Исторический словарь

Аввакум Петрович

, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове (теперешней Нижегородской губернии, Княгининского уезда). Отец его, священник Петр, "прилежаше пития хмельного"; воспитанием детей занималась мать, Марья, женщина благочестивая, сумевшая передать детям свою религиозность. Вероятно, под ее влиянием в А. с юных лет замечается известное аскетическое настроение; ей он обязан до некоторой степени и своею книжностью. Земляками А. были патриарх Никон , Иоанн Неронов , Павел , епископ коломенский, Иларион , архиепископ рязанский - те лица, с которыми ему впоследствии суждено было встречаться на общественном поприще. Женившись на односельчанке, Настасье Марковне, А. на 21-м году был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 году поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него. Особенно характерны столкновения его с какими-то "начальниками" в селе Лопатицах, где он был попом: А. били, "до смерти задавили", в него стреляли и, наконец, выгнали его из села в 1646 году. После этого А. бежит в Москву, где находит покровительство у царского духовника, Стефана Вонифатьева , и у Ивана Неронова. Возвращается в Лопатицы, но в 1648 году снова изгнан оттуда и появляется в Москве. Здесь он пробыл до 1652 года и, вероятно, принимал деятельное участие в преобразовательных работах кружка Вонифатьева, в установлении единогласного наречного пения и во введении устной проповеди. Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, А. пробыл в этом городе всего 8 недель; его проповеди и настойчивое проведение единогласия подняли против него местных жителей, и снова пришлось ему спасаться в Москву. Как раз около этого времени патриархом становится Никон, который вскоре расходится со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева. В 1653 году выходит первая новоисправленная книга, и издаются распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой Ефрема Сирина. Против этих новшеств протестуют А. и костромской протопоп Даниил: они подают челобитную царю, и начинается открытая борьба членов Вонифатьевского кружка с Никоном. Несколько месяцев спустя А. был посажен в тюрьму при Андроньевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию. Поход Пашкова сопряжен был со всевозможными лишениями; приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям инородцев. А., кроме того, не раз испытывал на себе гнев "озорника"-воеводы, который однажды избил его до потери сознания. В 1662 году по ходатайству московских друзей А. был возвращен из ссылки. Снова принимается он энергично проповедовать против "ереси Никоновой". В городах и селах, в церквах и на торжищах, раздавалась его страстная речь и имела огромное влияние на народ. В 1664 году он добрался до столицы и был принят боярами, врагами Никона, "яко ангел". Чрезвычайно милостиво отнесся к нему и царь Алексей Михайлович , приказавший поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. "В походы, - рассказывает А., - мимо двора моего ходя, кланялся часто со мною низенько-таки, а сам говорит: благослови де меня и помолися о мне! И шапку в ину пору мурманку, снимаючи с головы, уронил, едучи верхом! А из кареты высунется бывало ко мне". Но пути А. и его покровителей были разные: они боролись лично против Никона - А. шел против Никонова дела, его церковных преобразований, с которыми бояре убеждали его примириться. Для А. компромисс был невозможен; колебание его могло быть только минутным. Ободренный своей фанатичной женою, он ревностно обличает "еретическую блудню". Во всех действиях раскольнической общины он принимает в это время самое энергичное участие: он стоит во главе ее, как один из самых смелых и талантливых борцов за правую, старую веру, как популярный проповедник, вполне понятный народу по своему языку, необыкновенно образному и реалистичному. До его ссылки вождем протеста был Неронов, но он ослабел, боясь быть под клятвою вселенских патриархов. Хотя старообрядцы и любили Неронова, авторитет его среди них был уже подорван. Кроме А., не было никого, кто мог бы занять место Неронова. Это время может считаться самой горячей порой деятельности А. Пользуясь большой свободой, он действовал и словом, и писаниями: где можно, он вступает в споры с "никонианами", пишет против них обличительные послания, подает царю челобитные об отмене "еретических" новшеств. Царь и бояре сильно смущались "огнепальной" ревностью А. "Не любо им стало, - замечает А., - как опять я стал говорить. Любо им, как молчу, да мне так не сошлось". Высшие духовные власти, видя сильный успех пропаганды А., решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он "церкви запустошил". В августе 1664 года А. был отправлен в ссылку в Пустозерск, но до этого острога он не доехал и более года прожил на Мезени, продолжая свою противониконианскую пропаганду. В 1666 году он был привезен в Москву на суд вселенских патриархов. Расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками, романовским попом Лазарем , диаконом Федором и иноком Епифанием, он в следующем году был отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии был заключен в "земляную тюрьму". Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске, А. продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его страстная, могучая речь. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. Так продолжалось до 14 апреля 1681 года, когда он, за "великие на царский дом хулы", был сожжен вместе с Лазарем, Федором и Епифанием. Сочинения А., число которых доходит до 60, можно распределить, помимо его автобиографии, на три разряда: 1) истолковательные беседы, 2) челобитные и 3) полемические и поучительные послания к отдельным лицам или к группам почитателей. Автобиография А. весьма любопытна: она написана как житие святого, "да незабвению предано будет дело Божие". Она должна подтвердить, что дело А. есть дело Божие - а это лучше всего доказывается чудесными знамениями. Отсюда множество сообщений о чудесах, бывших с А., и общий их смысл - освящение свыше мнений и деяний А.: Бог наказывает врагов старой веры и помогает верным ее исповедникам. При всех житийных прикрасах, к которым нужно отнести и неопределенность в обозначении лиц, места и времени, "Житие" А. представляет весьма значительную ценность как исторический источник, характеризуя как и самого А., так и московское общество середины XVII века в его отношении к никоновым преобразованиям. Уже в "Житии" А. проявляется его замечательный реализм, который еще ярче в его истолковательных беседах на Св. Писание. Прямо поразительно уменье А. применяться к пониманию своей паствы, и если иногда его выражения и образы грубы, то подобная грубость вполне соответствовала уровню духовного развития людей, к которым он обращался (для примера приведем сравнение Адама и Евы после грехопадения с пьяницами). Челобитные А. подавались царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу , которых он пытается склонить на сторону поклонников старины: А. сперва как бы дружески уговаривает царей, а затем выступает с резким обличением. Что касается его посланий к последователям, то, независимо от фактического материала - наставлений об устроении жизни старообрядческой общины, об отношениях с никонианами, о разных обрядовых тонкостях, они имеют особенно важное значение по выражаемому в них настроению: А. не знает в деле веры никаких уступок и подобную же огнепальную ревность стремится возбудить и в своих единомышленниках. Он зовет их на страдания, которые рисует поэтическими чертами: "А в огне том здесь небольшое время терпеть, - аки оком мигнуть, так и душа выскочит. Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на нее, не бойся! До пещи той страх; а егда в нее вошел, тогда и забыл вся. Егда же загорится, а ты увидишь Христа и ангельские силы с Ним, емлют душу ту от телес, да и приносят ко Христу: а Он-Надежа благославляет и силу ей дает божественную, не уже к тому бывает, но яко восперенна, туды же со ангелы летает, равно яко птичка попархивает, - рада, из темницы той вылетела". Такие картины сильно действовали на воображение последователей А.: они смело шли на страдания, и некоторые из них явились первыми проповедниками самосожжения. - См. Субботин , "Материалы для истории раскола за первое время его существования" (М., 1875 - 1890, 9 тт.; особенно важны тт. I, V, VI и VIII); Мякотин , "Протопоп А." (СПб., 1893); Бороздин , "Протопоп А." (2-е изд., СПб., 1900; полная библиография); Смирнов , "Внутренние вопросы в расколе XVII века" (СПб., 1899). А. Бороздин.


Смотреть значение Аввакум Петрович в других словарях

Абрамов Андрей Петрович — (1874, с. Неверово Владимирской губ. - ?). Социал-демократ, член РСДРП с 1916. Рабочий. Арестован в сентябре 1919 в Москве по обвинению в контрреволюционной деятельности. Содержался........
Политический словарь

Аввакум Петров, Протопоп — (1621 – 1682 ) – предводитель движения старообрядцев. Автор множества писем и наставлений своим сторонникам, а также самолично написанного «Жития протопопа Аввакума».........
Политический словарь

Алексин Агафангел Петрович — (1906 - ?). Анархист. Жил в Архангельске. Работал слесарем Севпромстроя. Арестован 9.2.1932. по обвинению в "создании контрреволюционно-анархистской группировки". 16.5.1932 Особым........
Политический словарь

Асанов Евдоким Петрович — (ок. 1883 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1918. Образование низшее. В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал на Златоустовской железной дороге. Местными чекистами........
Политический словарь

Баскаков Иван Петрович — (1890 - ?). Член ПЛСР. Из крестьян. Окончил 3-классную сельскую школу. Сапожник. В 1913 сослан в административном порядке на 3 года в Нарым. В 1921 жил в д. Смыково Барангорской волости........
Политический словарь

Баскин Владимир Петрович — (ок. 1895 - ?). Социал-демократ. Из крестьян-середняков. Образование высшее. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Пермской губ., работал учителем 2-й ступени. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Бердняков Василий Петрович — (ок. 1894 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Златоусте Уфимской губ., работал на заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Бирин Вильгельм Петрович — (ок. 1879 - ?). Социал-демократ. Образование среднее. Член РСДРП. В конце 1921 работал машинистом на станции Калуга. Местными чекистами характеризовался как "агитатор", "активный"........
Политический словарь

Богаевский Митрофан Петрович — (23 ноября 1881, усадьба Петровское, близ станции Миллерово, – 1 апреля 1918, близ Ростова-на-Дону). Казак станицы Каменская Области войска Донского (ОВД). После окончания историко-филологического........
Политический словарь

Борин Аркадий Петрович — (1907 - 1941 или 1942). Социал-демократ. Сын сапожника. В начале 1920-х гг. член Череповецкого горкома (или райкома) РКСМ, позже перешел на с.-д. позиции и вошел в Союз социал-демократической........
Политический словарь

Боровиков Алексей Петрович — (? - ?). Анархист. К концу 1930 содержался в Соловецком лагере особого назначения. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Браун Константин Петрович — (ок. 1882 - ?). Социалист-революционер. Из чиновников. Член ПСР с 1917. Образование высшее. В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал в лесничестве "Тайгуй". Местными чекистами........
Политический словарь

Бубнов Виктор Петрович — (ок. 1897 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Служащий. Образование низшее. В конце 1921 жил в Уфимской губ. Местными чекистами характеризовался как "рядовой" и не проявлявший........
Политический словарь

Гавен Юрий Петрович — (настоящие фамилия и имя Дауман Ян Эрнестович) (18 марта 1884, хутор Бикерн, около Риги, – 4 октября 1936). Родился в многодетной крестьянской семье на хуторе в черте г. Рига.........
Политический словарь

Гагин Василий Петрович — (ок. 1891 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1912. В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал железнодорожным мастером. Местными чекистами характеризовался как "неактивный" партийный........
Политический словарь

Гриневич Виктор Петрович — (настоящие фамилия и имя Коган Михаил Григорьевич) (8 февраля 1874, Ростов-на-Дону, – 16 октября 1942, США). Родился в семье крупного торговца. Окончил Ростовское реальное училище.........
Политический словарь

Донорский Павел Петрович — (? - ?). Член ПЛСР с 1917. В конце 1921 жил в Брянской губернии и работал счетоводом главконторы Брянского завода. Местными чекистами характеризовался, как «организатор». Дальнейшая........
Политический словарь

Дункин Иван Петрович — (? - ?). Член ПЛСР, затем член РКП(б). Из крестьян. Образование «низшее». Был делегатом губернского съезда советов. В конце 1921 жил в Васильевской волости Вятской губернии,........
Политический словарь

Жаргар Эрнст (владимир Петрович) — (ок. 1893 - ?). Член ПЛСР. Крестьянин. Образование «низшее». В конце 1921 жил в Вологодской губернии и работал членом коллегии Губмуки и правления профсоюза пищевиков. Местными........
Политический словарь

Зыков Владимир Петрович — (? - ?). Член ПЛСР. Из рабочих («пролетарий»). В конце 1921 жил в Царицынской губернии. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Калинин Михаил Петрович — (ок. 1890 - ?). Член ПЛСР с 1917. Из рабочих. Окончил ремесленное училище. В конце 1921 жил в Уфимской губернии и работал в уездном отделе г. Златоуст. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Карахалев Петр Петрович — (ок. 1886 - ?). Член ПЛСР. Мещанин. Образование высшее. В конце 1921 жил в Вологодской губернии и работал в Губсоюзе. Местными чекистами характеризовался как «имеющий связь........
Политический словарь

Кропачев Даниил Петрович — (ок. 1865 - ?). Член ПЛСР с 1918. Из крестьян. Образование «низшее». В конце 1921 жил в Нолинском уезде Вятской губернии, бывший член волисполкома. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Кузьменко Афанасий Петрович — (ок. 1889 - ?). Социал-демократ. Из рабочих. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Смоленской губ., работал заведующим губодеждой. Местными чекистами характеризовался как "активный"........
Политический словарь

Логачев Емельян (эмильян) Петрович — (ок. 1883 - ?). Социал-демократ. Из мещан. Член РСДРП. Образование низшее. В конце 1921 жил в Красноярской губ., работал на кофейном заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Максимов Георгий Петрович — (ок. 1887 - ?). Социал-демократ. Служащий. Член РСДРП с 1905. В конце 1921 жил в Ставропольской губ., работал заведующим отделом снабжения Губстатбюро. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Маршаков Владимир Петрович — (ок. 1901 - ?). Социал-демократ. Рабочий. Член РСДРП. Образование низшее. В конце 1921 работал столяром в депо Сызрано-Вяземской железной дороги. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Мельгунов Сергей Петрович — (25 декабря, по другим данным, 24 декабря 1879, Москва, – 29 мая 1956, город Шампиньи, близ Парижа). Из старинного дворянского рода; отец – историк, педагог. По окончании историко-филологического........
Политический словарь

Москвитин Ефим Петрович — (ок. 1881 - ?). Социал-демократ. Бухгалтер. Член РСДРП. Образование низшее. В конце 1921 жил в Саратовской губ., работал заведующим подотделом (?). Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Мухин Сергей Петрович — (ок. 1892 - ?). Социал-демократ. Служащий. Член РСДРП. Образование неоконченное среднее. В конце 1921 жил в Иваново-Вознесенской губ., работал секретарем в органах губернского........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :