Социологический словарь

Альтюссер (аlthusser) Луи Пьер

(1918-1990) - французский философ, крупнейший представитель неомарксизма.  Член ФКП (1948-1980), участник войны в Испании и Движения Сопротивления. Ученик Башляра. Более 30 лет (до 1981) преподавал в парижской Эколь Нормаль. Основные сочинения: "За Маркса" (1965), "Читать "Капитал"  (в соавторстве с Э. Балибаром и Р. Этабле, 1965), "Философия  и житейская философия выдающихся ученых" (1967, опубликована в 1974), "Ленин и философия" (1969), "Идеология  и идеологические аппараты государства"  (1970), "Элементы  автократии" (1973), "Позиции" (1976), "Почему я не могу оставаться в Коммунистической партии Франции" (1978), "Заметки о психоанализе"  (1993), "О философии" (1994) и др. Смысл творчества А. обусловливался политическими (осуждение Сталина на ХХ съезде КПСС, раскол в комдвижении ввиду конфликта  между китайскими и советскими коммунистами) и теоретическими истоками. Современный А. неомарксизм в его экзистенциалистской версии исполнял функции своеобычной философии истории, стремясь установить связь между наличным порядком вещей и переживаемыми субъективностями индивидов. Марксистская догматика в условиях демократической Западной Европы могла воспроизводиться лишь деформированным мировосприятием отдельных людей. А именно - оценкой отношения "эксплуататоры - эксплуатируемые" в качестве экзистенциального и - как следствие - осознанным выбором социальной модели, исключающей мировоззренческий плюрализм.  (По мысли А., "невежды", превратившие "Капитал" в свою Библию, оказались прозорливее подавляющего большинства ученых мужей. Причина  этого в том, что "вопреки буржуазной и мелкобуржуазной идеологии, которая оказывает на них страшное давление, они /эксплуатируемые. - А.Г., А.Ф./ не могут не видеть этой эксплуатации, поскольку она составляет их повседневную жизнь" .) В контексте  осмысления того, что данная мифологема стремительно утрачивала популярность и маргинализировалась, А. определил идеологию как некое "выражение пережитого отношения человека  к условиям его существования". Данное выражение, по А., всегда фундировано чем-то воображаемым и в принципе  не имеет отношения к познанию истины. Согласно А., основание марксизма  необходимо отыскивать не в философии свободы, но в соображениях эпистемологического порядка. А. стремился трактовать Маркса с позиций структурализма  , рассматривая его как первого философа, предложившего концепцию, могущую быть оцененой как "смерть субъекта". Поэтому он, в отличие от предшественников, не обращается к ранним работам  Маркса, содержащим элементы гуманизма  , а делает акцент на поздних произведениях. А. усматривает радикальный разрыв между гегельянской антропологией Маркса и структурным анализом социальной реальности, предлагаемым в "Капитале". Им подчеркивается новизна метода  Маркса по сравнению с диалектикой Гегеля. Эта новизна, по мысли А., заключается в отказе от гегелевского сведения философских проблем к субъекту как единому центру антропологической каузальности. Как полагал А., марксизм не диалектичен, метод Маркса - иной, кардинально новый. Опережая свое время,  Маркс был вынужден за неимением адекватных языковых средств, употреблять гегелевскую терминологию. Правильнее же, согласно А., элиминировать слово "диалектика"  из профессиональных словарей как преждевременный проект.  По схеме А., науки - это теоретические практики, превращающие в "познания" (суть в научные истины) идеологические результаты существующих эмпирических практик (всевозможных видов деятельности людей). Диалектика (как и философия) является общей теорией практики как таковой (практику в целом А. трактовал как эквивалент "единства человека и природы"). Основана эта общая теория  на теории научных практик (или эпистемологии). Как отмечал А., в диалектике "теоретически выражена сущность теоретической практики вообще, а через нее - сущность практики вообще, а через нее - сущность изменений, "становления" вещей вообще". А. стремится к обоснованию марксизма в качестве строгой научной теории, направленной на выявление структур социальной реальности с помощью исторического материализма  (науки - учения о социальных формациях) и диалектического материализма (философии - теории научной практики). По мысли А., исторический материализм   был изложен Марксом в "Капитале": эту книгу А. рассматривал как крупнейшее событие в истории науки, сопоставимое с основанием математики Фалесом или физики Галилеем ("Ленин и философия"). Философия Маркса, по А., содержится в логике "Капитала"; ее больше "нигде" ("Читать "Капитал") невозможно обнаружить. А. использует принцип "теоретического антигуманизма", который направлен против любых попыток привнести в марксизм антропологическую тематику. Как отмечал А., "не с конкретными людьми имеет дело наука,  а с людьми-функциями в определенной структуре, носителями рабочей силы, представителями капитала... В теории люди соединены формой, поддерживающей структурные отношения, индивидуальность  предстает в форме особых эффектов структуры". Теоретический антигуманизм Маркса, по А., - основание как познания, так и практической трансформации мира: "нельзя что-то знать о людях, если только не испепелить философский миф о человеке. Любая философия, пытающаяся так или иначе реставрировать марксистскую антропологию или философский гуманизм, будет в теоретическом смысле собиранием пыли". (В 1967 А. выступает с курсом лекций, критикующих так называемый "шардено-марксизм", соединяющий в себе космологизм Тейяра де Шардена, религию и некоторые марксистские принципы.) Согласно А., осмысление соотношения исторического материализма и диалектического материализма (как, соответственно, науки об истории и философии этой науки) правомерно осуществлять в рамках категориально-понятийного комплекса,  включающего ряд базовых терминов. 1) "Практика"  (или "трансформация без субъекта"), включающая исходный материал, средства производства,  конечный продукт.  2) Сопряженная с ней (практическая и теоретическая) идеология - единство реальных и воображаемых отношений к наличным условиям существования людей; по А., "идеология окликает индивидов как субъектов", тем самым конституируя их. "Узнавание/неузнавание", "интерпелляция"  ("запрос", "призыв") конституируют основания теории идеологии А. По его мысли, функция  идеологического узнавания суть "одна из двух функций идеологии как таковой (ее обратная сторона - это функция неузнавания)". Как отмечал А., "идеология "действует", или "функционирует", так, что среди индивидов она "рекрутирует" субъектов (она рекрутирует их всех); или "трансформирует" индивидов в субъектов (она трансформирует их всех). Происходит это в той самой операции, которую я называю интерпелляцией, или окликанием. Эта операция  стоит даже за самыми обычными действиями, например когда полицейский (или кто-нибудь другой)  окликает тебя: "Эй, ты!"... Индивид,  которого только что окликнули на улице, обернулся. В результате этого "психологического поворота на 180 градусов" он превратился в субъекта. Почему? Потому что он распознал, что оклик был "действительно" адресован ему и что "окликнули действительно его" (а не кого-то другого)... И вы, и я всегда уже субъекты и как таковые постоянно исполняем ритуалы  идеологического узнавания, гарантирующего, что мы действительно есть конкретные, индивидуализированные, различимые и (естественно) незаменимые субъекты". 3) Структурированное целое ("всегда заранее заданное") - согласно А., комплексирование социального процесса  не есть итог разворачивания исходного противоречия, а изначально обусловлено; общественное бытие,  по мнению А., исторически выступает в качестве совокупности всевозможных (экономической, политической, идеологической и теоретической) практик (марксово-гегельянские схемы "центрированной тотальности" А. акцентированно замещает рассеянной топикой равноправных и разнокачественных инстанций). 4) Сюр-детерминация или "сверхдетерминированное противоречие" . 5) "Эпистемологический перелом" (связанный с созданием диалектического материализма; по мысли А., был осуществлен Марксом вне контекста предшествующих социальных теорий). Согласно схеме А., марксова теория  - наука о научности науки - центрирована на механизмах продуцирования знаний. По мысли А., а) наука есть знание  происхождения (посредством "эпистемологического разрыва" - термин  Г.Башляра) идеологии и б) наука являет собой это самое знание вследствие изменения этого идеологического продукта ("Читать "Капитал"). А. весьма точно отметил, что познавательная процедура  суть конструирование мышлением постигаемого объекта  ("мыслительное присвоение  находящегося вне мышления реального объекта"). В 1970-е, в эпоху спада  популярности марксизма, А. пересматривает ряд своих взглядов: он переносит акцент с трактовки марксизма как научной теории на его интерпретацию в качестве теории политической борьбы. (Маркс, с точки зрения А., "основал не новую философию практики, а новую практику философии".) По убеждению А., на разных этапах своего существования марксизм реализовывал: а) апологетическую функцию (обосновывая конкретные политики и практики); б) экзегетическую функцию (комментируя тексты,  полагавшиеся до этого непреложной истиной); в) практическую функцию (раскалывая социум  и науку на "буржуазную" и "пролетарскую" компоненты. Жизнь самого А. была омрачена шизофренией, которой он страдал многие годы. Несмотря на длительные курсы лечения, эта болезнь  в конечном счете привела к преждевременному завершению его философской карьеры. В 1980, в состоянии шизофренического расстройства, он убил свою жену Элен Леготье и был помещен в психиатрическую клинику, где находился до 1988. Немногочисленные работы А. оказали сильное влияние  на леворадикальные течения шестидесятых, и в частности на маоистские группы французских интеллектуалов, вокруг которых начиналось формирование постструктурализма.  Его влияние определяется также многолетней работой в качестве преподавателя в Высшей нормальной школе. Среди его учеников следует выделить Фуко   и Деррида . А.А. Грицанов, А.В. Филиппович


Смотреть значение Альтюссер (аlthusser) Луи Пьер в других словарях

Абеляр Пьер — (1079 – 1142 ) – католический теолог, мистик-рационалист, основал теорию концептуализма – смягченную версию номинализма, продолжал традицию комментаторства Порфирия-Боэция,........
Политический словарь

Бланки Луи Огюст — (1805-1881) – французский коммунист-утопист, участник революций 1830 и 1848 гг. В 30-х гг. был руководителем тайных республиканских обществ. Заочно (был в тюрьме) избран членом........
Политический словарь

Бональд Луи Габриель Амбруаз — (1754-1840) – французский политический деятель и публицист, философ-идеалист. В главном сочинении “Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе” (1796)........
Политический словарь

Бурдье (bourdieu) Пьер (1930) — - французский социолог. По Б., общество - это совокупность отношений, складывающихся в различных полях, каждое из которых имеет специфический тип власти. "Политическое........
Политический словарь

Галуа Пьер-мари — (р.1911) – современный французский геополитик, генерал. Автор многих статей и книг, в частности, «Геополитика: дороги могущества».
Политический словарь

Дюмон Луи — (1911–1998) – французский антрополог, археолог, социолог, исследователь кастовой системы древних обществ. На основании вычленения структур иерархии объяснял определенные........
Политический словарь

Милза Пьер — - французский исследователь проблем фашизма. Автор работ "Фашизмы и реакционные идеологии в Европе. 1919-1945" (1969), "Фашизм" (1986), "Французский фашизм. Прошлое и настоящее" (1988) и др.
Политический словарь

Монтескье (montesquieu) Шарль Луи (1689- 1755) — - французский философ-просветитель. М. известен как основатель теории разделения властей. Эта теория происходит из идеи смешанного правления которую разрабатывали........
Политический словарь

Монтескье Шарль Луи — (1689–1755) – французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма (монархического самодержавия). Стремился вскрыть причины возникновения того или........
Политический словарь

Монтескье Шарль Луи (1689-1755) — - французский политический философ. Существенным вкладом Монтескье в политическую мысль явилась разработка им проблемы совокупности факторов, определяющих........
Политический словарь

Прудон (proudhon) Пьер Жерар (1809-1865) — - французский философ, социолог, экономист, теория анархизма. В основе учения П. лежит утверждение, что приобретаемая без труда (рента, прибыль), для охран которой и существует........
Политический словарь

Сад Луи Альфонс Де — (1740–1814) – французский аристократ, маркиз, писатель, политический памфлетист. В своих произведениях описывал непристойные эротические сцены и жестокие оргии. По его........
Политический словарь

Сент-жюст Луи — (1767–1794) – один из организаторов побед революционной армии над интервентами в период якобинской диктатуры (Франция), член Комитета общественного спасения. Сторонник........
Политический словарь

Аржансон (dargenson) Рене Луи Д (1694-1767) — французский
экономист, один из предшественников буржуазного
либерализма, государственный деятель; его взгляды близки к
идеям физиократов. Стоял в оппозиции........
Экономический словарь

Буагильбер (boisguillebert) Пьер Лепезан (1646-1714) — один из зачинателей классического направления экономической мысли во Франции. В отличие от У.Петти Буагильбер критиковал меркантилистическое обожествление денег,........
Экономический словарь

Гарнье, Пьер — - крупный
представитель французской бухгалтерской науки XX в. Все
факты Гарнье делил на юридические (
договоры поставки, купли-продажи,
подряда, аренды........
Экономический словарь

Дюпон Де Немур (dupont De Nemours) Пьер Самуэль (1739-1817) — французский экономист и политический деятель. Примкнул к кружку Ф.Кенэ и стал одним из представителей школы физиократов и пропагандистов их идей. Был редактором основанного........
Экономический словарь

Жамс (james) Эмиль Пьер Мари (1899-1987) — французский
экономист, один из идеологов кейнсианства, которое во Франции в 50-е гг. XX в. оформилось в реалистическое направление, или
дирижизм. Жамс выступал........
Экономический словарь

Лавеле (laveleye) Эмиль Луи Виктор Де (1822-1892) — бельгийский экономист и социолог. Отрицал объективный характер экономических законов, выступал против классической политической экономии и марксизма. Считая, что........
Экономический словарь

Левассер (levasseur) Пьер Эмиль (1828-1911) — французский экономист и историк. Занимался изучением экономической истории Франции
Экономический словарь

Леоте, Эжен Пьер — - крупный
представитель французской бухгалтерской науки XIX в., тесно сотрудничал с А.Гильбо. Для Леоте
учет - это веление счетов, с
помощью которых достигаются........
Экономический словарь

Луидор (луи) — старинная
золотая монета Франции, впервые отчеканенная
по образцу испанского пистоля в 1640 г. при Людовике XIII и названная в честь его имени. В 1803 г. заменен
........
Экономический словарь

Луидор, Луи — (фр. louis dor -
золотой луи) - старинная
золотая монета Франции, впервые отчеканенная
по образцу испанского пистоля в 1640 г при Людовике ХШ и названная в честь его........
Экономический словарь

Мерсье Де Ля Ривьер (lemercier De La Riviere) Поль Пьер (1729-1793) — французский экономист, теоретик школы физиократов. В середине 60-х годов XVIII века вошел в круг экономистов, сгруппировавшихся вокруг Ф.Кенэ. В 1767 г. вышла книга Мерсье........
Экономический словарь

Прудон (proudhon) Пьер Жозеф (1809-1865) — представитель французской мелкобуржуазной политэкономии. Основные экономические работы: «Что такое собственность?» (1840), «Система экономических противоречий, или........
Экономический словарь

Пьер Лепезан Де Буагильбер — Pierre le Pesant, Sieur de Boisguilbert

1646-1714

Прошло больше 40 лет с тех пор, как в 1661 г. молодой король Людовик XIV после смерти всесильного министра Мазарини стал править самостоятельно.........
Экономический словарь

Луидор, Луи — (фр. louis dor - золотой луи) - старинная золотая монета Франции, впервые отчеканенная по образцу испанского пистоля в 1640 г при Людовике ХШ и названная в честь его имени. В........
Юридический словарь

Монтескье Шарль Луи (1689-1755) — - выдающийся французский политический мыслитель, один из основателей теории разделения властей. Главное сочинение М. "О духе законов" (1748) представляет собой одну из........
Юридический словарь

Альтюссер — (Althusser) Луи (1918-90) - французский философ. Основные трудыпо истории философии, теории познания, диалектике и историческомуматериализму. Взгляды а близки к идеям структурализма.
Большой энциклопедический словарь

Бернарден Де Сен-пьер — (Bernardin de Saint-Pierre) Жак Анри (1737-1814) -французский писатель. Руссоистские идеи в романе "Поль и Виргиния" (1788),сатирико-философской повести "Индийская хижина" (1791), повести "Суратскаякофейня" (1791).
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :