Психологическая энциклопедия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #
A B C D E F G J I K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Я-удовольствие —я-реальность

Нем.: Lust-Ich — Real-Ich. — Франц.: moi-plaisir — moi-réalité. —Англ.: plea¬sure-ego — reality-ego. — Исп.: yo placer — yo realidad. — Итал.: io-piacere — io realtà. — Португ.: ego-prazer — ego-realidade. • Термины, которыми Фрейд обозначает становление отношений субъекта к внешнему миру и его доступа к реальности. Эти термины всегда противопоставляются друг другу, но понимаются при этом столь различно, что дать их однозначное определение не представ¬ляется возможным, причем из-за перекрещивания значений невоз¬можно вычленить и нескольких различных определений. • Противопоставление между Я-удовольствием и Я-реальностью было развито Фрейдом преимущественно в работах "О двух принципах функционирования психики" (Formulierungen über die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens, 1911), "Влечения и судьбы влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915), "Отрицание" (Die Ver¬neinung, 1925). Прежде всего отметим, что эти тексты, написанные в различные периоды творчества Фрейда, тесно связаны друг с другом: переход от первой топики ко второй не вызывает никаких изменений в определении Я. 1) В работе "О двух принципах функционирования психики" противоречие между Я-удовольствием и Я -реальностью связано с противоречием между принципом удовольствия* и принципом реальности*. Здесь Фрейд использовал понятия Я -удовольствие и Я -реальность для описания эволюции влечений Я*. Влечения, которые поначалу соотносились с принципом удовольствия, посте¬пенно все больше подчиняются принципу реальности, хотя этот процесс идет медленнее в случае сексуальных влечений (которые вообще трудно поддаются "обучению"), нежели в случае влечений Я. "Подобно тому, как удел Я -удовольствия —испытывать желания, стремиться к удовольствию и избегать неудовольствия, так удел Я -реальности — стремиться к полезному и защищаться от вредного" (1). Отметим, что Я здесь в сущности рассматривается под углом зрения влечений, призванных снабжать его энергией; Я-удовольствие и Я -реальность — это не две различные формы Я, но скорее два способа функционирования влечений Я: сообразно принципу удовольствия и сообразно принципу реальности. 2) Во "Влечениях и судьбах влечений" во главу угла ставится также возникновение этих двух принципов, однако речь не идет ни об их сорасчленении, ни об эволюции влечений Я, но скорее о возникновении самого противопоставления между субъектом (Я) и объектом (внешний мир) в связи с противопоставлением между удовольствием и неудовольствием. На этом пути Фрейд выделяет два этапа: на первом субъект "...сливается с тем, что ему приятно, а внешний мир — с тем, что ему безразлично" (2а); на втором этапе субъект и внешний мир (приятное) вместе противопоставляются тому, что неприятно. На первом этапе субъект выступал как Я -реальность, на втором — как Я -удовольствие: последовательность терминов здесь обратна той, что мы видим в "Двух принципах функционирования психики", причем и сами термины (в особенности Я -реальность) понимаются иначе: противопоставление между Я -реальностью и Я -удо¬вольствием здесь возникает раньше принципа реальности, так что переход от Я -реальности к Я -удовольствию "...направляется принципом удовольствия" (2b). Фрейд пользовался выражением "изначальная Я -реальность", поскольку "...оно отличает внутреннее от внешнего посредством надежного объективного критерия (2с), и это можно понять так: изначально объективная позиция состоит в том, что субъект, испы¬тывая чувства удовольствия и неудовольствия, не пытается пред¬ставить их как свойства внешнего мира, который сам по себе нейтрален. Как же строится Я -удовольствие? Субъект, как и внешний мир, расщеплен на приятную и неприятную* части. На этой основе происходит новое расчленение, в результате которого сам субъект сливается с тем, что ему приятно, а мир — с тем, что неприятно. Это расчленение происходит путем интроекции* той части объектов внешнего мира, которые порождают удовольствие, и проекции* (выноса вовне) всего того, что причиняет неудовольствие. Вследствие этой новой позиции субъекта Я -удовольствие предстает в "очищенном" от всего неприятного виде. Таким образом, во "Влечениях и судьбах влечений" понятие Я -удовольствие означает не только Я, управляемое принципом неудовольствие—удовольствие, но и Я, отождествляемое с приятным в противоположность неприятному. В этом случае здесь опять-таки противополагаются два этапа эволюции Я, только на этот раз они определены изменениями границ и содержания Я. 3) В "Отрицании" Фрейд по-прежнему пользовался раз¬граничением между Я -удовольствием и Я -реальностью, развивая тот же подход, что и во "Влечениях и судьбах влечений": как строится противоположность между субъектом и внешним миром? Само выражение "изначальная Я -реальность" больше не используется, хотя Фрейд вряд ли отказался от этой мысли: ведь он по-прежнему считал, что субъект изначально имеет доступ к объективной реаль¬ности: "С самого начала представление выступает как ручательство за реальность представленных предметов" (ЗЬ). На втором этапе Я -удовольствие описывается в тех же понятиях, что и во "Влечениях и судьбах влечений": "Изначальное Я -удо¬вольствие [...] стремится включить в себя все хорошее и выбросить из себя все плохое. Поначалу плохое, чуждое Я и находящееся вне Я для него тождественны" (Зb). "Я -реальность в окончательной форме" должна была бы соот¬ветствовать третьему этапу, на котором субъект стремится найти реальный объект, соответствующий его представлению об объекте, ранее приносившем удовольствие и затем утраченном (см.: Опыт удовлетворения); именно на это опирается испытание реальности*. Этот переход от Я -удовольствия к Я -реальности зависит, как это показано в работе "О двух принципах функционирования психики", от установления принципа реальности. Противоположность между Я -удовольствием и Я -реальностью никогда не включалась в метапсихологические взгляды Фрейда и особенно в его теорию Я как инстанции психического аппарата. Если бы это удалось сделать, это позволило бы разрешить многие трудности психоаналитической теории Я. В самом деле: 1) взгляды Фрейда на эволюцию Я -удовольствия— Я -реальности представляют собой попытку наметить момент перехода (быть может, мифического) или скорее путь развития от биопсихологичес¬кого индивида (сходного, как мы полагаем, с изначальной Я -реальностью, о которой говорит Фрейд) к Я как отдельной инстанции. 2) По Фрейду, механизмом такого перехода служат простейшие психические операции интроекции и проекции, посредством кото¬рых создаются границы Я, предполагающие расчленение внутрен¬него и внешнего. 3) Помимо того, заслуга фрейдовского подхода в том, что он развеял обременительную для психоаналитической теории путаницу вокруг таких понятий, как "первичный нарциссизм"*, в котором нередко видели некое изначальное состояние, во время которого индивид не имел никакого, пусть даже самого ограниченного, доступа к внешнему миру.


Смотреть значение Я-удовольствие —я-реальность в других словарях

Удовольствие — наслаждение
блаженство
услада
Словарь синонимов

Удовольствие — удовольствия, ср. 1. только ед. чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний. Он испытывал удовольствие, бичуя себя. М. Горький. Белебухин........
Толковый словарь Ушакова

Удовольствие — Бездумное, беззаботное, беспечное, быстротечное (устар. поэт.), внутреннее, глупое, дешевое, житейское, земное, злорадное, зыбкое, идиллическое, короткое, кратковременное,........
Словарь эпитетов

Реальность Ж. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: реальный (1-3). 2. Объективно существующая действительность. // Явления, факты, предметы объективной действительности.
Толковый словарь Ефремовой

Удовольствие Ср. — 1. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, переживаний. 2. То, что создает такое чувство; любимое занятие, развлечение, увеселение.
Толковый словарь Ефремовой

Реальность — реальности, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Отвлеч. сущ. к реальный. нашей программы - Это живые люди, Это мы с вами, наша воля к труду, наша готовность работать по-новому, наша решимость........
Толковый словарь Ушакова

Реальность — -и; ж.
1. к Реальный. Р. существующего мира. Р. политики. Поверить в р. собственных планов.
2. То, что существует на самом деле; действительность. Надо жить реальностью,........
Толковый словарь Кузнецова

Удовольствие — -я; ср.
1. Чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний. Доставить большое у. кому-л. Получить у. от встречи, от поездки, от работы. Находить у. в работе,........
Толковый словарь Кузнецова

Виртуальная Реальность — , использование КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ для имитации трехмерного пространства, которое пользователи могут исследовать как реальное. Система виртуальной реальности позволяет........
Научно-технический энциклопедический словарь

Реальность — (от позднелат. realis - действительный) - существующее вдействительности; различают объективную реальность, т. е. материю, исубъективную реальность, т. е. явления сознания.
Большой энциклопедический словарь

Реальность — — существующее в действительности. Объективная Р. — материальный мир во всех его проявлениях, субъективная Р. — совокупность образов и состояний сознания.
Исторический словарь

Удовольствие —         Стремление к удовольствию - вообще: желание, внутренняя потребность в чем-то, полное ожидания предвкушение радости, напряженное эмоциональное состояние, которое........
Сексологическая энциклопедия

Виртуальная Реальность — - технология  бесконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред иллюзию непосредственного вхождения........
Социологический словарь

Виртуальная Реальность, Виртуальное, Виртуальность — (англ. virtual reality от virtual - фактический, virtue - добродетель, достоинство; ср. лат. virtus - потенциальный, возможный, доблесть, энергия, сила,  а также мнимый, воображаемый; лат.........
Социологический словарь

Виртуальная Реальность — - искусственно созданная компьютерными средствами среда, в к-рую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав........
Философский словарь

Виртуальная Реальность, Виртуальное, Виртуальность — (англ. virtual reality от virtual - фактический, virtue - добродетель, достоинство; ср. лат. virtus - потенциальный, возможный, доблесть, энергия, сила, а также мнимый, воображаемый; лат. realis........
Философский словарь

Виртуальное, Виртуал, Виртуальная Реальность — (ср. лат. virtualis - возможное, англ. virtuality - присущее, потенциальность) - а) снятое, но пока не проявленное; то, что положено в сверхчувственную сущность и способно реализоваться;........
Философский словарь

Отсроченное Удовольствие — (postponded pleasure) - сознательная отсрочка непосредственного эмоционального удовлетворения ради достижения долгосрочных целей. Такая ориентация  на более отдаленные........
Социологический словарь

Реальность — - англ. reality; нем. Realitat. 1. Все существующее вообще, т. е. материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность)  и мир, создаваемый индивидуальным........
Социологический словарь

Реальность Правовая — совокупность  всех правовых феноменов, существующих в обществе.
Социологический словарь

Сконструированная Реальность — реальность окружающего мира, понимаемая как продукт  наших социальных действий.
Социологический словарь

Социальная Реальность — - действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы.  В социальной философии и социологии понятие  "С.Р." еще не........
Социологический словарь

Социальная Реальность (социальный Мир) — - создается в процессе  социальных взаимодействий субъектов, является результатом их жизнедеятельности.
Социологический словарь

Объективная Реальность — - все то, что окружает человека, существует независимо от его познания (окружающая человека природа, звездное небо, земная атмосфера, моря, дороги и т. п.).
Философский словарь

Приоритетная Реальность — - часть социальной реальности, связанная с основными ценностями социального субъекта и обладающая в свете социального знания наибольшей степенью релевантности. В........
Философский словарь

Реальность — (лат. realis - вещественный, действительный) - все существующее в действительности. Как философская категория "Р." обозначает все сущее. Вместе с тем, в различных философских........
Философский словарь

Реальность И Человек. Метафизика Человеческого Бытия — - произв. Франка, в наиболее полном и систематизированном виде излагающее его философскую систему, вышло в 1956 г., после смерти автора. Центральное место в нем занимают........
Философский словарь

С.франк:действительность, Реальность, Идеальное Бытие — Как отмечал сам Франк в Предисловии к последней книге "Реальность и человек", в ней была предпринята попытка "дать более зрелую и усугубленную формулировку философской........
Философский словарь

Социальная Реальность — - содержание "жизненного мира" конкретного социального субъекта, "мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны........
Философский словарь

Субъективная Реальность — - кажущаяся реальность, обусловленная особенностью ориентирования человека (человеческого интеллекта) в окружающем его Мире. Многое из того, что человек считает существующим........
Философский словарь

Посмотреть еще слова :