Исторический словарь

Абд Ал-маджид I

Турецкий султан из династии Османов, правивший в 1839-1861 гг. Сын Махмуда II. Род. 25 апр. 1823 г. ? 25 июня 1861 г. Абд ал-Маджид очень мало походил на своего отца, великого султана-реформатора Махмуда II. Он был физически слабым, болезненным, изнеженным, чувственным и слабовольным человеком, подверженным чужому внушению. Однако, хотя он и не унаследовал от своего отца его редкие деловые качества, Абд ал-Маджид имел искренние намерения продолжать начатое тем дело. Он понимал необходимость преобразований, соответствующих требованиям времени, которые должны были вытащить Турцию из трясины отсталости, улучшить ее экономическое и внутриполитическое положение, а также повысить ее вес в международных отношениях. По словам британского посла Стретфорда Каннинга, Абд ал-Маджид имел "приятную внешность, трезвость суждений, четкое понимание долга, чувство собственного достоинства без горделивости и чувство человечности, настолько редкое, если вообще когда-либо проявлявшееся лучшими из его предков. Его наклонности побуждали его к проведению реформ, основываясь на умеренных и либеральных принципах. У него не было достаточно энергии, чтобы давать начало мероприятиям такого рода, но он был рад санкционировать их и способствовать их внедрению". Не умевший, как отец, действовать постоянно в одиночку, Абд ал-Маджид нуждался в поддержке хороших, пользующихся доверием советчиков. (Однажды он признался Стретфорду, что "если бы он смог найти десять пашей, чтобы сотрудничать с ними, он был бы уверен в успехе нововведений".) В начале правления Абд ал-Маджида главным вдохновителем преобразований был Мустафа Рашид-паша, служивший при Махмуде II турецким послом в Англии и Франции, а затем назначенный министром иностранных дел. Именно Рашид-паша подготовил первую в истории Турции официальную программу реформ, известную как "Гюльханейский священный указ". Этот указ был прочитан в торжественной обстановке 3 ноября 1839 г. в павильоне Большого Сераля в присутствии султана, его двора, а также большого число иностранных дипломатов и стал первым из серии подобных реформаторских документов, известных в дальнейшем под общим названием танзимата (от арабского "танзим" - упорядочение). В документе в четко продуманной форме содержались те планы и идеи, которые начали обретать очертания в последние годы правления Махмуда и которые теперь должны были стать основой нового устройства османского государства. Указ провозглашал свободу и неприкосновенность жизни, чести и достоинства, а также собственности граждан не зависимо от их национальности и вероисповедания. В нем объявлялось о намерении султана реформировать систему налогообложения, уничтожить разорительную практику откупов, упорядочить набор в армию и учредить честное судебное разбирательство на основе закона, которое сделало бы невозможным наказание подданных без приговора суда. Для конкретной разработки законов, которые позволили бы воплотить в жизнь идеи танзимата, в 1840 г. был создан Высший совет юстиции. Члены совета (назначаемые самим султаном) могли свободно излагать свое мнение, а Абд ал-Маджид связал себя обязательством одобрять принимаемые большинством голосов решения. Таким образом, все как будто благоприятствовало продолжению политики реформ, и Рашид-паша энергично взялся за работу. В короткий срок им было подготовлено несколько важных законопроектов, касавшихся реформирования многих сторон политической и экономической жизни Османской империи, однако реализовать их на этот раз не удалось. В 1841 г. по требованию улемов султан отправил Рашид-пашу в отставку. Дело реформ было отдано в руки известных реакционеров Риза-паши и визиря Иззет Мехмеда. Именно Риза, назначенный главнокомандующим, провел давно назревшую реорганизацию турецкой армии. Регулярная армия, созданная Махмудом II, комплектовалась в порядке принудительного набора. Законом было установлено, что набору подлежат лица мужского пола в возрасте 15-40 лет. Однако никакого порядка в наборе не существовало. Вербовщики хватали подростков моложе 15 и мужчин старше 40 и даже 50 лет, холостых и женатых, здоровых и больных. Иногда забирали в одной семье всех мужчин подходящего по внешнему виду возраста. Лиц, набранных подобным образом, сковывали цепями и доставляли на ближайший сборный пункт. Опасаясь дезертирства новобранцев, их содержали как арестантов, под сильной охраной. Призванные в армию солдаты фактически на всю жизнь оказывались на военной службе, напоминавшей каторгу, и теряли всякую связь со своими семьями и хозяйством. Вред, наносимый стране и населению хаосом, царившим при вербовке, был огромный, не говоря уже о том, что военные наборы неоднократно становились причиной восстаний. Все это предстояло исправить в результате реформы. В декабре 1843 г. специальным султанским фирманом был введен в действие так называемый "Новый порядок набора рекрутов". Он разделил армию на два вида войск: войска активной службы - низам, в которых служили пять лет; и резервные войска - радиф, в которых демобилизованные солдаты после возвращения домой служили еще семь лет (по одному месяцу в течение каждого года). Призыву отныне подлежали только молодые люди, достигшие 20-летнего возраста. От каждой семьи разрешалось брать не более одного человека. Эта военная реформа, которую в целом следует оценить позитивно, была единственным полезным деянием Риза-паши, человека беспринципного, склонного ко всяким темным авантюрам. В 1845 г. он был уволен за казнокрадство. Министром иностранных дел, а потом и великим визирем был назначен вернувший расположение султана Рашид-паша. При нем продолжилось реформирование турецкой государственной системы. В 1850 г. был принят новый торговый кодекс, а в 1858 г. введен в действие обновленный уголовный кодекс. Первый из них стимулировал создание торговых компаний, банков, страховых обществ и других институтов капиталистической экономики. Второй - смягчил и отменил наиболее варварские средневековые наказания. Однако развитие промышленности и торговли тормозилось сильным расстройством турецкой финансовой системы. Из-за постоянного дефицита бюджета многие из прежних султанов прибегали к сознательной порче монеты. В результате курс турецкой национальной валюты пал до предельно низкого уровня. В 1852 г. Абд ал-Маджид издал указ о создании Оттоманского банка, устроенного по европейскому образцу. За этим последовало введение бумажных денег в форме долгосрочных казначейских обязательств. Старые металлические деньги были изъяты и вместо них отчеканены новые, европейского образца, с обеспечением в виде золотого фунта. Это на некоторое время укрепило финансы, но не решило проблему дефицита. Для его покрытия стали прибегать к иностранным займам, которые гасились за счет новых займов. Начиная с 1858 г. стал стремительно расти внешний долг Османской империи. С середины XIX в. реформы начали утрачивать свой энергичный характер. Султан, уставший от преобразований, стал проявлять апатию к государственным делам. Он все больше уходил в частную жизнь и тратил огромные суммы на свой гарем и строительство нового дворца Долмабахче на европейском побережье Босфора. Построенный в европейском стиле неоренессанса, дворец отличался изысканным орнаментом в стиле рококо, поражал мраморными залами, сверкавшими позолотой, хрусталем, гипсом и порфиром; потолками, расписанными французскими и итальянскими художниками; тронным залом, украшенным крупнейшими в мире зеркалами. Постель султана в его спальне была изготовлена из чистого серебра. Этот дворец был более приспособлен к современным условиям, чем старый Сераль, и султан устраивал здесь приемы на европейский образец, отличавшиеся показной роскошью и богатством. Абд ал-Маджид вообще питал слабость ко всему иноземному, любил европейскую музыку, говорил по-французски, завел при дворе небольшой театр и оперетту. Другой причиной, замедлившей проведение реформ, стала новая большая война с Россией, разразившаяся в 1853 г. Внешним поводом к ней послужил вопрос о "святых местах". Весной 1853 г. в Стамбул была направлена русская миссия во главе с князем А.С. Меншиковым. Ей было поручено не только в ультимативном порядке обеспечить преимущественные права православной церкви в "святых местах" (Иерусалиме и Вифлееме), но и добиться признания за Российской империей права покровительства всем православным подданным султана. Последнее требование было отвергнуто Абд ал-Маджидом. Тогда российский император Николай I решил надавить на султана посредством военной силы. В июле русские войска форсировали Прут и вошли в Молдавию и Валахию. После того как дипломатическими средствами уладить конфликт не удалось, султан в октябре объявил России войну. Она развернулась сразу на Дунайском и Кавказском театрах, а также на море. В ноябре в Синопской бухте произошло большое сражение между русской и турецкой эскадрами, закончившееся полной победой русских. Все турецкие корабли, кроме одного, были потоплены. В декабре турецкая армия потерпела сокрушительное поражение у села Башкадыклар (между Карсом и Александрополем). Эти успехи русского оружия вызвали тревогу у союзников султана. В начале 1854 г. объединенный англо-французский флот вошел в Черное море. В феврале Англия и Франция объявили войну России. Весной 1854 г. русская армия переправилась через Дунай и подступил к Силистрии. Турецкий гарнизон стойко выдерживал осаду, которая велась, не считаясь с потерями. В конце июня, так и не добившись успеха, русские отступили. (Угроза войны со стороны Австрии, недавно подписавшей соглашение с Портой, заставила Николая I отозвать свою армию из Валахии и Молдавии.) С этого момента основная тяжесть войны легла на Францию и Англию, армии которых высадились в Крыму и приступили к осаде Севастополя. Турки играли в ней лишь второстепенную роль. В сентябре 1855 г. после падения Севастополя активные боевые действия на европейском театре прекратились. В Закавказье война продолжалась, и в ноябре здесь была захвачена крепость Карс. Весной 1856 г. подписанием Парижского мирного договора Крымская война завершилась. Территориальные изменения, происшедшие в результате нее, были минимальны: Россия вернула Турции Южную Бесарабию и дельту Дуная, захваченную в 1812 г., а также уступила ей в обмен на Севастополь захваченный Карс. В послевоенные годы Абд ал-Маджида занимали уже не столько внутренние преобразования, сколько проблема внешнего долга. Чтобы оплатить стоимость Крымской войны, султан занял значительные суммы у своих французских и британских союзников. Вернуть эти деньги он оказался не в состоянии. Имперская казна была практически пуста, выплаты жалования военнослужащим не производились, стоимость жизни росла, и беднеющее население становилось все более враждебным как в отношении реформаторов, так и по отношению к иностранцам. Неудачи сломили султана. Он утратил интерес к государственным делам и все чаще уединялся в своем дворце Топкапу. Пьянство и чрезмерное сладострастие разрушали его слабое здоровье. В результате совсем еще молодой султан скончался в июне 1861 г., имея от роду всего 38 лет.


Смотреть значение Абд Ал-маджид I в других словарях

Мухаммад Ибн Абд Аль-ваххаб — (1703– 1791) – основатель религиозного и общественно-политического движения в Аравии, названного по его имени «ваххабизмом». В начале XIX века ваххабиты под руководством........
Политический словарь

Абд Аль-кадир — (Абд аль-Кадер) (1808-1883) - вождь восстания противфранцузских завоевателей в Алжире в 1832-47. Под руководством Абдаль-Кадира восставшие племена нанесли французским войскам........
Большой энциклопедический словарь

Абд Аль-крим — (Абд аль-Керим) (1882-1963) - вождь восстания рифских племенМарокко и глава Рифской республики (1921-1926). После подавления восстаниясослан. В 1948-56 в Каире возглавлял Комитет освобождения Сев. Африки.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Абд Раббихи (860-940) — испано-арабский поэт и прозаик. Лирическиестихи. Составитель прозаической антологии по литературе и истории 7-8 вв."Уникальное ожерелье".
Большой энциклопедический словарь

Абд-ыл-лат'ыф (абд-эль-летиф, Абд-эль-латыф) — (Абдыл Латыф) — младший сын, от дочери Темира (Нур-Салтан) казанского царя Ибрагима, умер в 1478 г. Абд-ыл-Лат'ыф в 1485 г. назывался казанцами малолетним, а в 1497, по просьбе........
Большая биографическая энциклопедия

Алтышев, Абд-рей-шит Усейнов — переводчик татарск. языка, оказав. много услуг русск. прав. при Анне и Елиз.; р. 1707
Большая биографическая энциклопедия

Бейбутов, Рашид Маджид-оглы — Азербайджанский эстрадный певец (лирический тенор), народный артист СССР (1959), родился в 1915 г. Директор, художественный руководитель и солист Азербайджанского государственного........
Большая биографическая энциклопедия

Абд-аль-азиз — (1878-1943) - султан Марокко (1894-1908). В 1903 прибег к кабальному займу в 22,5 млн. фр. у Франции, Англии и Испании. В 1904 франц. банкиры навязали А. новый кабальный заем в сумме 62,5 млн.........
Советская историческая энциклопедия

Абд-аль-ваххаб — Хасан Хусни (р. 21. VI. 1884) - тунис. историк. Директор Нац. ин-та археологии и ис- кусств в г. Тунисе (с 1957). Чл. ряда иностр. академий. Опубликовал более 25 крупных работ и ок. 10........
Советская историческая энциклопедия

Абд-аль-кадир — Насир-ад-дин ибн Мухиддин аль-Хасани (1808-26.V. 1883), - руководитель освободит. борьбы алж. народа против франц. колонизаторов, нац. герой Алжира. Принадлежал к влиятельному........
Советская историческая энциклопедия

Абд-аль-кадира Восстание — нар. восстание за независимость Алжира, против франц. оккупантов в 1832-47 под рук. Абд-аль-Кадира. В июне 1830 франц. экспедиц. корпус высадился в Алжире с целью захвата страны.........
Советская историческая энциклопедия

Абд-аль-керим — Мухаммед ибн Абд-аль-Керималь-Хаттаби (р. 1881 или 1882), - политич. и гос. деятель Марокко. Сын вождя одного из рифских племен. Получил богословское образование; с 1910 был преподавателем,........
Советская историческая энциклопедия

Абд-аль-малик — (646 или 647-705) - халиф (с 685) из династии Омейядов. А. подавлял выступления Абдаллаха ибн аз-Зубейра в Мекке и его сторонников в Ираке (685-692), Амра ибн Саида аль-Ашдака в Дамаске........
Советская историческая энциклопедия

Абд-аль-хафиз — Мауля Абд-аль-Хафиз (1875-1937), - султан Марокко (1908-12). Провозглашен султаном в результате восстания племен против его брата Абд-аль-Азиза. Придя к власти, признал все неравноправные........
Советская историческая энциклопедия

Абд-ар-раззак — Самаркандский (1413-1482) - среднеазиатский историк. Родился и умер в Герате; большую часть жизни провел в Самарканде. Как дипломат Тимуридов побывал в Индии (1441-44), в Гиляне........
Советская историческая энциклопедия

Абд-ар-раззак Думбули — (1763-1828) - придворный историограф иран. шахов. По происхождению - курд из Юж. Азербайджана. Автор труда "Памятники султанские" ("Маасире сольтание"), в к-ром изложена история........
Советская историческая энциклопедия

Ибн Абд Раббихи — Абу Омар Ахмед ибн Мухаммед (860-940) - араб. поэт, филолог и историк. Род. в Кордове. Составленная им антология "Редкостное ожерелье" ("аль-Икд аль-фарид") содержит ценные сведения........
Советская историческая энциклопедия

Ибн Маджид — Ахмед (р. прибл. в 30-х гг. 15 в. - г. смерти не уст.) - араб. лоцман и теоретик мореплавания. В 1498 вел корабли Васко да Гамы от вост. побережья Африки до Калькутты. Написал ок.........
Советская историческая энциклопедия

Мухаммед Ибн Абд-аль-ваххаб — (1703-87) - основоположник и идейный вдохновитель движения ваххабитов. Род. в Уайна (Неджд); учился в Медине. Много путешествовал по странам Бл. и Ср. Востока. Вернувшись на........
Советская историческая энциклопедия

Абд. Хир. — абдоминальная хирургия
Словарь аббревиатур

Ибн Туфейль, Абу Бекр Мухаммед Ибн Абд-аль-малик, Лат. Абубацер (abubacer) — (род. в нач. 12 в. - ум. 1185) - араб, философ, ученый, государственный деятель; визирь и лейб-медик второго халифа из династии Альмохадов Абу Якуба Юсуфа (И63-1184). Вел переписку........
Философский словарь

Ибн Хальдун Абд Ар-рахман Абу Зейд (1332-1406) — - арабский государственный и общественный деятель, историк культуры, социальный философ, разрабатывавший также и проблемы философии истории. Нередко именуется "арабским........
Философский словарь

Посмотреть еще слова :