Музыкальная энциклопедия

Лад

(греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад - согласие, мир, стройность, порядок).


Содержание

I. Определение лада - 130II. Этимология - 130III. Сущность лада - 130IV. Интонационная природа звукового материала лада - 131V. Основные категории и типы ладовой системы, их генезис - 132VI. Органичность и диалектика - 133VII. Механизм ладообразования - 134VIII. Классификация ладов - 137IX. История ладов - 138X. История учений о ладе - 140


I. Определение лада. 1) Л. в эстетич. смысле - приятная для слуха согласованность между звуками высотной системы (т.е. в сущности то же, что гармония в муз.-эстетич. смысле); 2) Л. в муз.-теоретическом смысле - системность высотных связей, объединённых центральным звуком или созвучием, а также воплощающая её конкретная звуковая система (обычно в виде звукоряда). Т. о., можно говорить и о Л. как всякой целесообразно упорядоченной интонационной системе, и о ладах как об отд. таких системах. Термин "Л." применяется также для обозначения мажорности или минорности (правильнее - наклонение), для обозначения гаммообразно расположенной системы звуков (правильнее - звукоряд). Эстетич. и муз.-теоретич. аспекты составляют две стороны единого понятия Л., причём эстетич. момент - ведущий в этом единстве. В широком смысле понятия "Л." и "гармония" очень близки. В более специальном - гармонию чаще связывают с созвучиями и их последованиями (преим. с вертикальным аспектом высотной системы), а Л. - с взаимозависимостью и смысловой дифференциацией звуков системы (т.е. преим. с горизонтальным аспектом). Компонентам рус. понятия "Л." отвечают вышеуказанные греч., лат., франц., англ., итал., нем. термины, а также такие термины, как "тональность", "звукоряд" и нек-рые другие.
II. Этимология термина "Л." не вполне ясна. Чешское lad - порядок; польское lad - лад, порядок; украинское Л. - согласие, порядок. Родственны рус. "ладить", "ладный", "ладно", др.-рус. "ладити" - мирить; "лада"- супруг (супруга), также возлюбленный (возлюбленная). Возможно, термин связан со словами "лагода" (мир, порядок, устройство, приноровление), чеш. lahoda (приятность, прелесть), др.-рус. "лагодити" (делать приятное). Комплекс значений слова "Л." близок греч. armonia (скрепление, связь; согласие, мир, порядок; строй, лад; слаженность; стройность, гармония); соответственно, пару образуют "ладить" (приноравливать, пригонять, приводить в порядок, налаживать муз. инструмент; жить мирно, соглашаться) и armozo, armotto (пригонять, скреплять, прилаживать, настраивать, плотно облегать, сочетать браком). Рус. понятие "Л." включает также греч. категорию "род" (genos), напр. диатонич., хроматич., "энармонич." роды (и соответствующие им группы, качества ладов).
III. Сущность лада. Л. как согласие между звуками принадлежит к коренным эстетич. категориям музыки, совпадая в этом значении с понятием "гармония" (нем. Harmonie; в отличие от Harmonik и Harmonielehre). Всякое муз. произведение, независимо от своего конкретного содержания, прежде всего должно быть музыкой, т.е. слаженным взаимодействием звуков; тем самим эстетич. смысл категории Л. (и гармонии) входит как существеннейшая часть в представление о музыке как о прекрасном (музыка не как звуковое построение, а как некая доставляющая наслаждение слуху слаженность). Л. как эстетич. категория ("слаженность") - основа для возникновения и закрепления в обществ. сознании определ. системных отношений между звуками. Выражаемое звуками Л. "сияние порядка" (логич. сторона Л.) относится к главнейшим средствам его эстетич. воздействия. Поэтому Л. в конкретном произв. всегда представляет средоточие музыкального. Сила Л. (соответственно и эстетич. воздействие) связана с его эстетизирующей способностью упорядочивания "сырого" звукового материала, вследствие чего он превращается в стройные формы "согласных звуков". Как целое Л. раскрывается в полноте структуры, охватывающей весь комплекс его составляющих - от звукового материала через логич. упорядочивание отд. элементов к кристаллизации специфически эстетич. системных отношений меры, пропорциональности, взаимосоответствия (в широком смысле - симметрии). Всегда важна также индивидуальная конкретизация определённого Л. в данном сочинении, раскрывающая богатство его возможностей и закономерно развёртывающаяся в обширную ладовую конструкцию. Из эстетич. сущности Л. вытекает круг основных теоретических проблем: воплощение Л. в звуковой конструкции; структура ладов и её типы; логич. и историч. связь их между собой; проблема единства ладовой эволюции; функционирование Л. в качестве материально-звуковой основы муз. композиции. Первичная форма воплощения ладовых отношений в звуковую конкретность музыки - мелодич. мотив (в звуковом выражении - горизонтальная звукорядная формула) - всегда остаётся простейшим (а потому и важнейшим, коренным) изложением сущности Л. Отсюда частное значение термина "Л.", связываемое с мелодич. звукорядами, к-рые при этом часто называются ладами.
IV. Интонационная природа звукового материала лада. Звуковой материал, из к-рого строится Л., существен для любой его структуры и для любого типа Л. Так, комплекс звуков h-c1-d1-e1-f 1-g1-a1, в особенности определённая интервалика (h-cl, d1-c1, d1-e1, f1-e1 и др.) и созвучия (прежде всего c1-e1-g1 как центральное), в качестве звукового материала данного Л. воплощают его характер ("этос"), экспрессию, окраску и прочие эстетич. качества.
В свою очередь, звуковой материал определяется конкретно-историч. условиями бытования музыки, её содержанием, социально-детерминированными формами музицирования. Своего рода "рождение" Л. (т.е. момент перехода музыки как душевного переживания в её звуковую форму) охватывается введённым Б. В. Асафьевым понятием интонирование (также интонация). Будучи "пограничным" по существу (стоящим на месте непосредственного соприкосновения натурально-жизненного и художественно- музыкального), понятие "интонация" фиксирует тем самым влияние общественно-историч. факторов на эволюцию звукового материала - интонац. комплексов и зависящих от них форм ладовой организации. Отсюда трактовка ладовых формул как отражения исторически- детерминированного содержания музыки: "генезис и существование... интонационных комплексов необходимо обусловлены свойственными им социальными функциями", поэтому интонационная (и ладовая) система конкретной историч. эпохи обусловливается "структурой данной общественной формации" (Б. В. Асафьев). Т. о., содержащая в зародыше интонац. сферу своей эпохи формула Л. есть интонац. комплекс, связанный с мировоззрением своего времени (так, напр., ср.-век. лады в конечном итоге - отображение сознания феодальной эпохи с её замкнутостью, застылостью; система dur-moll - выражение динамизма муз. сознания т.н. европейского нового времени и т.д.). В этом смысле ладовая формула есть предельно лаконичная модель мира в представлении своей эпохи, своего рода "генетический код музыки". По Асафьеву, Л. есть "организация составляющих данную эпохой систему музыки тонов в их взаимодействии", причём "никогда эта система не является абсолютно завершённой", но "всегда находится в состоянии образования и преобразования"; Л. фиксирует и обобщает свойственный каждому история, периоду "интонационный словарь эпохи" ("сумма музыки, прочно осевшая в общественном сознании" - Асафьев). Тем самым объясняются и "интонационные кризисы", более или менее радикально обновляющие как звуковой интонац. материал, так, вслед за этим, и общую структуру Л. (особенно на гранях больших эпох, напр. на рубеже 16-17 или 19-20 вв.). Напр., излюбленные романтические подчёркивания диссонирующих доминантообразных гармоний (звуковой материал Л.) в поздних произведениях Скрябина дали новый качественный результат и привели к коренной перестройке всей системы Л. в его музыке. Исторический факт - смена ладовых формул - есть, т. о., внешнее (фиксированное в теоретических схемах) выражение глубинных процессов эволюции Л. как живого и непрерывного становления интонац. моделей мира.
V. Основные категории и типы ладовой системы, их генезис. Осн. категории и типы Л. складываются под воздействием развития муз. сознания (часть общего процесса поступательного развития сознания, в конечном счёте под влиянием практич. обществ. деятельности человека по освоению мира). Непременное условие Л. - упорядочивающее "согласие" звуков (своего рода функциональная константа Л.) при прогрессирующем (в целом) количественном увеличении объёма звукового материала и охватываемых им границ. Это делает необходимыми на соответств. рубежных пунктах эволюции коренные качественные перемены в формах существования Л. и создаёт возможность появления новых типов ладовых структур. При этом согласно сущности Л. в трёх основных его аспектах - звуковом (интонация), логическом (связь) и эстетическом (слаженность, красота) - происходит внутр. перестройка (в действительности данное триединство - одна и та же неделимая сущность: согласие, Л., но только рассматриваемая в разл. аспектах). Движущим моментом является обновление интонац. строя (вплоть до "кризиса интонаций", лежащих в основании Л.), делающее необходимыми дальнейшие перемены. Конкретно типы и виды Л. реализуются как системы интервалов и составляемых из них горизонтальных рядов и вертикальных групп (аккордов) (см. Звуковая система). " - отображение всех выявлений интонаций эпохи, сведенное в систему интервалов и звукорядов" (Асафьев). Л. как определённая звуковая система складывается на основе использования физич. (акустич.) свойств звукового материала, прежде всего заложенных в нём отношений звукового родства, выявляемых через интервалику. Однако интервальные, мелодико-звукорядные и др. отношения функционируют не как чисто математич. или физич. данности, а как "квинтэссенция" обобщаемых ими "звуковысказываний" человека (Асафьев). (Отсюда принципиальная неточность по отношению к Л. т.н. точных, т.е. количественно измерительных, методов, "искусствометрии".)
Первый из важнейших этапов эволюции осн. категорий Л. - формирование устоя в рамках первобытного "экмелического" (т.е. без определённой высоты звучания) глиссандирования. Устой как категория ладового мышления генетически есть первое установление определённости Л. по высоте (господствующий тон как логически упорядочивающий центральный элемент) и по времени (тождественность устоя самому себе, сохраняющаяся вопреки текучести времени посредством возвращения к остающемуся в памяти одному и тому же тону); с появлением категории устоя возникает и само понятие Л. как некоей звуковой структуры. Историч. тип Л. - опевание тона (соответствующий "этапу устоя" в эволюции Л.) встречается у этнич. групп, стоящих на относительно низкой ступени развития. Следующий (логически и исторически) тип Л. - монодический Л. с развитым и определённым мелодич. звукорядом (модальный тип, модальная система) характерен для старинных песен европ. народов, в т.ч. и русского, ср.-век. европ. хорала, др.-рус. певч. иск-ва; встречается также в фольклоре множества внеевроп. народов. Тип "опевание тона", по-видимому, примыкает к модальному (поскольку также является монодическим). Особый ладовый тип составляет т.н. гармони ч. тональность европ. музыки нового времени. С ней связаны имена величайших гениев мировой музыки. Гармонич. тональность резко отличается от многоголосия волыночного или гетерофонного склада (у древних народов, в нар., внеевроп. музыке). В 20 в. (особенно в странах европ. культуры) получили распространение типы высотных структур, отличающиеся от всех предыдущих (в серийной, сонорной, электронной музыке). Сама возможность отнесения их к категории Л. является предметом споров; эта проблема ещё далека от разрешения. Помимо осн. типов Л., имеется много промежуточных, относительно устойчивых и самостоятельных видов (напр., модальная гармония европ. Возрождения, особенно 15-16 вв.).
VI. Органичность и диалектика процесса эволюции лада. Процесс эволюции явления и понятия "Л." органичен и притом обладает диалектич. характером. Органичность процесса заключается в сохранении и развитии одних и тех же первичных категорий Л., возникновении на их основе др. категорий и их развитии в качестве относительно самостоятельных, в подчинении всей эволюции одним и тем же общим принципам. Главнейшие из них - рост (колич. увеличение, напр. разрастание звукоряда от тетрахорда к гексахорду), усложнение форм согласования, переход количеств. изменений в качественные, единонаправленность всей эволюции. Так, опевание качественно определённого, постоянно возобновляемого тона, распространяясь на группу др. тонов (рост), вызывает необходимость новых форм согласования - обособление прилегающих тонов и выделение в качестве второго устоя ближайших мелодич. консонансов (усложнение форм согласования; см. Консонанс); в образующемся более высоком типе Л. качественно определёнными и периодически возобновляемыми оказываются уже все тоны (прежнее качество); однако самостоятельность большинства из них ограничивается главенством одного, порой двух-трёх (новое качество). Вызревающее в рамках модальности усиление кварты или квинты как однофункциональных тонов ладового стержня позволяет превратить эти горизонтальные созвучия в вертикальные. Исторически это соответствует эпохе средневековья. Так, у В. Одингтона (ок. 1300) равноправие горизонтальных и вертикальных созвучий как категорий Л. зафиксировано в определении их одним и тем же термином "гармония" (harmonia simplex и harmonia multiplex). Понятие консонанса как выражения функционального тождества распространяется далее на следующие по сложности интервалы - терции (рост); отсюда реорганизация всей системы Л. (усложнение форм согласования). В 20 в. делается новый шаг в том же направлении: в круг эстетически оптимальных вводится следующая группа интервалов - секунды, септимы и тритон (рост), с этим связаны и использование новых звуковых средств (сонорно трактованные созвучия, серии того или иного интервального состава и др.) и соответствующие изменения форм согласования звуковых элементов друг с другом. Диалектика эволюции Л. состоит в том, что генетически последующий, более высокий тип ладовой организации в конечном счёте есть не что иное, как предшествующий, развитый в новых условиях. Так, модальность есть как бы "опевание" высшего порядка: опорный тон-устой украшается ходом через др. тоны, к-рые, в свою очередь, могут трактоваться как устои; в гармонич. тональности сходную роль выполняют несколько систем (на разных уровнях ладовой структуры): опорный аккордовый тон и прилегающие звуки (вспомогательные), тонический и нетонические аккорды, местная гл. тональность и отклонения, общая гл. тональность и подчинённые тональности. Притом всё более высокие ладовые формы продолжают оставаться структурными модификациями единой, мелодической по своей природе первоформы - интонации ("сущность интонации есть мелодическое" - Асафьев). Интонационны и аккорд (созвучие, образовавшееся как вертикализация временной единицы, сохраняет в "свёрнутом" виде своё изначальное качество - мелодич. движение), и тембро-сонорный комплекс (не "развёртываемый" подобно аккорду, но трактуемый по образцу аккорда в его новом качестве). То же и в отношении прочих компонентов Л. Отсюда диалектич. метаморфозы осн. категорий Л. Напр., категория устоя эволюционировала след. образом:
УСТОЙ:
- осн. звук осн. интервал осн. консон. аккорд осн. дисс. аккорд серия
- финалис тоника центр. звук или созвучие
- тон (=лад) тональность определенная интонац. сфера
- главная тональность главная интонац. сфера
Отсюда же и диалектика понятия "Л." (оно вбирает и содержит в себе как разл. смысловые слои всю историю своего многовекового становления-развёртывания):
1) соотношение устойчивости и неустойчивости (от стадии "опевание тона"; отсюда традиция представлять Л. гл. звуком, напр. "IV церковный тон", т.е. тон Mi),
2) мелодико-звукорядная система качественно дифференцированных отношений тонов (от стадии модальности; отсюда традиция представлять Л. прежде всего в виде звукорядной таблицы, различать два Л. при одном осн. тоне, т.е. собственно Л. и тональность),
3) отнесение к категории Л. систем и гармонико-аккордового типа, не обязательно дифференцированных в отношении определённости звукоряда и однозначности осн. тона (напр., в поздних произв. Скрябина; по образцу гармонич. тональности). Диалектически эволюционируют и представляющие Л. звуковые формулы. Прообразом (слишком примитивным) является центральный тон-устой, окружённый мелизматич. тканью ("варьирование" тона). Подлинным образцом Л. следует считать древний принцип мелодии-модели (в разл. культурах: ном, рага, макам, патет и др.; рус. гласовая попевка). Принцип мелодии-модели характерен прежде всего для восточных ладов (Индии, Сов. Востока, ближневост. региона). В гармонич. тональности - гаммовое движение, регулируемое центр. трезвучием (раскрыто в трудах Г. Шенкера). В качестве аналога может рассматриваться додекафонная серия, определяющая интонац. строй и звуковысотную структуру серийной композиции (см. Додекафония, Серия).
VII. Механизм ледо- образования. Механизм действия факторов, образующих Л., неодинаков в разл. системах. Общий принцип ладообразования можно представить как реализацию творч. акта высотными средствами, с использованием возможностей упорядочивания, заключённых в данном звуковом, интонац. материале. С технич. стороны целью является достижение осмысленной связности звуков, к-рая и ощущается как нечто музыкально-слаженное, т.е. Л. Древнейший принцип сложения Л. основан на свойствах первого консонанса - унисона (1:1; образование устоя и мелизматическое его опевание). В старых мелодич. Л. главным фактором структуры, как правило, становятся также следующие простейшие интервалы. Из числа дающих звуки иного качества это квинта (3:2) и кварта (4:3); благодаря взаимодействию с линеарно-мелодич. закономерностями они меняются местами; в результате кварта становится важнее квинты. Квартовая (а также квинтовая) координация тонов организует звукоряд; она же регулирует установление и закрепление др. опорных тонов Л. (типично для множества нар. песен). Отсюда диатонич. структура подобных Л. Опорный тон может быть постоянным, но также и смещающимся (ладовая переменность), что отчасти связано с жанровой природой мелодий. Наличие опорного тона и его повторения - главный стержень Л.; квартово-квинтовая диатоника - выражение простейшей ладовой связи целой структуры.


Смотреть значение Лад в других словарях

Лад — лада, о ладе, в ладу, мн. лады, м. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (простореч.). На что и клад, когда у мужа с женой лад. Пословица. Забудем прошлое, уставим общий лад. Крылов.........
Толковый словарь Ушакова

В Лад Нареч. Разг. — 1. Согласованно, стройно, созвучно. 2. перен. В полном соответствии с чем-л.
Толковый словарь Ефремовой

Не В Лад Нареч. Разг. — 1. Несогласованно, нестройно. 2. Не в соответствии с чем-л.
Толковый словарь Ефремовой

Лад — -а (-у), предлож. о ла́де, в ладу́; мн. лады́; м.
1. Разг. Согласие, мир, дружба.
2. Способ, образец, манера. Сделать на другой лад. На русский, восточный и т.п. лад. На старый,........
Толковый словарь Кузнецова

Дорийский Лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады.
Большой энциклопедический словарь

Ионийский Лад — см. Натуральные лады.
Большой энциклопедический словарь

Лад — важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотныхсвязей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается взвукоряде (звуковой системе). Элементы........
Большой энциклопедический словарь

Лидийский Лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады.
Большой энциклопедический словарь

Локрийский Лад — см. Натуральные лады.
Большой энциклопедический словарь

Миксолидийский Лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады.
Большой энциклопедический словарь

Переменный Лад — лад, в котором функцию устоя поочередно выполняютразличные тоны одного звукоряда, а также лад, звукоряд которого меняетсяпри неизменном устое. распространен в народной........
Большой энциклопедический словарь

Фригийский Лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековыелады.
Большой энциклопедический словарь

Лад — — эстетическая категория музыки, а также синоним мира, спокойствия, обычно в семейной жизни.
Исторический словарь

Лад — Хорошее это славянское слово - лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито... Много можно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся........
Музыкальный словарь

Канат, Натяжение, Напряжение, Тон, Лад, Музыкальный Регистр, Тоническое Ударение, Размер Стиха, Напр — Философский смысл термина: Напряженность как особое (энергетическое) свойство материи (стоики).
Философский словарь

ЭОЛИЙСКИЙ ЛАД — ЭОЛИЙСКИЙ ЛАД - см. Натуральные лады, Средневековые лады.
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :