- целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер. В философской традиции термин "Г." обозначает сумму индивидуальных телесных навыков - походка, жестикуляция, манеры, - цельное осаждение опыта конкретного человека в "глубине" телесного сознания. В социологии в широкий научный обиход слово "Г." введено П. Бурдье : " - система прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства". Г. порождается средой, "классом условий существования", путем их интериоризации индивидом; это результат индивидуальной истории и социального опыта индивида. Г. структурирует новый опыт, который, в свою очередь, трансформирует исходные ментальные структуры. Таким образом, Г. зависит от социальной траектории индивида. Г. - принцип практик индивида: "это порождающее и унифицирующее начало, которое сводит… характеристики какой-либо позиции в единый стиль жизни, т.е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик" (Бурдье). Вводя понятие "Г.", Бурдье пытается снять традиционное для социологии противопоставление социальной структуры и личных практик индивида: с одной стороны, Г. - это внутренние схемы восприятия, оценивания, классификации и деятельности, свойственные индивиду, с другой - это интериоризованные социальные отношения, усвоенные и присвоенные социальными агентами. Г. обеспечивает воспроизводство социальных институтов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в будущих его практиках (по Бурдье, "собственность присваивает хозяина, принимая форму структуры порождающей практики, совершенно соответствующие ее логике и требованиям"). В то же время Г. вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются. Г. обеспечивает не только воспроизводство но и определенную изменчивость социальной структуры в практиках индивида, поскольку детерминирует практики не непосредственно, но путем изначально заданных принуждений, ограничений, представлений о возможном, вероятном и невозможном. Действие формируется на основании "субъективной оценки объективных вероятностей", соизмерения желаемого и возможного. Принципиальным моментом является то, что Г. целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции, поскольку выражает один общий принцип, стиль, проявляющийся во всех практиках индивида и переносимый из одной сферы в другую, задавая их взаимную согласованность. Еще одна особенность Г. в том, что он является бессознательной структурой: это системы глубоко укорененных диспозиций, "забытых" и полностью не рефлексируемых: "Г. - это история, ставшая природой, и тем самым отрицаемая в качестве таковой" (Н.А. Шматко). Бессознательность Г. определяется его телесностью; установки вписаны в телесность и проявляются в манере, стиле, привычке говорить, держаться, двигаться, подчиняясь определенным инкорпорированным требованиям. Г. производится средой, следовательно сходные условия, т.е. позиции индивида генерируют сходные Г. членов группы, класса. Таким образом, "социальный класс - это класс схожих условий, а также класс индивидов, обладающих сходным гапитусом" (П. Бурдье). Следовательно, практики членов группы изначально координированы сходством Г., выступающим основой спонтанной солидарности. М.В. Батурчик
Габитус — (ха), габитуса, м. (латин. habitus) (мед.). Общий облик человека с медицинской точки зрения. больного не внушал доктору никаких опасений.
Толковый словарь Ушакова
Габитус М. — 1. Совокупность внешних признаков, внешний вид (человека, животного, растительного организма, кристалла).
Толковый словарь Ефремовой
Габитус — -а; м. [от лат. habitus - вид, наружность, сложение]. Биол., мед. Совокупность внешних признаков; внешний облик человека, животного, растения, кристалла. Отбор растений лучших........
Толковый словарь Кузнецова
Габитус — (лат. habitus) - внешний облик человека, его телосложение, осанка;наружный вид, облик животного, растения, кристалла.
Большой энциклопедический словарь
Габитус — хабитус (от лат. habi- на, tus — внешность, наружность), внеш. облик организма, совокупность признаков, характеризующая общий тип телосложения.
Биологический энциклопедический словарь
Габитус — (от лат. habitus - внешность, наружность).1. В популярном смысле Г. - внешний вид человека, включая и костюм. См. Восприятие человека человеком.2. В физической антропологии Г.........
Психологическая энциклопедия
Габитус — (от лат. habitus - внешность) - используемое в социологии и социальной философии понятие, обозначающее инкорпорированную , т.е. встроенную в человеческое тело, "записанную"........
Философский словарь
Габитус — Внешняя форма деревьев и кустарников. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь