Социологический словарь

Анатомия Человеческой Деструктивности

("The anatomy of human destructiveness", 1973) - произведение Фромма , посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии "доброкачественной" - филогенетически заложенного импульса к атаке (или бегст-ву) в ситуации, когда возникает угроза жизни, и агрессии "злокачественной" (деструктивности и жесткости). "Доброкачественно-оборонительная" агрессия  необходима для выживания индивида  и рода, имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. "Злокачественно-деструктивная" агрессия присуща только человеку  и практически не наблюдается у других млекопитающих; по Фромму, этот вид агрессии не имеет филогенетической программы и служит биологическому приспособлению. Фромм подвергает критике понимание  агрессивности в инстинктивизме  (отдельные положения учения Фрейда , К.Лоренца и др.) и бихевиоризма  (Б.Скиннер и др.). Инстинктивистские концепции трактуют агрессивность как постоянный фактор  психической жизни, заданный биологически и имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных поведенческих актах ("гидравлическая концепция  агрессивности"). Бихевиоризм, по мысли Фромма, рассматривает агрессивность только в контексте  визуально наблюдаемого поведения, исключая из анализа  целостную человеческую личность.  Как результат, бихевиористские концепции не могут объяснить психические явления, не обусловленные вызовами среды, и учесть мотивирующие поведение  импульсы. Фромм считает, что и инстинктивизм, и бихевиоризм являются формами редукционизма,  сводящими понимание человека соответственно либо к унаследованным из прошлого моделям, либо к некритическому воспроизведению сегодняшних социальных схем. В качестве альтернативы этим моделям Фромм предлагает реформированный психоанализ  как учение о характере и о конфликтах между характерологическими страстями, органично присущими личности, и необходимостью самоограничения. Фромм стремится опровергнуть представление о присущих человеку от рождения деструктивных наклонностях, используя для этого данные  нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии. Так, нейрофизиология показывает, что при отсутствии внутренних или внешних раздражителей импульсы зон мозга, активизирующие и сдерживающие агрессивность, находятся в состоянии подвижного равновесия (т.е. агрессивность не действует постоянно, а возникает ситуативно). Сам нейрофизиологический механизм обеспечения защиты жизни демонстрирует неочевидность значимости агрессивности, поскольку в физиологии мозга (и в поведении) не меньшую значимость имеет рефлекс бегства (нервные волокна и центры нападения и бегства расположены очень близко). При этом "инструментальная" агрессивность хищников нейрологически отлична от защитной агрессивности и у других животных не встречается; человек же в своем филогенезе не являлся хищником. Характерно, что в неволе животные значительно чаще проявляют агрессивность, чем в естественных условиях обитания. Причиной этого является сокращение жизненного пространства и разрушение структуры внутривидовых контактов. Однако аналогичные явления в человеческом обществе (аномия) , по Фромму, имеют иную природу и связаны не столько с плотностью населения, сколько с ущербностью социальной структуры, утратой настоящих человеческих связей и жизненных интересов. Если решение  проблем, связанных с перенаселением, у животных имеет биологические основания, то у человека - социальные и политические. Антропологические данные не подтверждают наличие деструктивности и жестокости у примитивных народов в процессе  охоты, а также опровергают тезис о присущем человеку стремлении к господству (социальные отношения  таких народов не определяются командно-подчиненной психологией). Войны первобытных народов не имеют характера массовых организованных действий; их эскалация экономически невыгодна. В целом, по Фромму, воинственность является функцией цивилизационного развития. Агрессивность в обществе тем выше, чем выше степень разделения труда.  Самыми агрессивными являются социальные системы, которым уже присуще деление на классы.  Фромм полагает, что основой превращения человека в эксплуататора и разрушителя стала "революция  городов" 4-3 тысячелетий до н.э. Рост производительности и разделение труда,  превращение прибыли в капитал,  необходимость централизованного учета готовой продукции обусловили классовое расслоение общества. В этот же период возникает собственно институт  войн, направленных на захват ценностей и на преодоление политической и династической раздробленности. Возникшая социальная система  изначально являлась эксплуататорской; власть  в ней опиралась исключительно на силу, страх и подчинение.  Городская цивилизация  становится источником жажды власти (садизма) и страсти к разрушению жизни (некрофилии). Таким образом, деструктивность  и жестокость не являются сущностными чертами человеческой натуры, однако могут достигать значительной силы и распространенности. Фромм считает, что их объяснение  следует искать не в унаследованном от животных предков разрушительном инстинкте,  а в тех факторах, которые относятся к специфически человеческим условиям существования. Так, даже в форме защитной реакции агрессивность у людей встречается значительно чаще, чем у животных. Фромм рассматривает ряд видов этой формы агрессивности, "собственно человеческих вариантов ее проявления"; их объединяют понятия псевдоагрессии и оборонительной агрессии. Псевдоагрессия (в виде непреднамеренной агрессии, игровой агрессии и агрессии-самоутверждения) обозначает "действия, в результате которых может быть причинен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения". Оборонительная агрессия связана у человека с ответными реакциями на угрозы свободе, индивидуальному или групповому нарциссизму,  на попытку лишения человека иллюзий, а также с конформистским или "инструментальным" поведением. В силу специфики человеческого существования она проявляется сильнее, чем у животного: человек реагирует не только на наличную, но и на возможную угрозу; он подвержен манипуляции,  руководству, убеждению; человек нуждается не только в физических, но и в психических условиях выживания - прежде всего в "системе координат" и в объектах почитания. Главным условием снижения оборонительной агрессии, в силу невозможности изменения ее биологической основы, является, по мысли Фромма, устранение из жизни как индивидов, так и групп взаимных угроз. Это предполагает в первую очередь создание системы производства и распределения, обеспечивающей людям достойные условия бытия и исключающей или делающей непривлекательным стремление к господству одной группы над другими. В отличие от оборонительной, "злокачественная" агрессия не порождается инстинктами и присуща только человеку. Фромм утверждает, что она не нужна для физиологического выживания, но в то же время  представляет собой важную составную часть человеческой психики. Деструктивность рассматривается им как возможная реакция  на психические потребности, глубоко укорененные в человеческой жизни, как результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека. Фромм определяет человека как примата, начинающего свое развитие  в момент эволюции, когда инстинктивная детерминация  становится минимальной, а развитие мозга достигает максимального уровня. Соответственно у человека возникают специфически человеческие (экзистенциальные) потребности, общие для всех людей и ориентированные на преодоление своего страха, изолированности, беспомощности, заброшенности, на поиск новых форм связи с миром. По Фромму, различные способы удовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Именно страсти являются стержнем мотивационной сферы человека. Таким образом, "злокачественная" агрессия, по Фромму, является иррациональным (неконструктивным) вариантом ответа на экзистенциальные потребности. Фромм различает "кажущуюся" деструктивность (необусловленные страстью к разрушению деструктивные действия, например ритуальные), "спонтанные" формы деструктивности (активизация деструктивных импульсов при чрезвычайных обстоятельствах, например деструктивность в состоянии экстаза, деструктивность как идеальная цель)  и укорененную в характере деструктивность (садизм и некрофилия). Садизм Фромм определяет как страстное влечение  к неограниченной власти над другим живым существом; развитию садизма способствует эксплуататорская социальная система  и ситуация отсутствия "положительных стимулов" (в качестве "клинического случая анально-накопительского садизма" Фромм рассматривает Г.Гиммлера, "клинического случая несексуального садизма" - Сталина). Некрофилия, по Фромму, есть страсть к разрушению жизни и привязанность  ко всему мертвому, разложившемуся, механическому. Одним из симптомов некрофилии Фромм считает присущее техногенному обществу вытеснение интереса  к живому интересом к артефактам. Развитие некрофилии связывается им с определенными генетическими предпосылками; однако собственно некрофильский характер формируется под влиянием  гнетущей, лишенной радости атмосферы в семье и - в первую очередь - "злокачественными" кровосмесительными узами. Примером "клинического случая некрофилии" Фромм считал А.Гитлера. "А.Ч.Д.", выступив одним из прецедентов многомерного психоаналитического подхода  к анализу социальной проблематики, содействовала дальнейшей отработке методологии социологического психологизма.  М.Н. Мазаник


Смотреть значение Анатомия Человеческой Деструктивности в других словарях

Анатомия — ж. греч. наука о составе и строении орудных тел; биотомия, о строении тела человека; зоотомия - животных; фитотомия - растений; телословие. Она служит основанием физиологии,........
Толковый словарь Даля

Анатомия — анатомии, мн. нет, ж. (от греч. anatome - разрезание). Наука о внутреннем строении органических тел. человека. растений. Описательная анатомия.
Толковый словарь Ушакова

Анатомия Ж. — 1. Научная дисциплина, изучающая форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом. // Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.........
Толковый словарь Ефремовой

Анатомия — -и; ж. [от греч. anatomē - рассечение].
1. Наука о форме и строении живого организма и его отдельных органов. Сравнительная а. А. животных, растений.
2. Строение организма........
Толковый словарь Кузнецова

Международная Охрана Человеческой Жизни На Море — -
совокупность принципов и норм международного
права, предусмотренная в ряде международных многосторонних договоров: Международной
конвенции по охране........
Экономический словарь

Подход К Оценке Стоимости Человеческой Жизни — В страховании ответственности и в страховании жизни: выраженная в денежной форме стоимость человеческой жизни, измеряемая путем определения чистой приведенной стоимости........
Экономический словарь

Международная Охрана Человеческой Жизни На Море — - совокупность принципов и норм международного права, предусмотренная в ряде международных многосторонних договоров: Международной конвенции по охране человеческой........
Юридический словарь

Анатомия — (anatomia; лат. anatomia от греч. anatome рассечение, расчленение) медико-биологическая наука, изучающая форму и строение тела человека и животных, а также составляющих его органов........
Большой медицинский словарь

Анатомия Возрастная — раздел А., изучающий закономерности возрастных изменений строения и формы организма и его органов.
Большой медицинский словарь

Анатомия Динамическая — раздел А., изучающий движения тела человека и морфологические изменения в организме, которые при этом происходят; результаты используются в спортивной медицине.
Большой медицинский словарь

Анатомия Микроскопическая — см. Гистология частная.
Большой медицинский словарь

Анатомия Патологическая — (anatomia pathologica; син.: морфология патологическая, патоморфология) медицинская наука, изучающая патологические процессы и болезни с помощью морфологических методов исследования.
Большой медицинский словарь

Анатомия Пластическая — раздел А., посвященный статике и динамике внешних форм тела преимущественно с целью понимания их выразительности; имеет прикладное значение для изобразительного искусства.
Большой медицинский словарь

Анатомия Рентгенологическая — (син. рентгеноанатомия) раздел А., основанный на применении рентгенологических методов исследования.
Большой медицинский словарь

Анатомия Систематическая — А., изучающая и описывающая строение, форму и расположение органов по системам.
Большой медицинский словарь

Анатомия Сравнительная — (a. comparativa) А., изучающая закономерности строения и развития организмов и их органов путем сопоставления у животных различных систематических групп; позволяет выяснить........
Большой медицинский словарь

Анатомия Топографическая — (a. topographica) А., изучающая строение, форму и взаимоотношение органов по областям тела, причем особое внимание обращается на взаимное пространственное расположение анатомических образований.
Большой медицинский словарь

Анатомия Хирургическая — (a. chirurgica) направление А., изучающее строение тела человека применительно к запросам хирургии, главным образом с целью обоснования оперативных доступов и приемов.
Большой медицинский словарь

Анатомия — , отрасль биологической науки, посвященная строению организма. Подразделяется на отрасли на основе разных параметров. Исходя из размеров рассматриваемого объекта........
Научно-технический энциклопедический словарь

Анатомия — (от греч. anatome - рассечение) - наука о строении(преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различаютанатомию животных и анатомию растений. Самостоятельными........
Большой энциклопедический словарь

Патологическая Анатомия — область медицины, изучающая причины и механизмыразвития болезней и патологических процессов в основном путем исследованияхарактерных для них морфологических изменений........
Большой энциклопедический словарь

Топографическая Анатомия — анатомия, изучающая взаиморасположение органови их отношение к кровеносным сосудам и нервам. Имеет прикладное (дляхирургии) значение.
Большой энциклопедический словарь

Анатомия Листа —         Листья хвойных имеют в большинстве случаев ясно выраженное ксероморфное строение. Они покрыты обычно толстым слоем кутикулы, энидермальные клетки у них мелкие........
Биологическая энциклопедия

Анатомия Слоевища Лишайников —         У лишайников в зависимости от анатомического строения различают два типа слоевищ:
Биологическая энциклопедия

Анатомия Спорофита —         Посмотрим сначала, как устроены подземные органы — ризомоиды. В очень тонких ризомоидах псилота (большей частью диаметром меньше 1 мм) проводящая система отсутствует........
Биологическая энциклопедия

Анатомия Стебля —         В общих чертах анатомическое строение стеблей хвойных относительно однообразно. Из всех остальных голосеменных оно более всего напоминает гинкго, но имеет........
Биологическая энциклопедия

Анатомия — (от греч. ana tome — рассечение, расчленение), раздел морфологии, изучающий форму и строение отд. органов, систем и организма в целом. Осн. метод, применяемый в А.,— метод рассечения;........
Биологический энциклопедический словарь

Анатомия Растений — раздел ботаники (точнее, морфологии растений), изучающий внутр. строение растений. Возникновение А. р. связано с изобретением микроскопа и работами М. Мальпиги и Н. Грю,........
Биологический энциклопедический словарь

Сравнительная Анатомия Животных — сравнительная морфология, раздел морфологии животных, изучающий закономерности строения и развития органов и их систем путём сопоставления животных разных систематич.........
Биологический энциклопедический словарь

Россия, Разд. Анатомия — Развитие анатомии как науки в России тесно связано с устройством при московских и петербургских госпиталях первых медицинских школ или, как их называли в то время,........
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :