Исторический словарь

Архитектура В Третьем Рейхе

В большей степени, чем другие виды искусства, архитектура нацистского периода отражала личные симпатии и антипатии Гитлера. Ни один из главных архитектурных проектов того времени не избежал указующих пометок карандаша этого несостоявшегося архитектора. Как вспоминал Альберт Шпеер, ставший после смерти Пауля Людвига Трооста главным придворным архитектором, вкус Гитлера, если не считать его восхищения преувеличенно монументальными формами неоклассицизма, тяготел к необарокко. Однако оценки Гитлером тех или иных архитектурных творений не претендовали на тонкое восприятие художника или, тем более, специалиста: про Парижскую оперу Шарля Гарнье он говорил, что она имеет "самую прекрасную в мире парадную лестницу", а здание Венской оперы он называл "самым изумительным оперным зданием мира". Альбомы Гитлера еще с 20-х гг. были полны всевозможными архитектурными набросками, чаще всего страдавшими подражательством либо вычурной помпезностью, тем не менее, он до конца своей жизни считал себя тонким знатоком этого вида искусства. Гитлеру хотелось через архитектуру выразить сущность политического, экономического и военного могущества нового строя, продемонстрировать будущим поколениям величие собственных дел, посредством монументальных строений донести до них героический дух Третьего рейха. "Вы спрашиваете, почему всегда лишь самое грандиозное? - говорил он. - Я делаю это, чтобы вернуть каждому немцу чувство самоуважения. Множеством способов я хочу убедить каждого - мы не низшие, напротив, мы совершенно равны с любой другой нацией". По его представлениям, новая германская архитектура должна была продемонстрировать взаимосвязь дорической и тевтонской форм, что, по его мнению, являлось идеальным художественным сочетанием. С первых дней Третьего рейха нацистские архитекторы были движимы тем, что получило название "стиля фюрера", т. е. сочетание неоклассицизма Трооста и предпочтений самого Гитлера как поборника необарокко, размноженное и увеличенное. Еще в 1930 Гитлер поручил Троосту перестроить дворец Барлов в Мюнхене под штаб-квартиру нацистской партии (см. "Коричневый дом"). Осенью 1933 ему же было поручено перепланировать резиденцию канцлера в Берлине, полностью сменив обстановку и интерьер. Старое здание находилось в запущенном состоянии: потолки и полы были разрушены, стены обветшали, а в помещениях стоял невыносимый запах. Каждый день полный энтузиазма фюрер в сопровождении адъютанта отправлялся на стройку, чтобы увидеть происшедшие изменения и сделать необходимые распоряжения по улучшению. Комплекс партийных зданий в районе Кенигплац в Мюнхене был расширен до пантеона нацистских "мучеников". Партийные здания в Нюрнберге щедро украшались нацистской символикой, нарушая тем самым исторически сложившуюся архитектурную атмосферу древнего города. Нацистские архитекторы во главе с Троостом проектировали и возводили государственные и муниципальные здания по всей стране. По проекту Трооста в Мюнхене был построен Дворец немецкого искусства. Помимо этого строились автобаны, мосты, жилье для рабочих. Такое сооружение как Олимпийский стадион в Берлине (см. Олимпийские игры 1936 ) вызвал восхищение всего мира. С другой стороны, лишь нацистские власти удовлетворяло новое общественное строительство с использованием столь любезного Гитлеру преувеличенно фольклорного оформления. Чтобы угодить сентиментальному фюреру, нацистские архитекторы строили в пригородных лесах Берлина крытые соломой коттеджи с деревянными балкончиками, с дубовыми перекрытиями грубой ручной работы, напоминающие побеленные тирольские сельские домики. Изощрялись нацистские архитекторы и в оформлении городского центра: вместо кафедральной площади, присущей средневековой застройке, они возвели т. н. Stadtkrone ("городской венец"), общественный городской центр, где здания располагались вокруг единого геометрического пространства, к которому тянулись громадные проспекты. Весь район был украшен скульптурами и орнаментами с использованием нацистской символики и мифологии. После смерти Трооста (1934) в архитектурном климате Третьего рейха начал господствовать потомственный архитектор из Манхейма Альберт Шпеер (однако большинство из его самых грандиозных проектов так и не было реализовано). Его первым заказом были Цеппелиновые поля в Нюрнберге, где была осуществлена эффектная и помпезная грандиозная постановка нацистского партийного съезда в 1934, включавшая т. н. "Собор Света", созданный благодаря искусному использованию прожекторов. Но основной заботой Гитлера стала перестройка Берлина, превратившаяся во всепоглощающую страсть. "Берлин должен изменить свое лицо, чтобы быть готовым к своей новой миссии", - заявлял Гитлер. "Лидерство в подлинном национальном сообществе должно обладать своим лидирующим центром, который поднимется выше всех соперничающих с ним городов", - говорил Гитлер, имея в виду Берлин - не только как столицу Третьего рейха, но и как будущий центр нового порядка в Европе. В июне 1936 он показал Шпееру свои проекты перестройки германской столицы и вскоре назначил его главным архитектором по реконструкции Берлина. Строительство должно было завершиться в 1950. Фюрер ежедневно появлялся в Академии искусств, где располагалась проектная мастерская Шпеера и где трудились над огромными подсвеченными макетами лучшие краснодеревщики, воспроизводя в масштабе 1:50 до мельчайших деталей все, что задумали Шпеер и Гитлер. "Мы воздвигнем святилища и символы новой и благородной культуры", - говорил Гитлер. Новый Берлин должны были пересечь две громадные оси в направлении север-юг и запад-восток. Предполагалось построить два огромных вокзала на севере и на юге города. Главную площадь должна была украшать Триумфальная арка, превосходящая наполеоновскую арку в Париже. С ее 85-метровой высоты посетитель мог бы увидеть в конце шестикилометровой перспективы грандиозный купол Народного дома. Величественные бульвары и проспекты тянулись вдоль громадных общественных зданий, таких как штаб-квартира одиннадцати министерств, 500-метровой длины ратуша, новое полицейское управление, Военная академия и Генштаб. Кроме того, предполагалось возвести колоссальный Дворец наций для проведения митингов, 21- этажный отель, новое здание Оперы, концертный зал, три театра, кинотеатр, вмещающий 2000 зрителей, роскошные кафе и рестораны, варьете и даже крытый плавательный бассейн, выстроенный в виде старинных римских терм с внутренними двориками и колоннадой. Возведение новой столицы было приостановлено и затем прекратилось вовсе из-за начавшейся в 1939 войны. Позднее Шпеер признал, что в целом проект был "нежизнеспособным", "чересчур регламентированным", он критиковал его "монументальную строгость". Не удалось осуществить и два крупных проекта, которые Гитлер рассматривал как мемориалы в честь величия Третьего рейха. На Атлантическом побережье Европы, обращенные к западу, должны были вознестись несколько огромных Тотенбурген ("Замки мертвых") - грандиозные мемориалы в память германских солдат, погибших "при освобождении континента от британской заразы". Несколько таких же величественных башен должны были, по планам фюрера, подняться на востоке, чтобы символизировать покорение "необузданных сил Востока". Между тем, архитекторы-ненацисты, не зараженные влиянием Гитлера, с его приверженностью ко всему грандиозному, продолжали работать в традиционных направлениях, добиваясь простоты и функциональности архитектуры, столь почитаемой во времена Веймарской республики. Многие из них (Э. Май, В. Гропиус и др.) экспериментировали в индустриальном дизайне и возвели множество зданий, получивших мировое признание (см. "Баухауз"). Многие выдающиеся архитекторы, не принявшие "принцип фюрерства", были вынуждены покинуть Третий рейх. За границей оказались Э. Май, В. Гропиус, Э. Мендельсон, Л. Мис Ван дер Роэ, Вагнер, Бруно Таут и др.


Смотреть значение Архитектура В Третьем Рейхе в других словарях

Архитектура — зодчество
Словарь синонимов

Архитектура — ж. греч. искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество; | исполнение его на деле, вид или образ здания. Зодчество, по времени, делится........
Толковый словарь Даля

Архитектура — архитектуры, мн. нет, ж. (см. архитектор). Зодчество, строительное искусство. древних греков. Современная архитектура. || Наука о возведении зданий. Курс архитектуры. ||........
Толковый словарь Ушакова

Архитектура Ж. — 1. Искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.........
Толковый словарь Ефремовой

Архитектура — -ы; ж. [лат. architectura].
1. Искусство проектирования, возведения и художественного оформления зданий, сооружений; зодчество. Памятник архитектуры. Садово-парковая а. (композиция........
Толковый словарь Кузнецова

Client/server Architecture - Архитектура Клиент-сервер — способ организации взаимодействия программ или компонентов многокомпонентной программы, подразумевающий наличие программы или компонента программы, называемого........
Экономический словарь

Network Architecture - Сетевая Архитектура — совокупность сетевых аппаратных и программных решений, методов доступа и используемых протоколов.
Экономический словарь

Архитектура — (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель)(зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения(также их комплексы), создающие материально организованную........
Большой энциклопедический словарь

Архитектура Малых Форм — небольшие сооружения, используемые дляорганизации открытых пространств и дополняющиеархитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеютфункционально-декоративное........
Большой энциклопедический словарь

Бумажная Архитектура — не предназначенные для конкретногостроительства, свободные архитектурные эскизы и чертежи...2) Направление врусской архитектуре и изо-искусстве последней четверти........
Большой энциклопедический словарь

Деревянная Архитектура — искусство строить из дерева. Главныеконструктивные системы - срубная (постройки из бревен - дома, храмы,хозяйственные сооружения стран Вост. и Сев. Европы) и каркасная(вертикальные........
Большой энциклопедический словарь

Ландшафтная Архитектура — искусство создавать гармоничное сочетаниеестественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населеннымипунктами, архитектурными комплексами и сооружениями.........
Большой энциклопедический словарь

Органическая Архитектура — направление в архитектуре 20 в. (основатель итеоретик - Ф. Л. Райт в США, в 30-50-х гг. - А. Аалто в Финляндии, Б.Дзеви в Италии). Основные принципы: индивидуальный характер архитектурныхпроизведений........
Большой энциклопедический словарь

Пневматическая Архитектура — тип архитектурной конструкции, в основекоторой лежит использование физических свойств воздуха. Преобладают триосновные типа: надувная конструкция, конструкция, поддерживаемая........
Большой энциклопедический словарь

Архитектура — (греч. - зодчество, строительство) - искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни. является частью материальной культуры........
Философский словарь

Архитектура русская — (IX - XVII вв.) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. На протяжении многих столетий русский народ создал ряд глубоко самостоятельных архитектурных........
Архитектурный словарь

Органическая Архитектура — – направление в архитектуре XX в. (особенно распространенное в 30-50-х гг. XX в., в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, Форма........
Архитектурный словарь

Ландшафтная Архитектура — Вид искусства, целью которого является организация пространственной среды с помощью природного материала, приводящее к гармонии пластические особенности существующего рельефа.
Строительный словарь

АРХИТЕКТУРА — АРХИТЕКТУРА, -ы, ж. 1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. Садово-парковая а. (композиция садов, парков). Ландшафтная а. (ис- кусство гармонического........
Толковый словарь Ожегова

Экологическая архитектура —    тенденции в зодчестве, особенно ярко выявившиеся в последней трети 20 века в связи с движениями в защиту окружающей среды. Для произведений такого рода характерны........
Архитектурный словарь

Эллинистическая архитектура —    архитектура Древней Греции, ряда стран Восточного Средиземноморья, Передней, Центральной и Средней Азии последней четверти IV-I вв. до н. э.    (Архитектура: иллюстрированный........
Архитектурный словарь

Этрусская архитектура —    стиль построек предшественников римлян в Италии, от которых дошли до нашего времени стены этрусских городов и богато украшенные гробницы.    (Архитектура: иллюстрированный........
Архитектурный словарь

Архитектура малых форм —    небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют функционально-декоративное........
Архитектурный словарь

Архитектура ландшафтная —    Ландшафтное искусство наряду с архитектурой и градостроительством относится к группе пространственных видов искусств и призвано организовывать пространственную........
Архитектурный словарь

Архитектура иллюзивная — (лат. illusia - сонные видения) живописное воспроизведение архитектурных форм, пространств на стенах, паддугах, плафонах и пр., которые создают иллюзию увеличенного внутреннего........
Архитектурный словарь

Архитектура древнего рима —    первоначально сложилась на основе культуры этрусков (народа, обитавшего в Италии с начала 1 тысячелетия до н.э.). Являясь наследником древнегреческой архитектуры,........
Архитектурный словарь

Архитектура античной греции —    является одним из важнейших этапов в развитии мировой архитектуры. Развитие греческих городов-государств (полисов) и общественной жизни греков содействовало формированию........
Архитектурный словарь

Архитектура — (лат. architectura, от греч. architekthon - строитель)    (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную........
Архитектурный словарь

Архитектура современная —    Современная архитектура - основное направление архитектуры XX в. (иногда используется название интернациональный стиль), получившее развитие в 20 - 60-е годы и стремившееся........
Архитектурный словарь

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА — "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА" - тенденции в зодчестве, особенно ярко выявившиеся в последней трети 20 в. в связи с движениями в защиту окружающей среды. Для произведений........
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :