Исторический словарь

Авсень (баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей)

в дохристианской Руси языческое божество, связанное с Новым годом, со сменою времен года, с началом весеннего солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года - прибытка (урожая). Имя этого божества упоминалось еще в н. XX в. в песнях-колядках, или овсеневых песнях, распеваемых во время праздника на стыке старого и нового года, по церковному календарю в день Василия Великого (Васильев вечер, 1/14 января). Во время пения овсеневых песен поющие обыкновенно бросали зерна разного хлеба и овса, которые затем собирали и хранили до весеннего посева. В Малороссии в этот вечер комнату уставляли снопами: снопы клали и на самый стол, а посреди них ставили большой пирог; жена просила мужа "исполнить закон". Дети спрашивали: "Де ж наш батько?" (Где же наш отец?) - "Хиба вы мене не бачите?" (Разве вы меня не видите?) - спрашивал отец, сидя за столом и скрывшись за грудою снопов, пирогов, вареников, книшей. "Не бачимо, тату" (Не видим, отец). - "Дай же Боже, щоб и на той год не побачили" (Дай Бог, чтобы и на будущий год не увидели). Этим актом выражалось желание, чтобы и наступающий год был столь же плодородным и дом хозяина изобиловал яствами. В Галиции при этом клали еще на стол рукоять плуга. Мальчики и парубки щедровали, вспоминая в своих щедривках о Рождестве Христовом и о дне св. Василия, поздравляли всех с праздником, желали всем здравия и счастья, а себе просили подарка. Они же производили "засееванье", разбрасывая зерна по улицам и домам и приговаривая: "На счастье, на здоровье, на новый рок (год). Роди, Боже, жито, пшеницу, всяку пашницу". Очевидно, что эта приговорка осталась из какой-нибудь песни, которой сопровождался обряд засеванья. В Малороссии мальчуганы, ходя по домам и разбрасывая из рукавов или из мешка семена, пели: Ходит Илья На Василья, Носит кучу Житяную. Де замахне - Жито росте - Жито пшениця, Всяка пашниця, У поле ядро, А в доме добро. Девушки же в это время гадали, так же как и на Святках или иным образом. Так, испекши накануне пирог, в самую полночь девица выходила на улицу и, подойдя к чьей-нибудь хате, начинала прислушиваться к разговору; первое услышанное ею имя означает суженого, слово "иди" - замужество, "сядь" - возможность остаться в девках, а слово "ляжь" - смерть. Считали колья в плетне три раза по девяти и по последнему определяли качества суженого: если кол сучковатый - жених будет сердитый, если кол без коры - бедный, если в коре - богатый, и т.д.; слушали лай собак, чтобы знать, с которой стороны надо дожидать себе жениха. Способы гаданий были весьма разнообразны, но все они сводились к тому, чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж. Один же из этих способов гадания, заговаривание каши, имел совсем другой смысл. Совершался он таким образом: старшая в доме женщина - хозяйка, взяв крупы из амбара, заваривала кашу на воде, принесенной старшим из мужчин в доме; затирание каши сопровождалось разными причитаниями, как, напр.: "Сеяли, ростили гречу; во все лето уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу в Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами; с честным овсом, золотым ячменем ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала наша греча к нам гостевать". Красная каша предвещала урожай и изобилие, а белая - неурожай и разные бедствия. Во многих местностях, как Малороссии, так и Великороссии, эти обряды видоизменялись до того, что порой ограничивались только беготнёю мальчишек по улицам с криком "Авсень! Авсень!" или с песнями, вроде следующей: Ой, Овсень, ой, Овсень! Походи, погуляй По святым вечерам, По веселым теремам. Ой, Овсень, ой, Овсень! Посмотри, погляди, Ты взойди, посети К Филимону на двор! Н.П. Степанов


Смотреть значение Авсень (баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей) в других словарях

Авсень — м. так произносят слово это, известное почти только в акающих областях; вероятно овесень, первая встреча весны: первый день весны, 1 марта, коим прежде начинался год; ныне........
Толковый словарь Даля

Таусень — Васильев вечер, канун нового года; есть детская игра таусень, для встречи нового года; припев таусень (сев. вост.) слышится в песнях, которые поются в этот вечер (вроде........
Толковый словарь Даля

Баусень — припев в песнях; то же, что и авсе́нь (см.). В первой части, возм., содержится межд. ба. Марков (Этногр. Обозр. 63, 60 и сл.) видит здесь искаженное *па-усень, что представляется........
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Овсень — овсе́нь
см. авсе́нь, усень.
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Усень — усе́нь
м. "первый день весны", "шуточная песня, которую поют в сочельник под окном лиц, не пользующихся уважением", ср. авсе́нь, выше. Неубедительно сравнение с лтш.........
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Губерман, Овсей Маркович — род. 9 (21) мая 1896 в м. Старая Прилука Бердичевского у. Киевской губ., ум. 15 апр. 1970 в Киеве. Композитор. Учился по композиции у В. И. Малишевского в Одессе. В 1921 окончил экстерном........
Большая биографическая энциклопедия

Авсень —      (встречается также неправильное написание и произношение: овсень, говсень, усень, баусень, таусень, митусень, мисень и бигусень - см. бигос). Древнерусское блюдо,........
Кулинарный словарь

Авсень — Баусень, Овсень, Таусень, Усень, в восточнославянской мифологии персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла («Ехать там Овсеню да новому году») и плодородием.........
Энциклопедия мифологии

Резанов, Евсевий (евсей, Овсей) Дмитриевич — (Рязанов) — воевода; в 1608 году царь Вас. Ив. Шуйский отправил в Новгород своего племянника князя Мих. Вас. Скопина-Шуйского вести переговоры со шведами о заключении договора........
Большая биографическая энциклопедия

Шкаратан Овсей Ирмович — (1931) - российский социолог и историк, специалист  в области соц. стратификации, социологии труда,  соц. организации промышленного предприятия, социологии города. ........
Социологический словарь

Посмотреть еще слова :