Музыкальная энциклопедия

Якутская музыка

Своеобразие муз. культуры якутов связано с историч. судьбами этого небольшого (ок. 300 тыс. чел.) сев. народа, предки к-рого обитали на юге Сибири (от них сохранился тюркский яз. и корни степной культуры). Муз.-поэтич. фольклор якутов разнообразен. Центр. место в нём занимают монументальные эпич. сказания олонхо. Издавна сложились 2 типа пения: высокое, торжеств. пение (дьиэрэтии ырыа) и обычное (дэгэрэн ырыа). Пение дьиэрэтии насыщено фальцетными призвуками (кылысахами), к-рые образуют контрапункт к осн. мелодии и создают эффект двухголосия. Этот тип пения, требующий спец. навыков, является традиц. способом бытования устной эпич. поэзии. Ведущий жанр дьиэрэтии ырыа - тоюки - песенные импровизации по к.-л. поводу. Они складываются из муз. периодов-тирад, завершаемых орнаментированными каденциями. Среди совр. образцов жанра - "День великой Победы" У. Г. Нохсорова, "Сказание о великой Москве" C. А. Зверева, "Полёт на самолёте" E. E. Ивановой и др. В манере дьиэрэтии исполнялись обращения к духам-покровителям, всевозможные алгысы (славления, благопожелания, напутствия) и большинство песенных фрагментов олонхо (преим. песни положительных персонажей). Практикуются специфич. приёмы пения, перемежающие напев синкопированными придыханиями (тангалай ырыата), гортанными хрипами (хабарга ырыата). В пении дэгэрэн ырыа преобладают индивидуализированные напевы, имеющие закреплённые тексты. Ритмически и интонационно мелодика дэгэрэн часто связана с запевами осуокая - традиц. кругового танца. Напевами дэгэрэн и звукоподражат. пением пользовались олонхосуты для воссоздания лирич. женских, комич. или фантастич. образов эпоса. Особые виды пения были связаны с шаманством (ойуун кутуруута, удаган ырыата), кликушеством (мэнэрийии) и т. п. Муз. инструментарий прежде был ограничен хомусом (металлич. варган) и якут. скрипкой (кырыымпа), а также ударными инструментами с неопределённой высотой звука, среди к-рых своими выразит. возможностями выделялся шаманский бубен (дюнгюр).
Лад, на к-ром основаны мелодии дьиэрэтии, зачастую включает лишь ступени, имеющие функции устоя, неустоя и ладовой антитезы, иногда совпадающей с кульминационным тоном. В др. случаях число ступеней возрастает за счёт добавления нижней кварты и др., вплоть до образования диатонич. звукорядов. В совр. массовой песне применяются семиступенные мажор и минор. В традиц. пении часто встречаются т. н. раскрывающиеся лады (термин Г. А. Григоряна) - в процессе развёртывания напева, при сохранении его ритмич. рисунка и линеарных контуров, расстояния между соседними ступенями лада плавно увеличиваются (до 2,5-3 тонов). В процессе вок. исполнения при каждой ступени часто возникает призвук (кылысах). Своеобразие звукотембрового строя и текучесть интервалики затрудняют запись традиц. песен. Ритмич. строение якут. мелодики мало изучено. В песнях дэгэрэн периодич. метрика сочетается с гибким внутритактовым ритмом. Напротив, в мелодике дьиэрэтии, вопреки импровизационной изменчивости метра, ощущается чёткая ритмич. пульсация.
Систематич. изучение муз. фольклора якутов началось после Oкт. революции 1917. Первая нотная запись якут. нар. песни была сделана А. Ф. Миддендорфом (1844), фонографическая - В. И. Иохельсоном (1901). Опубликованы сб. А. В. Скрябина (при участии К. П. Виноградова и Н. И. Аладова, М., 1927), Ф. Г. Корнилова (М., 1936) и др. Большой вклад в изучение якут. нар. музыки внесли M. H. Жирков, Г. А. Григорян, С. А. Кондратьев, а также Д. Р. Рогаль-Левицкий, В. М. Беляев, Н. И. Пейко, И. А. Штейнман, Э. Е. Алексеев.
В нач. 20 в. в Я. м. зарождается хор. пение, формируется муз. самодеятельность. В 1920 в Якутске функционировал симф. оркестр, в 1921 - уч. муз. студия. Заметную роль в формировании проф. муз. иск-ва сыграл Якут. радиоцентр (1929), а затем хор при Якут. т-ре (1936, рук. M. H. Жирков). Начиная с 1944 над созданием произв., основанных на якут. фольклоре, работали мн. моск. композиторы. Особенно плодотворным было сотрудничество M. H. Жиркова и драматурга Д. К. Сивцева (Суорун Омоллона) с Г. И. Литинским; им принадлежат первые нац. оперные и балетные произведения.
Путь к первой якут. опере "Нюргун Боотур" Литинского и Жиркова (1947; 2-я ред. 1957) шёл от драмы-олонхо "Туйаарыма Куо" П. А. Ойунского (с музыкой Жиркова, 1938), переработанной затем в муз. драму "Нюргун Боотур Стремительный" (1940). Литинский и Жирков создали также нац. балеты "Полевой цветок" (1947), "Алый платочек" (1949; пост. 1967), оперу "Сыгый Кырынаастыыр" (конц. исполнение, 1948). Последующие пост. Якут. т-ра: лирич. опера-легенда "Лоокут и Нюргусун" Григоряна (1959), его же оперетта "Цветок Севера" (1962), лирико-патриотич. опера на историч. материале "Песнь о Манчары" Г. Н. Комракова и Э. Е. Алексеева и опера-поэма "Красный шаман" Литинского (обе 1967), опера-трагедия "Неугасимое пламя" Н. С. Берестова (1974). Разнообразны по тематике нац. балеты -"Камень счастья" Григоряна (1961), "Радость Алтана" Литинского (1963), балет-сказка "Чурумчуку" бурят. комп. Ж. А. Батуева (1964), "Сияние Севера" В. М. Бочарова (1970), "Орлы летят на Север" (детский, 1971) и "Подвиг" (1976) Г. Н. Комракова, "Священный Ильмень" Д. Ф. Салиман-Владимирова (1977). Среди вок.-симф. соч.- кантаты Н. И. Пейко, Г. А. Григоряна, Г. Н. Комракова, Л. В. Вишкарёва, Н. С. Берестова, В. Г. Каца, З. К. Степанова. Симф. музыка представлена поэмами А. Н. Мазаева, Н. И. Бажова, сюитами Н. И. Пейко, Г. С. Гамбурга, Р. Д. Ромм, В. А. Зырянова, З. К. Степанова, симфонией (1967) и концертом для фп. с оркестром (1970) Г. Н. Комракова. Большой вклад внесли в симф. музыку Г. А. Григорян (концерт для скрипки с оркестром, 1954), Н. И. Бажов (симфониетта, 1955), В. Г. Кац (2-й концерт для фп. с оркестром, 1975), Г. И. Литинский (симф. рапсодия "Ысыах. Якутский праздник", 1964), Н. С. Берестов ("Концертная импровизация для хомуса с оркестром", 1972, при участии хомусиста И. Е. Алексеева). Много ярких песен написали композиторы-мелодисты З. П. Винокуров, X. Т. Максимов, С. Ф. Павлов, Г. М. Никифоров, О. П. Иванова, P. M. Лобанов, А. М. Алексеев. Становлению профессионализма в Я. м. способствовали дирижёры М. З. Бенедиктов, засл. арт. РСФСР А. С. Кулешов, хормейстеры В. П. Попов, засл. деят. иск-в РСФСР Г. Ф. Таныгин. Достижения Я. м. демонстрировались на Вечерах якут. лит-ры и иск-ва в Москве (1957) и др. городах. В Якутске проводятся фестивали Я. м. (с 1974). Среди якут. музыкантов-исполнителей: дирижёр засл. деят. иск-в РСФСР Г. М. Кривошапко; хормейстер засл. арт. РСФСР Ф. А. Баишева; певцы - нар. арт. РСФСР А. И. Егорова, засл. арт. РСФСР А. Б. Ильина-Дмитриева, М. М. Лобанов, А. П. Лыткина, Н. С. Шепелёва, В. Н. Яковлева, нар. арт. Якут. АССР М. К. Попова, засл. арт. Якут. АССР А. П. Самсонов.


Смотреть значение Якутская музыка в других словарях

Музыка — и музыка ж. мусикия, искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие); равно........
Толковый словарь Даля

Музыка — Банальная, бездарная, беззаботная, безыскусственная, бесстрастная, благоговейная, благозвучная, бодрая, бодрящая, божественная, бойкая, болезненная, больная, бравая,........
Словарь эпитетов

Музыка Ж. — 1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. 2. Инструментальная разновидность такого искусства. // Исполнение, звучание инструментальных........
Толковый словарь Ефремовой

Поп-музыка Ж. — 1. Современная популярная развлекательная музыка, совмещающая стереотипы разных стилей и жанров.
Толковый словарь Ефремовой

Рок-музыка Ж. — 1. Один из видов эстрадной музыки 2-й половины ХХ в., включающий элементы фольклора, электронные эффекты - при доминирующей роли ритма - и характеризующийся своеобразной манерой вокализации.
Толковый словарь Ефремовой

Музыка — (музыка устар.), музыки, мн. нет, ж. (греч. musika). 1. Искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов. История........
Толковый словарь Ушакова

Музыка — -и; ж. [от греч. mousikē (tekhn=e) - (искусство), принадлежащее музам]
1. Искусство, воплощающееся в звуковых художественных образах. Инструментальная, вокальная, симфоническая........
Толковый словарь Кузнецова

Поп-музыка — -и; ж. [англ. pop music - популярная, общедоступная музыка] Общее название различных стилей и направлений лёгкой эстрадной музыки с чётким ритмом, ориентированной на коммерческий успех.
Толковый словарь Кузнецова

Рок-музыка — -и; ж. [англ. rock music] Ставшее основой молодёжной культуры второй половины 20 в. направление эстрадной музыки, исполняемой на электромузыкальных инструментах, в основе которой........
Толковый словарь Кузнецова

Музыка — Это слово существовало в двух вариантах: с ударением на первом слоге и на втором слоге. Форма с ударением на втором слоге восходит к польскому muzyka, форма с ударением........
Этимологический словарь Крылова

Амуро-якутская Магистраль — автомобильная дорога Б. Невер - Томмот -Якутск. 1162 км. Построена в 1930-37, связывает Якутию с Транссибирскойжелезнодорожной магистралью.
Большой энциклопедический словарь

Военная Музыка — предназначена для исполнения духовыми оркестрами,горнистами, барабанщиками при строевом обучении войск, военных иобщественных торжественных церемониях. В прошлом........
Большой энциклопедический словарь

Вокальная Музыка — произведения для одного, нескольких или многих голосов(с инструментальным сопровождением или без него), за немногимиисключениями связанные со словом, поэтическим текстом.
Большой энциклопедический словарь

Духовная Музыка — музыка, связанная с текстами религиозного содержания ипредназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Каккомпонент культового ритуала входила в храмовое........
Большой энциклопедический словарь

Инструментальная Музыка — предназначена для исполнения на музыкальныхинструментах: сольная (с сопровождением или без него), ансамблевая иоркестровая.
Большой энциклопедический словарь

Камерная Музыка — инструментальная или вокальная музыка для небольшогосостава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт,трио и др.), романсы и песни.
Большой энциклопедический словарь

Конкретная Музыка — (франц. musique concrete) - музыкальное произведение,создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний,шумов, которые могут подвергаться различным........
Большой энциклопедический словарь

Музыка — издательство, Москва (отделение в Санкт-Петербурге). Основано в1918 как льный отдел Наркомпроса РСФСР, с 1931 - Музгиз, с 1964 -". Нотная и книжная музыкальная литература.
Большой энциклопедический словарь

Музыка Сфер — см. Гармония сфер.
Большой энциклопедический словарь

Поп-музыка — (англ. pop music - от popular music - популярная, общедоступнаямузыка), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательнойэстрадной музыки 20 в. В 1950-е гг. относилось лишь........
Большой энциклопедический словарь

Поп-рок-музыка — (англ. pop-rock music) - направление современнойпоп-музыки, тесно связанное с традициями музыки кантри. Представленопопулярными песенными и танцевальными жанрами.
Большой энциклопедический словарь

Прикладная Музыка — музыка, выполняющая определенные, не собственнохудожественные функции (в древних культурах - сопровождение обрядов,ритуалов, трудовые песни; в европейской традиционной........
Большой энциклопедический словарь

Программная Музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдилсловесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программныесочинения связаны с сюжетами и образами........
Большой энциклопедический словарь

Роговая Музыка — см. Роговой оркестр.
Большой энциклопедический словарь

Рок-музыка — (англ. Rock music от rock - качаться, трястись), типсовременной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальныхжанров негритянского городского фольклора 1920-30-х........
Большой энциклопедический словарь

Симфоническая Музыка — музыкальные произведения, предназначенные дляисполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальныепроизведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония,........
Большой энциклопедический словарь

Театральная Музыка — в широком смысле - музыка в любых театральныхспектаклях, включая постановки музыкального театра; обычно к театральноймузыке относят только музыку для драматического........
Большой энциклопедический словарь

Якутская Лошадь — верхово-вьючная и упряжная местная, выведена и издавнаразводится на территории Якутии. Животные низкорослые, долговечные,выносливые, неприхотливые, приспособлены........
Большой энциклопедический словарь

Якутская Трагедия — вооруженное выступление 33 политических ссыльных вЯкутске 22.3.1889 против произвола администрации. Подавлено с помощьюсолдат, 6 ссыльных убито, 7 ранено. 6-13 июня участников........
Большой энциклопедический словарь

Центрально-якутская Низменность — Центрально-Яку́тская ни́зменность(Центрально-Якутская равнина, Вилюйская низменность), в среднем и нижнем течении Лены и в нижнем течении её притока Вилюя (Якутия).........
Географическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :