Исторический словарь

Ильин Иван Александрович

(псевд.Н.Иванов, Н.Костомаров, Юстус, И.Л. Ивер, С.П., Старый политик, Православный, Странник, Ослябя, Пересвет, Карл Брабазиус, д-р Алфред Норманн, Юлиус Швейкерт) (28.3.1883, Москва - 21.12.1954, Цолликон, Цюрих) - правовед, религиозный философ, литературный критик, публицист. Родился в дворянской семье. Отец, Александр Иванович И" присяжный поверенный, мать, Екатерина Юльевна И. (урожд. Швейкерт фон Штадион), лютеранка, перешедшая в православие. Крещен 22 апреля в церкви Рождества Богородицы за Смоленскими воротами. Семья была глубоко религиозной. Все три брата И. стали юристами.И. учился сначала в 5-й, а затем в 1-й московских гимназиях. После окончания (в 1901) гимназии с золотой медалью поступил на юридический факультет Московского университета, где занимался под руководством профессора П.Новгородцева. В 1906 окончил университет с дипломом 1-й степени и был оставлен на факультете для приготовления к профессорскому званию. В 1910-12 находился за границей (Германия, Италия, Франция) в научной командировке; собирал материал для магистерской диссертации. После Февральской революции 1917 включился в общественную жизнь России. Издавал серию брошюр по вопросам правового государства. Страстно выступал против надвигавшейся угрозы захвата власти большевиками, о чем свидетельствуют его статьи в газетах «Утро России» и «Русские ведомости». К октябрьскому перевороту 1917 отнесся резко отрицательно. В апреле 1918 был арестован по подозрению в участии в контрреволюционной организации «Добровольческая армия», но вскоре освобожден до суда. Процесс длился до декабря 1918, но в результате умелой защиты И. был амнистирован и отпущен. За это время благодаря поддержке научной общественности Москвы И. защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», получил степень доктора государственного права, а также звание профессора Московского университета. Осенью 1922 вновь был арестован, судим и выслан за границу вместе с группой философов, ученых и литераторов. После высылки И. оказался в Берлине: активно включился в создание очага русской культуры и отказался от заманчивого предложения переехать в Прагу, где материальные условия для русских эмигрантов были намного лучше. С октября 1922 И. начал выступать с лекциями и докладами в различных учебных заведениях и общественных местах. В 1923 он принимал участие в создании и открытии в Берлине научного института, Религиозно-Философской академии, Философского общества и религиозно-философского журнала при нем. В 1926 стал активным участником Российского Зарубежного съезда, в эти годы за ним основательно закрепилась репутация вне- и надпартийного идеолога белого движения. Он был тесно связан с Русским общевоинским союзом (РОВС). И. публиковал свои статьи в белградских газетах «Новое время», «Галлиполиец», в рижских газетах «Слово», «Наша газета», в журналах «Русская мысль» и «Перезвоны». В 1925-26 входил в редакцию парижской газеты «Возрождение»; после вынужденного ухода из редакции П.Струве И. перестал с ней сотрудничать ив 1927 стал издавать свой собственный журнал «Русский колокол» с характерным для его философии подзаголовком: Журнал волевой идеи. Ему удалось за три года выпустить 9 номеров. В 1930 участвовал в работе Сент-Жюльенского съезда, организованного Русской секцией Международной лиги для борьбы с 3-м Интернационалом (известной под названием Лиги Обера). С 1931 возобновил свои публикации в «Возрождении», печатался также в газетах «Россия и славянство» и «Русский инвалид». С приходом Гитлера к власти И. удалили из Русского научного института и запретили печататься и выступать публично, В 1938 И. вынужден был покинуть Германию и переехать в нейтральную Швейцарию, власти которой, предоставив ему вид на жительство, запретили заниматься всякой политической деятельностью. Поселившись в Цолликоне, пригороде Цюриха, И. продолжил чтение своих лекций, но только на религиозно-философские и литературные темы. В это время он написал несколько книг на немецком языке, и с помощью друзей и меценатов ему удалось их издать. В 1948-54 он посылал без подписи листки-бюллетени РОВСу, который издал их уже после смерти автора под названием «Наши задачи»; они составили два тома политических статей. В 1953 И. завершил основной труд своей жизни - «Аксиомы религиозного опыта», который был опубликован в двух томах в Париже. Частые болезни мешали И. закончить все, им задуманное. И. был религиозным философом и принадлежал той философской эпохе, которую принято называть русским религиозным ренессансом. Однако, в отличие от многочисленной плеяды русских философов (князья С. и Е. Трубецкие, С.Булгаков, П.Флоренский, Н.Бердяев, Л.Карсавин и др.), И. шел своим собственным путем. Являясь православным философом, И. сознательно не вторгался в область богословия, опасаясь впасть в еретический соблазн, всегда согласовывал свои религиозные построения с иерархами русской православной церкви. Он четко различал тварное и премирное. Большинство его рассуждений обращены на первое, хотя постоянным фоном, направлением и предметом служит второе, философия И. могла бы быть квалифицирована как реализм и идеализм в своем сопряжении и сочетании. Опыт исследования философии Гегеля показал И. слабость и неудовлетворительность построения идеальных метафизических систем, которые, столкнувшись с иррациональным, так и не смогли его преодолеть.И. попытался найти сочетание между рациональным и иррациональным, сознательным и бессознательным (в его формулировке - равновесие между индивидуализацией духа и индивидуализацией инстинкта «скрещение и взаимопроникновение законов природы и законов духа»). Это равновесие уже заложено в том, что у И. гносеология совпадала с онтологией; он рано усвоил сократовскую истину и считал, что надо не только познавать, но и быть («быть по-другому» - его характерное выражение), что философские имена и учения нужно не только знать, но и жить ими. Поэтому вершины творений классиков мировой философии и культуры постоянно присутствуют в его работах. Он заново переживает великие, порой трагические моменты, цитируя Евангелие, отцов и учителей церкви, русских святых и святителей, а также древнегреческих философов Гераклита, Платона, Аристотеля, западных философов Фихте и Карлейля, русских поэтов и писателей - А.Пушкина, Е.Баратынского, Ф.Тютчева, А.Хомякова, А.К.Толстого, Ф.Сологуба, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Н.Лескова, И.Шмелева. Такое активное изучение-переживание творчества своих предшественников и составляло для И. феноменологический метод, восходящий к Э.Гуссерлю. Во главу угла И. ставит философский духовный опыт или «философию как духовное делание». Опыт (опытка, испытание, проба, искус, пoпыткa изведка) шире, чем представляет его естествознание, фактически завладевшее этим термином. Существует не только физический, но и духовный опыт. И если в религии догмат является словесным выражением и оформлением глубокого и подлинного религиозного опыта, то и философия в форме разумной мысли с силою очевидности должна раскрыть содержание предмета «незримого, неслышимого, нечувственного, не материального, не существующего в пространстве и не длящегося во времени». Поэтому философия «творится именно нечувственным опытом». Интересуясь миром тварным и видимым, философская мысль распознает во всяком явлении и всяком состоянии «духовный смысл его, полагая в духовном смысле свой предмет, а в его разумном, для каждого очевидном раскрытии - свою задачу», Очевидность - следующее ключевое слово философии И. Это искомое состояние философского ума, это то, чем должна завершиться мысль. Переживание очевидности в философии отличается от переживания ее в религии, науке, искусстве, нравственной жизни, ибо акт очевидности в каждом случае имеет свое особое строение, происходит иначе. Но во всех случаях «акт очевидности требует от исследователя дара созерцания и притом многообразного созерцания, способности к вчувствованию, глубокого чувства ответственности, искусства творческого сомнения и вопрошания, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к принципу». Возможностью такого философского пути (метода) является Дух.И., как и другие философы, не дает определения Духа, а приводит его яркое описание: «Человек есть по существу своему живой, личный дух. Дух есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое «самое главное» - и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке, - но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического «осознания» состояния своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа. Ввиду этого можно было бы сказать, что есть живое чувство ответственности. Нашедший его в себе и утвердившийся в нем - ведет духовную жизнь, Человек, испытавший свое предстояние Богу, свое достоинство и свою ответственность, несет в себе живую волю к Совершенству. Поэтому дух можно было бы определить как волю к Совершенству - а также к совершенствованию - в самом себе, в своих деяниях и во внешнем мире. Эта воля предполагает способность узнавать лучшее, отличать худшее и дурное, видеть Совершенное и принимать его. Поэтому дух есть дар очевидности. Верное отношение к Совершенству есть отношение любви и служения. Поэтому дух можно было бы описать, как способность к бескорыстной любви и к самоотверженному служению. Все эти дары дают человеку способность верно управлять собою и верно строить свою жизнь. Поэтому дух есть сила личного самоуправления и первым проявлением ее является духовный характер человека. Вот почему правы те, которые связывают дух с идеей свободы, Дух есть дар свободы, данный человеку в зачатке от самой природы; в то же время он есть живая сила самоосвобождения и в заключительной стадии (вероятно - посмертной) - полнота личной свободы. После всего этого будет понятно, если мы определим дух, как потребность священного и как радость верного ранга: если мы опишем его как дар молитвы, как силу поющего сердца: и как жилище совести; если мы обозначим его как местоположение художественного искусства; как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры... В действительности дух есть - все это сразу. Но это надо непременно испытать и увидеть самому: необходимо духовно прозреть». Из этого описания духа видно, что перед философским духовным опытом открываются широкие перспективы, Философ свободно и автономно берет на себя разрешение вопросов: что есть истина (теория познания и онтология), что такое добро и зло (нравственная философия), в чем особенность красоты и творчества (эстетика и философия художества), в чем смысл справедливости (философия права и учение о правосознании), необходимость и счастье труда (философия хозяйства), какова подлинная культура (основы христианской культуры), важность аксиом религиозного опыта (философия религии) и, наконец, что есть высший духовный Предмет (метафизика, выросшая из подлинного религиозного опыта). Такой всеохватывающей философией является философия И. и все его наследие: оно указание на то родовое гнездо, в котором можно искать и найти подлинный философский опыт. Его достоянием является только то, что верно перед лицом Божиим, его критерием истинности и меры веры есть смерть: «Жить стоит только тем, за что стоит бороться и умереть», Серьезность и глубина философии И. связана с ее волевым и рыцарским началом, отсюда и постоянное обращение к теме смерти, пронизывающее и его жизнь, и его произведения, что опровергает ходячее представление о «русской мечтательности, о женственной податливости русской души».


Смотреть значение Ильин Иван Александрович в других словарях

Иван-чай — кипрей
Словарь синонимов

Иван — самое обиходное у нас имя (ов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и турецкой границе нашей, от Дуная, Кубани, Урала и до Амура,........
Толковый словарь Даля

Ильин-день — 20 июля. Не теперь Илья, сошью и я, говор. о непраздничной работе. Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает, 20 июля. Петр с колосом (29 июня), Ильяс колобом. Пророк Илья........
Толковый словарь Даля

Иван-да-марья — (И и М прописные), Иван-да-Марьи, мн. нет, ж. (бот., обл.). Луговой цветок с желтыми и фиолетовыми лепестками.
Толковый словарь Ушакова

Иван-чай — (И прописное), Иван-чая, мн. нет, м. (бот.). Высокое травянистое растение с метелкой темнорозовых цветов на верхней части стебля; то же, что кипрей. Из Иван-чая приготовляют........
Толковый словарь Ушакова

Ильин — ДЕНЬ (И прописное), а дня, мн. нет, м. (церк.). У православных - праздник пророка Илии (20 июля ст. стиля) управляющего, по мифологическим представлениям, громами.
Толковый словарь Ушакова

Иван-да-марья Ж. — 1. Однолетнее травянистое растение семейства норичниковых с желтыми цветками и фиолетовыми или синими прицветниками; марьянник.
Толковый словарь Ефремовой

Иван-чай М. — 1. Высокое многолетнее травянистое растение семейства кипрейных с метелкой пурпурно-розовых цветков на верхней части стебля, из листьев которого изготовляется суррогат чая.
Толковый словарь Ефремовой

Иван-да-марья — } ива́н-да-ма́рьи; ж. Однолетнее растение с двойной окраской соцветий, в которых жёлтые цветки выделяются на фоне фиолетово-синих лепестков; марьянник.
Толковый словарь Кузнецова

Иван-чай — } ива́н-ча́я; м. Многолетнее травянистое растение сем. кипрейных, с метёлкой пурпурно-розовых цветков на верхней части высокого стебля. Розовые головки иван-чая.
Толковый словарь Кузнецова

Абрамов Иван Владимирович — (ок. 1876 - ?). Социалист-революционер. Из крестьян. Член ПСР с 1918. Образование низшее. В конце 1921 жил в Калужской губ., работал секретарем волисполкома. Местными чекистами........
Политический словарь

Абрамов Иван Сергеевич — (? - ?). Анархист. Из крестьян Пензенской губ. Образование "сельское". В конце 1921 работал секретарем Веденяцкого волисполкома Совета (Наровчатский у. Пензенской губ.). 23.10.1922........
Политический словарь

Аверкиев Борис Александрович — (?, Саратов - 1918 или 1919). Социалист-революционер. Младший ребенок в семье народовольцев Аверкиевых, осевших в Саратове в начале 1890-х гг. С 1914 учился в Петроградском политехническом........
Политический словарь

Авроров Федор Александрович — (ок. 1869 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Образование среднее. В конце 1921 жил во Владимирской губ., работал учителем. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Агапов Иван Васильевич — (ок. 1896 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1917. Образование низшее . В конце 1921 жил в Нижнем Новгороде, работал слесарем на заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Аксаков Иван Сергеевич — (1823-1886) – русский публицист и общественный деятель. Брат К.С. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор журналов “День”, “Москва”, “Русская беседа”, “Русь”........
Политический словарь

Аксельрод Иван Яковлевич — (ок. 1888 - ?). Социалист-революционер. Из мещан. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Иркутской губ. Местными чекистами характеризовался как "активный" партийный........
Политический словарь

Аксютин Иван Федорович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Образование начальное. В конце 1921 жил в Уфе, работал в депо станции Уфа. Местными чекистами характеризовался как "рядовой"........
Политический словарь

Алгасов Владимир Александрович — настоящая фамилия Бурдаков) (1887 – 3 октября 1938). Из дворян; отец – почтовый чиновник. Алгасов учился на юридическом факультете Харьковского университета, курса не окончил.........
Политический словарь

Александров Иван Григорьевич — (ок. 1896 - ?). Социалист-революционер. Из мещан. Член ПСР с 1912. Окончил "торговую школу". В конце 1921 жил в Красноярской губ. Местными чекистами характеризовался как "черновец",........
Политический словарь

Алексеевский Владимир Александрович — (1884, Воронеж - 1937, Москва?). Социалист-революционер. Член ПСР в 1905-07 и 1917-18. Сын судейского чиновника. В 1903 окончил гимназию в Воронеже, в 1911 - юридический факультет Московского........
Политический словарь

Алеликов Константин Александрович — (1889 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Принадлежал к группе "Народ". Арестован в апреле 1919 в Москве. В тюрьме болел туберкулезом. В апреле 1921 находился в Бутырской тюрьме.........
Политический словарь

Анастасин (анастастин, Анастасиев) Иван Григорьевич — (1880 - не ранее апреля 1956). Член РСДРП с 1908 г. Образование низшее. Работал портным во Владикавказе. В 1908 за участие в забастовке портных выслан в Петровск, откуда вскоре........
Политический словарь

Антипов Николай Александрович — (Ок. 1885 - ?). Член РСДРП с 1905 г. Рабочий. Образование низшее. В конце 1921 г. жил в Калужской губернии и работал слесарем на станции Калуга. Взят на учет в 1921 органами Дорожно-транспортной........
Политический словарь

Антонов-овсеенко Владимир Александрович — (настоящая фамилия Овсеенко) (9 марта 1883, Чернигов, – 10 февраля 1938). Из семьи офицера. В революционном движении с 1901 (Варшава). Член РСДРП с 1902 (Петербург). Окончил Владимирское........
Политический словарь

Анчаров [степанов] Аркадий Александрович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Инженер. Арестован в феврале 1923 в Москве, содержался в Бутырской тюрьме. 22.4.1923 отправлен в ссылку в Вятку, где находился и в январе........
Политический словарь

Аргунов Иван Гаврилович — (ок. 1883 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Образование среднее. В конце 1921 жил в Иркутской губ. Местными чекистами характеризовался как "активный" партийный работник.........
Политический словарь

Ахматов Иван Иванович — (19.12.1886, Тула - 8.5.1939). Член РСДРП с 1905, с 1927 - коммунист. Образование высшее. Член Учредительного собрания ДВР. В конце 1921 г. жил в Иркутской губернии. Местными чекистами характеризовался,........
Политический словарь

Ахтырский Иван — (? - 1923?). Анархист-коммунист. В 1921 содержался в Бутырской тюрьме (Москва), в апреле 1921 переведен в Рязанскую тюрьму. В 1922 бежал вместе с Д. Коганом, участвовал в подпольной........
Политический словарь

Бабаев Иван Дмитриевич — (1898 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Арестован 18.9.1920 во время забастовки. В том же году приговорен к 3 годам принудительных работ. Вновь арестован в Москве 13.5.1921. Дальнейшая........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :