Психологическая энциклопедия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #
A B C D E F G J I K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Юм Давид

Великий английский психолог и философ Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии, городе Эдинбурге. Его отец был небогатым дворянином, занимался юридической практикой. И отец и мать Юма хотели, чтобы он пошел по родительским стопам и также стал юристом, но Давид рано осознал, что его абсолютно не интересует данного рода деятельность. Уже будучи подростком, он поставил в известность своих родителей, прямо заявив им, что чувствует огромное отвращение к любому занятию, кроме литературы, философии и психологии. Но для этого требовалось получить образование, которое стоило больших денег, которых у отца Юма не было. Несмотря на это, Давид все же начал посещать Эдинбургский университет, где он жадно читал труды по психологии и философии. Но вскоре ему все же пришлось пойти в коммерцию, чтобы добывать средства к существованию. Для этого Юм поехал в Бристоль, где и попробовал себя в роли коммерсанта. Как коммерсант Давид потерпел полное фиаско. К этому времени отец его уже умер. Давид принял решение отправиться во Францию, чтобы там продолжить образование. Мать не возражала против этого. И в 1734 г. Давид Юм поплыл во Францию, где пробыл три года, из которых большую часть прожил в городе Ля-Флеш (в этом городе когда-то учился Декарт). Сначала Юм решил посвятить свою жизнь литературе, но за то время, пока жил во Франции, он написал не какой-нибудь роман или повесть, а свою первую крупную работу, которая называлась он «Трактат о человеческой природе» и состояла из трех книг. Давид опубликовал его в Англии, в Лондоне; он вышел в свет в 1738-1740 гг. Первая книга этого трактата была посвящена развитию теории познания, вторая - психологии человеческих аффектов, а третья - проблемам теории морали. В этом трактате содержится практически уже полностью созревшая знаменитая теория Юма. Сразу чувствовалось, что данное сочинение писал оригинальный и талантливый автор, хотя, конечно, на Юма повлияли труды Локка, Ньютона, Беркли, Цицерона, Бейля, Бэкона, Монтеня, Шефтсбери, Хатче-сона и других ученых. Этика Юма - это не второй план его учения, а вторая, и главная, его часть. В ней изучение «человеческой природы» достигает своего апогея. Юм больше всего сил в своей жизни отдал развитию психологии морали. Юм считал, что человеческая природа неизменна по своей сути, и все поступки человека подчинены жесткому детерминизму. Он соглашается с Хатчесоном и Шефтсбери в том, что этика является делом чувства и интуиции, а отнюдь не размышления. «Правила морали, - пишет Юм, - не являются заключениями нашего разума... Ценность наших поступков не состоит в их согласии с разумом, так же как их предосудительность не заключается в противоречии последнему». Момент иррациональности, который присутствует в этих установках, Юм объясняет так: «Там, где разбужены аффекты, нет места для свободного воображения. Человеческий ум, будучи по своей природе ограничен, не может проявить свои способности сразу одновременно, и чем больше преобладает активность одной из них, тем меньше остается у него возможности для проявления других». Своеобразно подойдя к учению Исаака Ньютона о гравитации, Юм толкует «симпатию» как некий вид притяжения между людьми. У Гоббса он почерпнул полное отрицание какой бы то ни было сверхъестественной морали, хотя бы она и имела, по мнению некоторых, божественное происхождение. Но один из основных пунктов учения Юма составляют выявленные и описанные им многочисленные факты человеческой психики, ее эмоционального содержания, т.е. «рефлексии». Второй том «Трактата о человеческой природе» составляет изучение аффектов желания и отвращения, радости и печали, злобы и благожелательности, униженности и гордости, отчаяния и надежды и т.д. и их ассоциативных взаимодействий. Юм уверен, что этика должна быть превращена прежде всего в психологию аффектов или хотя бы на нее опираться, для того чтобы стать научной дисциплиной. Исходя из его теории, можно сказать, что и добродетель и порок не являются чем-то объективным. Все моральные оценки не ложны и не истинны, они просто являются данностью, так же как взгляды, побуждения и поступки людей. Юм видит главный способ мышления в ассоциациях посредством чувственных образов. Он выделял три вида ассоциативных связей: по сходству, по смежности в пространстве и времени, по причинно-следственной зависимости. В пределах этих видов ассоциируются впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с другом и с состояниями предрасположенности к продолжению переживаний, которые возникали ранее. Надо сказать, что данный труд читатели не поняли и не приняли. Вероятно, Юм опередил свое время, и общество пока еще не было готово к принятию его теории. Сам Юм говорил о данном явлении так: «Едва ли чей-нибудь литературный дебют был менее удачен, чем мой «Трактат о человеческой природе». Он вышел из печати мертворожденным, не удостоившись даже чести возбудить ропот среди фанатиков. Но, отличаясь от природы веселым и пылким темпераментом, я очень скоро оправился от этого удара...» Первый трактат Юма явился главным сочинением его жизни; написан он был достаточно простым для понимания обывателя языком, но общая структура его была не так проста. Вдобавок почему-то распространились слухи о том, что Юм - атеист. Это обстоятельство потом не раз мешало ученому на протяжении всей его жизни и служило препятствием к получению должности преподавателя в университете, хотя он прилагал большие усилия к этому в своем родном городе Эдинбурге и в Глазго. В начале 1740-х гг Юм делает попытки популяризировать свою теорию, написав для этого «Сокращенное изложение...». Однако и эта работа у читателей успеха не имела. В те годы Юм наладил связи с важными представителями шотландской духовной культуры. Он подружился с Адамом Смитом и Хатчесоном. В 1741 - 1742 гг. Юм опубликовывает свой новый труд, который называется «Моральные и политические очерки». В этой книге он рассматривает различные общественно-политические проблемы. Данная книга была написана живым, ярким языком и имела успех у публики - после ее выхода Юм стал широко известен. За свою жизнь Юм написал около 50 очерков, которые затем многократно переиздавались. Среди них знаменитые эссе «О бессмертии души», «Эпикуреец», «О самоубийстве», «Стоик», «Скептик», «Платоник». В середине 40-х гг. XVIII в. Юм опять начал испытывать финансовые проблемы, вследствие чего он становится сначала ком- паньоном некоего душевнобольного маркиза Анэндала, а потом - секретарем генерала Сен-Клера, вместе с которым Юму пришлось участвовать в военной кампании в Канаде, а затем находиться в составе военных миссий в Турине и Вене. В Италии Юм переделал первую книгу «Трактата о человеческой природе» в «Исследование о человеческом познании». Этот труд вышел в свет в Англии в 1748 г., но по прихоти судьбы опять-таки не имел успеха у читателей. Не оправдал надежд и сокращенный вариант третьей книги «Трактата...», вышедший под названием «Исследование о принципах морали». Однако сам Юм считал его лучшим из всего, что он написал за свою жизнь. Юм возвращается в родную Шотландию. В 1752 г Общество юристов выбирает его своим библиотекарем. Эта должность не приносила Юму практически никаких доходов, но зато давала возможность пользоваться обширной библиотекой. В это время он пишет свой знаменитый труд «История Англии», первый том которого вызвал у англичан бурю негодования. Но следующие тома были встречены публикой более благожелательно. Всего вышло 6 томов. Сочинение имело успех и на материке и было переиздано во Франции. После этого Юм писал: « …я сделался не только обеспеченным, но и богатым человеком, вернулся на родину, в Шотландию, с твердым намерением более не покидать ее...» Но эти безоблачные планы Юма вскоре изменились благодаря неожиданным событиям. В 1763 г. закончилась война между Францией и Англией из-за колоний, а после этого Юма пригласили занять пост секретаря английского посольства во Франции И в течение двух лет он находился во Франции на дипломатической службе. В Париже, в отличие от Британии (где в течение многих лет Юм незаслуженно не пользовался популярностью), он был окружен общим почитанием и восхищением Он даже думал остаться там навсегда, но от этой идеи его отговорил Адам Смит. Юм активно переписывался с Монтескье и Гельвецием, дружил с Д Аламбером, переписывался с Вольтером. В приятельских отношениях он находился с Гольбахом и Руссо. Французские просветители высоко ценили его труд «Естественная история религии», которая вышла в свет в 1757 г. Особенно активно эту работу на материке популяризировал французский историк-просветитель Шарль де Бросс. В 1766 г. Юм возвращается в Британию. В течение двух лет он занимает пост помощника государственного секретаря. В 1769 г. Юм выходит в отставку и наконец возвращается в свой родной город. Он начинает воплощать свою давнюю мечту - собирает вокруг себя талантливых в разных областях искусства и науки людей. Юм становится секретарем Эдинбургского философского общества и активно занимается просветительской деятельностью. В начале 1770-х гг. Юм много раз возвращался к работе над своим последним значительным трудом «Диалоги о естественной религии». Данный труд он при жизни опубликовать не захотел, поскольку опасался преследований со стороны церкви. Но в 1775 г. у Юма обнаружились признаки серьезной болезни, и он решил позаботиться о посмертной публикации данного сочинения. Давид Юм умер в августе 1776 г., когда ему было всего 65 лет.


Смотреть значение Юм Давид в других словарях

Айнбиндер Давид Борухович — (? - ?) Член Национально-классового (левого) "Ха-Шомер ха-Цаир". Арестован в 1926 в местечке Житковичи. Во 2-й половине 1920-х гг. в ссылке в Хиве. В ноябре - декабре 1928 в ссылке Ашхабаде.........
Политический словарь

Арон Давид (парт. Кличка - Елин) — (? - ?). Анархист-коммунист. Рабочий. Член Белостокской группы анархистов-коммунистов с 1907. В 1908 арестован. В 1911 освобожден, эмигрировал в США. Весной 1917 возвратился в Россию,........
Политический словарь

Басов Давид Айзикович — (? - ?). Сионист-социалист. В сентябре 1925 арестован в Москве и приговорен к ссылке. В январе 1926 находился в Оренбурге. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Бацер Давид Миронович (лит. Псевдоним - Тиль Т. И.) — (7.2.1905, Белосток - 1986). Социал-демократ. С 1921 член кружка молодежи при Московской группе РСДРП. В 1922 студент социально-экономического факультета Пречистенского практического........
Политический словарь

Беккер Давид Абрамович (партийные Клички - Яша, Шейел) — (1888, Белосток - 1927). Анархист. Из мещан. Ткач. В 1903 один из организаторов "Интернациональной группы анархистов-коммунистов" (Белосток). Участвовал в пропаганде, выпуске........
Политический словарь

Берзнер Давид — (? - ?). Член "Хе-Халуца". В 1924-26 глава коммуны "Тель-Хай". В 1927 арестован в Симферополе. Дальнейшая судьба неизвестна.
М.К.
Политический словарь

Бомберг Давид — (? - ?). Сионист-социалист. В 1932 в ссылке в Минусинске, в 1933 в Вельске. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Боровой Давид Яковлевич — (? - ?). Сионист-социалист. В октябре 1923 находился во Владимире. Дальнейшая судьба неизвестна.
Политический словарь

Браварник Давид — (? - ?). Сионист-социалист. В 1932 в ссылке в Викулове (Нарымский край), в 1933 в Тобольске. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Браиловский Давид Нафтульевич — (? - ?). Социалист-сионист (?). В 1932 содержался в Челябинском политизоляторе, в 1933 в Верхнеуральском политизоляторе. Затем сослан в Шенкурск. Срок ссылки закончился в июне........
Политический словарь

Бромберг Давид Моисеевич — (1903, Умань - 21.11.1937, Вольск). Сионист-социалист. Арестован в Харькове в 1926. Приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. В августе 1934 - 1937 находился в Вольске, работал бухгалтером........
Политический словарь

Верховский Давид — (? - ?). Член Сионистского социалистического молодежного союза. Арестован в Зиновьевске 2.9.1924. Освобожден через неделю. Дальнейшая судьба неизвестна.
С.Ч.
Политический словарь

Гассель Давид Михайлович — (? - ?). Сионист-социалист. В мае 1925 находился в заключении по делу 38 сионистов. Затем, возможно, был выслан в Палестину. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Гессель Давид — (? - ?). Член организации "Маккаби". Арестован в Ленинграде 8.1.1925. Позднее выехал в Палестину. В 1929 жил в Тверии. Дальнейшая судьба неизвестна.
С.Ч.
Политический словарь

Гримм Давид Давидович — (1864, Петербург, – 1941). Родился в семье архитектора. Окончил частную гимназию и юридический факультет Петербургского университета (1885) со степенью кандидата наук. В 1886........
Политический словарь

Гурвич Давид Вольфович — (1909 - ?). Сионист-социалист. В феврале 1928 находился в заключении. В феврале - марте 1929 в ссылке в Кзыл-Орде. 24.4.1929 арестован в Ульяновске по обвинению по ст. 58-10, 58-11. 8.6.1932 освобожден........
Политический словарь

Далин Давид Юльевич — (настоящая фамилия Левин) (1889, Рогачёв Могилёвской губернии, - 21 февраля 1962, Нью-Йорк). Учился в Виленской и Петербургской гимназиях, затем на юридическом факультете Петербургского........
Политический словарь

Димитрий (абашидзе Давид Ильич) — (2 октября 1867, Тифлисская губерния, – декабрь 1944, Киев). Грузинский князь. В 1891 окончил Новороссийский университет (Одесса), в 1896 – Киевскую духовную академию (на 1-м курсе........
Политический словарь

Рикардо Давид — (1772–1823) – английский экономист, один из крупнейших представителей классической политической экономии. Сторонник трудовой теории стоимости.
Политический словарь

Рикардо (ricardo) Давид (1772-1823) — английский экономист, крупнейший представитель классической школы политической экономии. Дав анализ экономических явлений и процессов, Рикардо сформулировал серию........
Экономический словарь

Давид (david) Рене — (1906-1990) - французский ученый, один из основателей сравнительного правоведения как самостоятельного направления в юридической науке. Профессор Парижского университета........
Юридический словарь

Давид — Ермопольский (6 в.) - преподобный, бывший разбойник. Память вПравославной церкви 6 (19) сентября.
Большой энциклопедический словарь

Давид Iii — (Куропалат) (?-1001) - царь Тао-Кларджетского княжества вюго-западной Грузии во 2-й пол. 10 в. В союзе с Византией вел борьбупротив арабских завоевателей и освободил большую........
Большой энциклопедический словарь

Давид Iv Строитель — (ок. 1073-1125) - грузинский царь (с 1089) из династииБагратиони. Восстановил независимость Грузии от сельджуков. Вел борьбу скрупными феодалами, создал постоянное войско.
Большой энциклопедический словарь

Давид Анахт — Непобедимый (кон. 5 в. - 1-я пол. 6 в.) - армянский философ ипереводчик.
Большой энциклопедический словарь

Давид Гареджа — комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку отТбилиси. Древнейшие монастыри - лавра Давида, монастырь Додои Натлис-Мцемели - основаны в 1-й пол. 6 в., в 10-13 вв. образовалисьдругие........
Большой энциклопедический словарь

Давид Д Анже — (David d Angers) Пьер Жан (1788-1856) - французский скульптори медальер. Портреты, отмеченные романтической взволнованностью.
Большой энциклопедический словарь

Давид Сасунский — см. "Сасунци Давид".
Большой энциклопедический словарь

Давид-бек (?-1728) — руководитель национально-освободительного движенияармянского народа против ирано-османских завоевателей, приведшего кизгнанию иранских (1722-25) и османских (1726-28) войск.
Большой энциклопедический словарь

Давид-городок — город (с 1940) в Белоруссии, Брестская обл., на р. Горынь.7,7 тыс. жителей (1991). Инструментальное производство. Возник в кон. 11или нач. 12 вв.
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :