Исторический словарь

Авраамий Палицын

, в миру Аверкий Иванович, известный деятель Смутного времени. Родился в середине XVI века, по семейным преданиям - в селе Протасьеве (близ Ростова), в дворянской семье; умер иноком в Соловецком монастыре 13 сентября 1626 года. Первое упоминание о нем находим в I т. Д. А. И., в акте № 157, под 1584 г. Поступил на службу еще при Иоанне Грозном ; в 1588 году подвергся опале, причины которой остаются невыясненными. Вскоре и, по-видимому, добровольно он постригся; место его пострижения в точности не известно (или Соловки, или Троицкая лавра). В 1594 году назначен управляющим приписным к лавре Свияжским Богородичным монастырем, откуда при царе Борисе был вызван в лавру. В 1601 году ему было поручено управление Троицким подворьем в Москве, причем с него были сняты все последствия опалы. При Василии Шуйском , с которым у А., по-видимому, уже давно установились хорошие отношения, он был избран лаврским келарем, в качестве которого участвовал в организации лаврою продажи дешевого хлеба в блокированной Тушинским вором Москве. Хотя А. и пользовался большими милостями со стороны Шуйского, решившего, например, в его пользу, в противность Судебнику, одно его старое дело, но он, видимо не стесняясь этим, завязал хорошие отношения и с Тушиным; есть даже основание предполагать, что он, будучи келарем, по тушинской иерархии носил более высокий сан архимандрита. В эпоху боярского правительства, 11 сентября 1610 года, А., вместе с другими членами великого посольства к Сигизмунду, отправился под Смоленск просить у короля сына на русский престол. Там А. предпочел вести, отдельно от послов, свою особую политику. Так, еще при представлении Сигизмунду он поднес ему такие роскошные дары, что перед ними стушевались дары даже главных членов посольства, князя Голицына и митрополита Филарета . Затем он, по-видимому, совсем перешел на сторону Сигизмунда и выпросил у него для своего монастыря ряд милостей: невзирая на все ужасы безвременья, он добился от короля разрешения монастырю получить из московской казны недоданную за три года денежную в монастырь дачу и т. д. Затем король дал грамоту с предписанием монастырю: 1) выдать "в полки" 200 р. и 2) кормить ратных людей королевских. Дошло до того, что в одной из грамот Сигизмунда А. был назван его, короля, "богомольцем", а архимандриту и братии лавры было предложено "Бога молити" за него "государя" и за сына его. Характерно, что в челобитьях А. Сигизмунду нигде не упомянут архимандрит лавры Дионисий - личность весьма симпатичная, впоследствии причтенная церковью к лику святых. В своих переговорах с поляками А., по-видимому, не забывал и своей родни: может быть, именно при его участии родственник его А.Ф. Палицын получил от Сигизмунда поместье и чин стряпчего. После этого А. уехал из-под Смоленска к Москве, - вероятно, с целью пропагандировать мысль о предоставлении русского трона Сигизмунду. Такая ненациональная политика А. была хорошо понята современниками его и дала им право перекрестить его из "келаря" в "короля". Однако, по приезде в Москву ему пришлось скрыть свои польские симпатии и преданность Сигизмунду: он даже постарался подделаться под господствовавшее там антипольское настроение и пристать (трудно сказать, насколько искренне) к числу наиболее смелых и непреклонных противников Сигизмунда. Впрочем, деятельность А. за это время рисуется еще пока не вполне ясно. Он держался казаков и их правительства, отчасти из личных, по-видимому, симпатий, отчасти и из практических соображений, ибо это была у Москвы единственная организованная сила. Он исполнил за это время много их поручений, часто служа, вероятно, только орудием в казацких руках для достижения их противогосударственных целей. Такую роль ему пришлось играть, по-видимому, и в отношениях казаков к Минину и Пожарскому . Впрочем, и личные симпатии А. были скорее на стороне казаков, чем на стороне земских людей. Личный момент во всех этих отношениях пока выделается еще с большим трудом. В конце концов, казацкие таборы ходом вещей были вынуждены подчиниться земской рати. В этом "примирении" А. сыграл, по-видимому, некоторую роль почти лишь декоративного характера. Некоторую роль (может быть, такую же) он играл и при избрании на царство Михаила Романова . При Михаиле он принимал какое-то участие в трудах Дионисия над исправлением богослужебных книг; но пострадать за это пришлось только одному Дионисию, после заточения которого А. остался во главе монастыря и принимал участие в обороне его от Владислава (в 1618 году). В 1619 году, по прибытии в Москву Филарета, было пересмотрено дело Дионисия, после чего он был выпущен на свободу. В 1620 году он вместе с А. освятил построенную последним в Деулине церковь. Вскоре после этого А., по-видимому, против воли, отправился в Соловки, где продолжал свой давно начатый труд: "История в память сущим предыдущим родам". Кроме этого труда, А. принадлежит, быть может, одна из частей так называемого "Иного сказания" - "Повесть 1606 г.". Как человек и политический деятель, А. принадлежит к числу тех неустойчивых в своих убеждениях, шатких в своей преданности, стойких лишь в неразборчивом достижении личных выгод людей, которые в таком ужасающем числе расплодились на Руси в Смутное время. Среди них он, несомненно, занимает одно из первых мест. Деятельность его и до сих пор не может почитаться вполне выясненной, ибо в числе источников ее одно из главных мест занимает его "История", где он искусно перепутал ложь с истиною, заметая следы своих темных деяний. Историк Забелин заклеймил его на своем своеобразном языке именем "кривого" человека. - См. о нем общие труды по русской истории и труды по истории Смуты, особенно С.Ф. Платонова , "Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века, как исторический источник" и "Очерки по истории смуты", и И.Е. Забелина, "Минин и Пожарский". Несмотря на исчерпывающую критику Забелина и Платонова, некоторые историки, например, Ключевский ("Курс русской истории", III) и Валишевский ("La crise revolutionnaire 1584 - 1614") стоят еще на старой точке зрения, возвеличивая А., воздавая ему много свыше его действительных заслуг. "История etc." и "Иное сказание" см. в XIII т. "Р. Ист. Б." (изд. Арх. К.), изд. 2-е; "История etc." в первый раз издана в 1784 году, "Иное сказание" - в 1856 году, во "Временнике Московского Общества Истории и Древностей Российских". С. Ч.


Смотреть значение Авраамий Палицын в других словарях

Авраамий — Печенгский - Вологодский (ум. после 1492), преподобный, основал(вместе с преподобным Коприем) Спасскую пустынь в Грязовецком у. подВологдой на р. Печенга. Память в Православной........
Большой энциклопедический словарь

Авраамий Палицын — см. Палицын А.
Большой энциклопедический словарь

Авраамий Смоленский — (ум. до 1224) - преподобный, чудотворец, проповедник,иконописец; первый игумен монастыря в честь Положения Ризы ПресвятойБогородицы (позднее - Спасо-Авраамиев монастырь).........
Большой энциклопедический словарь

Палицын — Авраамий (?-1627) - келарь Троице-Сергиева монастыря в 1608-19,организатор его обороны (1618), писатель. Историческое сочинение"Сказание" - ценный источник по истории России нач.........
Большой энциклопедический словарь

Авраамий — — расколоучитель второй половины XVII в.; был иеромонах Лысковского монастыря. Возмущенный никоновскими исправлениями, он приехал в Москву и подал царю Алексею Михайловичу........
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Вечеслов — 1720—22 г. строитель Струмынск.
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Вологодский — (до пострижения Андрей Филипович) — р. 1677 г. 30 авг.; 1735 г. архим. Горицкого-Переяславского мон., 1739 г. переведен в Переяславский Никитин
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Галицкий — архим. Бизюкова мон-ря 1748—1757
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Городецкий — ученый архим., кандид. Моск. дух. акад.; † на покое в ростовск. Авраамиев
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий И Коприй — — преподобные Печенгские, основали в 1492 г. Печенгский Грязовецкий Спасопреображенский монастырь. Эта обитель упразднена в 1764 г. Она находилась в 20-ти верстах от гор.........
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Лецида — — епископ Туровский и Пинский.
О владыке Авраамии известно, что он до приезда в Россию был епископом Стагонским. На Туровскую кафедру возведен в начале 1620 года. Он........
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Митусов — строит. Красногорского м. арханг. еп. 1696—1705
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Низский — игумен Ростовск. — 1385
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Палицын — (до пострижения Аверкий Иванович) — с 1608 по 1619 г. келарь Троице-Сергиевой лавры, прославившийся соучастием в патриотических подвигах ее для освобождения отечества от........
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Петелин — строит. Авраамиевой Чухлом. пуст. и игумен Лукиановой; † 1718
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Подлесов — (до пострижения Андрей) — царский дьяк в 1627 г.; родился во 2-й половине XVІ в., прислан в Троицкую лавру царем Алексеем Михайловичем (1641 г.), чтобы занять должность келаря,........
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Стакгонский — еписк. туровский 1620
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Темкин — архим. Макарьев. Желтоводск. м. 1701—2
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Флоринский — — род. в 1720-х годах, воспитанник киевской академии, пострижен в 1753 году, профессор философии киевской духовной академии и префект ее в 1757—58 гг., архимандрит монастырей:........
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий Юхов — — 3-й митрополит белогородский и обоянский, рукоположен из архимандритов Спасо-Андроньева монастыря 13 июля 1684 г., умер в епархии 6 августа 1702 г. В 1680 г. игумен Отроча монастыря........
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, 2-й Архимандрит Спасо-евфимиева Монастыря — в 1417 г. 2-й архимандрит суздальского Спасо-Евфимиева
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, 2-й Епископ Перемышльский — в 1231 г. 2-й епископ перемышльский, Галицкого
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, 8-й Епископ Коломенский — в 1444 г. 8-й епископ коломенский, присутствовал на
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, Архиепископ Ростовский — — архиепископ Ростовский.
В 1577 году упоминается архиепископом Ростовским.
Литература:
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев,........
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, Архиепископ Смоленский — — архиепископ Смоленский.
С 1632 по 1653 годы — архиепископ Смоленский.
28 апреля 1632 года участвовал в епископской хиротонии и в возведении в сан митрополита Киевского........
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, Архим. Алатырск. Духова М. — 1740
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, Архим. Валдайск. Иверского М. — 1733; † 1747
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, Архим. Вологодск. Спасо-каменного М. — 1697—1701
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, Архим. Калужск. Лаврентьева Мон. — 1722; † 1735
Большая биографическая энциклопедия

Авраамий, Архим. Перемышльск. Лютикова М. — 1834—1848
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :