Философский словарь

Арсеньев Николай Сергеевич

(16 (28). 05. 1888, Стокгольм - 18. 12. 1977, Нью-Йорк) - философ, богослов, культуролог, литературовед. Род. и вырос в дворянской семье, сын дипломата. В 1905-1910 гг. учился на историко-филологическом ф-те Московского ун-та. Продолжил учебу в нем. ун-тах. В 1912 г. оставлен при кафедре западноевропейской литературы Московского ун-та. Близкий правому крылу октябристов, отдал дань публицистике (О нашем Временном правительстве, о свободе и порядке в защите родины. М., 1917). В 1918-1920 гг. -  проф. Саратовского ун-та. В 1919 г. дважды арестовывался, в марте 1920 г. эмигрировал. С 1921 по 1944 г. преподавал рус. литературу и богословие в Кенигсберге и на православном ф-те Варшавского ун-та (1926-1938), с 1924 г. - доктор философии. Был участником экуменического движения (с 1927). После поражения Германии жил в Париже, с 1948 г. - проф. Св. Владимирской семинарии в Нью-Йорке, читал лекции в европейских странах. В центре внимания А. как философа-культуролога - сходство различных культур, эпох и народов. Основой духовной жизни человечества он считал преодоление пессимизма, к-рый усматривал у древн. египтян, евреев, греков, а также в буддизме и христианстве, с помощью мистики: "Пессимистические умонастроения - наилучшая почва для... развития мистических исканий" (Жажда подлинного бытия: Пессимизм и мистика. Берлин, 1922. С. 7, 10). Культуру, выросшую на почве христианства, к-рому он был неизменно верен, А. сопоставлял с предшествующими верованиями. Прямым преддверием христианства А. считал античную культуру. В средневековом миросозерцании А. привлекают не аскетика и пессимизм, сопряженные со страхом, а его светлая, эстетически окрашенная ветвь: мир и материя не есть принцип отрицательный, земное бытие призвано быть обожествленным, и "процесс этот начался уже в воскресении во плоти Сына Божия". Будучи сторонником единения православия с католичеством и протестантизмом, А. подчеркивал неумирающее значение вост. церкви, к-рая свидетельствует о соборном характере нашего спасения. Общим проблемам эстетики посвящены работы А. 50-70-х гг. Поскольку с его т. зр. "просветление тварного, земного... лучами свыше - одна из центральных проблем духовной жизни человечества", то Красота призвана умиротворять и одновременно пробуждать томление, ее значение не только утешительное, но прежде всего "будящее": красота лишает человека покоя, порождает "творческую тоску", "вызывает душу на активность" и "требует ответа" (О красоте в мире. Мадрид, 1974. С. 44, 139). Искусство при этом осознается (в противовес кантовской и романтической эстетике) не столько в качестве сотворения прекрасного, сколько как "схватывание" и закрепление той красоты, что "преподносится душе" самой реальностью. Со временем миропонимание А. окрашивается в тона традиционалистские: "глубины духа" становятся достоянием человека, поскольку они питали "творческую жизнь" его предков; культура - это порождение народной жизни, важнейшее достояние к-рой - "ткань жизни... насыщенная творческими воздействиями" и не менее значимая, чем "отдельные великие памятники... культуры" (Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт, 1959. С. 9). Как необходимое проявление культуры рассматриваются религиозно-просветленный бытовой уклад и святыня семейного очага. Смысл культурного творчества - в любви, и осуществляется оно на том "жизненном поле, на котором я поставлен работать" (О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966. С. 267). А. говорит о болезненности "разрывов" культурной преемственности, причины к-рых усматривает, во-первых, в насильственных акциях - революциях, всегда "бесплодных и убогих", ибо они рождаются из ненависти, и, во-вторых, в духовном оскудении, "мещанском" обмельчании духа. Он высказывает предположение, что в ситуациях "культурных разрывов" защитники традиции бывают "не менее виноваты, чем ее поносители и враги" (О духовной традиции и о "разрывах в истории культуры" // Грани. Мюнхен, 1953. № 20. С. 145). Культурология А. получила обоснование в его работах о рус. жизни, в к-рых отмечается как женственная душа России, так и сила ее духа, подробно характеризуются "красота, уют и внутренняя теплота патриархальной семейной жизни", к-рая стала в России своего рода "домашней церковью", "элемент соборности" и присущий рус. людям (речь идет о Веневитинове, Станкевиче и дружеских сообществах славянофилов) "дар... зажигания друг друга духовным огнем"; культуротворческая энергия "усадебных гнезд", органически связанных с деревенской жизнью XIX в., предстает в освещении А. как эпоха плодотворного культурного синтеза Востока и Запада: в отечественном бытии соединились "раскрытость духовная и укорененность... в жизни предания... Лучшее в русской культурной и духовной жизни родилось отсюда" (Из русской культурной и творческой традиции. С. 15--16, 66, 152). А. восторженно оценивает "духовную весну" в России рубежа XIX-XX вв. Вместе с тем культурная среда этой эпохи рассматривается им критически: порой "чаша Диониса литературно и безответственно смешивалась с чашей Евхаристии" (Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт, 1974. С. 105, 248, 62). А. разграничивал художественную словесность, выражавшую религиозные умонастроения, объективно освещавшую уклад рус. жизни, и литературу интеллигентов, к-рая отвергала национальные традиции, была политически радикальна, тенденциозна, сыграла разрушительную роль. В литературе символистской" ориентации он усматривал эротическую мистику, взвинченность, духовное разложение. В лучших произв. рус. писателей, утверждает А., присутствуют укорененные в национальном сознании порывы прощающей любви и сердечного сокрушения, дар умиления и благодатных слез, готовность к радостному отданию себя (см.: Из русской культурной и творческой традиции. С. 239-245). А. как культуролог во многом близок Федотову, для к-рого тоже были актуальны понятия "ткань жизни", "традиция", "почва" и к-рый рассматривал начала рус. быта как "ерошенные" с христианством. Он избегал оценочно полярных суждений, настойчиво сближал разные культуры, будь то эллинизм и христианство, средние века и новое время, Россия и западноевропейские страны, Восток и Запад.


Смотреть значение Арсеньев Николай Сергеевич в других словарях

Абрамов Иван Сергеевич — (? - ?). Анархист. Из крестьян Пензенской губ. Образование "сельское". В конце 1921 работал секретарем Веденяцкого волисполкома Совета (Наровчатский у. Пензенской губ.). 23.10.1922........
Политический словарь

Авксентьев Николай Дмитриевич — 29 ноября 1878, Пенза, – 1943, Нью-Йорк). Родился в дворянской семье. Учился в Московском университете. Возглавлял студенческий союз объединённых землячеств, исключён в 1899........
Политический словарь

Аджемов Моисей Сергеевич — 28 сентября 1878 – 1950). Образование получил в Нахичеванской духовной семинарии, затем в Ростовской-на-Дону гимназии и Лазаревском институте восточных языков. В 1903 окончил........
Политический словарь

Аксаков Иван Сергеевич — (1823-1886) – русский публицист и общественный деятель. Брат К.С. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор журналов “День”, “Москва”, “Русская беседа”, “Русь”........
Политический словарь

Аксаков Константин Сергеевич — (1817-1860) – русский публицист, историк, языковед и поэт. Брат И.С. Аксакова, сын Сергея Тимофеевича Аксакова, проникновенного поэта русской природы. Один из идеологов славянофильства.........
Политический словарь

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) — - идеолог классического славянофильства. В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них........
Политический словарь

Алексеев Николай Николаевич — (1879-1964) — правовед и политолог, философ, историк общественной мысли, активист евразийского движения, автор книги «Русский народ и государство». Попытался применить........
Политический словарь

Алексеев Николай Николаевич (1879-1964) — - теоретик государства и права, философ, идеолог евразийства. Основные работы: "Основы философии права" (1924), "Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное........
Политический словарь

Аловерт Николай Николаевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Студент. Арестован в 1922 в Москве. В феврале 1923 в ссылке в Чердыни. В феврале 1924 находился в Бутырской тюрьме. В марте 1924 вновь в ссылке........
Политический словарь

Амосов Николай Иванович — (1875, Вятка - ?). Член ПЛСР с 1917. В конце 1921 жил в д. Бори Васильевской волости Нолинского уезда Вятской губернии. Заведовал библиотекой. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Андреев Николай Георгиевич — (1876 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1910. Образование высшее. В конце 1921 жил в Воронеже, работал преподавателем техникума. Местными чекистами характеризовался как........
Политический словарь

Аношин Николай Павлович — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Арестован в Баку в ночь на 8.4.1922. На проводимом с 1 по 9.12.1922 Верховным Ревтрибуналом Азербайджанской ССР в Баку суде над бакинскими........
Политический словарь

Антипов Николай Александрович — (Ок. 1885 - ?). Член РСДРП с 1905 г. Рабочий. Образование низшее. В конце 1921 г. жил в Калужской губернии и работал слесарем на станции Калуга. Взят на учет в 1921 органами Дорожно-транспортной........
Политический словарь

Аркадьев Николай Дмитриевич — (1885 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В 1909 приговорен к 4 годам каторжных работ "за вооруженное восстание" 1905. Арестован ВЧК в Екатеринодаре 25.2.1921. С 17.3.1921 содержался........
Политический словарь

Арсеньев Сергей Борисович — (? - ?). Член ПЛСР. Крестьянин. В конце 1921 жил в Тульской губернии и работал портным. Местными чекистами заведено «следственное дело № 2789». Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Архипов Николай Иванович — (1891, Вологодская губ. - ?). Анархист (бывший большевик). Из крестьян. Образование низшее. Матрос Балтийского флота, машинный старшина линкора "Петропавловск". В 1920 исключен........
Политический словарь

Астров (астров-повес, Настоящая Фамилия - Повес) Исаак Сергеевич — (1887, Одесса - 7.5.1922). Социал-демократ. Член РСДРП и ЦК РСДРП с 1902. Окончил Петербургский университет. Сотрудник и член редакций ряда с.-д. газет и журналов. В 1913-17 был в ссылке........
Политический словарь

Астров Исаак Сергеевич — (настоящая фамилия Повес) (1876, Одесса, – 22 апреля 1922, Саратов). Вступил в революционное движение рано, неоднократно арестовывался (впервые в 15-летнем возрасте). С 1900 работал........
Политический словарь

Астров Николай Иванович — (1868, Москва, – 12 августа 1934, Прага). Из семьи врача. Окончил юридический факультет Московского университета (1892). С 1890-х гг. работал в органах московского городского самоуправления,........
Политический словарь

Аткарский Николай Алексеевич — (ок. 1886 - ?). Социал-демократ. Учитель. Образование высшее. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Саратовской губ., был членом правления Союза учителей. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Ашанин [антонов, Антонов-ашанин, Ашанин-антонов] Николай Михайлович — (ок. 1889, Сургут Тобольской губ. - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Из семьи врача. В 1908 окончил гимназию в Пензе, учился на юридическом факультете Московского университета........
Политический словарь

Багдатьян Михаил Сергеевич — (1874 - ?). Социал-демократ. Арестован 8.2.1921 по постановлению московского Ревтрибунала, вскоре освобожден. Вновь арестован 8.4.1921 в Москве, обвинялся в измене Советской власти,........
Политический словарь

Баженов Николай Николаевич — (1899, Можайск Московской губ. - ?). Анархист. Сын торговца. Образование среднее. В 1918 работал табельщиком склада артиллерии особого назначения, в 1919-21 - артельщиком по продовольствию........
Политический словарь

Баклушин Николай Федорович — (ок. 1885 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Служащий. Образование среднее. В конце 1921 жил в Златоусте Уфимской губ., работал на заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Барашков Николай Владимирович — (ок. 1886 - ?). Социалист-революционер. Из крестьян. Член ПСР с 1918. Образование среднее. В конце 1921 жил во Владимирской губ., работал школьным учителем. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Барсов Николай Николаевич — (1902, д. Дубровки Богородской волости Уфимского у. Уфимской губ. - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с февраля 1917 по 1919, член "меньшинства" ПСР - группы "Народ" с 1920. Отец........
Политический словарь

Беглецов Николай — (? - ?). Социал-демократ. Арестован 23.7.1918 в Москве, содержался в Бутырской тюрьме. В 1919 - там же. Дальнейшая судьба неизвестна.
И.З.
Политический словарь

Бельцев Николай — (? - ?). Анархист в Бердянске к началу 1919. В конце июня 1919, с начавшимся разгромом махновщины, переехал в Москву и вошел в Группу анархистов подполья. Дальнейшая судьба неизвестна.
А. Д.
Политический словарь

Белявский Николай Фотиевич — (? - ?). Социал-демократ. Член кружка молодежи РСДРП. Студент Петроградского государственного университета. Арестован в 1924 в Петрограде. В мае 1924 приговорен к 3 годам заключения........
Политический словарь

Бердяев Николай Александрович — (6 марта 1874, Киев, – 24 марта 1948, Кламар, близ Парижа). Из старинного дворянского рода В 1884 – 94 учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет........
Политический словарь

Посмотреть еще слова :