Философский словарь

Архетип (греч.)

- прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви - Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников - Филона, Цицерона, Плиния, герметические трактаты. Часто это понятие употреблялось ср.-век. мистиками (напр., Рюисброком) и алхимиками, к исследованию трудов к-рых Юнг приступил как раз в то время, когда он стал употреблять термин А. (впервые - в 1919). Поскольку А. в словоупотреблении христ. и языч. неоплатоников соответствовал "эйдосу", "идее" Платона, то Юнг оговаривал правомерность его употребления в психологии. А. коллективного бессознательного отличаются Юнгом от "комплексов", содержащихся в личностном бессознательном, в к-рое входят прежде всего вытесненные из сознания представления. Тем самым Юнг отличает свою аналитич. психологию от психоанализа Фрейда уже по предмету: бессознательное включает в себя не только вытесненные на протяжении индивидуальной жизни влечения, но также память всего человеч. рода. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству и является тем самым основанием, на к-ром вырастает индивидуальная психика. Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие для всего живого инстинкты, и специфически человеч. бессознат. реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутр. мира. Психология, как и любая другая наука, изучает универсальное в индивидуальном, т.е. общие закономерности. Это общее не лежит на поверхности, его следует искать в глубинах. По ходу научного поиска мы обнаруживаем систему установок и типичных реакций, к-рые незаметно определяют жизнь индивида. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. А. коллективного бессознательного являются своеобр. когнитивными образцами, на к-рые ориентируется инстинктивное поведение: интуитивное схватывание А. предшествует действию, "спускает курок" инстинктивного поведения. В А. накопился опыт тех ситуаций, в к-рых бесконечному числу предков совр. человека приходилось "спускать курок" именно такого действия; это - когнитивная структура, в к-рой в краткой форме записан родовой опыт. Инстинкты представляют собой врожденные программы поведения, тогда как А. являются регуляторами психики, априорными формами, к-рые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции. Отвергая обвинения в ламаркизме, Юнг писал, что т.о. передается не содержание, а чистые формы, получающие материю из опыта. Юнг сравнивал А. с системой осей кристалла, к-рая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невеществ. полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким "веществом" являются внешний и внутр. опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде А. поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознат. обработке. Ближе всего к самому А. эти образы сознания - "архетипич. образы" - стоят в сновидениях, галлюцинациях, мистич. видениях, нек-рых психопатологиях, когда сознат. обработка минимальна. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное ("нуминозное" - Юнг часто пользовался этим термином, позаимствованным у Р. Отто). Архетипич. образы наделены огромной психич. энергией, встреча с ними вызывает сильные эмоции, ведет к трансформации индивидуального сознания. Архетипич. образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипич. образов. Человек первобытного об-ва лишь в незначит. мере отделяет себя от "матери-природы", от жизни племени. Он уже переживает последствия отрыва сознания от животной бессознательности, возникновения субъект-объектного отношения - этот разрыв на языке религии осмысляется как "грехопадение". Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутр. миру. Адаптацию к образам коллективного бессознательного берут на себя все более сложные религ. учения, вводящие все более абстрактные догматы. Чем прекраснее, грандиознее передаваемый традицией образ, тем дальше он от опыта нуминозного, тем сильнее отрыв сознания от А. коллективного бессознательного. Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредств. соприкосновения с колоссальной психич. энергией А. Символы и церковные догматы придают форму внутр. опыту священного. Мистика приобретает широкое распространение в кризисные эпохи, когда догматы окостеневают, когда с их помощью уже трудно передать непосредств. опыт архетипич. образов. Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится "компенсировать" односторонность сознания. Если сознание уже не принимает во внимание опыт А., если символич. передача невозможна, то архетипич. образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах. Примерами таких "вторжений" на индивидуальном уровне являются нек-рые психопатологии, тогда как на коллективном уровне ими оказываются массовые движения, идеологии и т.п. А. не даны нам ни во внешнем, ни во внутр. опыте - в этом смысле они гипотетичны. Выдвинув эту гипотезу для объяснения неврозов и психозов, Юнг использует ее для объяснения разл. явлений культуры, прежде всего мифологии, религии и искусства. Эти идеи оказали опр. влияние на совр. религиоведение - понятиями "А.", "архетипич. образ" пользовались К. Кереньи, Элиаде, Дж. Кэмпбелл и др. историки религии и мифологии, не обязательно принимавшие многие др. положения аналитич. психологии (в частности, и биол. трактовку А.). Учение Юнга об А. коллективного бессознательного оказало также опр. влияние на лит-ведение и иск-ведение, равно как и на творчество нек-рых известных писателей, художников, кинорежиссеров. Чаще всего понятие А. используется не принадлежащими к юнгианской аналитич. психологии авторами в более широком (а иногда и расплывчатом) смысле - как совокупность общих черт, сюжетов, образов, характерных для многих религ., лит., культурных традиций. В аналитич. психологии этот термин чаще всего употребляется по отношению к опр. психич. структурам, проявляющимся по ходу терапии (анима и анимус, самость и др.). Лит.: Архетипы в фольклоре и литературе. Кемерово, 1994; Архетип: Культурол. альманах. Шадринск, 1996. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Он же. Аналитич. психология: Прошлое и настоящее. М., 1995; Он же. Человек и его символы. СПб. 1996. А.М. Руткевич


Смотреть значение Архетип (греч.) в других словарях

Архетип М. — 1. Наиболее древний - обычно неизвестный - текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий. 2. Гипотетически реконструируемая или фактически........
Толковый словарь Ефремовой

Архетип — -а; м. [от греч. arkhē - начало и tupos - тип, образец].
1. Книжн. Первичная форма, образец. // Наиболее древний текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих........
Толковый словарь Кузнецова

Архетип — - от греческого "arce", "начало", и "tupoz", "тип", "образец". Дословно - "первоначальный образец".
Политический словарь

Архетип — (от греч. arche - начало и typos - образ) -..1) в позднеантичнойфилософии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В "аналитическойпсихологии" К. Г. Юнга изначальные, врожденные........
Большой энциклопедический словарь

Греч — Николай Иванович (1787-1867) - российский журналист, писатель,филолог, член-корреспондент Петербургской АН (1827). В 1812-39 издавал (с1825 совместно с Ф. В. Булгариным) журнал "Сын........
Большой энциклопедический словарь

Архетип — (от греч. archetypon — прообраз), по идеалистич. представлениям, первичный тип (прототип) строения, лежащий в основе реально существующих форм организмов. Понятие А. выдвинуто........
Биологический энциклопедический словарь

Анафема (греч.) В Христианстве — - отлучение от церкви, проклятие, осуждение, т.е. высшая церковная кара.
Исторический словарь

Архетип — неосознаваемая базовая система представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культуры и т.д.
Исторический словарь

Базилика (греч. Царский Дом) — - в Афинах так называлась крытая галерея, где заседал архонт - басилей (царь - отсюда "басилион"). Позже - греко-римское общественное здание для собраний, приспособлений........
Исторический словарь

Гетеры (греч. Спутницы) — - разные по социальному статусу, но, как правило, привлекательные, образованные, знающие музыку, литературу женщины, ведшие свободный, независимый образ жизни. Их приглашали........
Исторический словарь

Государственная Символика (греч.) — - совокупность символов какого-либо государства (герб, гимн, столица, флаг и т.д.).
Исторический словарь

Греч Николай Иванович — Греч, Николай Иванович - журналист, филолог и педагог (1787 - 1867), сын обруселого немца, учился в педагогическом институте. Выступил на литературное поприще в 1805 г., сотрудничая........
Исторический словарь

Месопотамия (греч. Междуречье) — - страна в бассейне рек Тигра и Евфрата. Во II веке н.э. была римской провинцией, но римляне смогли утвердится только в охраняемой пограничной укрепленной линией северо-западной........
Исторический словарь

Греч (ур. Швидковская), Евг. Ив. — журнал., † 31 марта
Большая биографическая энциклопедия

Греч, Алексей Алексеев. — преп. Инст. гражд. инж. 1880
Большая биографическая энциклопедия

Греч, Алексей Ник. — перев., р. 1814, † в марте
Большая биографическая энциклопедия

Греч, Алексей Николаевич — литератор; † 1851
Большая биографическая энциклопедия

Греч, Евгения Ивановна — вторая супруга Никол. Ив. Гр., ур. Швидковская, бывшая классная дама, в послед. годы жизни инспектриса Училища глухонемых; р. 1811 г., † 1885 г. 31 марта на 74 г. от
Большая биографическая энциклопедия

Греч, Ив. Мих. — сост. "Политич. геогр.", р. 1709, проф. и инсп. сух. 1-го кад. корп., † 18 сент.
Большая биографическая энциклопедия

Греч, Иван Михайлович — (Joh. Ernst Gretsch), профессор и инспект. Сухопутн. кадетск. корпуса, писатель; р. 13 окт. 1709, † 18 сент. 1760
Большая биографическая энциклопедия

Греч, Ник. Ив. — изв. филолог, беллетр. и журнал., р. 3 авг. 1787 в СПб., в немецк. семье, † 12 янв. 1867 в
Большая биографическая энциклопедия

Греч, Николай Иванович — — педагог и журналист. Дед его Johann Ernst Gretsch (Иван Михайлович, 1709—1760) при Бироне прибыл в Россию из Пруссии и определен учителем в сухопутный шляхетский корпус. Он, между........
Большая биографическая энциклопедия

Греч, Павел Иванович — генер.-майор, 1851
Большая биографическая энциклопедия

Греч — Николай Иванович (3.VIII.1787 - 12.I.1867) - рус. журналист, писатель. В 1812-39 - редактор-издатель (с 1825 совм. с Ф. В. Булгариным) журн. "Сын отечества", в 1831-59 (совм. с Булгариным) издавал........
Советская историческая энциклопедия

Архетип — (типос - отпечаток), "образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы"; (Юнг К.Г.), "коллективное бессознательное";........
Психологическая энциклопедия

Архетип (archetype) Юнгианский — термин для обозначения содержания КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО , т.о. врожденных идей, или тенденция к организации опыта в рамках врожденно-предопределенных паттернов.
Психологическая энциклопедия

Орфоэпия (греч — . ORTHOЕPEIA, "ПРАВИЛЬНОСТЬ" И EPOS, "РЕЧЬ") - система норм языка, обеспечивающих единство его звукового строя, единое оформление звучащей речи.К О. относятся правила........
Психологическая энциклопедия

Теория Тесей (от Греч — . THЕSCI) - возникшая в античную эпоху теория происхождения языка, предполагающая, что язык был создан благодаря разумным договоренностям людей между собой, является продуктом........
Психологическая энциклопедия

Теория Фюсей (от Греч — . PHУSEI) - античная философская и лингвистическая теория, согласно которой язык возник как явление природы, естественным путем, а не создан людьми. Ср. ТЕОРИЯ ТЕСЕЙ.
Психологическая энциклопедия

Фраза (от Греч — . PHASES - "ВЫРАЖЕНИЕ, СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ (СМЫСЛА)") - 1) предложение в устной и письменной речи, 2) ритмико-интонационное единство в речи ("синтангма), совпадающее с т.........
Психологическая энциклопедия

Посмотреть еще слова :