Исторический словарь

Каппадокии Цари

Царская династия, правившая в 350 г. до Р. Х. - 17 г. в Каппадокии (Малая Азия). Цари Каппадокии считали своим предком Отана, вдохновителя знаменитого в персидской истории заговора семи знатных персов против мага Гауматы, в результате которого к власти в 522 г. до Р. Х. пришел Дарявахуш I. Около 360 г. до Р. Х. один из его потомков Датан стал сатрапом Каппадокии. Его внуком был Ариарат I. После поражения Дарявахуша III в войне против Александра Македонского этот Ариарат около 331 г. до Р. Х. укрепился в Каппадокии, где его резиденцией стала Гизиура. Вскоре после смерти великого завоевателя он подчинил себе все побережье от Синопы до Трапезунда, а также обширные районы северо-восточной Пафлагонии и Понтийской Каппадокии. Сообщают, что он имел большое войско - около 30 тысяч пехоты и 15 тысяч конницы. В глазах диадохов, разделивших между собой державу Александра Македонского, Ариарат был мятежником. Пердикка, отдав в управление Каппадокию и Пафлагонию Евмену из Кардии, поручил ему идти войной на Ариарата I. В 322 г. до Р. Х. Евмен одержал над Ариаратом победу, взял его в плен и казнил. Его племянник Ариарат II бежал в Армению, а страна стала македонской сатрапией. В 302 г. до Р. Х., воспользовавшись помощью армян, Ариарат II разбил македонского полководца Аминту, изгнал македонские войска и восстановил отцовские владения в верховьях Галиса. Первое время Ариартиды признавали над собой власть понтийских царей, хотя фактически были независимы. Окончательно два царства разделились около 255 г. до Р. Х., когда внук Ариарата II Ариарат III принял царский титул. О потомках Ариарата III сохранились только отрывочные известия. Ариарат V воевал с Аристоником, поднявшим в 133 г. до Р. Х. восстание против римлян. Царь погиб в этой войне. Его малолетние наследники получили от римлян в придачу к Каппадокии Ликаонию и Киликию. Но фактически власть в 130-129 гг. до Р. Х. оказалась в руках вдовы Ариарата Лаодики. Желая сохранить за собой трон, Лаодика коварно убила пятерых сыновей, но шестого, самого младшего, родственникам удалось уберечь от матери. Когда народ расправился с ненавистной правительницей, младший сын стал царствовать под именем Ариарата VI. Понтийский царь Митридат V воспользовался ситуацией и ввел в Каппадокию свои войска, делая вид, что желает поддержать Ариарата, поскольку царь был еще малолетним. Затем он женил его на своей дочери Лаодике и фактически превратился в правителя соседнего государства. В 116 г. до Р. Х., не без участия его сына - Митридата VI, Ариарат был убит. Правительницей страны при его малолетнем сыне Ариарате VII стала сестра понтийского царя Лаодика. В 101 г. до Р. Х. Каппадокию заняли войска вифинского царя Никомеда III, причем Лаодика выступила на его стороне. (Видимо, царице стало известно о намерении Митридата VI лишить ее престола.) Вскоре она вышла за Никомеда замуж. Но Митридат объявил, что будет защищать законные права племянника. Вторгшись в Каппадокию, он изгнал оттуда вифинцев и Лаодику, которая вынуждена была бежать в Вифинию, а единоличным правителем страны сделал Ариарата VII. Впрочем, все это было сделано только для виду - выпускать из своих рук Каппадокию понтийский царь не собирался. Вскоре он потребовал вернуть в Каппадокию Гордия, руководителя и вдохновителя заговора 116 г. до Р. Х., в результате которого был убит отец молодого царя Ариарат VI. Когда возмущенный племянник отказался исполнить это повеление, Митридат начал против него войну. Несмотря на то что под его началом были внушительные силы (80 тысяч пехоты, 10 тысяч конницы и 600 серпоносных колесниц), он решил не испытывать судьбу в сражении, а действовать коварством. Он склонил Ариарата на переговоры и во время беседы лично заколол его. На престол был посажен малолетний сын Митридата, получивший имя Ариарата VIII, а регентом нового царя стал давний друг и сторонник понтийцев Гордий, фактически управлявший страной. В 96 г. до Р. Х. по требованию римлян Митридат был вынужден отозвать из страны своего сына и уступить престол брату убитого им царя - Ариарату IX. Но этот государь многих не устраивал и потому не смог удержаться на престоле. В 95 г. до Р. Х. римляне позволили каппадокийцам путем голосования выбрать себе нового царя. Им стал глава местной проримской партии Ариобарзан I. Но едва успел он взойти на престол, как в 94 г. до Р. Х. против него выступил союзник Понта армянский царь Тигран II. Будучи не в силах противостоять врагам, Ариобарзан бежал в Рим. На престол вновь взошел сын Митридата Ариарат VIII. Римляне не могли спокойно снести столь явного покушения на права их ставленника. В 92 г. до Р. Х. наместник Киликии Сулла собрал значительное войско, вступил в битву с полководцем Митридата Архелаем (тот командовал объединенным армяно-понтийским войском) и одержал над ним полную победу. Ариобарзан на короткий срок вернулся к власти, но в 90 г. до Р. Х. был вновь изгнан понтийцами. Окончательно он утвердился на престоле только в 85 г. до Р. Х., после того как Митридат, проигравший войну римлянам, вынужден был отступить из всех захваченных им земель, а соперник Ариобарзана Ариарат VIII умер во время похода в Грецию. Впрочем, никакой реальной силой он не обладал и сохранял свое положение лишь благодаря поддержке Рима. Когда Ариобарзан I умер, престол перешел к его сыну, а потом - к внукам. В 36 г. до Р. Х., после неудачной для него армянской войны, римский триумвир Антоний приказал низложить и казнить правившего тогда в Каппадокии Ариарата X. Царскую власть он передал его родственнику по боковой линии Архелаю (он был внуком одноименного полководца Митридата VI). Архелай правил долго и старался во всем быть послушным Риму. В 17 г. он умер во время поездки к императору Тиберию, после чего Каппадокия была превращена в римскую провинцию.


Смотреть значение Каппадокии Цари в других словарях

Цари И Апсары —         Ведийское «Вожделение» (Желание), будучи, подобно греческому Эросу, одним из элементов космогонической системы, обладало персонификацией в сфере сексуальной........
Энциклопедия мифологии

Каппадокийцы (великие Каппадокийцы, Три Светила Церкви Из Каппадокии) — - так называют греч. отцов церкви: Василия Великого, его брата Григория Нисского и его друга из Назианы Григория Богослова; все трое уроженцы Каппадокии - страны, расположенной........
Философский словарь

Цари Эдома — Эзотерически - ранние, экспериментальные, уродливые расы людей. Некоторые каббалисты интерпретируют их как "искры", миры в процессе формирования, исчезающие сразу же после образования.
Философский словарь

Посмотреть еще слова :