Музыкальная энциклопедия

Арабская музыка

музыка арабов и др. народов, населявших в ср. века Ближний и Ср. Восток, Сев. Африку и Юго-Зап. Европу. История А.м. восходит ко 2-му тыс. до н.э. Надпись на одном из памятников гласит, что ассирийских надсмотрщиков очаровывали своей музыкой арабские рабы. В древний период область распространения арабской культуры, в т.ч. музыкальной, ограничивалась Аравийским полуостровом. Очагом арабской культуры явилась Сев. Аравия. О музыке доислам. периода имеются скудные сведения. В 7 в. в результате объединения арабских племён, принятия единой религии - ислама, завоевания арабами высокоразвитых стран Бл. и Ср. Востока, Сев. Африки, Юго-Зап. Европы и образования халифата наблюдается подъём араб. культуры, в частности музыки. А. м. - своеобразный продукт слияния вост., собственно араб., иск-ва с иск-вом завоёванных стран. Арабы ассимилировали более высокие культуры покорённых ими народов.
А.м. - преим. музыка устной традиции, передававшейся из поколения в поколение. Записи появились лишь в 19 в.(исключение составляют нек-рые записи араб. учёного 13 в. Сафи-ад-дина).
Ранний, "бедуинский" период в развитии А.м. характеризуется единством музыки и поэзии. Сохранились сведения о древних араб. проф. певцах-поэтах- шаирах (араб. - "вещий"). Каждое племя имело своего шаира, к-рому приписывалась магич. сила: исполнявшиеся им песни считались пророческими. Широко были распространены эпич. сказания, восхвалявшие доблесть предков-героев, а также песенные жанры: марса, или марсийа (заплачка, траурная элегия), маратхи (похоронная песня), cap (песня мести), урджуза (вызов на бой), хиджа (сатира), мадх (хвала), хида (караванная песня погонщиков верблюдов), хабаб (песни конников) и др. В сев. р-нах (Ливан, Сирия, Палестина, Иордания, Ирак) был популярен жанр атаба (жалоба) - песенный диалог, построенный на чередовании эмоциональных сольных речитативов и коротких ответов. Высоко ценилось умение включать строки в стиле атаба в песни др. жанра. В Юж. Аравии, Йемене пелись песни политич. содержания, а также т.н. песни-"каталоги", в к-рых перечислялись ремёсла, названия мечетей, звёзд, ветров, племён и др. В Хадрамауте бытовали танц. песни (ракш), охотничьи песни, сопровождавшиеся мимич. танцами с палками, а также песни, исполнявшиеся во время свадебных шествий. Муз. инструментарий того времени немногочислен: примитивная лютня-мизхар; среди смычковых - ребаб (род однострун. скрипки), на к-ром часто аккомпанировали себе шаиры; из ударных известен дуфф (маленький плоский квадратный бубен). Употреблялся также 12-струн. мизаф (прототип арфы).
Постепенно муз. инструментарий обогащался. Один из осн. инструментов - лютня (первонач. перс. происхождения 2-струн. с кожаной декой - барбат, позже была усовершенствована: добавлены ещё 2 струны) и прежде всего лютня-уд (вначале 4-, затем 5-струн.), сочетающая муз. свойства мизхара и барбата. Излюбленный инструмент женщин - танбур (род лютни с длинным грифом). Среди струн. щипковых популярен также канун (цитра в форме трапеции), а среди струн. смычковых - кеманча. Многочисленны удар. инструменты: тар (круглый бубен), бендир (бубен, у к-рого металлич. пластинки, укреплённые на обечайке, заменены струнами или бечёвками), кус (большой котлообразный барабан), дарбука (барабан), табл (парные, скреплённые вместе литавры), наккарт (двойные маленькие литавры), кадиб (маленькие палочки, своего рода кастаньеты) и др. Дух. инструменты - госба (продольная открытая флейта), най (род примитивной флейты), а также инструмент из семейства гобоев - райта и др.
В доисламскую эпоху муз. произв.исполнялись преим. женщинами. Певицы (мучаннийа) и исполнительницы на разл. инструментах были обязательными участницами племенных и семейных торжеств. Славились певица-рабыня Ширин, позже её ученица Азза аль-Майла.
Ислам в первые годы своего существования (нач. 7в.) не способствовал развитию муз. культуры арабов. Музыка принадлежала к запрещённым развлечениям. Исполнение её ограничивалось разл. предписаниями религ. и этич. порядка. Длительное время музыкантами-профессионалами были только рабы. Однако большинство халифов (особенно в период омейядов) покровительствовало им. Двор халифов династии Омейядов (661-750), находившийся первоначально в Дамаске, был средоточием учёных, музыкантов, художников, поэтов. Профессия музыканта предполагала разносторон. одарённость: он был одновременно певцом, поэтом, исполнителем на муз. инструментах, композитором и зачастую муз. исследователем. Среди первых араб. музыкантов-теоретиков (кон. 7 - нач. 8 вв.) выделяются Иса бен Абдаллах по прозвищу Товаис ("маленький павлин") и в особенности Ибн Мусаджих (по происх. негр), к-рый считается создателем араб. звукоряда. Выработанная им манера пения впоследствии была принята всеми араб. певцами. Его самобытная методика, выросшая на основе изучения музыки персов и греков (с этой целью он посетил Сирию, Иран), отвергала внезапные скачки голоса, ломающие мягкую волнообразную линию араб. мелопеи (мелодии). В трудах Мусаджиха изложены основы древнейшей араб. муз. теории. Он сформулировал систему 8 осн. ладов, названных "пальцами" (поскольку тонику этих ладов определяло положение пальцев на лютне), а также 6 наиболее распространённых ритмич. модусов. Своим композиторским творчеством Мусаджих способствовал расширению ограниченного по диапазону звукоряда. Он противопоставил строгому стилю бедуинской музыки рина ар-рукбан более свободный, разнообразный по характеру стиль рина эль-муткан. Значит. вклад в развитие араб. муз. теории внёс его ученик Муслим ибн Мухриз (сын перс. раба из Мекки), занимавшийся вопросами взаимодействия музыки и текста. Он расширил муз. фразу до формы двустишия. Ранее по традиции мелодич. фраза ограничивалась одним стихом. У Мухриза муз. фраза состоит из 2 периодов (1-й заканчивается несовершенным кадансом, 2-й - совершенным). Такое симметричное строение фразы сохранилось в нек-рых р-нах до сих пор (в совр. марокканских школах, где преподаётся коран, поются построенные по этой схеме гимны, восхваляющие пророка). Мухризу приписывается также выработка новой ритмич. формулы - рамаль, надолго вошедшей в муз. практику арабов. С развитием муз. теории появляются обширные песенные антологии. Одно из ранних собраний араб. Песен - "Книга о песнях" ("Китаб филь-агани") Юнуса аль-Катиба. Другой его труд - "Книга о мелодии" ("Китаб аль-нагм") считается первым исследованием теоретич. основ древней араб. школы. В этих книгах отсутствует йотированная запись (первая содержит тексты, назв. ладов, ритмич. формул песен). До наших дней сохранились "Семь песен" Ибн Сурайи.
Наивысшего расцвета достигает А. м. в период Абба-сидского халифата. Первое столетие правления Аббасидов (750-847) считается "золотым веком" араб. культуры. Новая столица - Багдад в Ираке (с 762) становится центром не только араб., но и всей вост. цивилизации. На А. м. оказало влияние перс. (иранское) иск-во с его пышной и изысканной декоративностью. Из Ирана были выписаны мн. музыканты, мастера по изготовлению инструментов. Арабы переняли перс. нотное письмо, заменили строй араб. уда строем перс. пандура, араб. лютню вытеснила персидская. Нововведения коснулись и интервалов: пифагорейскую терцию (см. Строй) заменила иранская. Ещё большую сложность вызвал возврат к интервалу в 3/4 тона доисламской эпохи (т.н. "нейтральная секунда"). Музыка при дворе халифа сделалась обязат. составной частью придв. церемониала. Во время приёмов дворцовые музыканты играли по заранее разработанной программе, певцы выступали один за другим (отсюда назв. исполняемой сюиты - нуба, т.е. круг). Среди музыкантов при Аббасидах особенной известностью пользовались выходцы из знатной иран. семьи Маусили. Певец Ибрахим аль-Маусили (Ибрахим Мосульский) был автором мн. песен (ему приписывается 900 песен), а также составителем (совм. с Ибн Джами) сб. "Сто избранных песен", послужившим основой "Большой книги песен" аль-Исфахани. Его сын - Исхак аль-Маусили (Исхак Мосульский) - основатель багдадской школы, блестящий исполнитель-лютнист, поэт, теоретик (автор 9 трактатов о музыке). Он самостоятельно пришёл к открытию мн. положений муз. теории, содержавшихся в трудах Евклида. Исхак аль-Маусили установил правила игры на араб. лютне-уд (они приведены в исследовании его ученика Яхия бен Али, известного под именем Ибн аль-Мунайджим), а также зафиксировал в своих работах разл. араб. лады. Защитник старых традиций, Исхак аль-Маусили возглавил т.н. классич. направление, против к-рого выступали т.н. романтики, объединившиеся вокруг принца Ибрахима (брата халифа Харун ар-Рашида), пренебрегавшего установившимися муз. правилами. Выделялись также музыканты: Мухарик, Алаванги, певицы Басбас, Ураиб, Убаида и др.
Высокого уровня достигла араб. муз. наука. В сер. 9 в. в Багдаде был создан "Дом мудрости" со спец. коллегией комментаторов греч. трактатов. На араб. язык были переведены мн. сочинения греч. учёных, в т.ч. труды о музыке Аристотеля, Аристоксена, Никомаха, Евклида, Птолемея, Аристида и др. Нек-рые авторы стали приспосабливать теоретич. концепции старой араб. школы к греч. муз. теории. К числу выдающихся муз. теоретиков ср. веков принадлежат аль-Кинди, АбуНаср Мухаммед аль-Фараби, Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани, Абу Али Хусейн Ибн Сина (латинизир. - Авиценна). Труды этих теоретиков, как и греч. учёных, отражали два осн. направления в подходе к объяснению сущности музыки и её отношения к законам мироздания. Теория аль-Кинди (известны его 12 книг по вопросам музыки) основывается на метафизич. доктрине неоплатоников, применённой к араб. музыке и, в частности, к строю лютни. Его сторонниками были ас-Сарахши, Сабит ибн Курра и др. Второе направление представлено аль-Фараби, труды к-рого базировались на доведённой до крайности математич. системе Аристотеля (она тоже была применена к строю лютни - излюбленного инструмента арабов). "Большой трактат о музыке" ("Китаб аль-мусики аль-кабир") аль-Фараби, посв. вопросам эстетики, происхождения музыки, теории инструментоведения, имел большое значение для развития ср.-век.науки о музыке и явился важнейшим источником сведений о музыке Востока и др.-греч. муз. системе. Ценные материалы по ранней араб. музыке содержит "Большая книга песен" аль-Исфахани ("Китаб аль-агани аль-кабир", опубл. 1868, в 21 тт.; 4-е изд., Каир, 1927). О развитии муз.-теоретич. науки арабов свидетельствуют также труды аль-Муфадзаля бен Салама, Ибн аль-Мутазза, Абу Бакра ар-Рази (в Европе известен под именем Разес), аль-Масуди, собирателя песен Ибн Накия (написал доп. к "Большой книге песен") и др.
Труды учёного и поэта Ибн Сины (в частности, главы из книг "Исцеление" - "Аш-шифа"; "Освобождение"- "Ан-найят") явились дальнейшей разработкой теории ладов: он заменил 8 араб. ладов-"пальцев" 12 ладами, дал их описание, привёл звукоряды, назв. к-рых сохранились в муз. практике на Бл. и Ср. Востоке.
Автором выдающихся трудов ср.-век. вост. науки о музыке был Сафи-ад-дин Абд аль-Мумин (Сафи-ад-дин Урмави) - создатель новой муз. системы. Его труды (главные из них: "Шарафийский трактат об основах композиции" - "Рисалат аш-Шарафийя филь нисаб ат-тамфия"; "Книга о музыкальных модусах" -"Китаб аль-адвар") подытожили многовековые достижения араб. муз.-теоретич. мысли, обобщили традиции др.-греч. и перс. муз. теории. Сафи-ад-дин дал характеристику араб. ладов: 12 основных - ушшак, нава, бусалик, раст, ирак, исфахан, зирафканд, бузурк, занкула, рахави, хусаини, хиджаз, и 6 второстепенных (названных по-персидски "аваз") - куваши, кардания, науруз, нихуфт, мухайар аль-хусаин, хиджаз-бис. Сафи-ад-дин был первым араб. композитором, оставившим нотированные записи (преим. примеры, иллюстрирующие его теоретич. положения; встречаются также записи оригинальных мелодий). Нотная запись изображена буквами (высота звука) и цифрами (длительность ноты; см. Мензуральная нотация); нотный алфавит состоял из 35 букв (в соответствии с ладами на грифе лютни). Блестящий исполнитель на струн. инструментах, Сафи-ад-дин был также изобретателем нек-рых из них (мучни - басовая разновидность лютни, нузга - разновидность гуслей). Его исследования послужили основой теоретич. разработок ряда учёных-музыкантов 14-15 вв. - аш-Ширази, аль-Амули, аль-Джурджани, Абд аль-Кадир ибн Гаиби, Шихаб-ад-дин аль-Азджами и др.
В сер. 13 в., особенно после разрушения монголами Багдада (1258), в развитии муз. иск-ва на Востоке (багдадская школа) наблюдается спад, хотя вплоть до 16 в. появлялись теоретич. труды, а также отд. яркие муз. сочинения. Так, под влиянием турецкой музыки возникли необычные по форме произв.: напр., прелюдия для орк. - пешерев или изукрашенные мелизмами песни (семаи, накиш, киами-натик).
Иными путями развивалось муз. иск-во на западе халифата, представленное т.н. андалусской школой (андалусский цикл истории охватывает почти семь веков - 822-1492). Особая роль в становлении самобытной андалусской школы принадлежит певцу, поэту, композитору и муз. теоретику Зирьябу (наст. имя - Абу аль-Хасан Али бен Нафи), до к-рого андалусская школа была лишь отголоском персидской. Основу андалусской школы составили его 24 нубы. Зирьяб внёс значит. изменения в область муз. форм (строение нуб впоследствии описано в кн. аль-Маккари). По его правилам муз. сочинение начинается речитативом (нашид), поющимся в свободном ритме и переходящем к развёрнутой (обычно медленной) части (басит); затем следует 2-частное заключение в подвижном темпе (мохарракат и хазаят). Существенны также усовершенствования лютни, сделанные Зирьябом. Он изготовлял лютни и др. муз. инструменты; ввёл плектр из орлиного пера, заменив деревянные пластинки, благодаря чему звук лютни стал мягче, чище. Он был также педагогом (его вок. методика близка современной). Муз. наследие Зирьяба (по свидетельству Ибн Хальдуна) составило огромный фонд, к-рым пользовались последующие поколения арабов. Мн. его произв. приобрели популярность и, утратив авторство, стали народными. Школа Зирьяба создала в Андалусии прочную традицию, вытеснив все др. направления.
Багдадская и андалусская школы по своей направленности отличались друг от друга. На Востоке музыка, зародившись в народе, превратилась затем в иск-во "учёное" и утончённое; в Багдаде она была монополией социальной элиты, достоянием виртуозов, солистов. На Западе проф. музыка возвратилась к народу, к-рый ассимилировал её, подчинил своим вкусам. В Андалусии она приобрела характер нар. иск-ва. Под воздействием нар. испан. музыки (в частности, песни с припевом) арабы наряду с классич. касыдой (баллада, состоящая из длинного ряда аналогичных по размеру и структуре стихов, к-рые равномерно делятся цезурами и заканчиваются одинаковыми рифмами: аа, ba, сa, da и т.д.) осваивают разл. формы строфич. стихосложения с перекрещивающимися рифмами. В 10-11 вв. появляются новые жанры - мувашшах ("опоясанный") и заджал ("мелодия"). Строение стиха в касыде вызывало ограничения в её муз. сопровождении (бесконечное повторение мелодии). Новые жанры с их разнообразными комбинациями ритмич. рисунка стиха давали музыке большую свободу. Мувашшах (создателем его, по данным учёного Ибн Хальдуна, был Обада аль-Каззаз) культивировался гл. обр. придв. поэтами, в нём чаще использовали примитивные размеры, напр. рамаль (в 13 в. мувашшах принимает застывшие формы, превращаясь в предмет формалистич. упражнений). Заджал (широкое распространение этого жанра связано с именем поэта 12 в. Ибн Кузмана - одного из первых араб. трубадуров), в известной мере, - нар. разновидность мувашшаха. Он всегда опирался на нар. традицию, основанную на особенностях андалусского диалекта. Соответствие в заджалах каждому стиху новой мелодич. фразы давало простор муз. сопровождению. С 12 в. мувашшах и заджал становятся популярными как в Испании, так и по всему Востоку (заджалы Кузмана распевались в араб. странах вплоть до Ирана, по нек-рым сведениям, в Багдаде их успех был даже бульшим, чем в Андалусии) и Сев. Африке.
О развитии муз. теории в Андалусии свидетельствуют мн. документальные источники. Популярен был небольшой труд неизв. автора "Учение о восьми звуках" ("Марифат ан-нагхамат аттхаман"). В нём приведена настройка лютни (схема такого построения принята в совр. Марокко и Алжире; так, напр., настраивается алжирская куитра):


Смотреть значение Арабская музыка в других словарях

Музыка — и музыка ж. мусикия, искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие); равно........
Толковый словарь Даля

Музыка — Банальная, бездарная, беззаботная, безыскусственная, бесстрастная, благоговейная, благозвучная, бодрая, бодрящая, божественная, бойкая, болезненная, больная, бравая,........
Словарь эпитетов

Музыка Ж. — 1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. 2. Инструментальная разновидность такого искусства. // Исполнение, звучание инструментальных........
Толковый словарь Ефремовой

Поп-музыка Ж. — 1. Современная популярная развлекательная музыка, совмещающая стереотипы разных стилей и жанров.
Толковый словарь Ефремовой

Рок-музыка Ж. — 1. Один из видов эстрадной музыки 2-й половины ХХ в., включающий элементы фольклора, электронные эффекты - при доминирующей роли ритма - и характеризующийся своеобразной манерой вокализации.
Толковый словарь Ефремовой

Музыка — (музыка устар.), музыки, мн. нет, ж. (греч. musika). 1. Искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов. История........
Толковый словарь Ушакова

Арабская Страховая Группа — страховая компания, созданная Кувейтом, Ливией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Действует с 1980 г. Штаб-квартира в Бахрейне. Проводит операции по страхованию и перестрахованию........
Экономический словарь

Музыка — -и; ж. [от греч. mousikē (tekhn=e) - (искусство), принадлежащее музам]
1. Искусство, воплощающееся в звуковых художественных образах. Инструментальная, вокальная, симфоническая........
Толковый словарь Кузнецова

Поп-музыка — -и; ж. [англ. pop music - популярная, общедоступная музыка] Общее название различных стилей и направлений лёгкой эстрадной музыки с чётким ритмом, ориентированной на коммерческий успех.
Толковый словарь Кузнецова

Рок-музыка — -и; ж. [англ. rock music] Ставшее основой молодёжной культуры второй половины 20 в. направление эстрадной музыки, исполняемой на электромузыкальных инструментах, в основе которой........
Толковый словарь Кузнецова

Музыка — Это слово существовало в двух вариантах: с ударением на первом слоге и на втором слоге. Форма с ударением на втором слоге восходит к польскому muzyka, форма с ударением........
Этимологический словарь Крылова

Египет (арабская Республика Египет) — - государство в Северной Африке. Столица - г. Каир. Административное деление - 27 губернаторств (мухафаз). Губернаторства делятся на округа (марказы), округа - на районы........
Юридический словарь

Западная Сахара (сахарская Арабская Демократическая Республика, Бывшая Испанская Сахара) — - государственное образование в западной части пустыни Сахара, на побережье Атлантического океана. Принадлежность 3. С. к своей территории оспаривали Марокко и Мавритания.........
Юридический словарь

Ливия (социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. До 1969 Г. - Королевство Ливия, Зате — - государство в Северной Африке. Независимость провозглашена 24 декабря 1951 г. Столица - г. Триполи. Административное деление: 13 муниципалитетов. 1 сентября 1969........
Юридический словарь

Сирия (сирийская Арабская Республика) — - государство в Юго-Западной Азии. Независимость достигнута в 1943 г. 17 апреля 1946 г. завершен вывод иностранных (французских) войск (17 апреля - национальный праздник День........
Юридический словарь

Арабская Порода — лошадей - верховая, выведена в 1-м тыс. н. э. наАравийском п-ове. Животные среднего роста, гармонично сложены, с легкимидвижениями, резвы, выносливы. Использовались при........
Большой энциклопедический словарь

Военная Музыка — предназначена для исполнения духовыми оркестрами,горнистами, барабанщиками при строевом обучении войск, военных иобщественных торжественных церемониях. В прошлом........
Большой энциклопедический словарь

Вокальная Музыка — произведения для одного, нескольких или многих голосов(с инструментальным сопровождением или без него), за немногимиисключениями связанные со словом, поэтическим текстом.
Большой энциклопедический словарь

Духовная Музыка — музыка, связанная с текстами религиозного содержания ипредназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Каккомпонент культового ритуала входила в храмовое........
Большой энциклопедический словарь

Инструментальная Музыка — предназначена для исполнения на музыкальныхинструментах: сольная (с сопровождением или без него), ансамблевая иоркестровая.
Большой энциклопедический словарь

Камерная Музыка — инструментальная или вокальная музыка для небольшогосостава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт,трио и др.), романсы и песни.
Большой энциклопедический словарь

Конкретная Музыка — (франц. musique concrete) - музыкальное произведение,создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных звучаний,шумов, которые могут подвергаться различным........
Большой энциклопедический словарь

Музыка — издательство, Москва (отделение в Санкт-Петербурге). Основано в1918 как льный отдел Наркомпроса РСФСР, с 1931 - Музгиз, с 1964 -". Нотная и книжная музыкальная литература.
Большой энциклопедический словарь

Музыка Сфер — см. Гармония сфер.
Большой энциклопедический словарь

Поп-музыка — (англ. pop music - от popular music - популярная, общедоступнаямузыка), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательнойэстрадной музыки 20 в. В 1950-е гг. относилось лишь........
Большой энциклопедический словарь

Поп-рок-музыка — (англ. pop-rock music) - направление современнойпоп-музыки, тесно связанное с традициями музыки кантри. Представленопопулярными песенными и танцевальными жанрами.
Большой энциклопедический словарь

Прикладная Музыка — музыка, выполняющая определенные, не собственнохудожественные функции (в древних культурах - сопровождение обрядов,ритуалов, трудовые песни; в европейской традиционной........
Большой энциклопедический словарь

Программная Музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдилсловесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программныесочинения связаны с сюжетами и образами........
Большой энциклопедический словарь

Роговая Музыка — см. Роговой оркестр.
Большой энциклопедический словарь

Рок-музыка — (англ. Rock music от rock - качаться, трястись), типсовременной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальныхжанров негритянского городского фольклора 1920-30-х........
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :