Социологический словарь

Антитехницизм

- мировоззренческая установка  относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника  и научно-техническое знание  в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека.  Сущность А. ярко выразил Н. Бердяев : "Самая главная опасность состоит в том, что техника угрожает самому человеку… По чудовищному сцеплению обстоятельств человек становится снова рабом, рабом того, что он сам сделал, рабом общества машин, в котором сам он незаметно вырождается… Наступит время,  когда машины станут настолько совершенными, что они будут действовать без какой-либо помощи человека, машины овладеют всей вселенной, автомобили и самолеты победят скорость, радио населит воздух музыкой умерших голосов; последние люди, став бесполезными, неспособными дышать и жить в этой технической среде, исчезнут, оставив после себя новую вселенную, созданную их разумом и их руками". В основе А. лежит технический фетишизм - абсолютизация  роли техники в обществе, восприятие  техники как отчужденного мира, угрожающего человеку, как безличной силы, якобы повелевающей людьми. А. возник на рубеже 19-20 вв. в науке и массовом сознании как реакция  на научно-технический прогресс  и признание того, что технические достижения имеют непредсказуемые негативные побочные следствия (например, экологический и энергетический кризис), как протест  против усиления влияния техники на образ жизни  человека. А. отождествляет социальные функции техники с ее вещественными свойствами, признает автономию законов технической рациональности, а затем на этом основании пессимистически оценивает настоящее и будущее "технологической цивилизации" как обреченной на потерю человеческих ценностей или полную гибель. А. неразрывно связан со своей противоположностью - техницистской установкой в оценке роли техники и ее перспектив, поскольку обе эти позиции основываются на методологии технологического детерминизма   и некритически оценивают технику, различаясь лишь знаком "плюс" или "минус". В теоретической социологии позиции А. разделяют представители Франкфуртской школы , теоретики контркультуры , некоторые леворадикальные социологи диалектического направления. В работе "Диалектика  Просвещения" Адорно   и Хоркхаймера раскрыто негативное понимание  науки и техники как орудий порабощения человека. В массовом сознании А. также тесно переплетен с антисциентизмом как мировоззренческой ориентацией, направленной на преуменьшение роли науки в общественной жизни. Л.Г. Титаренко


Посмотреть еще слова :