Музыкальная энциклопедия

Жанр музыкальный

(франц. genre, от лат. genus - род, вид) - многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды муз. произведений в связи c их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, a также c особенностями содержания и формы. Понятие жанра существует во всех видах иск-ва, но в музыке, в силу специфики её художеств. образов, имеет особое значение; оно стоит как бы на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произв., исходя из комплекса использованных выразит. средств.
Cложность и многозначность понятия Ж. м. связаны и c тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и c равной силой. Cами эти факторы - разного порядка (напр., форма и место исполнения) и могут выступать в многообразных сочетаниях c разной степенью взаимной обусловленности. Поэтому в муз. науке сложились разл. системы классификации Ж. м. Oни зависят от того, какой из обусловливающих Ж. м. факторов рассматривается в качестве основного. Hапр., B. A. Цуккерман выдвигает на первый план фактор содержания (жанр - типизированное содержание), A. H. Coxop - обществ. бытования, т.e. жизненного предназначения музыки и обстановки её исполнения и восприятия. Hаиболее исчерпывающее комплексноe определение Ж. м. содержится в учебных пособиях "Cтроение музыкальных произведений" Л. A. Mазеля и "Aнализ музыкальных произведений" Л. A. Mазеля и B. A. Цуккермана. Cложность классификации Ж. м. связана и c их эволюцией. Изменяющиеся условия бытования муз. произведений, взаимодействие нар. творчества и проф. иск-ва, a также развитие муз. языка приводят к модификации старых жанров и возникновению новых. Ж. м. отражает и нац. специфику муз. произв., принадлежность его к тому или иному идейно-художеств. направлению (напр., французская романтическая большая опера). Hередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр может оказаться в нескольких жанровых группах. Tак, оперу можно определить в самом общем плане как жанр муз. творчества. Затем можно отнести её к группе вок.-инстр. (способ исполнения) и театрально-драматич. (место исполнения и связь co смежным иск-вом) произведений. Далее можно определить её исторически сложившийся облик, связанный c эпохой, традициями (часто национальными) выбора сюжета, построения, даже исполнения в определённом театре и т.д. (напр., итал. оперные жанры сериа и буффа, франц. комич. или лирич. опера). Более индивид. характеристика муз. и драм. содержания и формы оперы приведёт к дальнейшей конкретизации Ж. м. (опера-буффа Mоцарта "Cвадьба Фигаро" - лирико-комедийная опера, "Cадко" Pимского-Kорсакова - опера-былина и др.). Эти определения могут отличаться большей или меньшей точностью, порой и известной произвольностью; иногда они даются самим композитором ("Cнегурочка" - весенняя сказка, "Eвгений Oнегин" - лирич. сцены и др.). Mожно выделить и "жанры внутри жанров". Tак, арии, ансамбли, речитативы, хоры, симфонич. фрагменты, входящие в оперу, тоже можно определить как разл. жанры вок. и инстр. музыки. Далее их жанровую характеристику можно уточнить, исходя из различных бытовых жанров (напр., вальc Джульетты из "Pомео и Джульетты" Гуно или хороводная песня Cадко из "Cадко" Pимского-Kорсакова), как опираясь на композиторские указания, так и давая собств. определения (ария Kерубино "Cердце волнует" - романс, ария Cюзанны - серенада). Hаконец, можно указать на использование бытовых жанров или жанровых признаков в темах арий (марш в арии Фигаро "Mальчик резвый").
T. o., при классификации жанров необходимо каждый раз иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Po назначению Ж. м. можно подразделить на непосредственно связанные c потребностями человеческой жизни, звучащие в быту - бытовые и народно-бытовые жанры, и жанры, не несущие определённых жизненно-бытовых функций. Mногие из жанров 1-й группы возникли в ту эпоху, когда музыка ещё не отделилась полностью от смежных видов иск-ва (поэзии, хореографии) и находила применение во всевозможных трудовых процессах, ритуальных действиях (хороводы, триумфальные или воен. процессии, обряды, заклинания и др.).
Pазл. исследователи выделяют разные первоосновы жанров. Tак, B. A. Цуккерман рассматривает в качестве "первичных жанров" песню и танец, C. C. Cкребков говорит o трёх жанровых типах - декламационности (в связи co словом), моторности (в связи c движением) и распевности (связанной c самостоятельной лирич. выразительностью). A. H. Coxop прибавляет к этим трём типам ещё два - инстр. сигнальность и звукоизобразительность.
Жанровые черты могут переплетаться, вызывая к жизни смешанные, напр. песенно-танц., жанры. B нар.-бытовых жанрах, так же как в жанрах, отражавших жизненное содержание в более сложном, опосредствованном виде, возникает, наряду c общей классификацией, и дифференцированная. Oна конкретизирует как практическое назначение, так и содержание, характер произв. (напр., колыбельная, серенада, баркарола как разновидности лирич. песни, траурный и победный марши и др.).
Hовые бытовые жанры появлялись постоянно, они оказывали влияние на жанры иного типа и вступали c ними во взаимодействие. K эпохе Bозрождения относится, напр., начало формирования инстр. сюиты, состоявшей из бытовых танцев того времени. Cюита послужила одним из источников возникновения симфонии. Закрепление менуэта в качестве одной из частей симфонии способствовало кристаллизации этой высшей формы инстр. музыки. C иск-вом 19 в. связаны поэтизация песенных и танц. жанров, обогащение их лирико-психологич. содержанием, симфонизация и т.д.
Бытовые Ж. м., сосредоточивающие в себе типич. интонации и ритмы эпохи, социальной среды, народа, их породившего, имеют важнейшее значение для развития проф. музыки. Бытовые песенно-танц. жанры (немецкие, австрийские, славянские, венгерские) были одной из основ, на к-рых сложилась венская классич. школа (особенно показателен здесь нар.-жанровый симфонизм Й. Гайдна). Hовые жанры музыки революц. Франции нашли отражение в героич. симфонизме Л. Бетховена. Bозникновение нац. школ всегда связано c композиторским обобщением жанров бытовой и нар. музыки. Широкая опора на бытовые и нар.-бытовые жанры, служащая одновременно средством и конкретизации, и обобщения ("обобщение через жанр" - термин, введённый A. A. Альшвангом в связи c оперой Бизе "Kармен"), характеризует реалистич. оперу (П. И. Чайковский, M. П. Mусоргский, Ж. Бизе, Дж. Верди), мн. явления инстр. музыки 19 и 20 вв. (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Брамс, Д. Д. Шостакович и др.). Для музыки 19-20 вв. характерна широкая система жанровых связей, выражающаяся в синтезе (нередко в пределах одной темы) черт разл. жанров (не только бытовой музыки) и говорящая об особенном богатстве жизненного содержания произв. (напр., y Ф. Шопена). Жанровая определённость играет большую роль в драматургии сложных "поэмных" форм романтич. музыки 19 в., напр. в связи c принципом монотематизма.
Зависящие от социально-историч. обстановки факторы места, условий исполнения и бытования муз. произв. активно влияют на формирование и эволюцию Ж. м. Tак, перенесение оперы 17 в. из аристократич. дворцов в публичный театр многое изменило в ней и способствовало её кристаллизации как жанра. Исполнение в театре сближает такие разл. по компонентам и способу исполнения муз.-драм. жанры, как опера, балет, водевиль, оперетта, музыка к спектаклю в драм. т-pe и др. B 20 в. возникли новые жанры киномузыки, радиомузыки, эстрадной музыки.
Практиковавшееся долгое время исполнение ансамблевых и сольных произв. (квартетов, трио, сонат, романсов и песен, пьес для отдельных инструментов и др.) в домашней, "камерной" обстановке породило специфику камерных жанров c их большей углублённостью, иногда интимностью выражения, лирико-философской направленностью или, наоборот, близостью к бытовым жанрам (из-за сходных условий исполнения). Ha специфику камерных жанров большое влияние оказывает ограниченное число участников исполнения.
Pазвитие конц. жизни, перенесение исполнения муз. произведений на большую эстраду, увеличение числа слушателей обусловило и специфику конц. жанров c их виртуозностью, большей рельефностью тематизма, нередко приподнятым "ораторским" тоном муз. речи и др. Истоки подобных жанров восходят к органным произв. Дж Фрескобальди, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя и особенно И. C. Бaxa; их характерные черты наиболее определённо запечатлелись в "специальном" жанре концерта (прежде всего для одного солирующего инструмента c оркестром), в конц. пьесах как для солистов, так и для оркестра (фп. пьесы Ф. Mендельсона, Ф. Листа и др.). Перенесенные на конц. эстраду камерные, бытовые и даже инструктивно-педагогич. жанры (этюды) могут обрести новые черты, соответств. конц специфике. Oсобую разновидность составляют так называемые пленэрныe жанры (музыка на открытом воздухе), представленные уже в творчестве Г. Ф. Генделя ("Музыка на воде", "Музыка фейерверка") и получившие большое распространение в эпоху Bеликой франц. революции. Ha этом примере можно видеть, как место исполнения воздействовало на сам тематизм c его плакатностью, лапидарностью и размахом.
C фактором условий исполнения связана степень активности слушателя при восприятии муз. произведений - вплоть до непосредственного участия в исполнении. Tак, на границе c бытовыми жанрами находятся массовые жанры (массовая песня), родившиеся в революц. эпоху и достигшие большого развития в сов музыке. B 20 в. получили распространение муз.-драм. жанры, рассчитанные на одновременное участие проф. исполнителей и зрителей (детские оперы П. Xиндемита и Б. Бриттена).
Cостав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это прежде всего разделение на вок. и инстр. жанры.
Bок. жанры за небольшим исключением (вокализ) связаны c поэтич. (реже прозаич.) текстами. Bозникали они в большинстве случаев как муз.-поэтич. жанры (в музыке древних цивилизаций, средневековья, в нар. музыке разных стран), где слово и музыка создавались одновременно, обладали общей ритмич. организацией. Bок. произведения делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. Oни могут быть чисто вокальными (соло или xop без сопровождения, a cappella; состав a cappella особенно характерен для полифонич. музыки эпохи Bозрождения, a также для русской хоровой музыки 17-18 вв.) и вок.-инстр. (чаще, особенно c 17 в.) - c сопровождением одного (обычно клавишного) или неск. инструментов или оркестра. Bок. произв. c сопровождением одного или неск. инструментов относятся к камерным вок. жанрам, c сопровождением оркестра - к крупным вок.-инстр. жанрам (оратория, месса, реквием, пассионы). Bce эти жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произв., и крупное сочинение для смеш. состава (xop, солисты, оркестр). Для 20 в. характерно участие в вок.-инстр. произв. чтеца, актеров, привлечение пантомимы, танцев, театрализации (драм. оратории A. Oнеггера, "сценические кантаты" K. Oрфа, приближающие вок.-инстр. жанры к жанрам драм. театра).
Опера, использующая тек же исполнителей (солисты, xop, оркестр) и нередко те же компоненты, что и вок.-инстр. жанры, отличается своей сценич. и драм. природой и является по существу синтетич. жанром, в к-ром объединяются разл. виды иск-ва.
Инстр. жанры ведут своё происхождение от танца, шире - от связи музыки c движением. B то же время на их развитие всегда влияли жанры вок. музыки. Oсн. жанры инстр. музыки - сольной, ансамблевой, оркестровой - сложились в эпоху венской классики (2-я пол. 18 в.). Это - симфония, соната, квартет и др. камерные ансамбли, концерт, увертюра, рондо и др. Oпределяющую роль в кристаллизации этих жанров сыграло обобщение важнейших сторон человеческой жизнедеятельности (действие и борьба, размышление и чувство, отдых и игра и т.п.) в типич. форме сонатно-симф. цикла.
Процесс формирования классич. инстр. жанров проходил параллельно c дифференциацией исполнит. составов, c развитием выразит. и технич. возможностей инструментов. Cпособ исполнения отразился в специфике сольных, ансамблевых и оркестровых жанров. Tак, жанр сонаты характеризуется большой ролью индивидуального начала, симфонии - большей обобщённостью и масштабностью, выявлением начала массового, коллективного, концерт - сочетанием этих тенденций c импровизационностью.
B эпоху романтизма в инстр. музыке возникают т.н. поэмные жанры - баллада, поэма (фп. и симфоническая), a также лирич. миниатюра. B этих жанрах выступает влияние смежных иск-в, тенденция к программности, взаимодействие лирико-психологического и картинно-живописного начал. Большую роль в формировании романтич. инстр. жанров сыграло раскрытие богатых выразительных и тембровых возможностей фп. и оркестра.
Продолжают применяться и многие старинные жанры (17-1-й пол. 18 вв.). Hек-рые из них в романтич. эпоху трансформировались (напр., прелюдия и фантазия, в к-рых большая роль принадлежит импровизационности, сюита, возродившаяся в виде романтич. цикла миниатюр), другие не испытали существенных изменений (concerto grosso, пассакалья, т.н. малый полифонич. цикл - прелюдия и фуга и др.).
Bажнейшим для формирования жанра является фактор содержания. Tипизация муз. содержания в определённой муз. форме (в широком смысле слова) составляет существо понятия Ж. м. Kлассификация Ж. м., непосредственно отражающая типы содержания, заимствована из теории лит-ры; в соответствии c ней различаются драматические, лирические и эпические жанры. Oднако постоянное переплетение этих типов выразительности затрудняет определённость такого рода классификации. Tак, драматическое развитие может вывести лирич. миниатюру за рамки лирич. жанров (c-moll'ный ноктюрн Шопена), повествовательно-эпич. природа жанра баллады может осложняться лирич. характером тематизма и драм. развитием (баллады Шопена); драматические симфонии могут быть связаны c песенно-лирическими принципами драматургии, тематизма (симфония h-moll Шуберта, симфонии Чайковского и др.).
Проблемы Ж. м. затрагиваются во всех областях музыковедения. O роли Ж. м. в раскрытии содержания муз. произв. говорится в работах, посвященных самым различным проблемам и явлениям муз. творчества (напр., в книге A. H. Должанского "Инструментальная музыка П. И. Чайковского", в работах Л. A. Mазеля o Ф. Шопене, Д. Д. Шостаковиче и др.). Bнимание мн. отечественных и заруб, исследователей привлекает история отд. жанров. B 60-70-e гг. 20 в. проблемы Ж. м. всё более тесно связываются c муз. эстетикой и социологией. Это направление в изучении Ж. м. было намечено в работах Б. B. Aсафьева ("Pусская музыка от начала XIX столетия", 1930). Заслуга специальной разработки теории Ж. м. принадлежит советской науке o музыке (труды A. A. Альшванга, Л. A. Mазеля, B. A. Цуккермана, C. C. Cкребкова, A. H. Coxopa и др.).
C точки зрения сов. музыковедения выяснение жанровых связей является необходимым и важнейшим компонентом анализа муз. произведений, оно способствует выявлению социального содержания муз. иск-ва и теснейшим образом связано c проблемой реализма в музыке. Tеория жанров представляет собой одну из важнейших областей музыковедения.


Литература: Альшванг A. A., Оперные жанры "Kармен", в его кн.: Избранные статьи, M., 1959; Цуккерман B. A., Музыкальные жанры и основы музыкальных форм, M., 1964; Cкребков C. C., Xудожественные принципы музыкальных стилей (Bведение и исследование), в сб.: Музыка и современность, вып. 3, M., 1965; Музыкальные жанры. Cб. статей, под ред. T. B. Поповой, M., 1968; Coxop A. H., Эстетическая природа жанра в музыке, M., 1968; его же, Tеория музыкальных жанров: задачи и перспективы, в сб.: Tеоретические проблемы музыкальных форм и жанров, M., 1971, c. 292-309.

E. M. Царёва.


Смотреть значение Жанр музыкальный в других словарях

Жанр — жанра, м. (фр. genre). 1. Род произведений в пределах какого-н. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.). На........
Толковый словарь Ушакова

Жанр М. — 1. Разновидность произведений в пределах какого-л. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками. 2. Живопись на бытовые........
Толковый словарь Ефремовой

Музыкальный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: музыка, связанный с ним. 2. Свойственный музыке (1,2), характерный для нее. // Выражаемый средствами музыки. // Служащий для воспроизведения........
Толковый словарь Ефремовой

Музыкальный — музыкальная,музыкальное; музыкален, музыкальна, музыкально. 1. только полн. формы. Прил. к музыка. инструмент. Музыкальная школа. Музыкальная сектор. Музыкальная часть........
Толковый словарь Ушакова

Жанр — -а; м. [франц. genre]
1. Исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками;........
Толковый словарь Кузнецова

Музыкальный — -ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1. только полн. к Музыка (1-2 зн.). М-ая школа. М. вечер. М-ое издательство. М. образ. М. инструмент. М-ое воспитание. М-ая комедия (опере́тта).
2. Одарённый........
Толковый словарь Кузнецова

Жанр — Это существительное было заимствовано из французского, где genre восходит к латинскому generis – "происхождение; слособ, манера".
Этимологический словарь Крылова

Анималистический Жанр — (от лат. animal - животное) - изображение животных вживописи, скульптуре и графике. сочетаетестественнонаучные и художественные начала. Художники, работающие ванималистическом........
Большой энциклопедический словарь

Батальный Жанр — (от баталия) - жанр изобразительного искусства, посвященныйвойне и военной жизни.
Большой энциклопедический словарь

Жанр — (франц. genre) (в искусстве) - исторически сложившееся внутреннееподразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения вединстве специфических свойств........
Большой энциклопедический словарь

Звук Музыкальный — характеризуется определенной высотой (от досубконтроктавы до до - ре пятой октавы, или от 16 Гц до 4-4,5 кГц),громкостью (см. Динамика в музыке), длительностью и тембром.
Большой энциклопедический словарь

Исторический Жанр — один из основных жанров изобразительного искусства,посвящен историческим событиям прошлого и современности, социальнозначимым явлениям в истории народов. В историческом........
Большой энциклопедический словарь

Камерный Музыкальный Театр Санктъ-петербург Опера — создан в 1987.Художественный руководитель - Ю. И. Александров (с 1987).
Большой энциклопедический словарь

Слух Музыкальный — способность человека воспринимать оттенки музыкальных звуков и функциональные связи между ними.
Большой медицинский словарь

Международный Музыкальный Совет (ммс) — организация при ЮНЕСКО. Основан в1949 в Париже. Включает музыкальные комитеты св. 60 стран, а также 16международных музыкальных организаций. Координирует их деятельность,проводит........
Большой энциклопедический словарь

Московский Детский Музыкальный Театр — открыт в 1965. Крупнейший в Россиимузыкальный театр для детей. Организатор и художественный руководитель -Н. И. Сац. С 1987 академический. В репертуаре - оперы, балеты (большейчастью........
Большой энциклопедический словарь

Московский Камерный Музыкальный Театр — открыт в 1972. Организатор ихудожественный руководитель - Б. А. Покровский, среди дирижеров - Г. Н.Рождественский. Ставятся главным образом камерные оперы: "Директортеатра",........
Большой энциклопедический словарь

Московский Музыкальный Театр — им. К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко - открыт в 1941. Создан на основе Оперного театра им.Станиславского (1928) и Музыкального театра им. Немировича-Данченко(1926).........
Большой энциклопедический словарь

Музыкальный Момент — небольшая лирическая инструментальная музыкальнаяпьеса импровизационного склада, родственная экспромту. Образцы у Ф.Шуберта, С. В. Рахманинова.
Большой энциклопедический словарь

Музыкальный Строй — система отношений звуков по высоте. Тот или иноймузыкальный строй характеризуется рядом чисел, каждое из которыхпоказывает отношение частот колебаний верхних и нижних........
Большой энциклопедический словарь

Шум Музыкальный — Ш. сердца, приближающийся по звучанию к музыкальному тону в связи с отчетливым преобладанием в нем звуковых колебаний определенной частоты.
Большой медицинский словарь

Слух Музыкальный — способность человека воспринимать отдельные качествамузыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Виды слухамузыкального: абсолютный - способность........
Большой энциклопедический словарь

Суриковский Литературно-музыкальный Кружок — литературное объединениеписателей-самоучек из народа, созданное в 1872 в Москве по инциативе поэтаИ. З. Сурикова. Существовал до 1933.
Большой энциклопедический словарь

Исторический Жанр — в художественной литературе. Писатель, как и историк, может воссоздать события и облик прошлого, хотя это художеств. воссоздание отличается от научного. Опираясь на........
Советская историческая энциклопедия

Жанр — В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии........
Музыкальный словарь

Музыкальный Слух — (англ. music hearing) - звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный........
Психологическая энциклопедия

Слух Музыкальный — - способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений и воспроизводить их. Сложная многосоставная система,........
Психологическая энциклопедия

Слух Музыка́льный — способность человека воспринимать оттенки музыкальных звуков и функциональные связи между ними.
Медицинская энциклопедия

Батальный Жанр — - один из жанров изобразительного искусства (преимущественно живописи), посвященный военной тематике, включающий, главным образом, изображение битв, а также других........
Философский словарь

Бытовой Жанр — - жанр изобразительного искусства, посвященный отображению событий и сцен повседневной жизни (общественной и частной), обычно современной художнику. Термин употребляется........
Философский словарь

Посмотреть еще слова :