Исторический словарь

Кушана Цари

Царская династия, правившая в нач. I в. - сер. III в. в Кушане (Средняя Азия, Афганистан и Северо-Западная Индия). Первоначальным ядром Кушанской империи была древняя Бактрия. Между 140 и 130 г. до Р. Х. ее завоевали племена юэчжей, которые вторглись сюда из-за Сырдарьи. (Местом первоначального расселения юэчжей считается Северный Китай, откуда их в первой половине II в. до Р. Х. вытеснили хунну (см. ХУННУ ЦАРИ).) Этническая принадлежность юэчжей остается предметом дискуссий. Есть, однако, некоторые основания утверждать, что до своего переселения в Среднюю Азию юэчжи говорили на одном из тохарских языков. Но вряд ли они долго сохраняли его, поскольку сами по себе эти племена едва ли были многочисленны. Оказавшись в бассейне Сырдарьи, юэчжи увлекли в своем движении на запад ираноязычных массагетов, с которыми, видимо, в дальнейшем и слились. Греки, отметившие между 140 и 130 г. до Р. Х. вторжение в Бактрию массагетских и сакских племен, ничего не сообщают о юэчжах. Китайские историки пишут, что, расселившись в Бактрии, юэчжи образовали здесь пять самостоятельных княжеств - Хюми, Шуанми, Гуйшуань (самоназванием этого княжества было Кушан), Ситунь и Гаофу. Спустя полтора столетия все они объединились под властью Кушана-Гуйшуаня. К сожалению, история Кушанского царства - одного из величайших государств древности - известна нам очень плохо и даже хронология ее во многом условна. Греко-римские авторы о кушанах не упоминают. Основным источником наших сведений о них по сей день остаются китайские хроники. В "Истории династии Поздняя Хань" об образовании царства Кушан сообщается следующее: "По прошествии ста с небольшим лет (после завоевания юэчжами Бактрии) гуйшуанский князь Киоцзюкю покорил прочих четырех князей и объявил себя государем под названием Гуйшуанского". Столицей нового государства был город Ланьши, то есть, видимо, Александрия-Бактры. Киоцзюкю - это скорей всего хорошо известный по своим монетам царь Кудзула-Кадфис (I). Объединив под своей властью Бактрию, Кадфис двинулся дальше на юг и подчинил разрозненные владения индо-парфянских царьков в Арахосии и Гандхаре. После этого он принял титул "царя царей". Поскольку на западе находилась сильная Парфянская держава, основным направлением дальнейших кушанских завоеваний стал юго-восток. Китайская хроника сообщает, что после смерти Кадфиса I "его сын Яньгаочжэнь получил престол и еще покорил Индию, правителем которой сделал одного из своих полководцев. С сего времени юэчжи сделались сильнейшим и богатейшим домом. Соседние государства называли его гуйшуанским государством, но китайский двор использовал прежнее его название - Большой Юэчжи. Судя по нумизматическим данным, наследником Кадфиса I был правитель Вима-Кадфис (II) (вероятно, его можно отождествить с Яньгаочженем). При нем границы Кушанской империи достигли низовьев Инда. Она включала в себя всю территорию современного Афганистана, значительную часть Средней Азии и всю Северо-Западную Индию. Расширение империи шло и на северо-восток. Около 90 г. кушанская армия сражалась в Восточном Туркестане с китайской армией Бань Чао. Своего расцвета Кушан достиг при Канишке I, который известен в индийской исторической традиции как покровитель буддизма. Под его эгидой прошел большой собор, установивший основы догматики северного буддизма (махаяны). Сам Канишка сделался одним из популярнейших героев буддийской литературы, где ему приписывается строительство храмов, покровительство монастырям и буддийским философам. Впрочем, судя по нумизматическому материалу, в Кушане исповедовались и другие религии. На дошедших до нас монетах Канишки изображены боги античной мифологии - Гелиос, Селена, Гефест, а также авестийские божества - Митра, Веретрагна и Анахита. О наследниках Канишки I никаких известий не сохранилось. Об их именах можно судить только по надписям. Видимо, в середине III в. Кушанская империя распалась. Иранский шах Арташир I в 30-х гг. III в. отвоевал у кушанов территорию современного Афганистана и Среднюю Азию. Тогда же сильный удар по их индийским владениям нанесли яудхеи (это племя занимало равнинные области в междуречье Сатледжа и Джамны). Однако отдельные кушанские княжества в Пенджабе существовали еще более столетия. Они были завоеваны в начале V в. эфталитами.


Смотреть значение Кушана Цари в других словарях

Цари И Апсары —         Ведийское «Вожделение» (Желание), будучи, подобно греческому Эросу, одним из элементов космогонической системы, обладало персонификацией в сфере сексуальной........
Энциклопедия мифологии

Цари Эдома — Эзотерически - ранние, экспериментальные, уродливые расы людей. Некоторые каббалисты интерпретируют их как "искры", миры в процессе формирования, исчезающие сразу же после образования.
Философский словарь

Посмотреть еще слова :