Музыкальная энциклопедия

Цветной слух

синопсия (нем. Farbenhцren, франц. audition coloree, англ. colour hearing), - исторически сложившееся определение зрительно-слуховых, гл. обр. внепредметных, "синестезий" ("соощущений"). Следует отличать их от навязчивых синестезий аномального характера. Синестезии ассоциативного происхождения, возникающие при создании и восприятии произв. иск-ва, присущи каждому индивидууму как норма. К ним относятся не столько собственно "соощущения", сколько межчувственные сопоставления на уровне представлений. Рассматривая синестезии не только как психологич., но и как эстетич. феномен, к Ц. с. следует отнести и стилевые аналогии применительно к разным видам иск-ва (живопись и музыка, музыка и архитектура и т. д.). Иск-во как форма художеств. коммуникации обращается прежде всего к синестезиям, обладающим определ. степенью общезначимости. Таковыми являются синестезии, представляющие собой естеств. ассоциации, к-рые возникают и закрепляются в процессе комплексного (полисенсорного) восприятия действительности людьми, живущими в одних географич., историч. и социальных условиях. Субъективно-произвольный характер имеют индивидуальные синестезии, отражающие случайные межсенсорные связи.
Ц. с. проявляется в таких выражениях речевого обихода, как "яркий", "матовый" звук, "кричащие" краски и т. п. В поэзии часто используются метафоры и эпитеты синестетич. содержания (напр., "звук литавр торжествующе-алый" у К. Д. Бальмонта). Наличие зрительно-слуховых синестезий лежит в основе изобразит. возможностей музыки. Наиболее распространённой формой Ц. с. применительно к восприятию и созданию музыки (Ц. с. в узком смысле) является наделение тембров (Р. Вагнер, В. В. Кандинский) и тональностей (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, Б. В. Асафьев и др.) определ. цветовыми характеристиками, хотя их полная общность наблюдается лишь в "светлотных" оценках; так, инструменты в высоком регистре звучат "светлее", чем в низком. Так же по "светлоте" синестетически различаются и тональности - в соответствии с их ладовым признаком ("Мажор и минор. Свет и тень" - по Н. А. Римскому-Корсакову). Индивидуальные особенности самих цветовых характеристик наличествуют в той же мере, в какой различны лежащие в их основании эмоционально-смысловые и символич. оценки цветов и тембров (тональностей), сложившиеся в процессе воспитания и творч. практики каждого музыканта. Синестетич. параллели можно указать и для др. элементов муз. языка: громкость - яркость или удалённость, сдвиг по регистру - изменение "светлоты" или размера, мелос - пластика и графич. развитие, темп - скорость движения и трансформации визуальных образов и т. д.
Изучение Ц. с. в значит. мере стимулируется экспериментами в области светомузыки и т. н. муз. графики (визуальная фиксация в живописи впечатлений от музыки). Исследования Ц. с. проводились как в СССР, напр. в Гос. академии художеств. наук (ГАХН), Моск. гос. ун-те, Всесоюзном н.-и. ин-те театра, музыки и кино (Ленинград), Ин-те мозга им. В. М. Бехтерева (И. Д. Ермаков, Е. А. Мальцева, В. Г. Каратыгин, С. А. Дианин, В. И. Кауфман, В. В. Анисимов, С. М. Эйзенштейн), так и за рубежом (А. Бине, В. Сегален, Г. Аншюц, А. Веллек, Т. Карвоский). В связи с изучением Ц. с. студенческое конструкторское бюро "Прометей" (Казань) в кон. 1960-х гг. осуществило анкетный опрос всех членов творч. союзов СССР. Планомерные исследования Ц. с. ведутся в ун-те г. Сегед (Венгрия), Ин-те муз графики в Вене.


Литература: Бине А., Вопрос о цветном слухе, M., 1894; Слепцов-Теряевский О. H. (Баженов H. H.), Синэстезический способ изучения аккордов, P., 1915; Галеев Б. M., и эффект светозвука, в сб.: Доклады VI Всесоюзной акустической конференции..., M., 1968; его же, Проблема синэстезии в искусстве, в сб.: Искусство светящихся звуков, Казань, 1973; Ванечкина И. Л., Некоторые итоги анкетного опроса, в сб.: Доклады VI Всесоюзной акустической конференции, M., 1968; её же, Советские музыканты и светомузыка, в сб.: Искусство светящихся звуков, Казань, 1973; Назайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, M., 1972; Галеев Б. M., Сайфуллин R. P., Светомузыкальные устройства, M., 1978; Светомузыкальные эксперименты СКВ "Прометей". Библиографический указатель (1962-1978), Казань, 1979; Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка" (тезисы докладов), Казань, 1979; Mendosa S., L'audition colorйe, P., 1899; Anschьtz G., Farbe-Ton-Forschungen, Bd 1, Lpz., 1927, Bd 2-3, Hamb., 1936, 1931; Karwoski T., Odbert H., Color - music, "Psychological monographs", 1938, v. 50, No 2; Revesz G., Einfьhrung in die Musikpsychologie, Bern, 1946; Handschin J., Der Toncharakter, Z., (1948), Wellek A., Musikpsychologie und Musikдsthetik, Fr./M., 1963; Gyulai E., A lбthatу zene, Bdpst, 1965; Marks L. E., On colored-hearing synesthesia: cross-modal translations of sensory dimensions, "Psychological Bulletin", 1975, v. 82, No 3.

Б. M. Галеев.


Смотреть значение Цветной слух в других словарях

Слух — весть
молва
слушок
Словарь синонимов

Слух — м. одно из пяти чувств, коим распознаются звуки; орудие его ухо. тупой, тонкий. У глухих и безухих животных слух заменяется чувством сотрясения. Идти на слух, искать по........
Толковый словарь Даля

Цветной — цветная, цветное. Окрашенный в какой-н. цвет, не черный и не белый. Цветное платье. Цветная фотография. Цветные металлы (название всех металлов, за исключением железа........
Толковый словарь Ушакова

На Слух Нареч. — 1. В процессе слушания, в результате прослушивания.
Толковый словарь Ефремовой

Слух М. — 1. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки при помощи специального органа - уха. // Способность правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные........
Толковый словарь Ефремовой

Слух — -а; м.
1. только ед. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки; способность слышать. Острый с. Чуткий с. Слух слабеет у кого-л. Потерять с. (стать........
Толковый словарь Кузнецова

Слух — Это слово образовано от той же основы, что и глагол слыть, ведь слыть буквально означает "быть услышанным".
Этимологический словарь Крылова

Цветной — -а́я, -о́е.
1. Окрашенный в какой-л. яркий цвет (не чёрный и не белый). Ц. карандаш. Ц-ая обложка. Ц-ые металлы (все металлы, кроме железа и его сплавов).
2. С окраской разных........
Толковый словарь Кузнецова

Абсолютный Слух — см. в ст. Слух музыкальный.
Большой энциклопедический словарь

Слух — , функция восприятия ЗВУКА (звуковых колебаний). Человек и многие другие млекопитающие могут слышать, когда звуковые колебания воздействуют на барабанную перепонку........
Научно-технический энциклопедический словарь

Слух — (auditus) восприятие звуковых колебаний, осуществляемое органом слуха и слуховым анализатором.
Большой медицинский словарь

Слух Абсолютный — (auditus absolutus) вид музыкального слуха: способность определять на слух высоту звука.
Большой медицинский словарь

Слух Бинауральный — (a. binauralis, лат. bini по два, пара + auris ухо) С. при восприятии обоими ушами; обеспечивает способность определять направление на источник звука.
Большой медицинский словарь

Слух Болезненный — (acusalgia) см. Акузалгия.
Большой медицинский словарь

Слух Вербальный — способность распознавать на слух слова.
Большой медицинский словарь

Слух Моноауральный — (a. monoauralis; греч. monos один + лат. auris ухо) С. при восприятии одним ухом, т. е. при глухоте на другое ухо или искусственном выключении его функции.
Большой медицинский словарь

Слух Музыкальный — способность человека воспринимать оттенки музыкальных звуков и функциональные связи между ними.
Большой медицинский словарь

Слух Тональный — (auditus tonalis) способность различать звуки по высоте.
Большой медицинский словарь

Слух Фонематический — (auditus phonematicus) способность распознавания на слух минимальных различительных элементов речи (фонем).
Большой медицинский словарь

Слух Цветной — см. Фонопсия.
Большой медицинский словарь

Цветной Показатель Крови — индекс, представляющий собой частное от деления найденного содержания гемоглобина (в граммах на литр крови) к найденному количеству эритроцитов в 1 мкл крови; применяется........
Большой медицинский словарь

Цветной Ряд — см. Гисса среды.
Большой медицинский словарь

Слух — восприятие звуковых колебаний органами слуха. У человека и высшихживотных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку ислуховые косточки (среднее........
Большой энциклопедический словарь

Слух Музыкальный — способность человека воспринимать отдельные качествамузыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Виды слухамузыкального: абсолютный - способность........
Большой энциклопедический словарь

Слух — способность организма человека и животных воспринимать звуки. С. есть у мн. насекомых, всех позвоночных и наиб, развит у млекопитающих. У большинства позвоночных звуковые........
Биологический энциклопедический словарь

Горного дела цветной металлургии институт — Всесоюзный (ВНИПИГорцветмет) Мин-ва цветной металлургии СССР - находится в г. Москве. Образован в 1978 на базе Всес. н.-и. и проектно-конструкторского ин-та золото- платиновой,........
Горная энциклопедия

Министерство цветной металлургии CCCP — (Минцветмет CCCP) - союзно-республиканское мин-во, осу- ществляющее руководство добычей и переработкой руд, произ-вом цветных металлов, их сплавов и соединений. Образовано........
Горная энциклопедия

Илия Цветной — игум. Никольского мон., в Новгороде, 1528
Большая биографическая энциклопедия

Внутренний Слух — см. слух.
Музыкальный словарь

Слух — Быть может, вы знаете, что великий Бетховен страдал болезнью органов слуха, и к концу жизни совершенно ничего не слышал. Не мог он слышать и исполнения своих последних........
Музыкальный словарь

Посмотреть еще слова :