Исторический словарь

Ювелирное Искусство

- мастера-ювелиры древности жили и трудились в тесном общении с окружающим их миром и в своих работах воспроизводили то, что было для них знакомым, привычным, то, что входило в их жизнь и трудовые процессы, воспроизводили так, как видели и понимали. Вот почему в искусстве Египта был распространен лотос, а в искусстве Турции - кипарис и гранат. Из рук мастера-новгородца в XII в. выходит костяная ручка ножа в форме сига. Сиг вновь возрождается в XVII в. на сосудах, сделанных новгородскими серебряниками. Безбрежные рус. снега проявились в белых эмалевых фонах на серебряных изделиях Устюга Великого и Сольвычегодска. Рус. золотая и серебряная посуда повторяет мягкоокруглые формы народной деревянной и керамической посуды. Очень логичен и прост рус. орнамент. Он тесно связан с формой предмета, не спорит с ней, а подчеркивает ее архитектонику, ее основные линии. Как бы ни были стилизованы растительные узоры орнамента, в них всегда есть начало и завершение: стебли поднимаются из кольца, сходного с устьем, из цветка лилии (крина) или вазона; там, где стебли сходятся, они пропущены через скрепляющее их колечко или цветок. Спускаясь от верхней части (венца) чаши, братины, стакана или чарки, расположенной в заостренных книзу клеймах, орнамент как бы стекает по округлым стенкам, тем самым подчеркивая сужающуюся вниз форму сосудов. Ритмичный узор непрерывно вьющегося стебля или же два переплетающихся стебля опоясывают верхнюю часть сосуда, обрамляют оклад иконы и делают законченной композицию. Основными источниками для орнаментальных мотивов были природа, народное искусство, архитектурный декор и книжный орнамент и иллюстрации. Проникли в него и античные мотивы, и византийские каноны. Главный мотив орнаментации рус. ювелирных изделий - растительный. В более древнее время (XII-XVI вв. орнамент более стилизован, а к концу XVII в. приближается к реальной природе. С XII по XVI в. часто повторяется орнамент из крупных стилизованных цветов, расположенных в полукругах, образованных изгибом вьющегося стебля. Тот же мотив в грузинской чеканке XI-XII вв. более четок. Для XIV в. характерны сложные узоры плетения различных рисунков и крупный, сильно стилизованный растительный орнамент. В XV в. орнамент особенно тонок и изящен, характерен крестчатый растительный орнамент с широкими, как бы расплющенными листьями и стеблями. Орнамент XVI в. четок и строго ритмичен, густота и перегрузка украшениями возникает лишь к концу века. В XVII в. орнамент сильно изменяется: он становится узорчатым, густым и трудночитаемым. К концу XVII в. орнамент теряет свой условный характер, растения изображаются во все более естественном положении, напр. цветы на стебельках, как бы растущих из земли, и т.п. К концу XVII - началу XVIII в. чаще появляются плоды и ягоды, иногда целыми гирляндами и связками. Вместо контурных условных фигур изображаются объемные фигуры в движении, многофигурные сцены, заключенные в красивые рамки из цветов. Реалистическое изображение природы сохраняется и в XVIII в., но с этого времени рус. искусство, сохраняя самобытность, повторяет этапы развития западноевропейского искусства. Особенно долго задерживается в Москве и провинции рококо с его отсутствием углов и асимметрией в орнаменте. Петербурге же в XVIII в. зарождается орнамент классицизма с его стремлением приблизиться к античным образцам: характерны тонкие гирлянды и венки из листьев, цветков, бус, подвешенные ленты и полотенца, медальоны, вазы, архитектурные детали, руины с фигурами людей и животных, амуры, сфинксы, грифоны и т.п. На них много полированной глазури, часто орнаментирован только край. В 40-х г. XIX в. наряду с элементами классики наблюдается и возврат к беспокойным завиткам рококо, кавинам и цветам, покрывающим прямоугольные предметы. Это "ложное рококо". Наблюдается в эти годы и "ложная готика". Во второй половине XIX в. создается стилизованный (псевдорус.) орнамент в виде плетенки из трав, но более сухой и размеренный. На одном предмете в это время можно видеть смешение разных стилей - классический меандр и густые травы рус. средневековья и т.п. В конце XIX и начале XX в. появляется стиль модерн в орнаментации, для которого характерно переплетение разных стилей (средневековых рус., готики, рококо, классики и т.п.). Цветы, излюбленный мотив рус. орнамента, передаются натуралистично, вместе с насекомыми, червями, улитками, летучими мышами. Обычным, а нередко и единственным украшением рус. изделий из драгоценных металлов были надписи, выполненные вязью, т.е. декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент. Древнейшие надписи немногословны, буквы размещены свободно и не связаны между собой. С XV в. встречается уже вязь, которая с годами делается все труднее для чтения. В XVII в. длиннейшие тексты на небольшом пространстве производят впечатление орнамента. На широких бортах псковских серебряных блюд XVI - XVII вв. нарядные буквы украшены личинами, листьями, розетками. Москве в XVII в. вязь была более строгой, сухой, а в Ярославле, напротив, любили округлые и затейливые буквы в сочетании с пышным орнаментом из плодов, цветов и т.п. В новгородских надписях окончания слов смягчались ("ковшь", "стакань"). До конца XVII в. они были очень многословны, с сентенциями типа "невинно вино, но проклято пьянство" и т.п. В XVII в. серебряные чаши приобретают значение орденов, на которых перечисляются заслуги награжденного. С XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляются гербы. Большинство мастеров имели личные клейма, которые наносились на предметы, изготовленные ими. Изучение клейм помогает определить время и место изготовления того или иного изделия. Кроме того, ставились и пробы металла. Напр., в XVII в. на серебряных изделиях ставили клеймо ЛЕВ, а в XVIII в. - 62, 72, 74; со второй половины XVIII в. на серебро ставилось клеймо-проба 76, 82; в XIX в. - 84; в XX в. - 87, 88, 90, 91, 94. На изделиях из золота, серебра и платины в СССР ставилось клеймо с шифром инспекции пробирного надзора в сочетании с клеймом-пробой, на которой указаны цифра пробы или буквы НП, что означает, что данное изделие содержит драгоценный металл ниже минимальной установленной пробы (не соответствует пробе). Установить по характеру орнамента, форме изделия, надписям, клеймам и пробам дату предмета - значит определить его историческую ценность и, следовательно, принять меры к его сохранности от переделки, переплавки. Ценность древних украшений постоянно увеличивается. Это приводит к их хищениям, переплавке и т.п. В результате многие ценные памятники искусства погибли. Не случайно, напр., работы серебряников местных центров Руси в основном известны нам по предметам церковного культа, которые бережно хранились веками в ризницах церквей и монастырей, в то время как светская утварь, в угоду менявшейся моде, переплавлялась и переделывалась.


Смотреть значение Ювелирное Искусство в других словарях

Искусство — искусства, ср. 1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. 2. Отрасль творческой художественной деятельности.........
Толковый словарь Ушакова

Искусство — Творческая художественная деятельность.
Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее,........
Словарь эпитетов

Искусство Ср. — 1. Творческая художественная деятельность. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. 3. Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности;........
Толковый словарь Ефремовой

Искусство — -а; ср.
1. Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность. Произведение искусства. Деятели искусства.........
Толковый словарь Кузнецова

Искусство — - одна из форм общественного сознания, воспроизводящая действительность художественно-образными способами. К искусству относятся живопись, музыка, театр (в широком........
Политический словарь

Искусство Внутренней Дипломатии — - совокупность отношений власти зависящих от оригинальности политического мышления правительства и торитической разработки им политических концепций, производных........
Политический словарь

Изделие Ювелирное — изделие тонкой обработки из драгоценных камней и металлов.
Экономический словарь

Искусство Для Искусства / Культурная Ценность (art For Art Sake / Cultural Value) — Искусство для искусства - понятие, акцентирующее самостоятельную ценность и роль искусства в противовес его инструментальному или социально-экономическому значению.........
Экономический словарь

Искусство И Культура (arts And Culture) — Многие люди с большей легкостью дадут определение слову "искусство", нежели слову "культура". Термин "искусство" включает в себя следующие виды художественной деятельности........
Экономический словарь

Искусство Коммерческое — совокупность знаний, приемов и методов, позволяющих предпринимателю эффективно вести дела.
Экономический словарь

Искусство На Рабочем Месте (arts-work) — Данный термин применяется для обозначения различных ситуаций, в которых художественный опыт приобретается в рабочей обстановке, "без отрыва от производства". Это понятие........
Экономический словарь

Поп-искусство — -а; ср. = Поп-а́рт.
Толковый словарь Кузнецова

Искусство — Заимствовано из старославянского, где было образовано от искусъ – "испытание". См. .
Этимологический словарь Крылова

Коммерческое Искусство — - совокупность знаний, приемов и методов, позволяющих предпринимателю эффективно вести дела.
Юридический словарь

Абстрактное Искусство — (абстракционизм - беспредметное искусство,нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре 20 в.,заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность........
Большой энциклопедический словарь

Античное Искусство — название древнегреческого и древнеримского искусства,возникшее в эпоху Возрождения. Зародилось в южной части Балканского п-ва,на о-вах Эгейского арх. и западном побережье........
Большой энциклопедический словарь

Бедное Искусство — (итал. arte povera) - термин, которым итальянскаякритика 1960-х гг. обозначила направление, близкое концептуальномуискусству и минимализму (наиболее известные его представители........
Большой энциклопедический словарь

Беспредметное Искусство — см. Абстрактное искусство.
Большой энциклопедический словарь

Военное Искусство — теория и практика подготовки и ведения военныхдействий на суше, море и в воздухе; теория военного искусства - частьвоенной науки.
Большой энциклопедический словарь

Вокальное Искусство — см. Пение.
Большой энциклопедический словарь

Дегенеративное Искусство — (от нем. Entartete Kunst) - уничижительныйтермин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистскиенаправления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив........
Большой энциклопедический словарь

Декоративно-прикладное Искусство — область декоративного искусства:создание художественных изделий, имеющих практическое назначение вобщественном и частном быту, и художественная обработка утилитарныхпредметов........
Большой энциклопедический словарь

Декоративное Искусство — род пластических искусств, произведения которогонаряду с архитектурой художественно формируют окружающую человекаматериальную среду и вносят в нее эстетическое........
Большой энциклопедический словарь

Древнерусское Искусство — искусство древнерусских государственныхобразований 9-13 вв. Вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры ипередовой опыт искусства Византии и балканских стран,........
Большой энциклопедический словарь

Земляное Искусство — см. Лэнд-арт.
Большой энциклопедический словарь

Изо-искусство — (изо-творчество) - сокращенное обозначение всей совокупностивидов изобразительного искусства.
Большой энциклопедический словарь

Изобразительное Искусство — издательство, Москва. Основано в 1930.Художественно-изобразительная продукция (репродукции, альбомы, открытки ипр.), книги по искусству.
Большой энциклопедический словарь

Искусство — художественное творчество в целом - литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладноеискусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности........
Большой энциклопедический словарь

Искусство Для Искусства — ("чистое искусство") - название рядаэстетических концепций, утверждающих самоцельность художественноготворчества, независимость искусства от политики и общественных........
Большой энциклопедический словарь

Искусство И Художественная Промышленность — ежемесячный иллюстрированныйжурнал, в 1898-1902 издавался в С.-Петербурге Обществом поощренияхудожеств под редакцией Н. П. Собко.
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :