Музыкальная энциклопедия

Концерт (произведение)

(нем. Konzert, от итал. concerto - концерт, букв. - состязание (голосов), от лат. concerto - состязаюсь). Произведение для многих исполнителей, в к-ром меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счёт тематич. рельефности муз. материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов. С конца 18 в. наиболее распространены К. для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются концерты для нескольких инструментов с оркестром - "двойной", "тройной", "четверной" (нем. Doppelkonzert, Triepelkonzert, Quadrupelkonzert). Особые разновидности составляют К. для одного инструмента (без оркестра), К. для оркестра (без строго определённых сольных партий), К. для голоса (голосов) с оркестром, К. для хора а cappella. В прошлом были широко представлены вокально-полифонич. К. и concerto grosso.
Важными предпосылками возникновения К. были многохорность и сопоставление хоров, солистов и инструментов, впервые получившие широкое применение у представителей венецианской школы, выделение в вок.-инстр. сочинениях сольных партий голосов и инструментов. Самые ранние К. возникли в Италии на рубеже 16-17 вв. в вок. полифонической церк. музыке (Concerti ecclesiastici для двойного хора А. Банкьери, 1595; Мотеты для 1-4-голосного пения с цифр. басом "Cento concerti ecclesiastici" Л. Виаданы, 1602-11). В таких концертах применялись разл. составы - от больших, включавших многочисл. вок. и инстр. партии, до насчитывавших лишь несколько вок. партий и партию генерал-баса. Наряду с наименованием concerto сочинения того же типа нередко носили наименования motetti, motectae, cantios sacrae и др. Высшую стадию развития церковного вок. К. полифонич. стиля представляют возникшие в 1-й пол. 18 в. кантаты И. С. Баха, к-рые сам он называл concerti.
Жанр К. нашёл широкое применение в рус. церк. музыке (с конца 17 в.) - в многоголосных произведениях для хора a cappella, относящихся к области партесного пения. Теория "творения" таких К. была разработана Н. П. Дилецким. Рус. композиторы очень развили многоголосную технику церковных К. (произведения на 4, 6, 8, 12 и более голосов, вплоть до 24-голосных). В библиотеке Синодального хора в Москве насчитывалось до 500 К. 17-18 вв., написанных В. Титовым, Ф. Редриковым, Н. Бавыкиным и др. Развитие церковного концерта было продолжено в конце 18 в. М. С. Березовским и Д. С. Бортнянским, в творчестве к-рых преобладает мелодически-ариозный стиль.
В 17 в., первоначально в Италии, принцип "соревнования", "состязания" нескольких солирующих ("концертирующих") голосов проникает в инстр. музыку - в сюиту и церк. сонату, подготавливая появление жанра инструментального К. (Balletto concertata P. Мелли, 1616; Sonata concertata Д. Кастелло, 1629). На контрастном сопоставлении ("соревновании") оркестра (tutti) и солистов (solo) или группы солирующих инструментов и оркестра (в concerto grosso) основаны возникшие в конце 17 в. первые образцы инструментального К. (Concerti da camera а 3 con il cembalo Дж. Бонончини, 1685; Concerto da camera a 2 violini e Basso continuo Дж. Торелли, 1686). Однако концерты Бонончини и Торелли были лишь переходной формой от сонаты к К., к-рый фактически сложился в 1-й пол. 18 в. в творчестве А. Вивальди. К. этого времени представлял собой трёхчастную композицию с двумя быстрыми крайними частями и медленной средней частью. Быстрые части обычно основывались на одной теме (реже на 2 темах); тема эта проходила в оркестре в неизменном виде как рефрен-ритурнель (монотемное allegro рондального типа). Вивальди были созданы как concerti grossi, так и сольные К. - для скрипки, виолончели, виоль дамур, различных дух. инструментов. Партия солирующего инструмента в сольных К. вначале выполняла преимущественно связующие функции, но по мере эволюции жанра приобретала всё более ясно выраженный концертный характер и тематич. самостоятельность. Развитие музыки строилось на противопоставлении tutti и solo, контрасты к-рых подчёркивались динамич. средствами. Преобладала фигурационная фактура ровного движения чисто гомофонного или полифонизированного склада. Концертирование солиста, как правило, имело характер орнаментальной виртуозности. Средняя часть писалась в ариозном стиле (обычно патетич. ария солиста на фоне аккордового аккомпанемента оркестра). Такой тип К. получил в 1-й пол. 18 в. всеобщее распространение. К нему принадлежат и клавирные К., созданные И. С. Бахом (некоторые из них представляют обработки собственных скрипич. концертов и скрипич. концертов Вивальди для 1, 2 и 4 клавиров). Эти сочинения И. С. Баха, как и К. для клавира и оркестра Г. Ф. Генделя, положили начало развитию фп. концерта. Гендель является также родоначальником органного К. В качестве солирующих инструментов, кроме скрипки и клавира, применялись виолончель, виоль дамур, гобой (к-рый часто служил заменой скрипки), труба, фагот, поперечная флейта и др.
Во 2-й пол. 18 в. сформировался классич. тип сольного инструментального К., чётко откристаллизовавшийся у венских классиков.
В К. утвердилась форма сонатно-симфонич. цикла, однако в своеобразном преломлении. Концертный цикл, как правило, насчитывал только 3 части, в нём отсутствовала 3-я часть полного, четырёхчастного цикла, т. е. менуэт или (впоследствии) скерцо (позднее скерцо иногда включается в К. - вместо медленной части, как, напр., в 1-м К. для скрипки с оркестром Прокофьева, или в составе полного четырёхчастного цикла, как, напр., в концертах для фп. с оркестром А. Литольфа, И. Брамса, в 1-м К. для скрипки с оркестром Шостаковича). Установились и нек-рые особенности в построении отдельных частей К. В 1-й части применялся принцип двойной экспозиции - сначала темы главной и побочной партий звучали в оркестре в осн. тональности, и лишь после этого во 2-й экспозиции они излагались при главенствующей роли солиста - главная тема в той же осн. тональности, а побочная - в другой, отвечающей схеме сонатного allegro. Сопоставление, соревнование солиста и оркестра проходило преимущественно в разработке. Сравнительно с доклассич. образцами существенно изменился сам принцип концертирования, к-рое стало более тесно связанным с тематич. развитием. В К. предусматривалась импровизация солиста на темы сочинения, т.н. каденция, к-рая располагалась на переходе к коде. У Моцарта фактура К., оставаясь преимущественно фигурационной, мелодизирована, прозрачна, пластична, у Бетховена исполнена напряжения в соответствии с общей драматизацией стиля. Как Моцарт, так и Бетховен избегают какого-либо штампа в построении своих К., зачастую отходя от охарактеризованного выше принципа двойной экспозиции. Концерты Моцарта и Бетховена составляют высочайшие вершины развития этого жанра.
В эпоху романтизма наблюдается отход от классич. соотношения частей в К. Романтики создали одночастный К. двух типов: малой формы - т.н. концертштюк (позднее и под назв. концертино), и крупной формы, соответствующей по построению симфонической поэме, в одночастности претворяющей черты четырёхчастного сонатно-симфонического цикла. В классич. К. интонационные и тематич. связи между частями, как правило, отсутствовали, в романтич. К. монотематизм, лейтмотивные связи, принцип "сквозного развития" приобрели важнейшее значение. Яркие образцы романтич. поэмного одночастного К. создал Ф. Лист. Романтич. иск-во 1-й пол. 19 в. выработало особый род красочно-декоративной виртуозности, ставшей стилевым признаком всего течения романтизма (Н. Паганини, Ф. Лист и др.).
После Бетховена наметились две разновидности (два типа) К. - "виртуозный" и "симфонизированный". В виртуозном К. инстр. виртуозность и концертирование составляют основу развития музыки; на 1-й план выступает не тематич. разработка, а принцип контраста кантилены и моторики, разл. типов фактуры, тембров и т.д. Во мн. виртуозных К. тематич. разработка вообще отсутствует (концерты Виотти для скрипки, концерты Ромберга для виолончели) или занимает подчинённое положение (1-я ч. 1-го концерта Паганини для скрипки с оркестром). В симфонизированном К. развитие музыки основано на симф. драматургии, принципах тематич. разработки, на противопоставлении образно-тематич. сфер. Внедрение симф. драматургии в К. обусловливалось его сближением с симфонией в образно- художественном, идейном смысле (концерты И. Брамса). Оба типа К. различаются по драматургич. функции осн. компонентов: для виртуозного К. характерна полная гегемония солиста и подчиненная (аккомпанирующая) роль оркестра; для симфонизированного К. - драматургич. активность оркестра (развитие тематич. материала осуществляется совместно солистом и оркестром), приводящая к относительному равноправию партии солиста и оркестра. В симфонизированном К. виртуозность стала средством драматич. развития. Симфонизация охватила в нем даже такой специфически-виртуозный элемент жанра, как каденция. Если в виртуозном К. каденция предназначалась для показа технич. мастерства солиста, в симфонизированном она включилась в общее развитие музыки. Уже со времени Бетховена каденции начали писать сами композиторы; в 5-м фп. концерте Бетховена каденция становится органич. частью формы произведения.
Чёткое разграничение виртуозного и симфонизированного К. не всегда представляется возможным. Большое распространение получил тип К., в к-ром концертность и симфоничность выступают в тесном единении. Напр., в концертах Ф. Листа, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова симфонич. драматургия сочетается с блестящим виртуозным характером сольной партии. В 20 в. преобладание виртуозной концертности характерно для концертов С. С. Прокофьева, Б. Бартока, преобладание симфонич. качеств наблюдается, напр., в 1-м скрипичном концерте Шостаковича.
Оказав значительное влияние на К., симфония, в свою очередь, испытала влияние К. В конце 19 в. возникла особая "концертная" разновидность симфонизма, представленная произв. Р. Штрауса ("Дон Кихот"), Н. А. Римского-Корсакова ("Испанское каприччо"). В 20 в. появилось также довольно много концертов для оркестра, основанных на принципе концертирования (напр., в сов. музыке - азерб. композитора С. Гаджибекова, эстонского композитора Я. Ряэтса и др.).
Практически К. созданы для всех европ. инструментов - фп., скрипки, виолончели, альта, контрабаса, деревянных и медных духовых. Р. М. Глиэру принадлежит пользующийся большой популярностью К. для голоса с оркестром. Сов. композиторами написаны К. для нар. инструментов - балалайки, домры (К. П. Барчунова и др.), армянского тара (Г. Мирзоян), латвийского кокле (Я. Мединь) и т.д. В сов. музыке жанр К. получил огромное распространение в разл. типовых формах и широко представлен в творчестве многих композиторов (С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Н. Я. Мясковского, Т. Н. Хренникова, С. Ф. Цинцадзе и др.).


Литература: Орлов Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, M., 1956; Алексеев А., Концерт и камерные жанры инструментальной музыки, в кн.: История русской советской музыки, т. 1, M., 1956, с 267-97; Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Schering A., Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf die Gegenwart, Lpz., 1905, 1927; Daffner H., Die Entwicklung des Klavierkonzerts bis Mozart, Lpz., 1906; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932; его же, Das Solokonzert, Kцln, 1964, ("Musikwerk", XXV); Weber H., Das Violoncello-Konzert des 18. und beginnenden 19. Jahrhunderts, Tьbingen, 1922 (Diss.); Simon E. J., The double exposition in the classic concerto, "JAMS", v. X, 1957, No 2; Dоuais M., Die Violinkonzerte G. Tartinis als Ausdruch..., Wolfenbьttel, 1935; Eller R., Die Konzertform A. Vivaldis, Lpz., 1957 (Diss.); eго же, Die Entstehung der Themenzweiheit in der Frьhgeschichte des Instrumentalkonzerts, в кн.: Festschrift H. Besseler zum 70 Geburtstag, Lpz., 1961, S. 323-35; Giegling Fr., G. Torelli Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte des italienischen Konzerts, Kassel, 1949; Kolneder W., Die Solokonzertform bei Vivaldi, StraЯburg - Baden-Baden, 1961; его же, Zur Frьhgeschichte des Solokonzerts, в кн.: Kongress-Bericht. Kassel 1962, Kassel, 1963; Stephan R., Die Wandlung der Konzertform bei Bach, "Mf", Jahrg. VI, 1953, H. 2; Boyden D. D., When is a concerto not a concerto, "MQ", XLIII, 1957, No 2; Hall R. A., Italian "concerto" (conserto) and "concertare", "Italia", Chi, 1958, v. XXXV; Gessner E., S. Scheidts geistliche Konzerte, В., 1961; Hutchings A., The Baroque concerto, L., 1961; Kunze St., Die Entstehung des Concertoprinzips in Spдtwerk G. Gabrielis, "AfM", Jahrg. XXI, 1964, H. 2.

Л. H. Раабен.


Смотреть значение Концерт (произведение) в других словарях

Произведение 1 — создание
творение
Словарь синонимов

Произведение 2 — труд
работа
вещь
вещица (вещичка)
опус
Словарь синонимов

Концерт — м. музыка на несколько голосов или музыкальных орудий, составленная для одной только музыкальной цели, по принятым правилам. Давать концерт, петь или играть в собрании........
Толковый словарь Даля

Кафе-концерт М. Устар. — 1. Кафе, где давались концерты.
Толковый словарь Ефремовой

Концерт М. — 1. Публичное исполнение ряда вокальных, инструментальных музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т.п. номеров. 2. Крупное музыкальное произведение, написанное........
Толковый словарь Ефремовой

Концерт — концерта, м. (ит. concerto). 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. симфонического оркестра. Дать концерт. (об исполнителе). 2. Род большого музыкального произведения........
Толковый словарь Ушакова

Гала-концерт — }, ГАЛА́-КОНЦЕ́РТ, -а; м. Большой праздничный концерт. Участвовать в гала-концерте.
Толковый словарь Кузнецова

Аудиовизуальное Произведение — – произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного........
Политический словарь

Концерт — -а; м. [франц. concert]
1. Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определённой программе. Симфонический, вокальный, эстрадный к. Праздничный........
Толковый словарь Кузнецова

Аудиовизуальное Произведение — (audiovi ual work) произведение, состоящее из зафиксированной
серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для........
Экономический словарь

Произведение — -я; ср.
1. к Произвести́ - производи́ть. Дать фейерверк для произведения наибольшего эффекта.
2. чего. Результат труда; создание, творение. Человек - высшее п. природы.........
Толковый словарь Кузнецова

Произведение Декоративноприкладн — (work of applied art) двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на
предметы практического пользования, включая произведения художественного промысла........
Экономический словарь

Служебное Произведение — ( ervice related work) произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного
задания работодателя. Согласно ст. 14
Закона РФ "Об авторском........
Экономический словарь

Аудиовизуальное Произведение — - по определению Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением........
Юридический словарь

Произведение (как Объект Авторского Права) — - оригинальный результат творческой деятельности человека, представляющий собой целостную совокупность идей, мыслей, образов, выраженную с помощью языковых, изобразительных........
Юридический словарь

Произведение Декоративно-прикладного Искусства — - двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение,........
Юридический словарь

Произведение, Как Объект Авторского Права — - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме.
Юридический словарь

Производное Произведение — - произведение, созданное путем творческой переработки другого произведения.
Юридический словарь

Служебное Произведение — - произведение литературы, науки и искусства, созданное автором в рамках своих служебных обязанностей (служебного задания) по трудовому договору. К С. п. не относятся........
Юридический словарь

Составное Произведение — - в авторском праве произведение, созданное в результате составительства (напр., энциклопедия, сборник научных трудов); творчески объединяет самостоятельные произведения........
Юридический словарь

Бесконечное Произведение — произведение бесконечного числа сомножителей ,т. е. выражение вида:
Большой энциклопедический словарь

Векторное Произведение — вектора a на вектор b - вектор p=ВЕКТОРНОЕПРОСТРАНСТВО - математическое понятие, обобщающее понятие совокупностивсех векторов 3-мерного пространства на случай произвольного числаизмерений.
Большой энциклопедический словарь

Концерт — (нем. Konzert - от итал. concerto, букв. - согласие, от лат.concerto - состязаюсь),1) музыкальное произведение для одного или (реже)нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны........
Большой энциклопедический словарь

Произведение — в математике - результат умножения. Часто для краткостипроизведение n сомножителей a1a2...an обозначают (здесь - греческая буква"пи" - символ произведения).
Большой энциклопедический словарь

Скалярное Произведение — векторов а и b - число (скаляр) (a,b), равноепроизведению длин этих векторов на косинус угла ? между ними, т. е. (a,b)= |а|.|b| cos ?. Напр., работа силы F вдоль прямолинейного отрезка S равна(F,S).
Большой энциклопедический словарь

Смешанное Произведение — трех векторов a - b, c, результат скалярногоумножения первого из этих векторов на векторное произведение второговектора на третий; обозначается abc или (a, b, c). численно........
Большой энциклопедический словарь

концерт — — наименование операции советских партизан 19.9—конец октября 1943 г. во время Великой Отечественной войны по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника........
Исторический словарь

Концерт — Вы включаете радио и слышите: «Передаем концерт по заявкам. Чайковский. Первый для фортепиано с оркестром». Слово концерт было произнесено два раза, но с разным значением.........
Музыкальный словарь

Бесконечное Произведение — выражение содержащее бесконечное множество числовых или функциональных сомножителей, каждый из к-рых отличен от нуля. Б. п. наз. сходящимся, если существует отличный........
Математическая энциклопедия

Бляшке Произведение, — Бляшке функция,- регулярная аналитич. функция комплексного переменного z, определенная в единичном круге в виде конечного пли бесконечного произведения где n - целое........
Математическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :