Социологический словарь

Человек Для Себя. Исследование Психологических Проблем Этики

("Man for Himself", 1947) - книга  Фромма , характеризующая западную цивилизацию как находящуюся в моральном кризисе, обусловленном потерей влияния религии и утратой веры в человеческую автономию и разум.  Кризис выражается в релятивистском отношении к этическим ценностям и нормам  и возобладании ложных моральных ориентиров: беспрекословном подчинении требованиям государства, лидерам, культа  техники, материального успеха. Конструктивной альтернативой релятивизму  Фромм считает этический  рационализм,  опору на разум как средство формулирования подлинных оснований человеческой нравственности. Целью  является установление соответствия морали человеческой природе, естественным человеческим способностям к добру и созидательной активности. Фромм вводит разделение гуманистической этики и этики авторитарной. В авторитарной этике авторитет  устанавливает, в чем состоит благо, формулирует законы  и нормы  поведения. В гуманистической этике человек  сам создает, регулирует и соблюдает нормы. Авторитарная этика  отрицает способность человека определять, что хорошо и что плохо, она основывается на страхе перед авторитетом, на субъективном чувстве слабости и зависимости и на отказе от самостоятельных решений в пользу авторитета. Существенной особенностью авторитарной этики Фромм считает ее эксплуататорский характер, ориентацию на интересы  авторитета, а не субъекта. Гуманистическая этика, напротив, основана на признании моральной автономии человека, его способности различать добро и зло без вмешательства авторитета. Единственным критерием этической оценки  в гуманистической этике является благополучие человека. В то же время  гуманистическая этика не является абсолютизацией интересов обособленного эгоистического индивида,  поскольку Фромм полагает, что человеку изначально присущи стремления к любви и солидарности с людьми. Объективация принципов гуманистической этики связывается Фроммом с познанием  человеческой природы, с установлением соответствия природе жизни и человеческого существования. Фромм полагает, что цель человеческой жизни состоит в развертывании сил человека согласно законам его природы. Соответственно благом в гуманистической этике является утверждение жизни, развертывание человеком своих сил, добродетелью - ответственность  за собственное существование, пороком - безответственность по отношению к самому себе. Специфику человеческого существования Фромм связывает с человеческой ситуацией: человеку присуща биологическая слабость, относительная недостаточность инстинктивной регуляции поведения. Само появление человека определяется им как точка в процессе  эволюции, в которой инстинктивная адаптация  сводится к минимуму. Взамен развиваются специфически человеческие свойства: самосознание;  способность помнить прошлое, предвидеть будущее и использовать символы  для обозначения предметов и действий; разум; воображение. Человеческое существование возникает как дихотомичное, противоречивое. Укорененные в человеческой природе противоречия (экзистенциальные дихотомии - между жизнью  и смертью, между человеческими потенциями и невозможностью их полной реализации) порождают, по мысли Фромма, потребность  в обретении равновесия и единства человека и окружающего мира, в "системе ориентации и поклонения". Содержание этих систем различно и зависит от степени развития личности; к ним относятся различные религиозные и светские учения и системы ценностей, в частности, иррациональные влечения и неврозы.  Связывая мотивацию человеческого поведения с человеческой ситуацией, Фромм формулирует концепцию социального характера. Определяя характер как относительно перманентную форму, служащую проводником человеческой активности в процессе "ассимиляции" (овладения вещами) и "социализации" (отношений с людьми и самим собой), Фромм полагает систему характера человека заместителем системы инстинктов животного. "Социальный характер"  (в отличие от различающихся у разных людей индивидуальных характеров) представляет собой суть склада характера, общую большинству членов данной культуры. В качестве основных типов "неплодотворных" ориентаций характера им выделяются рецептивная (ориентированная на получение благ из внешнего мира пассивным образом), эксплуататорская (агрессивно-овладевающая), стяжательская (изолированная от окружающего мира) и рыночная (ориентированная на ценности  обмена). Плодотворная ориентация,  согласно Фромму, напротив, представляет тип характера, при котором центральной целью является рост и развитие  всех человеческих возможностей. Фромм, обосновывая гуманистическую этику, различает эгоистическое себялюбие и любовь к себе. Им отмечается, что любовь как проявление  человеческой продуктивности, предполагающее заботу, ответственность, уважение и знание,  неделима между объектами и собственным "Я". Любовь к собственному "Я" как представителю человеческого рода неразрывно связана с любовью ко всем другим людям. Любовь же к одному человеку, по мнению Фромма, предполагает любовь к человеку как таковому. Обращаясь к проблеме совести, Фромм различает авторитарную совесть  как действие  интериоризированного внешнего авторитета и гуманистическую совесть как реакцию всей человеческой личности на ее правильное или неправильное функционирование. Гуманистическая совесть является выражением целостности человека и его подлинных интересов, а авторитарная - подчиненности и "социальной приспособленности". Целью гуманистической совести Фромм считает плодотворность и, как результат плодотворной жизни, счастье. Счастье Фромм считает результатом реализованной плодотворности. М.Н. Мазаник


Смотреть значение Человек Для Себя. Исследование Психологических Проблем Этики в других словарях

Исследование — изыскание
разыскание
Словарь синонимов

Прийти В Себя 1 — прийти в сознание (прийти в чувство)
очнуться
опамятоваться
очувствоваться
очухаться
Словарь синонимов

Прийти В Себя 2 — опомниться
прийти в чувство
очнуться
опамятоваться
очухаться
Словарь синонимов

Для — предлог требующий родит. падежа и показывающий назначение или цель действия: к, ради. чего, ради чего, зачем, почто, к чему, на что; для того, для-то, ради того, к тому. Стараться........
Толковый словарь Даля

Для — усиления выразительности). Вам чаю или кофе? Выемка угля в шахтах производится ручным или машинным способом. 2. разделительно-перечислительный. Объединяет отдельные........
Толковый словарь Ушакова

Исследование — исследования, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. исследовать. причин промышленного кризиса в Европе. Исследования крови, мокроты, мочи и кала производятся в лабораториях.........
Толковый словарь Ушакова

Себя — местоим. возвр. взамен личному, при возвратн. действи; именит. пад. нет: себя, себе, себя, собою, о себе, всех лиц, родов и чисел одинаково. Знай всяк сам себя, или заботься........
Толковый словарь Даля

Человек — м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка........
Толковый словарь Даля

Себя — себе, собою и собой, о себе, им. нет, местоим. возвратное. 1. Указывает направленность действия на самого производителя действия (подлежащее), заменяя по смыслу личные........
Толковый словарь Ушакова

Человек — человека, в знач. мн. Употр. люди (человеки - устар. и шутл., косв. пад. человек, человекам ит. д. - только в сочетании с колич. словами), м. 1. Живое существо, в отличие от животного........
Толковый словарь Ушакова

Вне Себя Нареч. — 1. В крайнем волнении, в сильном возбуждении.
Толковый словарь Ефремовой

Для Аппетита Нареч. — 1. С целью вызвать желание есть.
Толковый словарь Ефремовой

Для Блезира И Для Блезиру Нареч. — 1. Для виду, напоказ.
Толковый словарь Ефремовой

Для Блезиру Нареч. — 1. см. для блезира.
Толковый словарь Ефремовой

Для Вида И Разг. Для Виду Нареч. — 1. Чтобы создать видимость чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Для Виду Нареч. Разг. — 1. см. для вида.
Толковый словарь Ефремовой

Для Затравки Нареч. Разг. — 1. Чтобы привлечь внимание, заинтересовать.
Толковый словарь Ефремовой

Для Интереса Нареч. Разг. — 1. В соответствии с желанием. 2. Из интереса, из любопытства.
Толковый словарь Ефремовой

Для Мебели Нареч. Разг. — 1. Совершенно бесполезно (быть, находиться и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Для Модели Нареч. Разг. — 1. Для вида, для видимости.
Толковый словарь Ефремовой

Для Начала Нареч. Разг. — 1. Сначала, вначале. 2. На первое время.
Толковый словарь Ефремовой

Для Порядка И Для Порядку Нареч. Разг. — 1. Чтобы было так, как принято, как полагается.
Толковый словарь Ефремовой

Для Порядку Нареч. Разг. — 1. см. для порядка.
Толковый словарь Ефремовой

Для Посылок Нареч. Разг. — 1. Для мелких услуг, несложных поручений.
Толковый словарь Ефремовой

Для Почина И Для Почину Нареч. Разг.-сниж. — 1. Сначала, вначале. 2. На первое время.
Толковый словарь Ефремовой

Для Почину Нареч. Разг.-сниж. — 1. см. для почина.
Толковый словарь Ефремовой

Для Предлог — 1. с род. пад. Употр. при указании на: 1) цель совершения действия; 2) назначение, предназначение предмета. 2. с род. пад. Употр. при обозначении: 1) лица или группы лиц, которым........
Толковый словарь Ефремовой

Для Разживы Нареч. Разг. — 1. Для начала дела, на первое обзаведение; на разживу.
Толковый словарь Ефремовой

Для Смеха И Для Смеху Нареч. Разг. — 1. Шутки ради.
Толковый словарь Ефремовой

Для Смеху Нареч. Разг. — 1. см. для смеха.
Толковый словарь Ефремовой

Посмотреть еще слова :