("Les mots et les choses: une archeologie des sciences humaines", 1966) - книга Фуко . В своем исследовании автор стремился вычленить в истории человеческого общества структуры (по Фуко - "эпистемы"), существенно обусловливающие возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период. По мысли Фуко, необходимо разграничивать "археологию", реконструирующую такие структуры, и традиционное историческое знание кумулятивистского типа, фиксирующее различные "мнения" вне проблемы условий их возможности. Упорядочивающим принципом в рамках "эпистемы" ученым полагалось пред-данное на каждом историческом этапе соотношение "слов" и "вещей". Согласно Фуко, в границах западноевропейской культуры 16-20 вв. правомерно выделять три "эпистемы": "ренессансную" (16 в.), "классическую" (рационализм 17-18 вв.), "современную" (рубеж 18-19 вв. по наше время) . С точки зрения Фуко, в ренессансной эпистеме слова и вещи тождественны между собой, непосредственно взаимно соотносимы и (в пределе) взаимозаменяемы в виде "слов-символов". Язык как "язык мира" сопричастен миру, а мир - языку: слова и вещи конституируют единый "текст" , представляющий собой часть мироздания и могущий трактоваться исследователем как природное существо. Культурное наследие античности воспринимаемо аналогично природным феноменам - магия (предсказание событий) и герменевтическая эрудиция (дешифровка древних текстов) образуют тесное и законосообразное системное единство. В эпистеме классического рационализма слова и вещи утрачивают непосредственное сходство и становятся соотносимыми лишь опосредованно - через мышление, а также в пространстве познавательных ("не-психологических") представлений в виде "слов-образов". Соотнесение слов и вещей в границах данной эпистемы осуществляется, по Фуко, при помощи процедур отождествления и различения. Основной целью пафосно рационального мышления выступает создание глобальной науки об универсальном порядке: результируется данная познавательная установка в генезисе таких дисциплин, как "естественная история" , "всеобщая грамматика" , а также в процессах математизации знания. Естественные знаки ренессансной эпохи уступают место в качестве вербального инструментария природо- и обществознания самым разнообразным системам искусственных знаков. Последние - более просты в употреблении, сложные сочетания их элементов выводимы из простых составляющих и позволяют использовать в познавательных процедурах таблицы, комбинаторику, вероятностные подходы и т.д. Язык, с точки зрения Фуко, утратив признак непосредственного подобия миру вещей, обретает статус репрезентанта мышления; включение содержательных пластов мышления в языковые формы структурирует и эксплицирует строй последних. "Язык мира" становится "языком мысли". Сопряженное с этими интеллектуальными процессами становление "всеобщей грамматики" и направлено, как полагал Фуко, на исследование линейных последовательностей словесных знаков в контексте одновременности познавательных представлений (ср. с проектом "Энциклопедии" Дидро и др.: отобразить мир и репертуары его постижения посредством языка и по алфавиту) . Фуко обращает внимание на значимые особенности соотношения слов и вещей в организации дисциплин "естественной истории": в ее рамках слова и вещи не неразрывны, но сопринадлежат друг другу в едином смысловом поле постижения мира. Наблюдаемые объекты описываются и характеризуются по своим главным параметрам при помощи корректно простроенного и адекватного им языка. Как отмечал Фуко, наиболее распространенной процедурой организации знания в этот период было составление исчерпывающих таблиц различий и тождеств изучаемых объектов, сопряженное с разработкой наглядной их классификации по внешним признакам. Тем не менее, как отмечал Фуко, даже при внешей противоположенности метода Ж. Бюффона (полное описание одного объекта, последующее сопоставление его с другими, дополнение его иными характерными признаками, в совокупности задающими систему признаков вида либо рода) и системы К. Линнея (наделение последних произвольными признаками, элиминируя противоречащие им), их объединяют вера в то, что природа не допускает "скачков" вкупе с приверженностью упорядоченным схемам тождеств и различий. По мнению Фуко, эволюционизм классического рационализма, фундированный постулатами линейности, а также идеей бесконечного (без качественных подвижек) совершенствования живого в пределах предзаданной иерархии, менее "эволюционен", чем даже концепция Ж. Кювье, допускавшая радикальную прерывность. Философ отмечает, что функции имен и глаголов во "всеобщей грамматике" изоморфны статусу понятия "структура" в естественной истории: осуществимость взаимной трансформации суждений и значений в языке, структуры и признака в естественной истории была обусловлена рационалистическим постулатом перманентности соотношения бытия и его репрезентаций. Тем самым "метафизическая" или философская составляющая классической эпистемы санкционирует, согласно версии Фуко, конкретное знание данной эпохи. Интенцию, приведшую к закату этой эпистемы, согласно Фуко, задал И. Кант, ограничивший своей критической проблематизацией обоснования познания сферу рационального мышления и познавательных представлений. Переход от классической эпистемы к современной оказался сопряжен с новым способом бытия предметов человеческого познания (по Фуко, "конфигурации эпистемы"): если ранее в этом качестве полагалось пространство, упорядочивающее совокупность отношений тождества и различия, то в настоящий момент роль "пространства" и соответствующей парадигмы постижения бытия обретают "время" и "история". В отличие от современной эпистемы, где слова и вещи, по мысли Фуко, опосредуются "жизнью" , "языком", "трудом" и т.д., в границах классической эпистемы мышление и бытие полагались свободными от посредников в процессах их взаимодействия. Лишь обретение "жизнью", "трудом" и "языком" статуса конечных - в пределе потенциально неосмысливаемых - оснований человеческого бытия обусловило ситуацию взаимного обоснования бытия людей и указанных предельных его содержаний. Слова покидают пространство познавательных представлений и являют собой уже совокупность знаков в знаковых системах: язык во всевозрастающей мере становится самодостаточным и обретает самостоятельное бытие. (В случае "слов-замкнутых-на-самое-себя".) Для современности, с точки зрения Фуко, присуще взаимное "оборачивание" интеллектуальных "уделов" науки и философии: вхождение в предмет филологии проблемы связи формальных структур и их словесных значений наряду с включением в строй биологии вопроса соотношения структур и признаков реально выступали по сути философскими процедурами членения и иерархизации прежнего естественнонаучного мыслительно-бытийного континуума. В свою очередь, вопросы формализации анализируются в настоящее время усилиями специалистов по логико-онтологической проблематике. Репрезентация, познавательные представления, т.обр., утрачивают, по мысли Фуко, свою интегрирующую функцию в познавательном пространстве: смыслы постигаются посредством анализа грамматических систем, а специфические характеристики живых организмов - через имманентную и акцентированно неявную их внутреннюю организацию. Осуществившееся раскалывание цельного познавательного пространства результировалось, по версии Фуко, в конституировании нетрадиционных форм организации познания. Во-первых, трансформация "жизни", "труда" и "языка" в новые предельные "трансценденталии" бытия задала нетрадиционные условия возможности всякого человеческого опыта; во-вторых, была осуществлена проблематизация пределов процесса синтеза представлений в контексте кантовского концепта трансцендентальной субъективности; в-третьих, наметились перспективы позитивного освоения бытия объектов, укорененных в "жизни", "труде" и "языке". С точки зрения Фуко, данная схема ("метафизика объекта - критика - позитивизм" ) фундировала европейское естествознание, начиная с 19 в. Принципиально новой характеристикой современной эпистемы, по мнению Фуко, является ее человеко- центрированность. Причем, по гипотезе Фуко, вопрос заключается не столько в том, что на первый план выступила антропологическая проблема обреченного на неизбывный труд и биологически конечного человеческого существа, пронизанного пред-данными ему и автономными от него языковыми структурами, сколько в том, что был сформулирован важнейший вывод: познание мира осуществляет не "чистая" познающая инстанция, а всегда конкретный человек с присущими ему историческими обусловленными формами потребностей, телесной организации и языка. Согласно Фуко, науку в настоящее время неправомерно трактовать как познавательную деятельность либо общественный институт - точнее оценивать ее функции в трех ипостасях: а) как особые типы дискурсов; б) как конституирующие научную реальность социальные практики; в) как сеть властных отношений. Именно вовлечение "жизни", "труда" и "языка" в познавательное пространство и результировалось, по схеме Фуко, в сформировавшееся представление о человеке как о единстве трансцендентального и эмпирического - как о субъекте, и постигающем эмпирические содержания, и осмысливающем их в культурном контексте исторического времени. При этом, осознавая, что вхождение человека в современную эпистему было обусловлено расколом между бытием и представлением, а также раздроблением некогда цельного языкового массива, Фуко неоднократно подчеркивал, что постмодернистские тенденции превращения языка в замкнутую, самодостаточную и "самоосознающую" цельность вновь ставят под вопрос центральное место человека как в системе "бытие - мышление", так и во всей современной культуре. Фуко подчеркивает: "...человек не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникавших перед человеческим познанием. Взяв... европейскую культуру с начала XVI века, - можно быть уверенным, что человек в ней - изобретение недавнее... И конец его, может быть, недалек. Если эти диспозиции исчезнут так же, как они некогда появились, если какое-нибудь событие... разрушит их, как разрушена была на исходе XVIII века почва классического мышления, тогда - можно поручиться - человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке". А.А. Грицанов
Археология — археологии, мн. нет, ж. (от греч. archaios - древний и logos - учение). Наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам.
Толковый словарь Ушакова
Археология Ж. — 1. Научная дисциплина, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры, которые находят при раскопках.
Толковый словарь Ефремовой
Вещи Мн. — 1. Имущество, упакованное для перевозки; багаж. 2. Предметы бытового обихода, личного пользования (одежда, обувь, мебель, утварь и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой
Слова Мн. — 1. Текст вокального произведения. 2. перен. разг. Пустые разговоры, болтовня.
Толковый словарь Ефремовой
Археология — -и; ж. [от греч. archaios - древний и logos - учение]. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по сохранившимся с глубокой древности памятникам материальной культуры.........
Толковый словарь Кузнецова
Гласность И Свобода Слова (печати) — - одно из основных прав человека, состоящее в юридическом праве и реальной возможности каждого человека публично высказывать свое мнение по актуальным вопросам общественной........
Политический словарь
Свобода Слова — — одна из основных свобод, декларируемых в демократических обществах. Полагается, что при свободе слова любой может излагать свои мысли в том количестве и качестве,........
Политический словарь
Чикагская Школа Политических Наук — - занимала доминирующее положение в американской политологии в период между мировыми войнами и оказала значительное влияние на развитие политических наук в целом.........
Политический словарь
Бесхозные Вещи — См.
Вещи бесхозные
Экономический словарь
Бесхозяйные Вещи — Бесхозяйной является
вещь, которая не имеет
собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от
права собственности на которую собственник отказался (ст. 225 ГК РФ).
Экономический словарь
Брошенные Вещи — - движимые веши. брошенные собственником или иным образом оставленные им с
целью
отказа от
права собственности на них. Могут быть обращены другими лицами........
Экономический словарь
Вещи — - в гражданском праве это
предметы материального мира, по поводу которых возникают
правовые отношения.
Экономический словарь
Вещи Бесхозные — вещи, не имеющие собственника или он неизвестен, либо собственник отказался от прав собственности на эти вещи. Бесхозные недвижимые вещи принимаются на учет органом,........
Экономический словарь
Вещи Движимые — перемещаемые вещи, не относящиеся к недвижимости.
Экономический словарь
Вещи Заменимые — вещи, которые могут быть предметом ссуды, нестандартного договора хранения или подрядного договора при выполнении работ из материала подрядчика. В.з. должны иметь возможность........
Экономический словарь
Вещи Недвижимые — земельные участки, участки недр, обособленные водные
объекты, леса,
здания,
сооружения и все, что прочно связанно с землей и перемещение которых без серьезного........
Экономический словарь
Вещи Неделимые — вещи, раздел которых невозможен без потери их основной функции, назначения.
Экономический словарь
Вещи Сложные — группа разнородных вещей, образующая единое целое, используемое по общему назначению. Любые операции, сделки со сложной вещью распространяются на все составляющие,........
Экономический словарь
Вещи, Движимые — -
вещи, не относящиеся к недвижимости (см.
ВЕЩИ, НЕДВИЖИМЫЕ), включая
деньги и ценные
бумаги, признаются движимым
имуществом.
Экономический словарь
Вещи, Недвижимые — - земельные участки, участки недр, обособленные водные
объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного
ущерба........
Экономический словарь
Вещи, Неделимые — -
вещи,
раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения.
Экономический словарь
Вещи, Сложные — - если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки,........
Экономический словарь
Движимые Вещи — Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая
деньги и ценные
бумаги, признаются движимым
имуществом.
Регистрация прав на движимые
вещи не требуется,........
Экономический словарь
Делимые И Неделимые Вещи — - делимой признается
вещь, которая может быть разделена без изменения ее назначения, а неделимой - та, которая таким образом разделена быть не может (ст. 133 ГК РФ). Делимость........
Экономический словарь
Закон Места Нахождения Вещи — (lex rei sitae) - одна из первых коллизионньис привязок (формул прикрепления), сложившихся в практике международного частного права. Означает применение права того государства,........
Экономический словарь
Заменимые Вещи — См. Вещи заменимые
Экономический словарь
Индоссамент На Юридическое Действие Против Вещи — В страховании океанских и морских перевозок: индоссамент к морскому страховому полису, обеспечивающий дополнительную страховую защиту на случай предъявления исков........
Экономический словарь
Качество Вещи (продукции, Товаров) Или Работ — совокупность полезных свойств, позволяющих удовлетворять определенные материальные или духовные потребности. Характеризуется показателями надежности, долговечности,........
Экономический словарь
Передача Вещи — - вручение
вещи приобретателю, а равно
сдача
перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных........
Экономический словарь
Потребляемые Вещи — - вещи, которые при однократном акте использования уничтожаются или существенно изменяются (например, переработка сырья), в отличие от непотребляемых вещей, которые........
Экономический словарь