанных Е. четыре - Е. от Матфея и Иоанна, якобы принадлежавшие перу учеников Иисуса, и Е. от Марка и Луки (их авторами церковь считает учеников апостолов Петра и Павла) - признаны церковью каноническими, т. е. священными. Они включены в Новый завет и богослужебные книги христ. церкви; остальные Е. объявлены апокрифическими (см. Апокрифы) и отвергнуты церковью как еретические. В противовес церк. традиции, относящей написание Е. к 50-70-м гг. 1 в., науч. критика относит составление Е. к периоду возникновения христ. церкви и оформления церк. догматики; наиболее вероятная датировка Е. - не ранее, чем 2-я четверть 2 в. Процесс исправления и редакции Е. длился до нач. 4 в. Среди канонич. Е. выделяются первые Е.: от Матфея, Марка, Луки, называемые синоптическими (т. е. совместно обозримыми), у к-рых общим является примерно 1/3 их содержания. От этих Е., повествующих гл. обр. о земной жизни Иисуса, резко отличается Е. от Иоанна, полное сложных религ.-филос. образов и подчеркивающее больше религ. идеи воплощения "божеств. логоса", чем "биографию" Иисуса. Между Е. (даже синоптическими) существуют большие расхождения, в них много внутр. противоречий (так, у Матфея Иисус поручает ученикам крестить "все народы" (XXVIII, 19), хотя раньше (Х,5) он запрещает апостолам идти к "язычникам"; в Е. от Матфея родословная Иисуса ведется от Авраама и насчитывает 42 звена (I, 1-17), у Луки восходит к Адаму, а между Авраамом и Иисусом насчитывается 55 поколений). Науч. критика указала на грубые ошибки, к-рыми изобилуют Е. Их составители, двое из к-рых, согласно церк. традиции, происходили из Палестины, плохо знали историю и географию этой страны (так, у Луки (III, 2) говорится о 2 первосвященниках - Анна и Кайафа, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник; в Е. рассказывается о "великой буре" (Марк, IV, 37) на "Галилейском море" (т. н. Генисаретское озеро), но на этом маленьком озере вообще не могло быть бурь; небольшое однолетнее растение горчица в Е. называется деревом (Матф., XIII, 32) и т. п.).


Смотреть значение Евангелия в других словарях

Евангелия — (от греч. euangelion - благая весть) - раннехристианскиесочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются наканонические - Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные........
Большой энциклопедический словарь

Евангелия — – ранние христианские писания, рассказывающие о жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение распространялось устно. Затем складывались более развернутые........
Исторический словарь

Евангелия Иллюминированные — См. иллюминированные евангелия
Энциклопедия мифологии

Иллюминированные Евангелия — - книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами, создавались кельтскими монахами на протяжении длительного времени; они считаются одним из наиболее ярких........
Энциклопедия мифологии

Евангелия — (от греч. euangelion-благая весть) - ранние христ. писания, рассказывающие о легендарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось........
Философский словарь

Посмотреть еще слова :