Исторический словарь

Арсеньев Николай Сергеевич

(16.5.1888, Стокгольм - 18.12.1977, Нью-Йорк) - богослов, культуролог, историк, писатель. Родился в семье русского дипломата С.Арсеньева. Духовную атмосферу в семье сформировала его мать, Е.Арсеньева (урожд. Шеншина), обучившая сына английскому, французскому и немецкому языкам и привившая вкус к очень широкому кругу чтений: Библия и «Добротолюбие», знакомство в подлинниках с сочинениями Гёте, Гейне, Расина и Мольера, раннее чтение святоотческих текстов Исаака Сирина, Макария Египетского, Св.Франциска Ассизского. Школьное образование А. получил в Московском лицее. Это был период его увлечения философией и греческим языком. Сильнейшее впечатление на лицеиста произвели книги ректора Московского университета князя С.Трубецкого «Метафизика древней Греции» и «Учение о Логосе». Глубокое религиозное воспитание, полученное в семье, было созвучно атмосфере русского религиозно-философского ренессанса начала XX в. В 1906 А. поступил на историко-филологический факультет Московского университета с уже сложившимся, по его мнению, мировоззрением, которое он называл философией сердца, освещавшей смысл жизни и живой лик Божества. Увлеченность А. религиозно-философской проблематикой эпохи средневековья и платонизмом эпохи Возрождения вылилась в целый ряд публикаций - «В поисках Абсолютного Бога» (М., 1910); «Плач по умирающем Боге» (М" 1912); «Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения» (Журн. мин-ва народи. просвещения, 1913, янв. и февр.). Большое значение на духовную жизнь А. оказали философские кружки и салоны, которые он довольно активно посещал: Психологическое общество при Московском университете под председательством А.Лопатина: Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева: «Кружок ищущих духовного просвещения» под руководством В.Кожевникова. После окончания университета (1910) с дипломом 1 -и степени А. был оставлен для подготовки к профессорскому званию и получил возможность совершить заграничную поездку в научные центры Мюнхена, Фрейбурга и Берлина (1910-12). В 1912 А. сдал магистерские экзамены и в марте 1914 был избран приват-доцентом Московского университета по кафедре западноевропейской литературы. В период 1 -и мировой войны (с сент. 1914 по сент. 1916) А, был мобилизован и проходил службу в Красном Кресте на Северо-Западном фронте, В сентябре 1916 курсом «Мистическая поэзия средних веков» А. возобновил свою педагогическую деятельность на историко-филологическом факультете Московского университета. Специальные курсы по культуре и литературе средних веков и эпохи Возрождения одновременно читались им на Московских Высших женских курсах и в Московском Народном университете им.А.Шанявского. В 1918 А. был избран профессором нового Саратовского университета. Религиозно-мистические интересы А. этого периода нашли отражение в его более поздних публикациях: «Античный мир и раннее христианство» и «Жажда подлинного бытия» (обе - Берлин, 1922). В марте 1920 А. эмигрировал. С 1920 по 1944 жил в Кенигсберге, где на философском факультете университета последовательно занимал должности лектора русского языка, приват-доцента, доцента, сверхштатного профессора по русской культуре и истории русской духовной жизни. Одновременно с 1926 по 1938 был профессором по Новому Завету и по истории религий и сравнительному богословию на православном факультете Польского государственного университета в Варшаве. Развиваемые им идеи вызывали неизменный интерес не только среди философов-эмигрантов, но и в широких научных кругах Западной Европы.А. часто приглашали читать отдельные лекции в университеты Лозанны, Берна, Оксфорда, Кэмбриджа, Лондона, Гренобля, Страсбурга. В мае 1945 он переехал в Париж, а в феврале 1948 - в Нью-Йорк, где в Православной духовной академии Св. Владимира занял должность профессора. Несмотря на признанный авторитет и известность, мыслитель в эмиграции пребывал в состоянии интеллектуального одиночества. «Я жил, в общем, на отлете», - писал он в очерке «О русской эмиграции» (Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на-Майне, 1974). Возможно, определенную роль сыграло нежелание А. участвовать в эмигрантских философских дискуссиях, возможно, его взгляды представлялись слишком самобытными и не находили своих последователей. Вместе с тем А. вел весьма активную жизнь: частые лекционные поездки, участие в экуменическом движении (участник католических конгрессов и конференций, в 1964 был представлен папе римскому Павлу VI). А. активно сотрудничал в бердяевском журнале «Путь», где публиковал как аналитические статьи («Об избыточествующей жизни. Мистика и Церковь», № 3; «Пессимизм и мистика в древней Греции», № 4-5; «О духе нашего времени», № 6), так и обзорно-информационные («Современные течения в католичестве и протестантстве в Германии», № 1: «О современном положении христианства», № 7; «Лозаннская конференция», № 10; «Религиозные съезды в Ньюкастле и Кембридже», № 20: «Религиозное движение молодежи в Германии», № 23; «Движение к единению христианских церквей и проблема современного мира», № 31 и др.). Проявившийся в публикациях интерес А. к западноевропейской религиозной и церковной жизни не был, однако, определяющим в общем спектре его духовных исканий. В сущности А. был мыслителем одной темы - духовной культуры России и русского православия, Структура и стилистика сочинений А. такова, что его можно вполне принять за богослова, но по сути он - историк религиозной культуры (Запада и Востока), философ культуры с «больным сознанием». Болезнь эта была всепоглощающей и всерадостной, т.к. называлась Россией с ее трагической судьбой и с вечными ценностями ее культуры, которая в своей православной форме жизни преизбыточествующей единственно способна к преображению мира и жизни. А. был убежден в том, что существует некий высший смысл и непререкаемый внутренний закон творения и жизни, как жизни мира, так и жизни человека. Основные мотивы и обоснование этой убежденности А, изложил в своем учении о Логосе Божием, который понимался не только как основа творения вообще, но и как средоточие истории человечества, как специфический духовный центр, невольно притягивавший всякого человека, приходящего в мир. Воплощенный Логос Божий, воплощенное Слово Божие, по глубочайшему убеждению А., есть центр истории мира. К нему сходятся и от него расходятся все лучи. В Логосе все обетования Божий, в нем осуществляется план Божий о мире. В Логосе решающим образом раскрылась и вошла в мир воплощенная Любовь Божия - основоположный закон и «задний фон» бытия всего мира. Размышляя о структуре мира, А. видел в нем огромное величие: «В этих круговых вращениях электронов, в этом огромном напряжении и устремлении сил, из взаимодействия которых рождается то, что мы называем материей, здесь есть не только захватывающий зов глубин, уходящих в бесконечность, но и красота и планомерность, поражающие наш ум. Мы начинаем понимать слова о Премудрости, лежавшей в основе мироздания, подобно тому, как эту Премудрость разумел автор книги Иова и авторы псалмов, когда они восхищались величием Божиим». Нет никакого сомнения в том, что подобные рассуждения в значительной мере носят профетический характер, но это профетИзм не религиозного фанатика, а углубленного ученого-богослова и тонкого мыслителя, пытающегося философски осмыслить пласты христианской культуры и осветить онтические аспекты мудрости античного и христианского миров. Соч.: Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт-на-Майне, 1959; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; О Жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966: О Достоевском. Четыре очерка, Брюссель, 1972; Единый поток жизни: К проблеме единства христиан. Брюссель, 1973; О красоте в мире, Мадрид. 1974; О некоторых основных темах русской религиозной мысли 19-го века / Русская религиозно-философская мысль XX века. Питсбург, 1975.


Смотреть значение Арсеньев Николай Сергеевич в других словарях

Абрамов Иван Сергеевич — (? - ?). Анархист. Из крестьян Пензенской губ. Образование "сельское". В конце 1921 работал секретарем Веденяцкого волисполкома Совета (Наровчатский у. Пензенской губ.). 23.10.1922........
Политический словарь

Авксентьев Николай Дмитриевич — 29 ноября 1878, Пенза, – 1943, Нью-Йорк). Родился в дворянской семье. Учился в Московском университете. Возглавлял студенческий союз объединённых землячеств, исключён в 1899........
Политический словарь

Аджемов Моисей Сергеевич — 28 сентября 1878 – 1950). Образование получил в Нахичеванской духовной семинарии, затем в Ростовской-на-Дону гимназии и Лазаревском институте восточных языков. В 1903 окончил........
Политический словарь

Аксаков Иван Сергеевич — (1823-1886) – русский публицист и общественный деятель. Брат К.С. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор журналов “День”, “Москва”, “Русская беседа”, “Русь”........
Политический словарь

Аксаков Константин Сергеевич — (1817-1860) – русский публицист, историк, языковед и поэт. Брат И.С. Аксакова, сын Сергея Тимофеевича Аксакова, проникновенного поэта русской природы. Один из идеологов славянофильства.........
Политический словарь

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) — - идеолог классического славянофильства. В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них........
Политический словарь

Алексеев Николай Николаевич — (1879-1964) — правовед и политолог, философ, историк общественной мысли, активист евразийского движения, автор книги «Русский народ и государство». Попытался применить........
Политический словарь

Алексеев Николай Николаевич (1879-1964) — - теоретик государства и права, философ, идеолог евразийства. Основные работы: "Основы философии права" (1924), "Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное........
Политический словарь

Аловерт Николай Николаевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Студент. Арестован в 1922 в Москве. В феврале 1923 в ссылке в Чердыни. В феврале 1924 находился в Бутырской тюрьме. В марте 1924 вновь в ссылке........
Политический словарь

Амосов Николай Иванович — (1875, Вятка - ?). Член ПЛСР с 1917. В конце 1921 жил в д. Бори Васильевской волости Нолинского уезда Вятской губернии. Заведовал библиотекой. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Андреев Николай Георгиевич — (1876 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1910. Образование высшее. В конце 1921 жил в Воронеже, работал преподавателем техникума. Местными чекистами характеризовался как........
Политический словарь

Аношин Николай Павлович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Арестован в Баку в ночь на 8.4.1922. На проводимом с 1 по 9.12.1922 Верховным Ревтрибуналом Азербайджанской ССР в Баку суде над бакинскими........
Политический словарь

Антипов Николай Александрович — (Ок. 1885 - ?). Член РСДРП с 1905 г. Рабочий. Образование низшее. В конце 1921 г. жил в Калужской губернии и работал слесарем на станции Калуга. Взят на учет в 1921 органами Дорожно-транспортной........
Политический словарь

Аркадьев Николай Дмитриевич — (1885 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В 1909 приговорен к 4 годам каторжных работ "за вооруженное восстание" 1905. Арестован ВЧК в Екатеринодаре 25.2.1921. С 17.3.1921 содержался........
Политический словарь

Арсеньев Сергей Борисович — (? - ?). Член ПЛСР. Крестьянин. В конце 1921 жил в Тульской губернии и работал портным. Местными чекистами заведено «следственное дело № 2789». Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Архипов Николай Иванович — (1891, Вологодская губ. - ?). Анархист (бывший большевик). Из крестьян. Образование низшее. Матрос Балтийского флота, машинный старшина линкора "Петропавловск". В 1920 исключен........
Политический словарь

Астров (астров-повес, Настоящая Фамилия - Повес) Исаак Сергеевич — (1887, Одесса - 7.5.1922). Социал-демократ. Член РСДРП и ЦК РСДРП с 1902. Окончил Петербургский университет. Сотрудник и член редакций ряда с.-д. газет и журналов. В 1913-17 был в ссылке........
Политический словарь

Астров Исаак Сергеевич — (настоящая фамилия Повес) (1876, Одесса, – 22 апреля 1922, Саратов). Вступил в революционное движение рано, неоднократно арестовывался (впервые в 15-летнем возрасте). С 1900 работал........
Политический словарь

Астров Николай Иванович — (1868, Москва, – 12 августа 1934, Прага). Из семьи врача. Окончил юридический факультет Московского университета (1892). С 1890-х гг. работал в органах московского городского самоуправления,........
Политический словарь

Аткарский Николай Алексеевич — (ок. 1886 - ?). Социал-демократ. Учитель. Образование высшее. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Саратовской губ., был членом правления Союза учителей. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Ашанин [антонов, Антонов-ашанин, Ашанин-антонов] Николай Михайлович — (ок. 1889, Сургут Тобольской губ. - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Из семьи врача. В 1908 окончил гимназию в Пензе, учился на юридическом факультете Московского университета........
Политический словарь

Багдатьян Михаил Сергеевич — (1874 - ?). Социал-демократ. Арестован 8.2.1921 по постановлению московского Ревтрибунала, вскоре освобожден. Вновь арестован 8.4.1921 в Москве, обвинялся в измене Советской власти,........
Политический словарь

Баженов Николай Николаевич — (1899, Можайск Московской губ. - ?). Анархист. Сын торговца. Образование среднее. В 1918 работал табельщиком склада артиллерии особого назначения, в 1919-21 - артельщиком по продовольствию........
Политический словарь

Баклушин Николай Федорович — (ок. 1885 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Служащий. Образование среднее. В конце 1921 жил в Златоусте Уфимской губ., работал на заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Барашков Николай Владимирович — (ок. 1886 - ?). Социалист-революционер. Из крестьян. Член ПСР с 1918. Образование среднее. В конце 1921 жил во Владимирской губ., работал школьным учителем. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Барсов Николай Николаевич — (1902, д. Дубровки Богородской волости Уфимского у. Уфимской губ. - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с февраля 1917 по 1919, член "меньшинства" ПСР - группы "Народ" с 1920. Отец........
Политический словарь

Беглецов Николай — (? - ?). Социал-демократ. Арестован 23.7.1918 в Москве, содержался в Бутырской тюрьме. В 1919 - там же. Дальнейшая судьба неизвестна.
И.З.
Политический словарь

Бельцев Николай — (? - ?). Анархист в Бердянске к началу 1919. В конце июня 1919, с начавшимся разгромом махновщины, переехал в Москву и вошел в Группу анархистов подполья. Дальнейшая судьба неизвестна.
А. Д.
Политический словарь

Белявский Николай Фотиевич — (? - ?). Социал-демократ. Член кружка молодежи РСДРП. Студент Петроградского государственного университета. Арестован в 1924 в Петрограде. В мае 1924 приговорен к 3 годам заключения........
Политический словарь

Бердяев Николай Александрович — (6 марта 1874, Киев, – 24 марта 1948, Кламар, близ Парижа). Из старинного дворянского рода В 1884 – 94 учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :