Музыкальная энциклопедия

"Русские симфонические концерты"

("Общедоступные русские симфонические концерты") - концерты, организованные М. П. Беляевым и проводившиеся в Петербурге (Петрограде) с 1885 до сер. 1918 с целью пропаганды творчества рус. композиторов. "Р. с. к." предшествовал концерт рус. музыки (названный "Репетиция сочинений А. К. Глазунова"), к-рый состоялся 27 марта 1884 в зале Петропавловского уч-ща под упр. Г. О. Дютша. Концерт, прошедший 23 нояб. 1885 в зале Дворянского собрания (в программе соч. А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова), положил начало регулярному проведению "Р. с. к." (первоначально также и камерных), с 1886/87 - до 6-7 раз в течение сезона. Наряду с произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, композиторов "Новой русской музыкальной школы", П. И. Чайковского здесь прозвучали мн. соч. С. И. Танеева, А. С. Аренского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Концертами дирижировали Римский-Корсаков, Глазунов, А. К. Лядов, Чайковский, Ф. М. Блуменфельд и др. - нередко авторы исполняемых произв. "Р. с. к.", прошедшие 22 и 29 июня 1889 во время Всемирной выставки в Париже, способствовали ознакомлению зап.-европ. публики и музыкантов с рус. музыкой.
"Р. с. к.", в к-рых постоянно исполнялись новые соч. рус. композиторов, зачастую впервые, сыграли заметную роль в развитии нац. муз. культуры. Они представляли собой уникальный в мировой конц. практике того времени тип концертов исключительно отечеств. музыки. В то же время художеств. и просветит. эффект "Р. с. к." снижался в связи с частым включением в программы произв. второстепенных композиторов, близких Беляевскому кружку, жанровым однообразием программ, почти исключавших, напр., вок. музыку. Недостаточная посещаемость "Р. с. к." объяснялась и полным отсутствием рекламы (принципиальная установка М. П. Беляева). Анализ "Р. с. к." давали в своих статьях В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, А. В. Оссовский, H. P. Финдейзен и др. ведущие критики.


Литература: Стасов В., По поводу всемирной выставки, "Северный вестник", 1889, No 10, с. 203-42; его же, Новые проделки г. Буренина, "День", 1889, 28 окт.; его же, Митрофан Петрович Беляев, "РМГ", 1895, No 2, стлб. 81-108 (приложения к статье: Программы русских симфонических концертов за время 1881-1895 гг. и Программы русских квартетных вечеров, там же, стлб. 109-30); Кюи Ц., Итоги русских симфонических концертов. Отцы и дети, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1952, с. 381-86; Гофман Р., Римский-Корсаков в Париже, "СМ", 1958, No 6, с. 48-55; Русская художественная культура конца XIX - начала XX веков. Книга первая, М., 1968, с. 399-400.

Л. З. Корабельникова.


Посмотреть еще слова :