(нем.) — методологический спор между неокантианцами и натуралистами в Германии конца XIX в. Первые утверждали, что естественные и культурные науки отличаются по роду и потому нуждаются в разных методологиях, а последние — что для обеих пригодна одна методология. В тот период были теоретически сформулированы методы герменевтики и Verstehen (см. также Идеографический и номотетический) . В какой-то мере перекликаясь с этими спорами, происходили дебаты между исторической и неоклассической школами в политической экономии, а также в отношении роли ценностных суждений и проблем ценности свободы (см. Ценностная свобода и ценностная нейтральность; см. также Вебер). Термин был также недавно применен к спору между Поппером и Адорно (среди прочих) в Германии в 1960-х гг. Поппер представлял фальсификационистскую модель (см. Фальсификацио-низм) политически нейтральной социальной наукой, которая горячо оспаривалась критическими теоретиками (см. Франкфуртская школа критической теории) .