Исторический словарь

Айхенвальд Юлий Исаевич

Айхенвальд, Юлий Исаевич, талантливый критик. Родился в 1872 году; сын популярного в Одессе раввина. В 1892 году окончил курс в Новороссийском университете по историко-филологическому факультету, получив золотую медаль за сочинение "Эмпиризм Локка и рационализм Лейбница". Поселившись в Москве, был секретарем Философского общества и редакции "Вопросов философии и психологии". Читает лекции по истории русской литературы на московских женских педагогических курсах, в университете имени Шанявского и на высших женских курсах (Герье). Часто, с большим успехом, читает публичные лекции в Москве и провинции. С 1895 года поместил ряд статей и рецензий в "Вестнике Воспитания", "Вопросах философии и психологии", Словаре Граната, "Курьере", "Научном Слове", петербургском "Слове" (критические фельетоны), в "Истории русской литературы XIX века" Овсянико-Куликовского, в собрании сочинений Пушкина под редакцией Венгерова и других. Особенно деятельное участие принимал в "Русских Ведомостях", где в 1895 - 1902 годах вел философскую библиографию, и в "Русской Мысли", где с 1902 года давал обзор драматического театра, а в 1907 - 1908 годах был членом редакции. Литературные характеристики А. вышли отдельным изданием под заглавием "Силуэты русских писателей", I выпуск в 1906 году (М., 2-е дополненное издание, М., 1908), II - в 1908 году (2-е исправленное издание, М., 1909), III - в 1910 году. Статьи педагогические и философские собраны под заглавием "Отдельные Страницы" (М., 1910). Отдельно вышли также книжка "Пушкин" (М., 1908) и брошюра "Валерий Брюсов" (М., 1910). Первые два выпуска "Силуэтов" удостоены Академией Наук в 1909 году почетного отзыва. А. переведена сказка Апулея "Амур и Психея" ("Пантеон Литературы", 1895); под его редакцией вышли книги Эллен Кей, "Век ребенка" (М., 1905), Ланге, "Женский вопрос", Маймона, "Введение в современную эстетику" (1909). С 1899 года в переводе и под редакцией А. выходит полное собрание сочинений Шопенгауэра. "Силуэты русских писателей" отводят А. заметное, весьма своеобразное место в современной критике. Общепризнанными можно считать его достоинства как замечательного стилиста. У него несомненно блестящий, образный слог; его статьи нечто вроде критических стихотворений в прозе. Отсюда известная их вычурность. Приподнятость А., однако, органически и свободно вытекает из его восторженного отношения к литературе. Те писатели, которых он любит, представляются ему пророками; каждое слово их полно священного значения, о них надо говорить молитвенно. Статьи А. являются попытками создания у нас чисто импрессионистской критики, задачи которой не столько истолковать автора, сколько передать впечатление, произведенное им на критика. Свои статьи о Пушкине А. так и называет "Отклики Пушкину". С этим крайним субъективизмом, в конце концов, можно было бы помириться как с особого рода творчеством. Но А. претендует и на объективное значение; ему кажется, что он рисует хотя и силуэтные, но все-таки портреты. Между тем, его силуэты нередко теряют всякое сходство с оригиналом, и это, главным образом, потому, что А. - историк литературы, намеренно игнорирующий историю. А. исходит из того, что искусство есть нечто абсолютно самодовлеющее и потому сознательно отказывается от анализирования писателя в связи с условиями места и времени. Опираясь на авторитет немецкого эстетика Меймана, А. желает убедить русского читателя, воспитанного на отзывчивости к этико-социальным запросам в искусстве и критике, что "великие мастера и их великие ценители не только не служат продуктами своей эпохи, не только не подчиняются ей, а, наоборот, часто выступают в резкой противоположности к ней и к современному обществу"; "художник, который делается рабом социальных запросов, унижает этим и свое искусство, и самое общество". Вследствие такого отношения к общественности, А. столь же тенденциозен, как и самые крайние из защитников утилитарного искусства. Для А. сатирик, бытовик, общественник, будь это сам Тургенев, заранее осужден. "Настоящее" художественное творчество интересуется только созерцанием природы, проблемами страстей и... отношением к Богу. На религиозные вопросы враждебное отношение А. к идейности не распространяется. - Лучше всего удался А. Пушкин, потому что он для него "божественный". Красиво передано А. "сладкое" очарование "Бахчисарайского фонтана", интересны замечания о "Скупом рыцаре", "Моцарте и Сальери". Слабее характеристики "Бориса Годунова" и "Евгения Онегина", именно потому, что здесь главную роль играют быт и реальная действительность. - Отдельные тома "Силуэтов" не однородны по общему тону. Благодаря первым "Силуэтам", за А. установилась репутация критика, "обсахаривающего" тех писателей, к которым относится хорошо. Это совершенно верно. Но уже во II т. "Силуэтов" А. с тою же неумеренностью, с которою он в I т. расточал похвалы, становится крайне нетерпимым по отношению к творчеству идейно-общественному, а в III т. резко отрицательные характеристики даже преобладают. В I т. очень содержательны этюды о Баратынском , Тютчеве , Гоголе , Лермонтове , Гаршине , Чехове . С особенною теплотою говорит А. о Чехове, в котором усматривает не столько пессимизм, сколько задушевную жалость ко всему несовершенному. В своем стремлении во всем отыскать элементы гармонии, критик усмотрел и в Лермонтове, в последние годы его жизни, "просветленное примирение с миром". Лермонтов познал смирение; он не гордый и не злой, он был только несчастен. "Тихая муза" Гаршина привлекает А. тем, что она дает так много "примирительных моментов" в изображении вековечной борьбы между добром и злом. "Неутомимая гуманность" Короленко умиляет критика, но он не отдает ему всей полноты своих симпатий, потому что в произведениях Короленко слишком много человека, и "не чуется космоса"; нехорошо, что он слишком ясен, что "ему чужд всякий мистицизм". Во II томе "Силуэтов" А. интересны характеристики Майкова , Щербины , Фета , Полонского ; полна истинного восторга, хотя в общем ничего нового не дает, характеристика Толстого ; замечательна колоритная статья о Достоевском . Безгранично высоко ставит А. Достоевского - на самую вершину мировой литературы; но, с восторгом созерцая нечеловеческую силу его духовной личности, он, вместе с тем, полон ужаса пред теми безднами греха и неверия, которые вскрыты его творчеством. Достоевский для него "писатель-дьявол", все его творчество - "собственная психология в лицах; все это - больное откровение его беспримерной души... Вопреки общепринятому взгляду можно думать, что Достоевский - великий атеист, не христианин, а именно антихрист". Тягостное впечатление производят статьи об Островском и Тургеневе . Тут стремление выбросить из истории литературы исторический элемент жестоко отомстило критику. Что сказать о характеристике Тургенева, в которой буквально ни одним словом не упомянуто об общественном значении "Записок охотника", "Рудина", "Накануне" и др.? Получился Тургенев без Тургенева. А. не стесняется говорить, что "Тургенев не глубок", что "во многих отношениях его творчество - общее место", что он серьезные явления жизни изображает "поверхностно и в тонах слишком легких", что образованность у него "неприятная". Совершенно освобождая себя даже от таких, например, общеизвестных фактов, как смелый разрыв Тургенева с новым поколением, критик решается утверждать, что Тургенев всегда помнил "про молодежь, не хотел уронить себя в ее глазах". И, единым взмахом пера уничтожив все, что отвело Тургеневу великое место в истории русской литературы, А. вслед за тем называет то, что в Тургеневе ему нравится: "Два приятеля", "Часы", "Рассказ отца Алексея". В характеристике Островского критик не хочет отделить бытописателя от тупости изображаемого им быта. Третий том "Силуэтов", посвященный писателям наших дней, идет еще дальше по пути произвольных толкований и немотивированных симпатий. Можно объяснить себе, почему А., с его культом полной отрешенности от злобы дня, нравится Бунин и совершенно не нравится Горький . Труднее понять, почему он сводит к нулю отрешенного от условий места и времени Леонида Андреева , и совершенно нельзя понять неслыханную резкость, с которою он обрушился на Брюсова . В чрезвычайной тщательности, с которою Брюсов отделывает свои стихи, критик-импрессионист, забыв "муки слова" даже в пушкинском тексте, усматривает доказательство того, что он от "Господа никакого таланта не получил". Не останавливаясь на других, чрезвычайно частых в А. капризах импрессионизма, нельзя не сказать, что, в конце концов, они вредят изящному дарованию А.С. Венгеров.


Смотреть значение Айхенвальд Юлий Исаевич в других словарях

Асанович Юлий Густавович — (ок. 1894 - ?). Социал-демократ. Рабочий. Член РСДРП с 1918 г. В конце 1921 жил в Уфимской губ. Местными чекистами характеризовался как "неактивный" партийный работник. Дальнейшая........
Политический словарь

Бройдо Марк Исаевич — (настоящее имя Мордух Мендельевич) (4 октября 1877, Свенцяны Виленской губернии, – 1937). Сын частного поверенного в Вильно. Студентом Петербургского технологического университета........
Политический словарь

Бройдо Марк Исаевич (мордух Менделевич) (парт. Псевдонимы: Яков, М. Брагин) — (4.10.1877, Виленская губ. - 1937, Лондон). Социал-демократ. Член РСДРП с 1897, В 1917 с.-д.-интернационалист. Член Союза металлистов. До 1917 шесть раз был в заключении. Один из участников........
Политический словарь

Гиршфельд Арнольд Исаевич — (? - ?). Сионист-социалист. В декабре 1927 содержался в Бутырской тюрьме (Москва). В июне - декабре 1928 в ссылке в Уральске. В марте 1929 прибыл в Палестину. Дальнейшая судьба неизвестна.........
Политический словарь

Голощёкин Филипп Исаевич — (настоящее имя Шая) (26 февраля 1876, город Невель Витебской губернии, – 28 октября 1941, посёлок Барбош Куйбышевской области). Из семьи подрядчика. Окончив зубоврачебную школу,........
Политический словарь

Гутман Юлий Исаевич — (1885- ?). Сионист-социалист, кожевник. 25.2.1921 арестован в Москве. В июне 1923 возможно находился в заключении. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Либер [наст. Фам. - Гольдман] (псевд. - Либер Марк, Марк, Исааков, Бер) Михаил Исаевич (исаакович) — (24.5.1880, Вильна - 4.10.1937). Социал-демократ. Один из основателей и лидеров Бунда. Член РСДРП. Служащий. Образование высшее. Член ЦК Бунда, член ЦК РСДРП. После Февральской революции........
Политический словарь

Мартов Юлий Осипович — (настоящая фамилия Цедербаум) (12 ноября 1873, Константинополь, – 4 апреля 1923, Шёмберг, Германия). Из семьи служащего. В 1891 поступил на естественный факультет Петербургского........
Политический словарь

Цедербаум Федор Исаевич [он Же Дневницкий Павел Николаевич] — (1883 - 27.8.1937, Ленинград). Социал-демократ. Член РСДРП с 1904. В 1906 арестован, бежал, эмигрировал в Швейцарию, был секретарем Г. В. Плеханова, работал в газете "Единство". Арестован........
Политический словарь

Айхенвальд — Юлий Исаевич (1872-1928) - российский критик и публицист.Представитель т. н. импрессионистической критики. В работах о русской изападноевропейской литературе ("Пушкин", 1908;........
Большой энциклопедический словарь

Юлий Ii — (Julius) - в миру Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere)(1443-1513), папа Римский с 1503. Племянник папы Сикста IV.Монах-францисканец, кардинал с 1471, папский легат во Франции (1480-84).Стремился........
Большой энциклопедический словарь

Юлий Цезарь — см. Цезарь.
Большой энциклопедический словарь

Айхенвальд, Юлий Исаевич — (род. 1872) — русский критик-импрессионист. Окончил Новороссийский университет по историко-филологическому факультету, сотрудничал, в журнале "Вопросы Философии и........
Большая биографическая энциклопедия

Альтман, Натан Исаевич — — русский художник; р. 1889 в Виннице. Учился в Одессе у Костанди, в 1911 несколько м-цев в Париже, с 1912 — в Ленинграде. В творчестве А. можно проследить следующие периоды:........
Большая биографическая энциклопедия

Амстердам, Абрам Исаевич — — один из первых видных деятелей Бунда (см.), род. в 1872 году в Витебске, в бедной семье, ум. в 1899 г. В 1885 г. А. поступил в московское Александровское еврейское ремесленное........
Большая биографическая энциклопедия

Антоновский, Юлий Михайлович — — писатель (под. в 1857 г.). Окончил курс наук в Имп. училище правоведения; ныне состоит мировым судьей в С.-Петербурге. Много переводил; написал "Джордано Бруно" (в изд.........
Большая биографическая энциклопедия

Арнольдов, Арнольд Исаевич — (р. 10.12.1915) — спец. в обл. теории культуры; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Получил высшее филол. образование, затем окончил асп. по филос. в МШИ им. В.ИЛенина. Участник........
Большая биографическая энциклопедия

Арсеньев, Юлий Константинов. — тульский губернатор, † 1873 г., сын
Большая биографическая энциклопедия

Арсеньев, Юлий Константинович — — тульский губернатор, почетный гражданин г. Петрозаводска, тайн. сов.; род. в 1818 г., ум. в Туле 4-го марта 1873 г., сын известного академика К. И. Арсеньева, он воспитывался........
Большая биографическая энциклопедия

Аршеневский, Петр Исаевич — — генерал-поручик, правитель Смоленского наместничества; ум. в 1803 г. Отец его, Исай Захарьевич Аршеневский, с 25-го декабря 1750 г. состоял в чине действительного статского........
Большая биографическая энциклопедия

Афанасьев, Юлий Иванович — Заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Московской медицинской академии с 1966 г.; родился 24 июля 1928 г. в г. Москве; окончил 1-й Московский медицинский институт........
Большая биографическая энциклопедия

Ахвердов, Федор Исаевич — — генерал-майор, из дворян, сын секунд-майора, род. в 1773 г., ум. в 1820 г. В 1788 г. он поступил в артиллерийский кадетский корпус, в 1791 г. был штык-юнкером; в 1793 г. — аудитором........
Большая биографическая энциклопедия

Ашенбреннер, Александр И Юлий — перевели с франц. книгу 1822
Большая биографическая энциклопедия

Бардах, Юлий Меирович (маркович) — — писатель и учитель; род. во Владимире-Волынском в 1827 г., ум. в Одессе не позже 1904 г. По преданию, Б. является потомком Самуила бен-Давида, автора "Taz" (комментатора........
Большая биографическая энциклопедия

Бах, Юлий Федорович — декоратор 1867
Большая биографическая энциклопедия

Блейхман, Юлий Иванович — — композитор; род. в 1868 г. Музыкальное образование получил у Соловьева и Римского-Корсакова, а также в Лейпцигской консерватории. В сезон 1893—94 гг. Б. организовал в СПб.........
Большая биографическая энциклопедия

Блументаль, Юлий Ив. — директор Лесн. деп.; † 1881 г. 30 мая, спец. писат.
Дополнение: Блументаль, Юрий Иван., директор Лесного департамента; † на 44 г. от роду 30 мая 1881 г.
Большая биографическая энциклопедия

Болотников, Иван Исаевич — — мятежник времен Шуйского.Он был холопом князя Телятевского, маленьким попал в плен татарам, был продан туркам, работал в оковах на турецких галерах и был освобожден........
Большая биографическая энциклопедия

Браудо, Александр Исаевич — — писатель и общественный деятель; род. в 1864 г. По окончании Юрьевского (Дерптского) университета стал писать в общих и специальных еврейских изданиях, вел обзор литературы........
Большая биографическая энциклопедия

Бройдо, Марк Исаевич — (род. 1878) — с.-д., меньшевик (партийный псевдоним — Яков). Будучи студентом Петербургского технологического ин-та, примкнул к с.-д. движению и был одним из организаторов........
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :