Исторический словарь

Ипатьевский Костромской Свято-троицкий Мужской Монастырь

основан в XIV в. знатным татарским мурзой Четом. Этот мурза в 1330 выехал из Золотой Орды в Москву на службу вел. кн. Ивану Калите, а по дороге тяжело заболел, случилось это в виду г. Костромы, на месте будущего Ипатьевского монастыря. В тонком сне явилась Чету Пресвятая Богородица с ап. Филиппом и вмч. Ипатием Гангрским. Пречистая Божия Матерь обещала ему исцеление, если он примет спасительную Православную веру. Чудесно выздоровевший Чет, добравшись до Москвы, принял там святое крещение, а на месте явления ему Богородицы основал обитель, посвятив ее священномученику Ипатию, Гангрскому Чудотворцу. С возвышением во 2-й пол. XVI в. рода бояр Годуновых, ведших свою родословную от легендарного Чета, и особенно после женитьбы царя Феодора Иоанновича на сестре Бориса Годунова Ирине Феодоровне, монастырь стал одним из известнейших и богатейших в России. Неоднократно царь Борис и дядя его, Димитрий Иоаннович, делали многочисленные и дорогие вклады в монастырь, при их поддержке в обители была основана иконописная мастерская, переписывались здесь древние летописи и книги. К XVI в. Ипатьевский монастырь стал величайшей сокровищницей и центром русской православной культуры. Свято-Троицкий собор его становится усыпальницей рода бояр Годуновых. Издавна покровительствовали монастырю и представители другого боярского рода - Романовы. В русскую историю навсегда Ипатьевский монастырь вошел как колыбель Августейшего дома Романовых, как место, где свершилось призвание на царство первого царя династии - юного Михаила Феодоровича. Во дни Смуты он вместе со своей матерью инокиней Марфой (Ксенией Иоанновной в миру) укрывался за стенами Ипатьевского монастыря от рыскавших по дорогам в его поисках поляков и воровских шаек. Отец его, патр. Филарет, томился в неволе в Польше за отказ изменить России и взять сторону иноземцев. По взятии Москвы народным ополчением купца Козьмы Минина Сухорукова (Минина) и кн. Димитрия Михайловича Пожарского, выборные люди со всего государства собрались на Земском соборе в Москве, чтобы избрать царя. Зная, кого желал возвести на престол св. патр. Гермоген, памятуя благочестивую жизнь царицы Анастасии Романовой, первой супруги Грозного, и зная, что во дни Смуты никто из Романовых не запятнал себя никаким худым делом и не был изменником, они единодушно провозгласили царем юного Михаила Феодоровича. Крестным ходом посольство Земского собора: духовенство, бояре, воеводы, казаки и множество людей всякого звания - отправились в Костромской Ипатьевский монастырь, где со слезами просили юного боярина принять царство, указуя на Божию волю избрания его Самодержцем Всероссийским. Если он не согласится царствовать (а юный Михаил, имея перед глазами своими пример Годуновых, самозванца и Шуйского, боялся воспринимать царство), - сказали они, - то Русская Земля погибнет, а он и его мать будут отвечать за это пред Богом. Тогда он согласился, и инокиня Марфа с радостью и слезами благословила его, и в 1613 по Рождестве Христовом году на Руси воцарился Дом Романовых, а русский народ присягнул ему. В царствование Дома Романовых Костромской Ипатьевский монастырь был многократно перестроен и украшен. Зеленая башня, сооруженная в том месте, где остановился в 1613 крестный ход, пришедший просить на престол Михаила Феодоровича Романова, и откуда он отбыл в Москву, в сер. XVII в. стала главным въездом в монастырь. В обители возводятся Свято-Троицкий собор (1650-52) с приделом Св. Михаила Малеина, небесного покровителя Михаила Феодоровича, звонница (1601-49), церковь Св. Хрисанфа и Дарий (1859, арх. К.А. Тон), архиерейский корпус. Еще раз стены святой Ипатьевской обители увидели Русского Самодержавного Царя с Царицею в великой славе, посетивших это святое место во дни празднования 300-летия Дома Романовых. 19 мая 1913 Державный строитель Святой Руси Царь-мученик Николай II с благочестивой Царицей Александрой Феодоровной и Августейшими Детьми, сопровождаемый толпами ликующего народа, прибыл в Ипатьевский монастырь. "Стены обители святой точно выступали из моря человеческих голов, а по пути от пристани до монастыря стояли эриванцы, пултуссцы и гребенские казаки. Могучее "ура" неумолчно перекатывалось с края до края поля, пока коляски с высокими гостями не остановились у исторических Зеленых ворот, от которых, по словам летописи, "изошел Михаил Феодорович" на Москву". Здесь же государь с семьей встретил крестный ход из города с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, приложился к родовой иконе Дома Романовых, затем обошел все святыни монастыря. Палаты Дома Романовых сохранялись здесь в реставрированном виде; здесь находился портрет Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью для спасения юного царя. При входе в ограду монастыря находилась колонна, по сторонам которой была изложена вся вековая история славной обители, ее достопримечательности, знаменитые события и посещения ее. Особо чтилась в монастыре Тихвинская икона Богоматери древнего письма, в дорогом окладе, принесенная, по преданию, Московским посольством в 1613. В монастыре были погребены: основатель его Чет и Иван Сусанин. После прихода к власти большевиков, в 1920-х Ипатьевский монастырь был закрыт, частично разорен, частично обращен в музей. В 1991 его вернули Русской Православной Церкви. И ныне здесь, как встарь, возносятся пред честными иноками молитвы о страждущей Земле Российской и Русском народе, истекающем кровью в Смуте. И. Попов


Смотреть значение Ипатьевский Костромской Свято-троицкий Мужской Монастырь в других словарях

Монастырь — м. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | Яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи........
Толковый словарь Даля

Монастырь — монастыря, м. (греч. Monasterion). 1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации........
Толковый словарь Ушакова

Монастырь М. — 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию. // разг. Члены такой общины. 2. Церковь, жилые и хозяйственные........
Толковый словарь Ефремовой

Мужской Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: мужчина, связанный с ним. 2. Свойственный мужчине, характерный для него. 3. Предназначенный для мужчин. 4. Состоящий из мужчин. 5. Связанный с мужским полом.
Толковый словарь Ефремовой

Свято Нареч. — 1. Нерушимо, незыблемо.
Толковый словарь Ефремовой

Мужской — мужская, мужское. Прил. к мужчина. пол. костюм. Мужская компания. Мужское общество. персонал. ? Характеризующий мужчину, свойственный мужчине. ум. Мужская ловкость). род (грамм.) - см. род.
Толковый словарь Ушакова

Троицкий Н.А. — (ок. 1881 - ?). Член ПЛСР. Из дворян. Образование высшее. В конце 1921 жил в Рязанской губернии. Местными чекистами характеризовался как «рядовой» и «активный» партийный работник.........
Политический словарь

Монастырь — -я́; м. [греч. monastērion - уединённое место, келья отшельника]
1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую........
Толковый словарь Кузнецова

Мужской — -а́я, -о́е.
1. к Мужчина. М-ое население. М-ая компания. М-ая одежда. М-ое пальто. М-ая профессия. М-ие руки.
2. Такой, как у мужчины, среди мужчин; характеризующийся суровостью,........
Толковый словарь Кузнецова

Монастырь — (от греч. monasterion - келья отшельника) - в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые
правила........
Экономический словарь

Монастырь — Заимствовано древнерусским языком из греческого, где находим monasterion.
Этимологический словарь Крылова

Монастырь — (от греч. monasterion - келья отшельника) - в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила........
Юридический словарь

Троицкий Список — - самый известный и полный из ста дошедших до нас списков Русской Правды.
Юридический словарь

Андреевский Монастырь — (Преображенский) - мужской, в Москве, на правомберегу р. Москва, у Воробьевых гор. Основан в 1648 Ф. М. Ртищевым. Ученоебратство монахов (Епифаний Славинецкий и др.) и училище.........
Большой энциклопедический словарь

Андроников Монастырь — (Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь) -основан ок. 1360 в Москве, на левом берегу Яузы. Архитектурный ансамбльвключает белокаменный 4-столпный Спасский........
Большой энциклопедический словарь

Антониево-сийский Монастырь — мужской, основан в 1520 на р. Сия, притокеСев. Двины (на территории современной Архангельской обл.), монахомАнтонием. Играл важную роль в хозяйственном освоении Поморья.........
Большой энциклопедический словарь

Борисоглебский Монастырь — (мужской) - основан в кон. 14 в. близ г. Ростов(Ярославская обл.). Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурныйпамятник 16-17 вв.
Большой энциклопедический словарь

Боровский Пафнутьев Монастырь — мужской, близ г. Боровск. Основан в 1444,застраивался главным образом в 16-17 вв. Крепостные стены с башнями (17в.), Рождественский собор (16 в., росписи 17 в.), трапезная (16 в.),колокольня........
Большой энциклопедический словарь

Валаамский Монастырь — (Спасо-Преображенский) - мужской, на о. Валаам.Основан новгородцами не позднее нач. 14 в. Много раз отражал нападенияшведов, в 1611 разорен ими. Восстановлен в 1715. В 19 в. - крупныйрелигиозный,........
Большой энциклопедический словарь

Выдубецкий Михайловский Монастырь — (Выдубицкий - мужской), в Киеве. Основанв 1070 на правом берегу Днепра. В 1116 в нем была составлена 2-я редакция"Повести временных лет" игуменом Сильвестром. Упразднен после........
Большой энциклопедический словарь

Гелатский Монастырь — центр грузинской средневековой культуры, в 11 км отКутаиси (Грузия). Основан в нач. 12 в. Давидом Строителем. В главном храме(1106-25) мозаика (1125-30) с изображением Богоматери........
Большой энциклопедический словарь

Данилов Монастырь — (Свято-) - мужской, основан в 1282князем Даниилом Александровичем на южной окраине Москвы. С сер. 19 в.место погребения деятелей русской культуры. Закрыт после Октябрьскойреволюции.........
Большой энциклопедический словарь

Донской Монастырь — (Свято-) - московский мужскоймонастырь. Основан в 1591 в память избавления Москвы от нашествиякрымского хана Казы-Гирея. Архитектурный комплекс включает: одноглавыйМалый........
Большой энциклопедический словарь

Елецкий Успенский Монастырь — мужской, в Чернигове. Основан в 11 в.Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурный памятник 12-18 вв.(собор, палаты, колокольня и др.).
Большой энциклопедический словарь

Заиконоспасский Монастырь — мужской, в Москве, в Китай-городе. Основан в1600. В 1687-1814 находилась Славяно-греко-латинская академия. Упраздненпосле Октябрьской революции. Спасский собор (17-18 вв.), "Учительскийкорпус"........
Большой энциклопедический словарь

Иосифо-волоколамский Монастырь — (Волоцкий Успенский Иосиф монастырь) -мужской, в 20 км к северо-востоку от Волоколамска Московской обл. Основанв 1479 Иосифом Волоцким. Архитектурный ансамбль включает........
Большой энциклопедический словарь

Ипатьевский Монастырь — (Троицкий) мужской - в Костроме. Основан ок. 1330. В1613 находившемуся здесь Михаилу Федоровичу Романову было объявлено обизбрании его царем. упразднен после Октябрьскойреволюции.........
Большой энциклопедический словарь

Кирилло-белозерский Монастырь — бывший мужской монастырь на севере России.Основан Кириллом Белозерским в 1397 на берегу Сиверского оз. (в чертесовременного г. Кириллов Вологодской обл.). Архитектурный........
Большой энциклопедический словарь

Костромской Драматический Театр — имени Алексея Николаевича Островского -ведет начало с 1808. Постоянное здание с 1963.
Большой энциклопедический словарь

Мирожский Монастырь — в Пскове. - Основан до 1156. Архитектурный комплекс12-19 вв. Включает памятник русского искусства 12 в. - крестово-купольныйодноглавый Спасо-Преображенский собор; фрески (ок. 1156).
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :