Исторический словарь

Святитель

разряд святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о церкви в ее движении к Царству Небесному. Епископ являет своей церкви образ Божий, символизируя Христа во время евхаристического богослужения и возглавляя общину во всей ее духовной жизни. Св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) уподобляет епископов Христу, а пресвитеров, помогающих ему в управлении церковью, - апостолам. Вместе с тем епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом. Как писал Св. Киприан Карфагенский (ум. 258 г.), "епископ в Церкви, и Церковь в епископе". Святость святителей как предстоятелей церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) есть прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова. Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины. Епископы получают дар учительства (см. Тит. 1. 9) и продолжают апостольское служение, выражением их непрерывной связи с апостолами (см.) служит апостольское преемство - рукоположение епископов совершается непрерывно с апостольских времен, когда апостолы поставили первых епископов. Соответственно, и почитание святителей находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов. Первоначально почитание епископов сосредоточивалось в местных церквях, каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей (епископов) со времени ее основания (кроме, естественно, впавших в ересь или как-либо иначе оказавшихся недостойными). Имена епископов заносились в диптихи (см.) и регулярно вспоминались по время богослужения. Созомен в своей Церковной истории (V в.) говорит и о ежегодном чествовании памяти святителей как установившейся практике; так же как и у мучеников (см.), память их праздновалась в дни их преставления. По мере становления общецерковного культа отдельных святых, почитание святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. Этому способствовало и формирование иерархической структуры церковной юрисдикции (патриаршества, архиепископии, митрополии), когда предстоятели старших церквей почитались всею церковной областью. Так, в числе святых почитаются все римские папы первых веков христианства, почти все патриархи константинопольские, начиная с Митрофана (315-325 гг. правления) и до Евстафия (1019-1025 гг. правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь. В последующее время в канонизации архиереев появляется существенная избирательность, и это свидетельствует об определенном изменении концепции святительской святости: акцент переносится с праведного пастырства на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. Это изменение концепции было обусловлено, видимо, распространением общепочитаемости на лик святителей, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказываются в числе чтимых всею церковью святых (что предполагает избирательность). Существует новелла императора Льва Мудрого (886-911 гг. правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского. Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща. В русской церкви избирательность в почитании святителей имеет место с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая); характерно, что одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было; избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты московские Петр, Алексий и Иона, св. Стефан Пермский. В честь святителей вынимается четвертая частица из "девятичинной" просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: "Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла Александрийских, Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей". Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый.


Смотреть значение Святитель в других словарях

Святитель — святителя, м. церк. Торжественное название высших лиц в церковной иерархии, архиереев. Он от себя прогнал святителей, бояр и патриарха. Пушкин. || Православный святой,........
Толковый словарь Ушакова

Святитель М. — 1. Торжественное наименование высших лиц в церковной иерархии. 2. То же, что: святой (1*).
Толковый словарь Ефремовой

Амвросий Медиоланский, Святитель — (340 – 397) – видный литургист, гимнограф, проповедник и моралист («Златоуст Запада»), учитель Августина Блаженного, епископ Милана, один из отцов западной церкви, блестящий........
Политический словарь

Афанасий Александрийский (великий) Святитель — (293 – 373) – архиепископ, самый значительный богослов первой половины IV века и борец против арианства, за что четыре раза отправлялся в изгнание.
Политический словарь

Василий Великий Святитель — (330 – 379) – один из трех Вселенских учителей – отцов-каппадокийцев, философ, подвижник и богослов. Положил вместе с другими отцами основание новому периоду в истории........
Политический словарь

Григорий I Великий "двоеслов", Папа Римский Святитель — (540 – 604) – оставил государственный пост ради монашества и истратил всё своё состояние на устройство шести монастырей. Долго жил в Византии, где составил чин Литургии........
Политический словарь

Григорий Богослов Святитель "назианзин" — (330 – 390) – один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник, поэт и богослов.
Политический словарь

Григорий Нисский Святитель — (335 – 395) – отец Церкви, философ и богослов, младший брат святителя Василия Великого.
Политический словарь

Иоанн Златоуст Святитель — (347 – 407) – один из трех Вселенских учителей, блестяще образованный проповедник и экзегет из Антиохийской школы, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустого.........
Политический словарь

Святитель — -я; м.
1. Торжественное название высших лиц в церковной иерархии; архиерей.
2. В христианстве: святой, принадлежавший к числу высших лиц церковной иерархии, почитаемый........
Толковый словарь Кузнецова

СВЯТИТЕЛЬ — СВЯТИТЕЛЬ, -я, м. 1. Торжественное наименование высших лиц в церковной иерархии. 2. То же, что святой (в 4 знач.) (устар.). Поставить свечку своему святителю.
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть еще слова :