Исторический словарь

Алексеев Александр Александрович

(5.8.1901, Казань - 9.8.1982, Париж) - художник-мультипликатор, иллюстратор книг. Родился в семье военно-морского атташе, загадочно исчезнувшего во время служебной командировки в Берлине. Воспитывался в кадетском морском корпусе. Предположительно учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков. Во время гражданской войны А. служил моряком на Дальнем Востоке. В 17-летнем возрасте принял решение покинуть Россию; через Японию, Китай, Индию, Египет и Англию добрался до Франции и с 1921 обосновался в Париже. Здесь в студии С.Судейкина он продолжил обучение живописи, начатое еще в Петрограде, В 1923 женился на актрисе А.Гриневской. С 1922 по 1925 работал декоратором и художником-оформителем в различных театрах: «Saint-Jeann», «Летучая мышь» Н.Балиева, «Knock» Жюля Ромэна, выполнял заказы для театральных постановок Жоржа Патоева, Луи Жуве, Гастона Бати, «Русского балета» С.Дягилева. По признанию самого А., техника работы театрального декоратора способствовала его увлечению графикой, гравюрой, что, в свою очередь, подтолкнуло к иллюстрированию книг, а затем привело в кино. Проживая во Франции, он продолжал развивать в эмиграции традиции русского изобразительного искусства. Хорошо был знаком с советской школой графики, высоко ценил работы В.Ле6едева и Н.Тырсы, С 1926 А. уже известен как книжный иллюстратор. Его первыми работами были 4 гравюры на меди к повести «Записки сумасшедшего» Н.Гоголя - особенно любимого им писателя. В манере письма Гоголя, созвучии и музыкальности его фраз А. видел ту гармонию, к которой стремился всю свою творческую жизнь. В неменьшей степени талант иллюстратора А. проявился в оформлении книг А.Пушкина, «Слова о полку Игореве», «Братьев Карамазовых» Ф.Достоевского, а также «Дон Кихота» Сервантеса, сказок Г.Х.Андерсена, «Падения дома Ашеров» Э.По, стихотворений Ш.Бодлера, произведений А.Мальро, а позже - книг Л.Толстого и Б.Пастернака. Первоначально, по словам А., его интерес к кино был вызван огромным желанием войти в интеллектуальную среду общества. Большое впечатление на него в это время произвели фильмы немецкого кинематографа. У А. зародились планы «проиллюстрировать» музыку. Наконец, в 1932, после просмотра фильма Бертольда Барташа «Идея», который был первой попыткой представить «ожившую гравюру» на экране, он внезапно открыл для себя огромные кинематографические возможности мультипликации, ее музыкальную стихию. Однако решительное неприятие общепринятой графической культуры 20-30-х стимулировало поиск своего собственного пути. Стремление достигнуть в выразительных средствах той степени неопределенности, зыбкости, незавершенности, которые придают особый поэтический оттенок повествованию, не лишая его в то же время предметности, заставило его заняться разработкой нового технического приспособления. В 1931 вместе со своей ученицей и помощницей Клер Паркер, ставшей впоследствии его женой, А. приступил к созданию, на первый взгляд, весьма простого изобретения - т.н. «игольчатого экрана». Он представлял собой небольшую экранную плоскость из мягкого материала, пронизанную несколькими тысячами иголок, выступавших при надавливании на 30-50 мм и повторявших форму предмета. Эффект, построенный на неровном выдвижении тел на экранной поверхности, освещенной подвижным боковым источником света, создавал необыкновенные графические возможности и световую гамму, включавшую все оттенки черного и белого цвета. В отличие от таких мультипликаторов, как Уолт Дисней, создавших целую киноиндустрию, А. с помощью своего «экрана» мог работать в полном одиночестве и делать фильмы, «передающие полутона, дымку и нечеткие переливающиеся формы», фокусируя внимание на движущемся образе. Первой картиной, снятой на «Игольчатом экране», была «Ночь на Лысой горе» «Une nuit sur ie mont chauve», 1933) на музыку М.Мусоргского. Удивительное созвучие музыкального и пластического ритмов сделало эту ленту шедевром анимационного кино и принесло режиссеру, потратившему почти два года на ее создание, чувство творческого удовлетворения. В 1935 А. поставил кукольноигровой фильм «Спящая красавица» («Belle au bois dormant»). He имея стабильного заработка, находясь в достаточно сложных материальных условиях, А. не мог полностью отдаться творческой работе, поэтому в дальнейшем (с 1935 по 1939) он вместе с Клер Паркер, Жоржем Виоле и др. помощниками полностью занялся подготовкой рекламных фильмов (всего было выпущено 25 рекламных роликов); они снимались экспериментальным путем, с применением «игольчатого экрана» и др. технических изобретений. Даже неполный перечень этих лент дает представление о разнообразии рекламируемой продукции: «Заводы Линтера» («Lingner Werke»), «Парад шляп» («Parade des chapeaux»), «Франк Арома» («Frank Aroma»), «Одежда от Сигро» («Vetements Sigraud»), «Эвианская вода» («Leau dEviant»), «Литье фирмы Мартен» («Les Fonderies Martin»), «Апельсины из Яффы» («Les oranges de Jaffa»), «Газ» («Gaz») и т.д. В 1940 А. вместе с Клер Паркер эмигрировал в США, где продолжал работать в области рекламы, временами используя свое изобретение. Так, в 1943 в Канаде на «игольчатом экране» был снят интересный экспериментальный фильм «Мимоходом» («Еп passant»). В 1949 А. возвратился во Францию, продолжив работу в качестве иллюстратора и создателя рекламных роликов. Однако заряд его творческой энергии искал новых возможностей применения. С 1947 по 1951 А. стал проводить эксперименты с новым техническим приспособлением для постановки мультипликационных фильмов, назвав этот метод «тотализацией иллюзорных твердых тел»: движущийся по сложной кривой (посредством системы маятников) источник света снимается покадрово с длительной экспозицией. С помощью этого изобретения был создан способ киносинтеза трансформирующихся объемных геометрических фигур задолго до появления компьютерной графики. С 1951 по 1964 методом «тотализации», который предоставлял режиссерумультипликатору колоссальные, невиданные доселе возможности для передачи всего многообразия форм движения, было снято около 20 рекламных роликов, в основном по заказу фирмы «Cocinor». Наиболее известные среди них «Дым» («Fumees», 1951), «Истинная Красота» («Pure Beaute», 1954), «Сок земли» («La Sfeve delaTerre», 1955). В начале 60-х мастерство и авторитет А. в кинематографическом мире были признаны настолько, что он получил от «Cinema Nouveaux» предложение снять игровой фильм на «игольчатом экране». При абсолютной свободе в выборе сюжета оговаривалось лишь одно условие - это должна была быть экранизация литературного произведения.А. решил осуществить свою давнишнюю мечту - «оживить Гоголя на экране», остановив свой выбор на повести «Нос». Этот фильм рождался из ностальгических воспоминаний детства о столь дорогом ему Петербурге и давал выход непреходящей с годами страсти А. к импровизации. Возможности «игольчатого экрана» позволяли передать все нюансы и богатство движения, варьировать цветовую гамму и достигать того эффекта поэтической ирреальности в фильме, который находил полное художественное соответствие литературному источнику. Будучи принципиальным противником речевого озвучивания анимационного фильма, А. стремился найти этому необычному зрелищу адекватное музыкальное оформление. Поиск нетрадиционных путей свел его с весьма своеобразным музыкантом. Композитор Хай Мин в процессе просмотра фильма с собственного голоса записывал на магнитофон музыкальную импровизацию, которая впоследствии была аранжирована и исполнена на фольклорных инструментах Востока, Непривычный экзотический музыкальный фон в еще большей степени усиливал эффект таинственности, загадочности, волшебства, который завораживал зрителя и полностью погружал его в гоголевский фантастический мир. Очередной кинематографический эксперимент А. увенчался грандиозным успехом: фильм получил всемирное признание и вошел в золотой фонд мировой кинематографии. Впоследствии с помощью «игольчатого экрана» будут сняты фильмы, снискавшие А. мировую славу: пролог и эпилог к фильму «Процесс» («Le Procfes», 1962, реж.О.Уэллс по роману Ф. Кафки), «Hoc» («Nez», 1963), «Картинки с выставки» («Tableaux dune exposition», 1972), «Три темы» («Trois Thames», 1980) - два последних на музыку М.Мусоргского. В творчестве А. всегда удачно сочетались две стороны его таланта: работа гравера вдохновляла на поиск новых технических возможностей в мультипликации, а как художникмультипликатор он был одержим идеей придать своим гравюрам максимальную выразительность, тонко и точно передать момент движения, пластику тела. Оставаясь всегда истинным мастером, А. стремился не просто проиллюстрировать отдельные сюжетные моменты литературного произведения, но отразить индивидуальные творческие черты писателя, образность его языка, дух и колорит его книги. В послевоенные годы наиболее крупной и долговременной (более 7 лет) работой в этом направлении было создание 120 гравюр к роману «Анна Каренина». Используя все новшества технического характера, которые в основном являлись его собственным изобретением, он завершил к началу 50-х свой уникальный труд. С точки зрения самого А. оформление книг Л.Толстого, мысль которого, как правило, имела весьма абстрактную форму выражения, представляло для художника в плане изобразительности наибольшую сложность. Однако ему удалось блестяще справиться и с этой задачей. В работе иллюстратора он видел много сходного с творчеством режиссера, считая книгу своеобразным спектаклем. В 1959 А. создал уникальный цикл иллюстраций (202 рисунка) к роману Б.Пастернака «Доктор Живаго». Используя в качестве графической основы «игольчатый экран», он средством мультипликации создал нерукотворную книжную графику, как бы сведенную с экрана. Пользовался А. и фотоспособом, т.е. соединением изобразительных наслоений, тем, что в кино называется двухкратной или многократной экспозицией. Конструируя книгу как кинематографист (каждая последующая иллюстрация являлась развитием предыдущей и основой для последующей), он внес в понятие книги элементы кинематографа и стал в этой области первооткрывателем. У А. была долгая творческая жизнь, однако смерть Клер Паркер (1981), столь близкого ему человека и бессменного помощника, роковым образом сказалась на его физическом состоянии. Менее чем через год он скончался. В 1989 его дочь, художница Светлана Алексеева-Роквел, передала Музею кино в Москве часть архива своего отца и копии некоторых его фильмов. К сожалению, мастерская художника была продана в 1991. Письмо российского режиссера-мультипликатора Ю.Норштейна министру культуры Франции с просьбой сохранить ее в качестве музея пришло с опозданием. Творчество А. было заметным явлением в культуре Франции. Его называли «инженером и теоретиком» французской мультипликации. Вместе с тем нельзя не согласиться с киноведом Андре Мартеном, считавшим, что «такой тип кинематографиста, художника и гравера, а также математика и механика столь уникален, что трудно определить его место, квалифицировать его творчество...». Таланты подобного масштаба минуют границы пространства и времени. Соч.: Ehere Marthe // Bull. dinformation. ASIFA, 1972, Ms 1; Le Chaut dombres et de lumieres de 1.250.000 epingles // Cinema pratique, 1973. № 123; Pages dAlexeeff. Milan, 1983; Воспоминания санкт-петербургского кадета (фрагменты) // Иск-во кино, 1993, № 4.


Смотреть значение Алексеев Александр Александрович в других словарях

Абрамский Александр — (?) Савватьевич (?) (? - ?). Анархист-максималист. Арестован в Москве 7.10.1922, содержался в Бутырской тюрьме. Вновь арестован в Москве в июне 1932. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал"
Политический словарь

Аверин Александр Иванович — (ок. 1884 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1915. Студент-юрист 4-го курса. В конце 1921 жил в Бийске Алтайской губ., работал заведующим внешкольным отделом Бийского наробраза.........
Политический словарь

Аверкиев Борис Александрович — (?, Саратов - 1918 или 1919). Социалист-революционер. Младший ребенок в семье народовольцев Аверкиевых, осевших в Саратове в начале 1890-х гг. С 1914 учился в Петроградском политехническом........
Политический словарь

Авроров Федор Александрович — (ок. 1869 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Образование среднее. В конце 1921 жил во Владимирской губ., работал учителем. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Аксентович Александр Николаевич — (? - ?). Анархист ("по недоразумению"). Жил в Астраханской губ. В июне 1925 сослан на 3 года в Урду. В ноябре 1928 освобожден, к марту 1929 жил в Козельске. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Алгасов Владимир Александрович — настоящая фамилия Бурдаков) (1887 – 3 октября 1938). Из дворян; отец – почтовый чиновник. Алгасов учился на юридическом факультете Харьковского университета, курса не окончил.........
Политический словарь

Александр I — (1777—1825), император c 1801 года. Старший сын Павла I. В официальной литературе именовался «Победителем», позднее — «Благословенным». В начале правления провёл умеренно........
Политический словарь

Александр Iii Папа Римский, Бандинелли Орландо — (ок.1105 – 1181) – знаменитый канонист, кардинал-канцлер, один из величайших и дальновиднейших Римских понтификов, оппонент «антипап» в период смуты, сторонник освободительной........
Политический словарь

Алексеев Михаил Васильевич — (3 ноября 1857, Тверская губерния, – 25 сентября 1918, Екатеринодар). Родился в семье солдата сверхсрочной службы. Окончил Тверскую гимназию, затем Московское юнкерское училище........
Политический словарь

Алексеев Николай Николаевич — (1879-1964) — правовед и политолог, философ, историк общественной мысли, активист евразийского движения, автор книги «Русский народ и государство». Попытался применить........
Политический словарь

Алексеев Николай Николаевич (1879-1964) — - теоретик государства и права, философ, идеолог евразийства. Основные работы: "Основы философии права" (1924), "Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное........
Политический словарь

Алексеевский Владимир Александрович — (1884, Воронеж - 1937, Москва?). Социалист-революционер. Член ПСР в 1905-07 и 1917-18. Сын судейского чиновника. В 1903 окончил гимназию в Воронеже, в 1911 - юридический факультет Московского........
Политический словарь

Алеликов Константин Александрович — (1889 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Принадлежал к группе "Народ". Арестован в апреле 1919 в Москве. В тюрьме болел туберкулезом. В апреле 1921 находился в Бутырской тюрьме.........
Политический словарь

Андриевский Александр Дмитриевич — (1891 - ?). Анархист-индивидуалист. Арестован 26.2.1919. С 15.8.1919 содержался в Бутырской тюрьме. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Антипов Николай Александрович — (Ок. 1885 - ?). Член РСДРП с 1905 г. Рабочий. Образование низшее. В конце 1921 г. жил в Калужской губернии и работал слесарем на станции Калуга. Взят на учет в 1921 органами Дорожно-транспортной........
Политический словарь

Антонов-овсеенко Владимир Александрович — (настоящая фамилия Овсеенко) (9 марта 1883, Чернигов, – 10 февраля 1938). Из семьи офицера. В революционном движении с 1901 (Варшава). Член РСДРП с 1902 (Петербург). Окончил Владимирское........
Политический словарь

Анчаров [степанов] Аркадий Александрович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Инженер. Арестован в феврале 1923 в Москве, содержался в Бутырской тюрьме. 22.4.1923 отправлен в ссылку в Вятку, где находился и в январе........
Политический словарь

Аросев Александр Яковлевич — (25 мая 1890, Казань – 10 февраля 1938, Москва). Из семьи портного. Участник Революции 1905 – 07 (Казань). В 1907 вступил в РСДРП, большевик. Революционную работу вёл в Москве, Петербурге,........
Политический словарь

Атабекян Александр Моисеевич — (2 февраля 1868, г. Шуша Елизаветпольской губернии, – 5 декабря 1933, Москва). Родился в семье врача. Окончил реальное училище в Шуше (1886). В 1889 – 96 учился на медицинском факультете........
Политический словарь

Атласнер Александр Натанович — (1889, Богучар Воронежской губ. - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1906, официально вышел из партии в начале 1921. Образование высшее (юрист). До революции 1917 жил в Петрограде,........
Политический словарь

Ашменов Александр Степанович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. В конце 1921 жил во Владимирской губ., работал агентом Союза кооперативов. Дальнейшая судьба неизвестна. К. М.
Политический словарь

Бабанов Александр Андреевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В конце 1921 жил в Уфимской губ. Местными чекистами характеризовался как принадлежавший к "меньшинству" ПСР. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Бадин Александр — (? - ?). Анархист. Студент. Член Северной федерации анархистов-коммунистов. Сослан на 3 года на Урал. В ссылке к концу 1930. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал", А. Д.
Политический словарь

Бакин Александр Николаевич — (ок. 1895 - ?). Социал-демократ. Служащий. Член РСДРП. Образование высшее. В конце 1921 жил в Рязанской губ., работал учителем. Местными чекистами характеризовался как "рядовой"........
Политический словарь

Бакунин Михаил Александрович — - революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков анархизма. За деятельное участие в революции 1848-1849 Б. был дважды (судами Саксонии и Австрии)........
Политический словарь

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — - революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков международного анархизма. За деятельное участие в революции 1848- 1849 гг. он был дважды (судами........
Политический словарь

Барышев Александр Васильевич — (ок. 1876 - ?). Социал-демократ. Образование высшее. Член РСДРП с 1898. Был председателем Томского комитета РСДРП. В конце 1921 жил в Двинской губ., работал врачом. Местными чекистами........
Политический словарь

Барышников Александр Александрович — (1877, Петербург, – ?). Из купеческой семьи. Окончил в 1898 Петербургский институт инженеров путей сообщения. В 1905 оставил казённую службу и вскоре был избран гласным петербургской........
Политический словарь

Басин Александр Борисович (партийная Кличка - Шура) — (1905 - ?). Член "Макааби", "Хе-Халуца" и Единой Всероссийской организации сионистской молодежи. Арестован 1.3.1926 в Ленинграде. В августе 1926 содержался в Таганской тюрьме (Москва).........
Политический словарь

Батура Александр Иванович — (? - ?). Анархист. Отбыл заключение в Соловецком лагере особого назначения, затем был сослан на 3 года в Сибирь. К концу 1930 освобожден, получил "минус 6", поселился в Днепропетровске.........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :