Философский словарь

Артур Шопенгауэр (1788-1860)

Немецкий философ Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 г. в городе Данциге (Гданьске) в семье богатого купца. Он учился в школе в Гамбурге. Мальчик выказал столь блестящие способности, что отец предложил ему пройти гимназический курс экстерном и вместо обучения в школе провести время в путешествиях. Артур посетил Бельгию, Англию, Швейцарию, Австрию. В 1805 г. он возвратился на родину. Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело. Артура отдали в обучение в торговую фирму. Юноша, однако, сразу понял, что не испытывает тяготения к деловой карьере. От несчастного случая погиб отец. Теперь Артур должен был сам выбирать свой путь в жизни. В 1807 г. он стал студентом Геттингенского университета — сначала медицинского, потом философского факультета. Переход на философский факультет не означал для Шопенгауэра прекращения занятий медициной. Об образовании, полученном Артуром в университетские годы, биографы обычно говорят в приподнятых тонах: считается, и справедливо, что оно было разносторонним и сделало молодого Шопенгауэра знатоком медицины, астрономии, физики, химии, а одновременно и тогдашних "наук о духе", включая прежде всего философию. В 1811 г. Шопенгауэр перевелся в Берлинский университет, где в то время преподавали такие блестящие философы и лекторы, как Фр. Шлейермахер и И.Г. Фихте и где весьма обстоятельные курсы читались по естественным и математическим наукам. Диссертацию "О четверояком корне достаточного основания" Шопенгауэр защитил в Иенском университете. К 1813 г. относится знакомство с Гете, под влиянием которого молодой ученый написал трактат "О зрении и цвете". Несколько последующих лет были заполнены поисками оригинальной философской системы. Результатом стала действительно новаторская работа "Мир как воля и представление" (1818 г., т. 1; второй том вышел лишь в 1844г.). Впоследствии она прочно вошла в перечень классических произведений философии. Однако при жизни Шопенгауэра изложенные в ней взгляды не имели успеха и почти не обрели последователей. С 1820 г. Шопенгауэр был доцентом Берлинского университета. В те годы в философии царил Гегель: быстро разрасталась и крепла его школа. Гегелевская система была для Шопенгауэра воплощением всего, с чем он собирался бороться в философии. (Подобную вражду к учению Гегеля станет проявлять и Кьеркегор.) И вот Шопенгауэр, движимый скорее ненавистью, чем трезвым расчетом, объявил свои курсы в те же часы, в которые читал свои лекции прославленный Гегель. Результат предсказать было нетрудно: аудитории, в которых читал лекции Гегель, ломились от слушателей, к Шопенгауэру же на лекции почти никто не ходил. Это укрепило его в Ненависти к Гегелю и его системе. В 1831 г. Шопенгауэр покинул Берлин из-за эпидемии холеры (Гегель тогда, как известно, умер от этой болезни.) В 1833 г. Шопенгауэр поселился во Франкфурте-на-Майне. В 1836 г. им была написана работа "О воле в природе"; в дополнение к первому тому книги появилось сочинение "О свободе человеческой воли", которое имело успех, правда, недолгий и не на родине, а в Норвегии, где Шопенгауэру за него была присуждена премия. Но затем снова наступили годы отчуждения, неуспеха, забвения. Тем не менее выходили из печати новые произведения Шопенгауэра: "Об основании морали" (1841), "Две основные проблемы этики (1841), "Парерга и паралипомена (Примечания и дополнения)" (1851), частью этой книги были ставшие потом знаменитыми "Афоризмы житейской мудрости". В 50-е годы Шопенгауэр начал приобретать известность. Но многим современникам и ближайшим потомкам он казался чудаком, эксцентриком, чьи экстравагантные идеи обречены на забвение. История, однако, показала, что различные философские течения и направления впоследствии стали возводить свои идеи к концепции Шопенгауэра, и в особенности к его критике, направленной в адрес традиционной философии. Ф. Ницше, в начале творческого пути (пусть лишь на время) испытавший огромное влияние Шопенгауэра, заметил: с помощью Шопенгауэра мы можем проникнуться враждебностью к нашему времени, но тем самым это время сумеем глубоко постигнуть. И сам Шопенгауэр с грустью и одновременно с гордостью отмечал, что он несовместим со своей эпохой. О непримиримости к эпохе, в которую им довелось жить, станут потом твердить и Кьеркегор, и Ницше, причем последний провозгласит нигилизм, отрицание и пересмотр ценностей своего времени живым нервом, исходным принципом философии. Время не принимало этих мыслителей, а они резко критиковали его как эпоху небывалого кризиса и распада. Однако в целом ситуация оказалась более сложной и парадоксальной. Ибо есть немало обоснованного и в заключениях тех исследователей, которые доказывали, в какой сильной мере интересующие нас здесь философы были духовными сыновьями своей эпохи и получили толчок от тех или иных идей-ценностей, выработанных именно в новое время. И в самом деле, Шопенгауэр, который считал неприемлемыми и даже враждебными гегелевские конструкции, одновременно в "Мире как воле и представлении" сделал основанием своих воззрений философию Канта. Главные произведения Канта он оценивал как самое важное явление, которое знала философия на протяжении своего двухтысячелетнего развития. Однако то, что началось после Канта, вызывает суровое осуждение Шопенгауэра: Кант, по его мнению, сделал великие открытия в философии, вернул ей утраченное уважение, а потом начались "всеобщие хлопоты", писание речений и сочинений людьми, которые меньше всего думали об истине, а заботились о своих "материальных" или "партийных" интересах. Периоды философской "сутолоки", согласно Шопенгауэру, — самое неблагоприятное время для философских размышлений. Он едко высмеивал "профессорскую философию". Вместе с тем отношение Шопенгауэра к функциям и задачам философии всегда оставалось ответственным и серьезным. Шопенгауэр был одним из первых в XIX в., кто в философском синтезе, позволяющем обрести оригинальное и созвучное будущему единое воззрение, наряду с некоторыми центральными идеями Канта и Платона почетное место отвел восточным философским учениям, прежде всего санскритской литературе; он предсказал и предвосхитил возросшее в нашем веке влияние Вед (Упанишад) и буддизма. Более того, он был убежден в том, что скорректировать ошибки великих мыслителей европейской философии поможет как раз знание и глубокое внутреннее переживание восточного духовного опыта. Философия А. Шопенгауэра — яркое, оригинальное, но глубоко противоречивое явление. Парадоксы подстерегают читателя его произведений на каждом шагу. С одной стороны, из-за идей кризиса, отрицания, мрачных предсказаний и предчувствий учение Шопенгауэра всегда считали не только антипрогрессистским, но и пессимистическим, чуть ли не апокалиптическим. Сам Шопенгауэр признавал, что разделяет установки "пессимизма". Он исходил из того, что в мире царят зло и несчастье. С другой стороны, читатель обнаружит в его сочинениях стремление мыслителя обрести прочные — отнюдь не ложные, иллюзорные — духовные принципы и опоры. Философию Шопенгауэра называли, и не без оснований, "этикой жизнеотрицания". Но ее же причисляли — и опять-таки обоснованно — к историческим первоистокам так называемой философии жизни, которая поместила в центр целостное понятие "жизни", противопоставляемое абстрактным философским схемам и спекуляциям прошлого. С одной стороны, мир, как его изображает Шопенгауэр, предстает перед нами в разорванном, полным противоречий опыте. С другой стороны, его философия направлена на поиски глубинного смысла мира и опыта, живого "пульсирующего" единства, как бы произрастающего из одного корня. С одной стороны, Шопенгауэр считает, что мир социума и культуры в современную ему эпоху и в философии этой эпохи стал обесчеловеченным и обезбоженным. С другой стороны, он берет на себя поистине титаническую задачу средствами философии и этики "очеловечить" мир природы и культуры, понять его как "проекцию" человеческого, при этом решительно размежевываясь с традиционными рационалистическими способами проецирования разумного в мир действительного.


Смотреть значение Артур Шопенгауэр (1788-1860) в других словарях

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) — - идеолог классического славянофильства. В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них........
Политический словарь

Блюм Артур Адамович — (1877 Елец Орловской губ. - 9.8.1938). Социал-демократ. Член ЦК РСДРП. Арестован, осужден по ст. 58-7 УК РСФСР. В сентябре 1929 находился в ссылке в Свердловске, в 1932 там же. В сентябре........
Политический словарь

Ван Ден Брук Артур Мюллер — (1876-1924) – немецкий философ, один из основателей движения «Консервативная Революция». Переводчик Достоевского на немецкий язык. Дружил с русским консервативным философом........
Политический словарь

Плесков Артур Абрамович — (ок. 1884, Азов Ростовского у. Екатеринославской губ. - 8.10.1937). Социал-демократ. Член РСДРП в 1901-22. Юрист. Подвергался арестам в 1903, 1904, 1905 и 1906. В 1919 член ЦК РСДРП. Арестован........
Политический словарь

Артур Берри — (1861-1929) Занимаясь математикой в Кембриджском
университете, Берри проявлял также и некоторый
интерес к экономической теории. Родился он 28 мая 1861 г. в Кройдоне........
Экономический словарь

Артур Льюис — Родился в 1915 г. Учился в Лондонской школе экономики и политических наук:
бакалавр коммерции (1937), доктор экономики (1940). Преподавал в ней с 1938 по 1947 гг., затем переехал........
Экономический словарь

Артур Оукен — (1928-1980)

Arthur Okun

родился в 1928 г. Начало его карьеры связано с Колумбийским университетом, где он получил степень бакалавра (1949 г.) и степень доктора философии........
Экономический словарь

Артур Сесил Пигу — Pigou, Arthur Cecil 1877-1959 Английский
экономист
родился 18 ноября 1877 в Райде (Айл-оф-Уайт). В
университете изучал математику и историю, что ему дало прочный фундамент........
Экономический словарь

Артур Шпитгофф — , студент Густава Шмоллера, был одним из немногих членов Немецкой Исторической Школы, оказывавших существенное
влияние на господствующие направления в экономике.........
Экономический словарь

Бёрнс (burns) Артур (род. 1904) — американский
экономист. Большое
место в его
работах занимает
анализ изменений в экономическом
цикле, наступивших после Второй Мировой войны 1939-1945........
Экономический словарь

Боули (bowley) Артур Лайон (1869-1957) — английский
экономист-статистик. На формирование общетеоретических взглядов Боули оказали
влияние представители математической школы конца XIX — начала XX вв.........
Экономический словарь

Льюис (lewis) Уильям Артур (род. 1925) — американский экономист, представитель неоклассического направления. В работе «Теория экономического роста» (1959) Льюис выдвинул модель дуалистической экономики для........
Экономический словарь

Оукен (okun) Артур (1928-1980) — американский экономист, представитель неокейнсианства. Разрабатывал проблемы теории имплицитных контрактов, в частности объяснял жесткость заработной платы на основе........
Экономический словарь

Пигу (pigou) Артур Сесил (1877-1959) — английский экономист, заложивший основы теории государства всеобщего благоденствия. Модифицировал модель экономики Д.М.Кейнса, введя в нее «эффект богатства», который........
Экономический словарь

Артур — (Arthur) Честер Алан (1830-86) - 21-й президент США (1881-85), отРеспубликанской партии.
Большой энциклопедический словарь

Гогландское Сражение 6(17).7.1788, — между российским и шведским флотамиоколо о. Гогланд. Российский флот (адмирал С. К. Грейг) выиграл сражение,сорвав планы противника по завоеванию господства на Балтийском........
Большой энциклопедический словарь

Конан Дойл Артур. — см. Дойл А. К.
Большой энциклопедический словарь

Пекинский Англо-китайский Договор 1860 — подписан после поражения Китая вангло-франко-китайской войне 1856-1860. Тяньцзинь открывался дляанглийской торговли, Великобритания закрепила в качестве своего владенияюжную........
Большой энциклопедический словарь

Пекинский Франко-китайский Договор 1860 — подписан после поражения Китая вангло-франко-китайской войне 1856-1860. В основном аналогичен Пекинскомуангло-китайскому договору 1860 (без статьи о территориальныхприобретениях).
Большой энциклопедический словарь

Порт-артур — город на северо-востоке Китая, на южной оконечности п-оваЛяодун, в 1898-1905; в 1945-55 советская военно-морская база. Современныйкитайский г. Люйшунь.
Большой энциклопедический словарь

Туринский Договор 1860 — между Сардинским королевством и Францией опередаче Франции Савойи и Ниццы за помощь в войне против Австрии (см.Австро-итало-французская война 1859).
Большой энциклопедический словарь

Ци Байши (1860-1957) — китайский живописец, мастер гохуа. Образы китайскойприроды замечательны поэтичностью, богатством тональных градаций.Международная премия Мира (1956).
Большой энциклопедический словарь

Шопенгауэр — (Schopenhauer) Артур (1788-1860) - немецкий философ,представитель волюнтаризма. В главном сочинении "Мир как воля ипредставление" сущность мира ("вещь в себе" И. Канта) предстает........
Большой энциклопедический словарь

Мак-артур-ривер — Мак-А́ртур-Ри́верместорождение полиметаллических руд, одно из крупнейших в мире (Австралия). Пластовая залежь (7 слоёв богатых руд) мощностью 50 м. Разведанные запасы........
Географическая энциклопедия

Порт-артур — Порт-Артур, см. Люйшунь.
Географическая энциклопедия

Порт-артур — см. Люйшунь
Географический словарь

Абрагамсон, Артур Адольфович — — инженер (внук Бернарда Абрагамсона и писателя Осипа Рабиновича), родился в Одессе в 1854 г.; живет в Киеве. Образование он получил в цюрихском Политехникуме и петербургском........
Большая биографическая энциклопедия

Аксаков Константин Сергеевич (29.03.1817 - 7.12.1860) — русский писатель, историк. Один из основоположников славянофильского движения. Сын писателя С.Т. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). Ок. 1840 вместе с Ю.Ф. Самариным........
Исторический словарь

Аксман, Артур — (Axmann), лидер молодежного гитлеровского движения (1940-45) (см. "Гитлерюгенд"). Родился 18 февраля 1913 в Хагене. Присоединившись в 1928 к молодежному гитлеровскому движению,........
Исторический словарь

Арну, Артур — - член Парижской Коммуны 1871 г., прудонист. Был приговорен версальцами к смертной казни. Автор известной "Истории Парижской Коммуны". /Т. 12/
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :