Социологический словарь

Барт (barthes) Ролан

(1915-1980) - французский литературовед, социальный  философ-структуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций (1960), профессор Практической школы высших знаний (1962), руководитель кафедры литературной семиологии в Коллеж де Франс (с 1977). Погиб в автокатастрофе. Основные работы: "Нулевая степень  письма" (1953); "Мифологии" (1957); "О Расине" (1963); "Критические очерки" (1964); "Элементы  семиологии" (1964); "Критика и истина"  (1966); "Система  моды" (1967); "S/Z. Опыт исследования" (1970); "Империя  знаков" (1970); "Сад, Фурье, Лойола" (1972) и др. Несмотря на значительный тематический разброс и множественность философских интересов Б., можно выделить основную тематику не только всего его творчества, но и структуралистской традиции  в целом - принципы  и методы  обоснования знания . Проблема  языка при этом фактически вытесняет проблему сознания в том виде, в котором сознание  как далее не разложенный атом, на каком строится любое обоснование  знания, присутствует в философской традиции. По этим представлениям языковая деятельность  предшествует любым когитальным или перцептуальным актам познания, фиксированию любых субъект-объектных оппозиций. Таким образом, язык  становится условием познания феноменов "сознания", "бытия" и пр. Фундаментальная для структурализма   тема обоснования знания разрабатывается Б. на материале социально-культурного содержания. Подвергая анализу  конкретные исторические "срезы" этого материала, а таковым выступает и сугубо литературное творчество, и системы моды, этикета,  различные социальные структуры, Б. пытается выявить общие механизмы порождения и функционирования этих систем, причем в таком виде, чтобы все эти явления культуры выглядели связанными друг с другом через их, как считает Б., исконно знаковую природу. Понятно, что семиотический модус того или иного культурного явления будучи возведен в ранг  атрибута  усложняет, а зачастую и полностью вытесняет исследование  других, не знаковых, аспектов этого явления. Однако, подобная парадигма  исследования, а именно, представления разрозненных, внешне не связанных культурных образований, как транзитивно сообщающихся через институт  языка и функционирующих согласно его закономерностям, приводит к построению качественно новых моделей и постановке таких вопросов, которые фактически не могли возникнуть в доструктуралистскую эпоху. Так, например, по Б. возможно решение  оппозиции между социальной и природной детерминацией субъекта в литературном творчестве. В своей первой работе "Нулевая степень письма" ( Нулевая степень) Б. развивает такое понимание  термина "письмо"  , которое, с одной стороны, опирается на самотождественный национальный язык (здесь фактически растворены типы художественного, научного, религиозного и прочих "языков"), а с другой  - на совершенно недифференцированную область индивидуального, личностного писательского "стиля", понимаемого как биологическая детерминация  по сути любого субъективного литературного действия. Свою задачу, в этом случае, Б. видит в поиске тех типов письма, которые и определяют специфику построения конкретно художественного произведения. Из того, что письмо само по себе не представляется до конца, во всех своих формах,  актуализируемым в каком-либо конкретном, единичном событии, следует, что его частные актуализации связаны с различным набором условий (культурных, социальных, политических и т.д.), а это значит, что письмо, по существу, - способ реализации индивидуального во всеобщем, причем, в таком виде каждый творческий акт индивида  воспринимается социумом как некое осмысленное усилие, доступный общественному пониманию продукт  творчества. Впоследствии Б. пытается дифференцировать свою теорию письма в терминах разного рода отношений между знаками. Такими отношениями выступают в "Критических очерках" синтагматические, парадигматические и символические отношения. И если символическое отношение  между означаемым и означающим в достаточной мере было исследовано в семиотике, то синтагматическое знакоотношение, трактуемое как специфическая ассоциация  между знаками сообщения на уровне означающего, а также парадигматическое  знакоотношение как ассоциация между элементами на уровне означаемого, объединяющая знаки,  родственные по смыслу, возникают в этой области знания как совершенно новые методы анализа самых разных культурных явлений; более того, Б. закрепляет за каждым из этих трех типов знаковых отношений различные виды художественного сознания и как реализацию этих типов - различные виды художественных произведений. Несмотря на явную потребность  в уточнении и расширении этой семиотической парадигмы на материале конкретно-литературного свойства, Б. в середине 1960-х оставляет, в какой-то мере, литературоведческие исследования, чтобы обратиться к социальной проблематике - анализу массовых коммуникаций. Под влиянием  работ Леви-Стросса Б. приходит к заключению о том, что коль скоро структурный подход  позволяет обнаружить не ассоциативные, по аналогии с существующими, механизмы социального творчества в различных обществах (а у Леви-Стросса это первобытные), т.е. не случайные механизмы, зачастую примитивно сводимые к тем или иным социальным институтам, а саму кинематику отдельной культуры - "социо-логику", конкретно-истори-ческую систему духовного производства, то вполне правомерно распространение этого метода с анализа примитивных культур на исследования современных. "Социо-логика", таким образом, должна способствовать изучению тех моделей культурного творчества, которые лежали бы в основе не только литературы или дизайна, но и детерминировали бы общественные отношения  конкретного социума,  а значит, были бы принципами всевозможных самоописаний и самоидентификаций этой культуры. Другими словами, были бы смысло-образовательными возможностями культуры. Интерес  к нелитературным источникам анализа привел Б. к исследованию структурных особенностей женской одежды в журналах мод 1958-1959. Основной пафос работы "Система моды" состоит в выявлении взаимной конверсии различных типов творчества и производства: языка фотографии, языка описания, языка реалий, языка технологий производства. Б. пытается найти специфическую область общения этих языков, выясняя возможности перехода элементов одних языков в другие. Благодаря этой методологической перспективе Б. удается обнаружить неравнозначные зависимости между языками выделенных типов, а также ментальную конструкцию, лежащую в основе "семиологического парадокса" - следствия этой неравнозначности. Суть этого парадокса состоит в том, что общество,  постоянно переводя  элементы "реального языка" - по сути своей, "вещи" в элементы речи, или знаки, пытается придать элементам означения "рациональную" природу. Таким образом возникает парадоксальная ситуация превращения "вещей" в смысл и наоборот. Поиск разнообразных смыслопорождающих механизмов того или иного культурного периода приводит Б. к признанию рядоположенности любой теоретической и практической деятельности, от эстетической до инженерно-технической или политической. Эпицентром исследовательских интересов Б. выступает, однако, не сама система знаков и денотативных значений, а возникающее в процессе  коммуникации поле "коннотативных" значений, которые и позволяют тому или иному обществу дистанцироваться в культурно-историческом плане  от иных обществ, с их особыми коннотативными содержаниями. Поставив проблему "семиологического парадокса", Б. утверждает, что в массовом сознании происходит фетишизация языка, а само сознание становится пристанищем разнообразных мифов, коренящихся в наделении языковых конструкций силой описываемых ими вещей и явлений. С другой стороны, вещи и явления сами начинают претендовать на "рациональность"  и наделенность смыслом (феномен товарного фетишизма). А.В. Вашкевич


Смотреть значение Барт (barthes) Ролан в других словарях

Барт Ролан — (1915–1980) – литературовед, философ-структуралист, исследовал литературные тексты как «законченные семиотические системы».
Политический словарь

Лопатин-барт Бруно Германович — (6 февраля 1877, Лондон, – 18 июня 1938, Ленинград). Сын революционного деятеля Г.А. Лопатина, по конспиративным соображениям временно проживавшего по документам английского........
Политический словарь

Барт — (Barth) Генрих (1821-65) - немецкий историк, филолог,географ-путешественник. В 1850-55 участник экспедиции Дж. Ричардсона вАфрику; дважды пересек Сахару. В 1858-64 исследовал Балканский........
Большой энциклопедический словарь

Барт-чишинский — (Bart-Cisinski) Якуб (1856-1909) - лужицкий поэт. Один изосновоположников реалистической литературы лужицких сербов. Поэма "Жених"(1876, опубликована 1926), трагедия "В крепости" (1880),........
Большой энциклопедический словарь

Ролан — ( де Ла Платьер) (Roland de La Platiere) Жан Мари (1734-93) - впериод Великой французской революции в жирондистских правительствахминистр внутренних дел (март - июнь 1792, август 1792 - январь........
Большой энциклопедический словарь

Барт, Карл — (Barth), (1886-1968), известный немецкий деятель протестантизма, противник национал-социализма. Родился 10 мая 1886 в Базеле. Преподавал в университетах Геттингена, Мюнстера........
Исторический словарь

Барт, Виктор Сергеевич — (р. 1887) — художник и теоретик искусства. В 1911 исключен из Академии художеств, а затем и из Московского училища живописи за "левизну". В 1910—13 гг. участвует в выставках........
Большая биографическая энциклопедия

Барт, Иосиф — доктор философии, прусский подданный; род. 1790 года, † 10 февраля 1855 г. "64-х
Большая биографическая энциклопедия

Барт, Константин Давидович — доктор медицины, † 17 апреля 1881
Большая биографическая энциклопедия

Де-ла-барт Фердинанд Георгиевич — Де-Ла-Барт, Фердинанд Георгиевич, граф - историк литературы. Родился в 1870 г. во Франции; образование получил в Санкт-Петербургском университете. Состоит приват-доцентом........
Исторический словарь

Быков, Ролан Анатольевич — Актер, режиссер, народный артист СССР; родился 12 ноября 1929 г. в г. Москве; окончил Театральное училище им. Щукина; с 1951 г. — актер московского ТЮЗа; работал на киностудии........
Большая биографическая энциклопедия

Барт — 1. (Barth), Генрих (16.II.1821 - 25.XI.1865) - нем. историк, филолог, географ-путешественник (путешествовал по Африке, М. Азии, Балканскому п-ову и др. местам). С 1863 - президент Геогр. об-ва........
Советская историческая энциклопедия

Де Ля Барт, Фердин. Георг., Граф — историк литерат., р. 1870 во Франции, прив.-доц. Моск.
Большая биографическая энциклопедия

Ролан — 1
Советская историческая энциклопедия

Барт Жан — (наст. имя Эуджен Ботез; 1874–1933) – рум. писатель. Был моряком, одновременно занимался лит-рой. Писал очерки и статьи («Вахтенный журнал», 1901, «Через океан», 1926, и др.). Автор........
Энциклопедический словарь псевдонимов

Доржелес Ролан — (наст. фам. Лекавеле; 1886–1973) – франц. писатель. През. Гонкуровской академии (с 1955). Автор антивоен. ром. «Деревянные кресты» (1919); антиколониальных очерков «Дорога мандаринов» (1925); кн. мемуаров.
Энциклопедический словарь псевдонимов

Ла Барт, Граф Фердинанд Георгиевич Де — [870—1915] — историк западной литературы. происходил из обрусевшей французской аристократической семьи. Окончил Петербургский университет, где занимался под руководством........
Большая биографическая энциклопедия

Ла-барт, Де, Ферд. Георг. — см. Барт, де
Большая биографическая энциклопедия

Барт (burt) Сирил Лодовик — (3.03.1883, Станфорд-апон-Эйвон - 10.10.1971, Лондон) - английский психолог. Биография. Образование получил в университетах Оксфорда и Вюрцбурга. С 1931 по 1950 г. - профессор психологии........
Психологическая энциклопедия

Пуап, Ролан Де Ля — (род. 1920) — француз, летчик-истребитель, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Был командиром эскадрильи "Нормандия", затем полка "Нормандия-Неман". Совершил........
Большая биографическая энциклопедия

Барт (barth) Генрих — (род. 3 февр. 1890, Берн - ум. 22 мая 1965, там же) - швейц. философ; с 1928 - профессор в Базеле; представитель критического идеализма, приближающегося к философии экзистенциализма;........
Философский словарь

Барт (barth) Карл — (1886-1968) - швейц. протестантский теолог. Пытался возродить евангелическую теологию, основывающуюся на традициях Лютера и Кальвина. Образование получил в Берне, Берлине,........
Философский словарь

Барт (barth) Карл (1886-1968) — - швейцарский теолог. Во время своей конфирмации в 1902 Б. решает посвятить свою жизнь теологии, и с 1904 по 1909 изучает ее в университетах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга.........
Философский словарь

Барт (barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928) — -норв. культуролог и социалантрополог. Получил университет. образование в США. Магистр искусствоведения (Чикаго, 1949), д-р наук (Кембридж, 1957). В 1961-74 проф. социальной антропологии........
Философский словарь

Барт (barthes) Ролан — (1915-1980) - франц. литературовед. Один из основателей Центра по изучению массовых коммуникаций (1960), проф. Практической школы высших знаний (1962), руководитель кафедры литературной........
Философский словарь

Барт (barthes) Ролан (1915-1980) — - французский литературовед, философ-структуралист. Основатель Центра по изучению массовых коммуникаций (1960), профессор Практической школы высших знаний (1962), руководитель........
Философский словарь

Барт Карл — (1886-1968) - швейц. теолог-протестант, основатель диалектич. теологии. Призывал возродить подлинную еванге-лич. теологию, основывающуюся на традициях Лютера и Кальвина.........
Философский словарь

Карл Барт — Швейцарский теолог родился 10 мая 1886 г. в Базеле. С 1904 г. он изучал теологию в Берне, Берлине, Тюбингене и Марбурге. Философии он обучался у марбургских неокантианцев Г.........
Философский словарь

Посмотреть еще слова :