Социологический словарь

Желание И Наслаждение

- текст  Делеза ["Desir et plaisir", написан в 1977, предназначался для приватного использования: через общего знакомого был передан лично Фуко  ; опубликован в 1994]. Делез анализирует возможные точки пересечения понятий собственной философской системы ("детерриториализация", "желание", "тело  без органов" и т.п.) и языковых средств работ Фуко "Надзирать и наказывать", "Археология знания" , "Воля  к знанию" ("дисциплина" , "подавление", "организация  власти" и т.п.). Размышления Фуко об устройстве власти Делез полагает "основными положениями" работы "Надзирать и наказывать" ввиду того, что: 1) такое понятие  власти отличается "глубокой политической новизной"; 2) была обнаружена "пропорция" отношений между дискурсивными и недискурсивными образованиями [подробнее "Фуко" (Делез)], а тем самым преодолен дуализм  в их понимании, сохранявшийся еще в "Археологии знания" ; 3) было сформировано понимание  устройства власти, основанное на концепции "нормализации и дисциплины" вместо "подавления или идеологии". Делез отмечает, что, анализируя "устройство власти" посредством изучения уровня ее микроустройств, Фуко не ограничивается философским ходом "рассеивания" смысла; одновременно конструировалась некая диаграмма,  абстрактная машина, имманентная всему социальному полю. В работе "Воля к знанию", по мысли Делеза, Фуко, по-прежнему отвергая подавление и идеологию в устройстве власти, стремится осмыслить не столько нормализующие, сколько учреждающие ее функции. Учреждение это осуществляется, по Фуко, посредством сферы, схватываемой "позитивной" категорией "сексуальность" . Делез усматривает в этой процедуре некоторую опасность: "не возвращается ли Мишель к чему-то вроде "учреждающего субъекта" и откуда в нем потребность  вернуть к жизни истину, даже если он превращает ее в новую концепцию?" Далее Делез касается природы микро- и макроанализа, используемых Фуко, начиная с книги "Надзирать и наказывать". С одной стороны, по Делезу, в книге "Воля к знанию" Фуко отвергает различие  между ними /микро- и макроанализом. - А.Г./, которое бы порождалось масштабом; при этом микроустройства "обретают у Мишеля вполне стратегическое измерение" . С другой,  Делез ставит вопрос: "можно ли при такой разнородности все еще говорить об устройствах власти? На уровне микроанализа понятие "Государство"  применить невозможно, поскольку, как утверждает Мишель, Государство невозможно миниатюризировать. Но применимо ли тогда понятие власти, не является ли и оно миниатюризацией какой-то глобальной концепции?" Делез отмечает "первое расхождение"  с Фуко: по мысли Делеза, "микроустройства" вряд ли могут "быть описаны в терминах власти". Именно поэтому в совместных текстах с Гваттари Делез предпочитал рассуждать о "распорядке желания": по его мнению, желанию никогда нет ни "природного", ни "случайного" определения. По Делезу, "феодализм,  к примеру, - новый распорядок отношений с животным (лошадью), землей, с выходом за пределы некоей территориальности (рыцарские странствия, Крестовые походы), с женщинами (рыцарская любовь) и т.п.". Делез пишет, что "желание вращается в этом распорядке разнородностей, в этом своеобразном "симбиозе": желание - то же, что и некий определенный распорядок, некое совместное функционирование... Распорядок желания включает в себя устройства власти (феодальной, к примеру), но располагать последние следует среди различных его компонент". По мысли Делеза, провести параллель и осуществить пересечение между понятийными рядами двух философских подходов возможно так: "Устройства власти возникают... всюду, где происходит перетерриториализация... Стало быть, устройства власти - компонента распорядков, но те включают также и моменты детерриториализации... Распоряжаются и устанавливают не устройства власти, а... распорядки желания, от которых... отпочковываются властные образования". Делез полагает важной ("в отличие от Мишеля") формулировку вопроса: "как может быть власть  желанной?" и видит путь к ее решению в том, что власть понимается "как аффект желания (подразумевая при этом, что желание вовсе не является "природной реальностью")". Анализируя соотношение "желание - сексуальность" в контексте  идеи "подавления", Делез акцентирует следующее: Фуко полагает ("Воля к знанию"), что "устройство сексуальности низводит сексуальность к сексу (к различию между мужчиной и женщиной и т.п.; и свою роль  в этом принижении сексуальности играет психоанализ) . Я усматриваю тут эффект  подавления... сексуальность в качестве распорядка исторически изменчивого и исторически определимого желания, со своими моментами детерриториализации, течения, комбинаций низводится до некоей молярной инстанции "секса"; и даже если приемы этого понижения не являются репрессивными, результатом (не идеологическим) все равно оказывается подавление, так что нарушается не только потенциальный, но и микрореальный распорядок". Согласно Делезу, "огромная новизна теории власти Мишеля заключается в следующем: общество  себе не (или почти не) противоречит. Его ответ: стратегизироваться, стратегизировать... Мне от этой идеи не по себе". Возражение Делеза (формулируемое в стилистике идей шизоанализа  - Шизоанализ) следующее: "общество, социальное  поле себе не противоречит, но первостепенно, что оно отовсюду бежит, первичны (пусть даже не хронологически) линии уклонения". Линии уклонения составляют ризому, картографию социального поля. Линии уклонения, по Делезу, аналогичны импульсам детерриториализации, это "точки детерриториализации в распорядке желания". "Стратегия", согласно Делезу, "не может не быть вторичной по отношению к линиям уклонения"; "желание" же дает о себе знать именно "в линиях уклонения ... оно с ними сливается". Излагая суть проблем, где собственные позиции Делеза и схемы Фуко кардинально различны, автор подчеркивает: "имеется три понятия, которые Мишель наполняет совершенно новым смыслом, не до конца их, правда, развив: отношения сил, истин, наслаждений". С точки зрения Делеза, у Фуко "нет параллелей линиям уклонения и импульсам детерриториализации, коллективным историческим решениям. Для меня /Делез о себе. - А.Г./ не стоит проблема  статуса явлений сопротивления: коли линии уклонения являются первичными решениями, коли желание распоряжается социальным полем, получается, что устройства власти и порождаются распорядком желания, и подавляют его, ставят ему заслоны". Осмысливая проблему статуса  критического мышления в обществе, Делез пишет: "Я разделяю отвращение, испытываемое Мишелем к так называемым маргиналам ... Но для меня линии уклонения, т.е. распорядки желания, не созданы маргиналами. Наоборот, маргиналы  размещаются на пересекающих общество объективных линиях, то тут, то там они стягивают эти линии, переплетают их, перекодируют. Посему я не нуждаюсь в статусе явлений сопротивления: как я полагаю, первично в обществе то, что все в нем бежит, все детерриториализируется /выделено мною. - А.Г./". Рефлексируя на предмет взаимного неприятия терминов (аллергия Фуко на слово "желание", отказ Делеза от слова "наслаждение"), Делез фундировал эвристическую полезность  понятия "желание" тем, что оно: 1) не фиксирует какую-либо нехватку; 2) не является природной данностью; 3) составляет единое целое с функционирующим распорядком разнородностей; 4) является процессом (а не жесткой структурой); 5) является аффектом (а не чувством) ; 6) это активность  каждого ("всеактивность" у Делеза), а не безличная субъективность;  7) это событие. Главным же является, по мысли Делеза, то, что именно желание конституирует "поле имманентности" или "тело без органов". Делез резюмирует, что действительно существенна идея Фуко о том, что "устройства власти имеют прямое, непосредственное отношение  к телу". С точки зрения же самого Делеза, значимо это лишь в той мере, в какой на тела налагается организация. По Делезу, "в то время  как тело без органов является местом или проводником детерриториализации (образуя тем самым план  имманентности желания), все организации, вся система  того, что Мишель называет "биовластью", осуществляют перетерриториализацию тела". Сопоставляя философско-социологический язык  Фуко и собственные понятийные средства, Делез характеризует "два совершенно различных типа планов": своего рода трансцендентный план организации, инициируемый Государством, противопоставленный имманентному плану распорядка, осуществляющегося по линиям уклонения. По мысли Делеза, связь между властью и знанием  в анализе  Фуко можно объяснить так: власти подразумевают план-диаграмму первого типа (например, греческий полис и геометрия Эвклида); противопоставлен же власти иной тип плана - "малые знания" (архимедова геометрия; или геометрия соборов, против которой ополчилось Государство). А.А. Грицанов


Смотреть значение Желание И Наслаждение в других словарях

Желание 1 — жажда
охота
Словарь синонимов

Желание 2 — вожделение
похоть
Словарь синонимов

Желание — желания, ср. 1. Внутреннее влечение, стремление к осуществлению чего-н., обладанию чем-н. Иметь желание (желать). Гореть желанием. отомстить не покидало его. Непреодолимое........
Толковый словарь Ушакова

Наслаждение — наслаждения, ср. Высшая степень удовольствия (чувственного, душевного, умственного). Ты в страсти горестной находишь наслажденье. Пушкин. Иное письмо с наслаждением прочтешь. Гоголь.
Толковый словарь Ушакова

Желание — Безумное, бесплодное, бесстыдное, благородное, большое, бурное, быстролетное (устар. поэт.), великое, вздорное, властное, возвышенное, высокое, главное, горячее, - греховное,........
Словарь эпитетов

Наслаждение — Безграничное, безумное, бесконечное, большое, буйное, бурное, быстролетное (устар. поэт.), быстротечное (устар. поэт.), великое, всепоглощающее, высокое, гармоническое,........
Словарь эпитетов

Желание Ср. — 1. Внутреннее влечение, стремление к осуществлению чего-л., к обладанию чем-л. 2. Чья-л. просьба, воля. 3. Потребность удовлетворить половое влечение, страсть.
Толковый словарь Ефремовой

Наслаждение Ср. — 1. Высшая степень удовольствия.
Толковый словарь Ефремовой

Желание — , ЖЕЛА́НЬЕ, -я; ср.
1. Внутреннее стремление к осуществлению чего-л., к обладанию чем-л. Заветное ж. Горячее, неудержимое ж. Гореть желанием. Сдерживать свои желания. Ж.........
Толковый словарь Кузнецова

Наслаждение — -я; ср. Высшая степень удовольствия. Испытывать н. Н. от вышивания. Н. беседой, отдыхом. Есть с наслаждением. Какое н. слушать хорошую оперу!
Толковый словарь Кузнецова

Вотум (лат. - Желание) — - решение, мнение, выраженное в форме голосования. Вотум доверия или вотум недоверия - выражение парламента путем голосования одобрения или неодобрения деятельности........
Исторический словарь

Желание — внутреннее стремление к осуществлению ч.-л., обладанию кем или ч.-л. В разг. речи Ж. нередко употребляется в значении похоть.
Сексологическая энциклопедия

Наслаждение — (греч. hedone, лат. voluptas),
Сексологическая энциклопедия

Желание — (англ. wish; desire) - одна из форм мотивационного состояния. Слово "Ж." широко используется как в научной, так и фолк-психологии. Примечательно, что в разработанном А. Вежбицкой........
Психологическая энциклопедия

Желание Импульсивное — - согласно З. Фрейду - наследуемые непроизвольные, порывистые желания инцеста, каннибализма и кровожадности - жажды убийства.
Психологическая энциклопедия

Наслаждение — - одно из позитивных душевных чувств, некоим образом связанное с уменьшением, понижением или угасанием имеющегося в душе количества раздражений.
Психологическая энциклопедия

Наслаждение Конечное — - конечное удовлетворение от "сексуальной деятельности", сопровождаемое выделением половых секретов.
Психологическая энциклопедия

Наслаждение Копрофильное — - наслаждения детства, связанные с дефекацией.
Психологическая энциклопедия

Наслаждение Отраженной Славой — (Basking in reflected glory)—процесс демонстрации своей связанности с успешными, имеющими высокий статус людьми или событиями.
Психологическая энциклопедия

Наслаждение Предварительное — - наслаждение от возбуждения зон эрогенных, предшествующее половому акту.
Психологическая энциклопедия

Наслаждение: Преддверие — (преддверие наслаждения) -> премия заманивающая.
Психологическая энциклопедия

Осуществленное Желание — (Wish fulfillment). Аспект сновидений, который может рассматриваться как альтернативный способ удовлетворения желаний со стороны ид.
Психологическая энциклопедия

Смерти, Желание — Скорее популярный, чем специальный термин, который в общем может рассматриваться как основной элемент инстинкта смерти, или Танатоса. Однако, когда он используется,........
Психологическая энциклопедия

Желание — - первичный жизненный импульс, выступающий в качестве организующего начала как в поведении индивида, так и в жизни общества в целом. Широкое хождение в философии данное........
Философский словарь

Наслаждение — - см. Гедонизм.
Философский словарь

Страстное Желание — - стремление, которое можно поставить между непроизвольным стремлением и сознательным волнением; см. также Либидо.
Философский словарь

Текст-удовольствие --текст-наслаждение — Фрац. TEXTE-PLAISIR —— TEXTE-JOUISSANCE. Понятия, вводимые в поздних работах Р. Барта. Фактически они во многом перекрывают друг друга, вернее, неотделимы друг от друга как два вечных........
Философский словарь

Усердие, Рвение, Намерение, Желание — Философский смысл термина: "Воля", то есть разумное желание, согласие, тенденция (Цицерон); смысл, значение (закона, имени) (Квинтилиан).
Философский словарь

Чувство, Страсть, Храбрость, Мужество, Порыв, Наслаждение, Дух — Философский смысл термина: Память, мысль, воля (стоики, Цицерон); чувство, ощущение, сознание(Овидий); мнение, суждение (Цицерон, Плиний Старший)
Философский словарь

ЖЕЛАНИЕ — ЖЕЛАНИЕ, -я, ср. 1. Влечение, стремление к осуществлению чего-н., обладанию чем-н. Ж. учиться. Заветное ж. Гореть желанием. Исполнение желаний. Ж. успеха. При всем желании........
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть еще слова :