Исторический словарь

Иберии Цари

Царские династии, правившие в 299 г. до Р. Х. - 580 г. в Иберии (Грузии). Предки грузин проживали на территории современной Грузии с глубокой древности. Античные авторы, говоря о населении страны, называют здесь два родственных народа: колхов и иберов. Первые жили на западе страны, вторые - на востоке. В V-IV вв. до Р. Х. южные части Грузии входили в состав персидской державы Ахеменидов. Когда Персидское царство было завоевано Александром Македонским, в среднем течении Куры образовалось собственно Иберское (Картлийское) царство со столицей в Мцхета. Поначалу оно, по-видимому, находилось в вассальной зависимости от Понта. Первым царем, правившим здесь, грузинская историческая традиция называет Фарнаваза I, который поднял восстание против поставленного понтийцами Азо и добился независимости иберов. Он разделил свои владения на отдельные округа - саэристао и поставил во главе них своих наместников. Затем Фарнавазу удалось отразить натиск понтийцев, пытавшихся вернуть контроль над страной, и при помощи сирийских Селевкидов отстоять свою независимость (согласно древнегрузинской хронике "Картлис Цховреба", именно сирийский царь Антиох I послал Фарнавазу царский венец). При Фарнавазе Иберийское царство достигло сравнительно крупных размеров и включало в себя территорию фактически всей Восточной, Западной и Южной Грузии. Фарнавазу наследовал его сын Саурмаг I, долгое царствование которого не было отмечено никакими яркими событиями. Саурмаг не имел сыновей. Под старость он усыновил двоюродного брата своей жены Мириана, женил его на своей дочери и сделал наследником. В годы правления Мириана I Иберия была опустошена горцами с Кавказа. В то же время с юга иберов стали теснить армяне. Страбон пишет, что они отобрали у иберов Хордзену, Гогарену и склоны Париадра, то есть значительную часть их южных владений. Сын Мириана I, Фарнаджом, по свидетельству "Картлис цховреба", "полюбил персидскую веру", привел и посадил в Мцхета магов-огнепоклонников. Это вызвало недовольство у народа и знати. Против Фарнаджома восстали правители областей - эриставы, которые обратились к армянскому царю Артавазду I с просьбой дать им в цари своего сына. В завязавшейся войне Фарнаджому помогали парфяне, однако армянские войска одержали над ними победу. В 90 г. до Р. Х. Фарнаджом был убит. Вместо него на престол взошел сын Артавазда, Аршак I. При сыне Аршака, Артаге, Иберия оказалась причастна к событиям третьей Митридатовой войны и вошла в сферу римской политики. В 65 г. до Р. Х., одержав победу над армянским царем Тиграном II, римский полководец Помпей выступил против Артага. Прежде чем последний успел собрать силы для отражения нападения, римляне овладели важной крепостью Армазцихе на берегах Куры. Переправившись затем через реку, Помпей напал на войско Артага и нанес ему поражение. Царь вынужден был заключить мир и выдать Помпею в качестве заложников своих детей. Из Иберии Помпей двинулся в Колхиду и закончил свой поход в Фасисе. Впрочем, римское господство, установившееся в Иберии в результате всех этих событий, было более чем призрачным. В 36 г. до Р. Х. при сыне Артага Фарнавазе II Бартоме римляне сделали еще одну попытку овладеть Закавказьем. Дион Кассий пишет, что полководец Антония Публий Красс предпринял поход против иберов, победил в бою их царя Фарнаваза и привлек его к союзу. Но и после этого иберы оставались вполне независимыми. Римские войска, кажется, больше никогда не вторгались в их пределы. Опасность грозила им с другой стороны. В 30 г. до Р. Х. на Иберию во главе парфянских войск напал сын Фарнаджома, Мириан II. Он победил в сражении Фарнаваза Бартома, которого поддерживали армяне, и сам стал царем. Ему наследовал сын Аршак II. Тот, в свою очередь, был свергнут в 1 г. внуком Фарнаваза, Адеркой, который был сыном эгрисского царевича Картама и дочери Фарнаваза; после смерти деда он укрылся в Армении; армяне в дальнейшем оказали ему поддержку в борьбе за престол. (Таково изложение событий в грузинских летописях. Римские историки не знают никакого Адерки. Дион Кассий сообщает, что в 35 г. в Иберии царствовал Митридат (Мирдат I). Меликишвили отождествляет этого Митридата с Адеркой и считает, что "Мирдат" было его вторым, "тронным", именем, под которым он и был известен за рубежом.) При сыне Мирдата I, Фарсмане I, усилившаяся Иберия начинает проводить активную внешнюю политику. В 35 г. император Тиберий передал армянское царство брату Фарсмана, Митридату. Во главе большой армии (кроме иберов в ней были албаны и сарматы) Фарсман в 35 г. вторгся в Армению и овладел ее столицей Арташатом. Правивший здесь парфянский царевич Аршак бежал. На помощь ему царь Парфии Артабан отправил большое войско во главе с сыном Ородом. Произошла ожесточенная битва (описание ее есть у Тацита), в которой иберы, хотя и не без труда, одержали полную победу. Парфяне были изгнаны из страны, и в ней воцарился Митридат. Артабан еще несколько раз совершал нападения на Армению, но все они были отражены. Однако, сделавшись армянским царем, Митридат стал проводить независимую политику. Между ним и братом стала нарастать напряженность. В конце концов Фарсман подослал к Митридату своего сына Радамиста, который в 51 г. сверг его с престола. Но эти внутренние распри привели лишь к тому, что Армения вновь перешла к парфянам - в 54 г. здесь прочно утвердилась парфянская династия Аршакуни. Иберы сохранили за собой лишь приграничные области. Об иберийских царях, правивших после Фарсмана I вплоть до начала IV в., мы имеем очень скудные известия. Из сообщения Диона Кассия известно, что царь Фарсман III вместе с женой посещал Рим, где был с почетом принят императором Антонином Пием, увеличившим его владения за счет некоторых причерноморских областей, прежде принадлежавших римлянам. После смерти его сына Амазаспа в Мцхета стал править парфянский царевич Рев I, сын Вологеза IV. Этот период иберийской истории нам совершенно неизвестен. "Картлис цховреба" сообщает, что по смерти правнука Рева, Аспагура, род иберийских Аршакидов пресекся. Местная знать обратилась к иранскому шаху с просьбой дать им в цари своего сына. Шах (Варахран II?) пошел навстречу их желаниям и посадил на иберийский престол своего семилетнего сына Мириана III, женив его на дочери Аспагура. Этот царь вел многочисленные войны на стороне иранцев как с Арменией, так и Римом. (Эти свидетельства летописи оспаривают современные грузинские историки, которые склонны считать Мириана сыном местного иберийского царя Льва (Рева).) После Нисибинского мира (298 г.) позиции Ирана в Закавказье ослабли. Иберия (как и Армения) несколько десятилетий находилась в зависимости от Рима. В 30-е гг. IV в., под влиянием проповедей святой Нины Мириан и его жена крестились. Затем христианство приняли и остальные иберы. В 338 г. возобновились крупномасштабные римско-иранские войны. Долгое время Иберия оставалась в стороне от этого конфликта. Но в 368 г. война докатилась и до ее пределов. Аммиан Марцеллин пишет, что шах Шапур II изгнал из страны внука Мириана Саурмага II и сделал царем в Мцхета Аспагура. (В грузинской хронике "Обращение Картли" этот Аспагур именуется Бакуром и дядей Саурмага.) В 369 г. при поддержке римлян Саурмаг вторгся в Иберию, но так и не смог до конца освободить страну от персов. С Аспагуром был заключен договор, согласно которому Иберия была разделена на две части. Та часть, что прилегала к Армении, была отдана Саурмагу, а север страны остался за Аспагуром. В конце 370-х годов римляне потерпели на Дунае сокрушительное поражение от готов. Их легионы были выведены из Закавказья, после чего персы изгнали Саурмага, и вся Иберия вновь перешла под власть Аспагура-Бакура. Внук Бакура II, Мирдат V, выступил в 411 г. против персов, но был разбит, взят в плен и погиб в Иране. В дальнейшем иранский гнет и гонения на христианскую церковь усиливались год от года. Царская власть ослабла. Многие питиахши (владетельные князья) перестали подчиняться царю. При правнуке Мирдата V, Вахтанге I, была предпринята последняя попытка переломить эту тенденцию. Вахтанг ввел в стране католикосат (первым грузинским католикосом стал Петр) и образовал несколько новых епископств. Затем, опираясь на церковь, царь повел борьбу с отпавшими князьями и многих из них вернул под свою руку. В 482 г. был убит один из могущественных питиахшей Иберии Вазген. Укрепив свою власть, Вахтанг начал войну с Ираном. Она была трудной и ожесточенной. В 483 г. персы оттеснили армию Вахтанга в горы. На помощь иберам пришел армянский правитель Ваан Мамиконян. Объединившись, армяне и иберы дали персам битву на Чарманайнском поле. Она закончилась поражением восставших, но развить своего успеха персы не смогли и отступили. В следующие годы Вахтанг правил как фактически независимый государь. В эти годы он построил несколько новых городов (в том числе был основан Тбилиси). В 502 г. между Иберией и Ираном началась новая война. Решительная битва произошла на берегу реки Иори. Иберы победили, однако сам Вахтанг, получивший в сражении смертельную рану, вскоре умер. Его сын Дачи завершил строительство Тбилиси и перенес туда столицу. При его преемнике Гургене в 523 г. шах Ирана Кавад I потребовал от иберов, по словам Прокопия Кесарийского, "исполнения всех персидских обрядов", то есть отказа от христианства. Гурген, не имея сил для новой войны, уехал вместе с семьей в Византию. Царская власть в Иберии после этого была упразднена, и она превратилась в иранскую провинцию.


Смотреть значение Иберии Цари в других словарях

Федерация Анархистов Иберии — (ФАИ - Federation Anarquista de Ibérica) - орг-ция, созданная в 1927 исп. и португ. анархистами для контроля над Нац. конфедерациями труда (НКТ). Все члены ФАИ были одновременно членами НКТ........
Советская историческая энциклопедия

Цари И Апсары —         Ведийское «Вожделение» (Желание), будучи, подобно греческому Эросу, одним из элементов космогонической системы, обладало персонификацией в сфере сексуальной........
Энциклопедия мифологии

Цари Эдома — Эзотерически - ранние, экспериментальные, уродливые расы людей. Некоторые каббалисты интерпретируют их как "искры", миры в процессе формирования, исчезающие сразу же после образования.
Философский словарь

Посмотреть еще слова :