Музыкальная энциклопедия

Акустика музыкальная

(от греч. axoystixos - слуховой) - наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. А. м. исследует такие явления, как высота, громкость, тембр и длительность муз. звуков, консонанс и диссонанс, муз. системы и строи. Она занимается изучением муз. слуха, исследованием муз. инструментов и человеч. голосов. Одна из центральных проблем А. м. - выяснение того, как физич. и психофизиологич. закономерности музыки отражаются в специфич. законах этого иск-ва и воздействуют на их эволюцию. В А. м. широко используются данные и методы общей физич. акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса (физиологич. акустикой). А. м. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, инструментоведения, оркестровки и т.д.
Как раздел муз. теории А. м. зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Так, напр., математич. основы муз. систем, интервалов и строев были известны в Др. Греции (пифагорейская школа), в Ср. Азии (Ибн Сина), Китае (Люй Бу-вэй) и др. странах. Развитие А. м. связано с именами Дж. Царлино (Италия), М. Мерсенна, Ж. Совёра, Ж. Рамо (Франция), Л. Эйлера (Россия), Э. Хладни, Г. Ома (Германия) и мн. др. музыкантов и учёных. В течение долгого времени осн. объектом муз. акустики были численные соотношения между частотами звуков в муз. интервалах, строях и системах. Др. разделы появились значительно позднее и были подготовлены практикой изготовления муз. инструментов, педагогич. изысканиями. Так, закономерности построения муз. инструментов эмпирически отыскивались мастерами, акустикой певческого голоса интересовались певцы-исполнители и педагоги.
Значит. этап в развитии А. м. связан с именем выдающегося нем. учёного-физика и физиолога Г. Гельмгольца. В книге "Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки" ("Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik", 1863) Гельмгольц изложил результаты своих наблюдений и экспериментов над муз. звуками и их восприятием. В этом исследовании была дана первая законченная концепция физиологии звуковысотного слуха, известная под назв. резонансной теории слуха. Она объясняет восприятие высоты звука как результат резонансного возбуждения настроенных на разл. частоты волокон кортиева органа. Явления диссонанса и консонанса Гельмгольц объяснял биениями. Акустич. теория Гельмгольца сохранила ценность, хотя нек-рые её положения не соответствуют совр. представлениям о механизме слуха.
Большой вклад в развитие психофизиологии и акустики слуха внесли в конце 19 - нач. 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия). Исследования этих учёных расширили А. м. как науч. дисциплину; в неё вошло учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) разл. объективных сторон звуковых колебаний.
В 20 в.развитие А. м. характеризуется дальнейшим расширением сферы исследований, включением разделов, связанных с объективными характеристиками разл. муз. инструментов. Это было вызвано ростом муз. пром-сти, стремлением разработать для производства муз. инструментов прочную теоретич. основу. В 20 в.развивается метод анализа муз. звуков, основанный на выделении частичных тонов из сложного звукового спектра и измерении их относит. интенсивности. Методика эксперимент. исследований, опирающаяся на способы электроакустич. измерений, приобрела большое значение в акустике муз. инструментов.
Развитие радио и техники звукозаписи также способствовало расширению исследований по А. м. В центре внимания в этой области - проблемы акустики радиостудий и студий звукозаписи, воспроизведения записанной музыки, реставрации старых фонографич. записей. Большой интерес представляют работы, связанные с развитием стереофонич. звукозаписи и стереофонич. передачи музыки по радио.
Важный этап в развитии совр. А. м. связан с исследованиями сов. музыковеда и учёного-акустика Н. А. Гарбузова. В его работах наметилось и в значит. мере оформилось новое понимание самого предмета А. м. как раздела совр. теории музыки. Гарбузов разработал стройную теорию слухового восприятия, в к-рой центр. место занимает зонная концепция муз. слуха (см. Зона). Развитие зонной концепции привело к разработке методов расшифровки и анализа исполнительских оттенков в интонировании, динамике, темпе и ритме. При исследовании муз. творчества и восприятия, при изучении муз. произв. появилась возможность опираться на объективные данные, характеризующие муз. звучание, художеств. исполнение. Эта возможность существенна для разрешения многих музыковедческих проблем современности, напр. для выяснения соотношений интонации и лада в реально звучащем муз. произв., взаимосвязей исполнительского и композиторского компонентов художеств. целого, каким является звучащее, исполняемое, произв.
Если ранее А. м. сводилась гл. обр. к математич. объяснениям возникающих в муз. практике систем организации - ладов, интервалов, строев, то в дальнейшем акцент переместился на исследование объективными способами закономерностей исполнительского творчества и муз. восприятия.
Одним из разделов совр. А. м. является акустика певч. голоса. Существуют две теории, объясняющие механизм управления частотой колебаний голосовых связок - классич. миоэластич. теория и нейрохронаксич. теория, выдвинутая франц. учёным Р. Юссоном.
Акустикой электромузыкальных инструментов в СССР занимаются Л. С. Термен, А. А. Володин и др. Опираясь на метод синтеза звуковых спектров, Володин разработал теорию звуковысотного восприятия, согласно к-рой воспринимаемая человеком высота звука определяется его сложным гармонич. спектром, а не одной лишь частотой колебаний осн. тона. Эта теория представляет собой одно из крупнейших достижений советских учёных в области А. м. Развитие электромузыкальных инструментов вновь усилило интерес исследователей-акустиков к вопросам строя, темперации, возможностей управления свободной интонацией.
Являясь разделом теории музыки, А. м. не может рассматриваться как дисциплина, способная дать полное объяснение таких муз. явлений, как лад, строй, гармония, консонанс, диссонанс и др. Однако методы акустики и данные, получаемые с их помощью, позволяют музыковедам более объективно решать тот или иной науч. вопрос. Акустич. закономерности музыки в течение многовекового развития муз. культуры постоянно использовались для построения общественно значимой системы муз. языка, обладающей специфич. закономерностями, подчинёнными художеств.-эстетич. принципам.
Сов. специалисты по А. м. преодолели односторонность взглядов на природу музыки, характерную для учёных прошлого, к-рые преувеличивали значение физич. особенностей звука. Образцами применения данных А. м. в муз. теории являются работы сов. музыковедов Ю. Н. Тюлина ("Учение о гармонии"), Л. А. Мазеля ("О мелодии" и др.), С. С. Скребкова ("Как трактовать тональность?"). Концепция зонной природы слуха получила отражение в разл. музыковедч. работах и, в частности, в спец. исследованиях, посв. исполнительской интонации (работы О. Е. Сахалтуевой, Ю. Н. Рагса, Н. К. Переверзева и др.).
В числе задач, к-рые призвана решить совр. А. м., - объективное обоснование новых явлений лада и интонации в творчестве совр. композиторов, выяснение роли объективных акустич. факторов в процессе формирования муз. языка (звуковысотных, тембровых, динамич., пространственных и др.), дальнейшая разработка теории слуха, голоса, муз. восприятия, а также совершенствование методов исследования исполнительского творчества и восприятия музыки, методов, опирающихся на использование электроакустич. аппаратуры и техники звукозаписи.


Литература: Рабинович А. В., Краткий курс музыкальной акустики, М., 1930; Музыкальная акустика, сб. ст. под ред. Н. А. Гарбузова, М.-Л., 1948,М., 1954; Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; его же, Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; его же, Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; его же, Зонная природа динамического слуха, М., 1955; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; rимский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, "Изв. Акад. наук СССР". Серия физическая, 1949, т. XIII, No 6; Барановский П. П., Юцевич Е. Е., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956; rагс Ю. Н., Интонирование мелодии в связи с некоторыми её элементами, в сб.: Труды кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, вып. 1, М., 1960, с. 338-355; Сахалтуева О. Е., О некоторых закономерностях интонирования в связи с формой, динамикой и ладом, там же, с. 356-378; Шерман Н. С., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964; Применение акустич. методов исследования в музыкознании, сб. ст., М., 1964; Лаборатория музыкальной акустики, сб. статей под ред. Е. В. Назайкинского, М., 1966; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Володин A. A., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; его же, Электрический синтез музыкальных звуков как основа исследования их восприятия, "Вопросы психологии", 1971, No 6; его же, О восприятии переходных процессов музыкальных звуков, там же, 1972, No 4; Назайкинский С. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Helmholtz H. von, Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968, в рус. пер. - Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Riemann H., Die Akustik, Lpz., 1891; в рус. пер., M.,1898; Helmholtz H. von, Vorlesungen ьber die mathematischen Prinzipien der Akustik, в кн.: Vorlesungen ьber theoretische Physik, Bd 3, Lpz., 1879; в рус. пер. - СПБ, 1896; Kцhler W., Akustische Untersuchungen, Bd 1-3, "Zeitschrift fьr Psychologie", LIV, 1909, LVIII, 1910, LXIV, 1913; Riemann H., Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft), Lpz., 1891, 1921; Schumann A., Die Akustik, Breslau, (1925); Trendelenburg F., Einfьhrung in die Akustik, В., 1939, В.-(а. о.), 1958; Wood A., Acoustics, L., 1947; его же, The physics of music, L., 1962; Bartholomew W. T., Acoustics of music, N. Y., 1951; Lоbachowski S., Drobner M., Akustyka muzyczna, Krakуw, 1953; Culver Сh., Musical acoustics, N. Y., 1956; Acoustique musicale, composйe de F. Canac, в кн.: Colloques internationaux de Centre National de la Recherche scientifique..., LXXXIV, P., 1959; Drobner M., Instrumentoznawstwo i akustyka. Podrecznik dla srednich szkуL muzycznych, Kr., 1963; Reinecke H. P., Experimentelle Beitrдge zur Psychologie des musikalischen Hцrens, Schriftenreihe des Musikwissenschaftlichen Instituts der Universitцt Hamburg, Hamb., 1964; Taylor S., Sound and music: a non-mathematical treatise on the physical constitution of musical sounds and harmony, including the chief acoustical discoveries of professor Helmholtz, L., 1873, reprint, N. Y.-L., 1967; Backus J., The acoustical foundations of music, N. Y., (1969).

E. В. Назайкинский.


Смотреть значение Акустика музыкальная в других словарях

Акустика — ж. греч. наука о природе и законах звука; часть физики, звукословие. Акустический зал, по законам акустики устроенный, для отголоска (для голка, эхо), или для наголоса (резонанса).........
Толковый словарь Даля

Акустика — акустики, мн. нет, ж. (от греч. akustikos - слуховой). 1. Отдел физики, изучающий звук. 2. Условия слышимости музыки или речи в помещениях. В этом зале нельзя устраивать концертов........
Толковый словарь Ушакова

Акустика Ж. — 1. Область изучения звуковых явлений (в физике). 2. Особенности распространения звука в каком-л. помещении, обусловленные формой, материалами и т.п. постройками.
Толковый словарь Ефремовой

Акустика — -и; ж. [от греч. akustikos - слуховой].
1. Раздел физики, изучающий упругие волны от самых низких до самых высоких частот (инфразвук, звук, ультразвук и гиперзвук); учение о звуке........
Толковый словарь Кузнецова

Глухота Музыкальная — см. Амузия сенсорная.
Большой медицинский словарь

Акустика — , наука о звуке, преимущественно о свойствах звуковых волн. Архитекторы учитывают требования акустики при проектировании общественных зданий, таких как концертные........
Научно-технический энциклопедический словарь

Акустика — (от греч. akustikos - слуховой) - в широком смысле - разделфизики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких(1012 - 1013 Гц); в узком смысле - учение о звуке.........
Большой энциклопедический словарь

Архитектурная Акустика — изучает распространение звука в помещении,влияние отражения и поглощения звука ограждающими конструкциями наслышимость речи и музыки.
Большой энциклопедический словарь

Атмосферная Акустика — изучает распространение звука в атмосфере иисследует последнюю акустическими методами.
Большой энциклопедический словарь

Бесплатная Музыкальная Школа — музыкально-просветительская организация(1862-1917). Основана в Санкт-Петербурге Г. Я. Ломакиным (ее директор до1868) и М. А. Балакиревым (директор в 1868-1873 и 1881-1908). Впоследствииее........
Большой энциклопедический словарь

Слепота Музыкальная — (alexia musicalis) вид агнозии: утрата способности понимания нотного письма.
Большой медицинский словарь

Молекулярная Акустика — изучает акустическими методами (главным образом наосновании измерения скорости звука и его поглощения) атомно-молекулярнуюструктуру и свойства вещества.
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Акустика — наука, изучающая объективные физическиезакономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследуетсоотношения высот (частот колебаний), громкость (см.........
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Грамота — начальный музыкально-теоретический учебный курс.Включает нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, ее элементах ивыразительных средствах.
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Драма — одно из ранних названий оперы, в 19 в. вышедшее изупотребления.2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действиюи отсутствует деление на законченные номера.........
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Комедия — термин, применяемый к оперетте, а также к др. видаммузыкально-сценического произведения комедийного характера (комическаяопера, зингшпиль и т. п.).
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Форма — комплекс выразительных средств, воплощающих вмузыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.2)Строение, структура музыкального произведения.........
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Шкатулка — см. Механические музыкальные инструменты.
Большой энциклопедический словарь

Музыкальная Эксцентрика — трюковое исполнение музыки на обычных или наэксцентрических музыкальных инструментах (бокалах с водой, стиральныхдосках и др.).
Большой энциклопедический словарь

Нелинейная Акустика — раздел акустики, изучающий свойства звуковых волнбольшой амплитуды (интенсивности), для описания которых обычныеприближения линейной теории звука недостаточны и........
Большой энциклопедический словарь

Новая Русская Музыкальная Школа — см. "Могучая кучка".
Большой энциклопедический словарь

Строительная Акустика — раздел акустики, в котором изучают вопросызвукоизоляции и защиты от шума зданий (сооружений) и территории населенныхмест строительными (конструктивными) и архитектурно-планировочнымисредствами.........
Большой энциклопедический словарь

Физиологическая Акустика — изучает устройство и функции звукоизлучающей извуковоспринимающей систем человека и животных.
Большой энциклопедический словарь

Фраза Музыкальная — см. Музыкальная форма.
Большой энциклопедический словарь

Булаховы (музыкальная Семья) — Булаховы - музыкальная семья (преимущественно певцы): 1) Петр А. Б. пел в Москве в частном хоре (тенор), а затем на московской оперной сцене, выступая с большим успехом особенно........
Исторический словарь

Музыкальная Форма — Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты........
Музыкальный словарь

Акустика — 1. Отрасль физики, занимающаяся исследованием физических свойств звука. См. психоакустика. 2. Свойства помещения, которые влияют на слышимость звука.
Психологическая энциклопедия

Акустика Психологическая — (англ. psychoacoustics) - ветвь экспериментальной психологии, исследующая соотношения между звуковыми стимулами и ощущениями на основе субъективных суждений. Термин "А.........
Психологическая энциклопедия

Акустика Физиологическая — (англ. bioacoustics) - область физиологии органов чувств, занимающаяся изучением закономерностей процесса восприятия звуков слуховой системой и образования звуков органами........
Психологическая энциклопедия

Музыкальная Агнозия — См. амузия.
Психологическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :